Республика Казахстан: имитация государственности?
Когда-то, после распада СССР, когда в уже бывших братских республиках начался «подъём национального самосознания», а мои немецкие родственники в поисках лучшей жизни покидали Северный Казахстан, я услышал от них один невесёлый анекдот:
«Уезжает, точнее, практически бежит русский из Казахстана в Россию, забирая с собой лишь свою семью и скромный скарб. Оставляя дом, хозяйство, огородик и посаженную перед домом белую берёзку. Не успев даже дождаться отъезда бывших владельцев, в дом заселяется новый хозяин, титульной, разумеется, национальности. И первым делом срубает эту берёзку на глазах у изумлённого русского. Зачем? – спрашивает тот. В степь смотреть мешает, – отвечает казах».
Я ни в коем случае не пытаюсь сейчас кого-то обидеть или ущемить чьё-либо национальное достоинство, но только прожив долгие годы в разных союзных республиках бывшего СССР, я обратил внимание на одну и ту же неприятную закономерность: получив в 1991 году внезапно свалившуюся на их голову независимость, большинство (если ни все) некогда братских народов начали построение своего национального государства с попытки тем или иным способом избавиться от проживавшего там русского населения.
Складывалось такое впечатление, что именно русские являются тем стопором, который мешает гармоничному развитию и поступательному движению вперёд, в светлое будущее, новых моноэтнических в своей сути государств. Но так ли это на самом деле?
В нынешнем Казахстане историю его «совместного проживания» с Россией принято преподносить в откровенно негативных тонах. Мол, и «брак» этот был не по любви, и бывший «муж» «жену» и в грош не ставил, всячески над ней издевался и вообще держал в чёрном теле. Одним словом, оккупант. А между тем, исторические документы помнят совсем иное.
Измученные 150-летней войной с джунгарами, казахские ханы ещё со времён Петра Первого искали протектората России. На первом курултае (общенациональном собрании) в 1736 году более 56 ру-аксакалов (старейшин казахских родов, ру – патриархальный род, ведущий своё происхождение от одного предка в седьмом колене и более) подписали прошение о подданстве к императрице Анне Иоанновне. А в 1740 году, на протяжении трёх августовских дней, 22-го, 28-го и 29-го, к обращению присоединились ещё 299 старейшин (читай: родов), чьи имена дошли до наших дней.
В 1830 году на реке Ишим, в урочище Кара-Уткуль русские казаки заложили Акмолинскую крепость, получившую 7 мая 1862 года статус города с названием Акмолинск. Поспрашивайте у нынешних жителей столицы Казахстана Астаны, знают ли они в каком городе живут и кто его основал?
Уже в советское время с 1955 по 1985 в казахстанской степи были выстроены 43 новых города, в том числе и Ленинск (ныне Байконур), в котором мне посчастливилось появится на свет.
Впрочем, деятельность «русских оккупантов» в Казахстане не ограничивалась лишь инфраструктурными проектами. Уровень грамотности и образованности местного населения с 5% до революции вырос до 95% при СССР. По количеству студентов в 80-е годы Казахская ССР, по данным казахских же экспертов, уступала разве что Штатам и Канаде. В 1937 году в Казахстане была образована национальная Академия наук.
С первых же лет советской власти развивалась и казахская культура. В республике появились ранее неизвестные жителям бескрайней степи виды искусства такие как опера, балет, фортепианная и симфоническая национальная музыка, основоположниками которой стали уроженец Орловской губернии Александр Викторович Затаевич и родившийся в Ростове-на-Дону Евгений Григорьевич Брусиловский.
Более того, «оккупант» Брусиловский был автором музыки к произведению, которое до 2006 года служило национальным гимном Казахстана. Так было в реальности. Но кому это сегодня интересно?
Сегодня в Казахстане при президенте Касым-Жомарте Токаеве работает группа специалистов, занимающихся фактической фальсификации истории республики. Назвать их историками у меня язык не поворачивается.
Руководит группой некто Ерлан Карин (почти Каин), государственный секретарь Республики Казахстан, председатель Казахстанского совета по международным отношениям и Советник Президента Республики Казахстан, известный своими тесными связами с радикальными казахскими националистами.
В частности, ещё в 2020 году он выступил в защиту казахского нациста Маргулана Бурамбаева, обвинявшегося по статье 174 часть 2 УК РК (Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни), а также неоднократно встречался с другим националистом, проповедующим запрещённую в Казахстане организацию Боз Курд (турецкие фашисты) Аманом Мамбеталиевым.
Какую историю пишет этот делитель, предположить несложно. Разумеется, в интерпретации Карина, во всех бедах Казахстана виноваты русские. Но вот незадача, как выяснилось буквально в конце этого года, вместе с практически покинувшими независимый Казахстан этническими русскими, республику оставили современные медицина, образование и инженерная мысль.
Я уже писал о проблеме катастрофической нехватки профессиональных кадров, особенно технических специальностей, в Казахстане, сопровождающейся коллапсом в инфраструктуре республики. Намедни, либеральная журналистка (а иных в Казахстане практически нет) Гульнар Башкенова, назвавшая в одном из своих репортажей русский Мариуполь «оккупированным городом», предложила обратиться к России с просьбой отправить в Казахстан гуманитарный десант из инженеров, конструкторов и слесарей для починки местных ТЭС и ТЭЦ и даже пообещала не требовать от них знания казахского языка.
Столь нетипичный для националистки способ решения возникших проблем стал следствием осознания того факта, что построенная ещё в СССР (теми самыми «оккупантами») инфраструктура находится на последним издыхании, и специалистов для её ремонта и дальнейшего обслуживания в Казахстане просто нет. Те, что были – состарились, да и почему-то все они носят русские фамилии. Остальные русские инженеры, те что помоложе, не пожелав быть в республике людьми второго сорта, давно уже уехали в Россию.
Оказалось, что русские в Казахстане – это вовсе не помеха, а базис на котором все эти годы зиждилось казахстанское благополучие. К явному неудовольствию местных национально-озабоченных граждан выяснилось, что независимость и государственность – это вовсе не про переименование городов и улиц, запрет русского языка и кричалки вроде «чемодан, вокзал, Россия».
Нет, это прежде всего про жизненно важную инфраструктуру, которую кому-то нужно строить и поддерживать в рабочем состоянии. А иначе это не государственность, а всего лишь её имитация. Русофобить было удобно ровно до тех пор пока советские ТЭЦ вырабатывали свой ресурс. Сидя в холоде, становится уже как-то не до русофобии… Или нет?
Алексей Тверской
Источник: «ВПА».