О проблемах информационно-аналитического обеспечения Специальной военной операции

У любого противоборства, в том числе, конечно же, в информационной сфере, в которое мы с вами в настоящее вовлечены, есть свои законы, принципы, правила и иные обязывающие нормы, игнорирование которых заведомо ставит в невыгодное положение.

При этом, очевидно, есть как универсальные, так и свои особые требования, предъявляемые в частности к информационно-аналитическому обеспечению деятельности органов политического руководства.

Если говорить об универсальных принципах информационно-аналитического обеспечения принятия политических решений в условиях противоборства, то здесь очевидно, мы обязаны обратить к триединой формуле Сунь-цзы, сформулированной им в трактате «Искусство войны» 2.5 тыс. лет назад.

Сначала разбей замыслы противника, затем его союзников, и только после этого его самого. У нас эта формула в плане информационно-аналитического сопровождения Специальной военной операции реализуется с точностью до наоборот.

Мы пытаемся разбить не замыслы, а самого противника в лице коллективного Запада, с его мощнейшим информационно-аналитическим потенциалом. И очевидно, что в этом мы не приспели. Более того, мы поставлены в условия ситуативного реагирования. Ждем, когда в отношении нас будут приняты очередные провокационные, дискриминационные и дискредитирующие меры. И только после этого, как-то начинаем реагировать.

Что касается союзников, то здесь также наши успехи также не очевидны. Мы ничего или почти ничего не делаем для того чтобы разрушить коллективный Запад или по крайней мере пробить в нем брешь. Хотя возможности для этого были, есть и еще будут. Важно их не упускать.

Пока же мы находимся в режиме ожидания, наши противники консолидирует свои ряды авторитарными и даже тоталитарными методами. Очень активно реализуется принцип: кто не с США, то против демократии и всего прочего. Тот враг. При этом мало, кто из внешнеполитических акторов способен противостоять данному информационному прессингу. Этим и объясняется та поддержка антироссийских акций как на уровне Генеральной ассамблеи ООН, так и на других международных площадках. Это же в свою очередь является следствием нашей очень слабой информационной политики по противодействию антироссийским акциям и в целом альянса.

Даже провокационный ракетный удар по территории Польши не поколебал поддержку со стороны натовского руководства Украины. То, что эта тема постепенно уходит с новостных лет Запада понятно. Не понятно, почему она у нас уходит. Ведь это исключительно резонансная тема. И из нее необходимо было выжать все то, что можно и даже больше.

По опыту пятидневной войны по принуждению войны Грузии к миру всего лишь два информационных сюжета, растиражированных СМИ сыграли ключевую роль. Поддержка М. Саакашвили сошла на нет после того как по мировые СМИ показали его жующего свой галстук, а также его бегство от гула самолета. После этого быть союзником М.Саакашвили стало неприлично.

Очевидно, что и с руководством Украины так же можно работать этом же направлении. В.Зеленский «клоун» и он сам об этом говорил. Но одно дело клоун в цирке, а другое в мировой политике.

Речь в данном случае идет о дегероизации и дискредитации противника как об одном из основных направлений информационного противоборства. Посмотрите, как изображается Россия и ее руководство в странах коллективного Запада и самой Украины. Крайне негативно. Мы, конечно же, не можем опускаться до их уровня, но и участвовать в героизации киевского режима также не имеем права.

В данном случае вполне уместно было обратиться к опыту дискредитации противника в годы Великой Отечественной войны, хотя бы на примере работ наших замечательных художников Кукрыниксов. Помимо этого, дискредитации противника в тот период были посвящены все средства массовой информации, коммуникации и информационного воздействия на массовое сознание.

Помимо этого, чрезвычайно резонансными темами для текущей ситуации являются:

  • Деятельность американских биолабораторий
  • Массовые нарушения прав человека. Издевательства над гражданским населением.
  • Коррупция и многое, многое другое, чем богата украинская действительность.

Пока же наши робкие попытки по информационному обеспечению и непосредственно воздействию на общественное сознание населения как своей страны, так и противника носят в значительной мере оборонительный характер.

Единственное, в чем мы активны – это в обсуждении хода Специальной военной операции и текущих событий. Но это обсуждение уже принимает характер шоу – ток-шоу. У нас на каждом телеканале аналитики. Причем один крупнее другого. И все занимаются одним и тем же – объяснением происходящего. А на самом деле все то, что они производят, называется информационным мусором. Ничего кроме дезориентации общественного сознания это не дает. Поэтому при всем уважении к ведущим федеральных каналов, все же очевидно, что их роль в информационном обеспечении СВО непродуктивна.

И очевидно, что в данном случае как говорит один из классиков информационной борьбы «мы ведомые, а не ведущие». По сути, в плане информационно-аналитического обеспечения СВО нам навязали правила и заставили играть по этим правилам. Речь идет уже не только об информационном противоборстве, а об информационной войне в целом

А здесь вполне уместно использовать выражение Талейрана о том, что война слишком серьезное дело, чтобы доверять его военным. Это, конечно утрированное выражение, но определенный смысл в этом есть. Война – это не только удел армии или военного руководства, это общегосударственная задача, это задача общества.

В свое время О.Бисмарк, подводя итоги франко-прусской войны 1870-1871 годов, сделал гениальное умозаключение. Войну, по его словам, выиграл прусский учитель и прусский пастор. И это действительно так, поскольку именно они формировали сознание и мировоззрение солдат и офицеров прусской армии, всего прусского общества. Но тогда не было, ни телевидения, ни Интернета, да и в целом информационная среда была иной.

Но в то же время принципы информационно-аналитического обеспечения уже тогда сформировались и нашли отражение в практической деятельности.

Сейчас к их числу следует отнести следующие:

  • Целенаправленность
  • Актуальность
  • Активность
  • Достоверность
  • Полнота
  • Альтернативность
  • Обоснованность
  • Системность
  • Своевременность
  • Инициативность
  • Объективность
  • Непрерывность
  • Гибкость

И, главное, чтобы я сюда добавил, наступательный характер информационно-аналитического обеспечения и нацеленность на Победу.

Следует отметить, что у нас в стране накоплен значительный опыт информационно-аналитического обеспечения ведения операций и боевых действий, соотносимых с современными событиями. Причем опыт как позитивный, так и негативный. Есть негативный опыт 1-ой мировой войны с высочайшим уровнем патриотического подъема на ее начальном этапе, сошедшем на нет уже через пару лет, и есть опыт Великой Отечественной войны.

И речь идет не об обеспечении управления войсками, а о информационно-аналитическом воздействии на население как своей страны так и население противника.

Так, в частности выдающуюся роль в информационном обеспечении победы Советского Союза в Великой Отечественной войне сыграли Совинформбюро и его диктор Юрий Левитан.

Каждый день драматических событий Великой Отечественной войны начинался со сводки от Советского Информбюро. Голос легендарного диктора Юрия Борисовича Левитана знал каждый гражданин Великой страны. Каждый день войны начинался и заканчивался сводками Левитана. Эффект от его информационного обеспечения был настолько велик, что Гитлер считал его своим личным врагом.

Думается, что подобного рода информированности о событиях в зоне СВО нашему обществу сейчас не хватает.

То, что у нас в перерывах между рекламами каких-то товаров зачитываются сводки Минобороны, дискредитирует официальные источники и не способствует доверию им, особенно когда очевидны какие-либо несостыковки или неточности. И это не решает проблему информационного обеспечения, а напротив наносит ей ущерб.

Еще один пример информационного воздействия на население. Фотография Г.К. Жукова, командующего Западным фронтом (снимок опубликован в газете по распоряжению И.В. Сталина в самые тяжелые дни Московской битвы).

В данном случае речь шла о формировании у граждан убежденности в победе, несмотря на тяжелейшую ситуацию на фронте. Да и сам Маршал Победы в своих воспоминаниях отмечал, что «Крупнейшие битвы и целые войны выигрывают те войска, которые отличаются железной волей к победе, осознанностью цели, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой». Тогда эту убежденность удалось сформировать.

И подобного рода убежденность в победе, как у военнослужащих, так и у остальных граждан нашей страны и должны формировать наши информационные ресурсы, а не гадать и не обсуждать, что произойдет и что могло бы произойти.

Поэтому нам необходимо кардинальное преобразование информационной политики освещения и сопровождения Специальной военной операции.

Прежде всего, необходима консолидация общества. И здесь нельзя быть в стороне или между войной и миром. Государство и гражданское общество должны быть едины в решении этих задач, в том числе и информационного обеспечения проведения Специальной военной операции. Только таким образом мы сможем нейтрализовать преимущества противника в информационной сфере.

И здесь также вполне уместно вспомнить опыт Великой Отечественной войны.

Одной из наиболее острейших проблем Красной армии на начальном этапе войны был дефицит снарядов. Эту проблему успешно решил назначенный И.В. Сталиным в первые дни войны наркомом боеприпасов выпускник МГТУ имени Баумана Б.Л. Ванников. Он, помимо повышения производительности выпуска продукции на заводах, создал целую сеть кустарных мастерских по выпуску боеприпасов и патронов, в которых работали домохозяйки, пенсионеры, школьники, конечно же под надзором инженеров. И они давали фронту всю необходимую продукцию. Потребности фронта, в том числе в патронах и снарядах были в полной мере удовлетворены. А в 1943 году Красная армия добилась превосходства над противником.

 Подобного рода кустарные мастерские по производству информационной продукции для обеспечения СВО должны быть созданы и у нас. У нас много различного рода блогеров, хакеров, да и вообще специалистов – айтишников, но в значительной мере они предоставлены сами себе. А это неправильно. В данном случае они должны быть объединены для решения общегосударственных задач.

Таким образом, очевидно, что в плане информационного обеспечения Специальной военной операции у нас много проблем, но и много возможностей, которые необходимо использовать. Главное, что этими процессами необходимо управлять на государственном уровне, а не отдавать их на откуп кому бы то ни было.

В информационном обеспечении, как говорил Александр Александрович Зиновьев, мы должны «переумнить» Запад.

Бочарников Игорь Валентинович

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *