Подвиг тыла: Вологодская Дорога Жизни

В годы Великой Отечественной войны в ходе военных действий вологжане прославились героизмом (более 160 Героев Советского Союза, 27 полных кавалеров ордена Славы), мужеством и самопожертвованием.

Намерения нацистской Европы во главе с гитлеровской Германией предполагали рабство нашего народа с последующим всеобъемлющим геноцидом. Противопоставить этому можно было, не считаясь с потерями, небывалый одухотворённый ратный и трудовой подвиг всего народа.

Вологодская область не была оккупирована, боевые действия против финских захватчиков происходили лишь на севере региона. Обусловленные гитлеровской агрессией невосполнимые утраты мирного населения Вологодчины во многом были определены жертвенным, сверх сил подвигом на трудовом фронте.

К концу войны Северная Фиваида утратила на фронте и в тылу более четырёхсот тысяч своих сыновей и дочерей, причём потери в тылу были сопоставимы с боевыми потерями вологжан на фронтах.

Наряду с преклонением перед мужеством защитников и тружеников блокадного Ленинграда, отдадим долг памяти подвигу жертвенной помощи жителей Вологодской области блокадному городу на Неве.

Вологжане сыграли особую роль в спасении жителей блокадного Ленинграда. Город на Неве к 1941 г. был крупнейшим промышленным центром СССР, где специализированные заводы производили важнейшие виды вооружений.

Война соединила судьбы Ленинграда и Вологодской области.

10 августа 1941г. в Вологодчине было мобилизовано 20063 жителя на оборонные работы в Ленинграде и области.

Вологжанин генерал-майор Феодосий Феодосьевич Расторгуев (родился в 1902г. в деревне Скребехово Пятовской волости Тотемского уезда Вологодской губернии) — Ленинградский городской военный комиссар с 1938 по 1950 гг. Под его руководством, например, было организовано всеобщее обучение ленинградцев военному делу, проводилась большая работа по эвакуации гражданского населения, сформировано десять дивизий народного ополчения…

Тысячи и тысячи вологжан защищали город на Неве с оружием в руках. Так, например, в небе над Ленинградом сражался комсомолец из Череповца Михаил Жуков, ставший одним из первых Героев Советского Союза в 1941 г.

Бывший токарь вологодского паровозовагоноремониного завода лётчик Игорь Каберов сбил на подступах к Ленинграду 28 немецких самолётов.

В октябре 1942 г. каждый седьмой солдат, не вернувшийся после боёв на Синявинских высотах Ленинграда, был призван в армию из Вологодской области.

Пять дней вела бои 12-я отдельная лыжная бригада вологжан, принимавшая в январе 1943 г. участие в прорыве блокады Ленинграда…

Вологодские чекисты обороняли город на Неве от немецкой агентуры. Приведём только один пример. На территорию Вологодской области вражеский самолёт доставил завербованного немецкой разведкой в лагере для военнопленных лейтенанта М.И.Савенкова. После специальной подготовки диверсанту-парашютисту поставили задачу убить командующего Ленинградским фронтом генерал-полковника Л.А. Говорова. С момента приземления под Вологдой предатель был взят под наблюдение чекистами. Вологодские контрразведчики неприметно

контролировали все действия диверсанта, выявляя связи и явки. Вместе с Савенковым вологодские чекисты по Дороге Жизни попали в блокадный Ленинград и арестовали предателя в конце пути — в здании штаба Ленинградского фронта на Дворцовой площади…

Популярная актриса театра и кино вологжанка Лидия Петровна Сухаревская — штатная актриса Ленинградского театра комедии, страдая от голода, выступала с песенными и литературными концертами на передовой, перед моряками Балтийского флота, перед рабочими оборонных заводов, лётчиками и зенитчиками, прикрывавшими Дорогу Жизни.

Вологжане собрали 50 миллионов рублей, оплатили изготовление на Урале авиационного соединения из ста самолётов ЯК-9 и передали его Ленинградскому фронту.

Подобные примеры можно приводить и далее…

Вернёмся к трагической осени начала войны.

30 августа 1941 г. немцы в ходе наступления захватили железнодорожный узел Мга, через который из Ленинграда поезда шли в Волховстрой, Тихвин и далее в Вологодскую область.

8 сентября немцы, овладев Шлиссельбургом, вышли к Неве и Ладожскому озеру.

С суши Ленинград оказался блокированным.

8 ноября нацисты захватили Тихвин. Нависла опасность соединения наступающих немцев и финских войск, выдвинувшихся в район Свири. В этом случае блокада Ленинграда была бы полной со всеми катастрофическими последствиями.

Вологжане внесли свой существенный боевой вклад в Тихвинскую стратегическую наступательную операцию (с 10 ноября по 30 декабря 1941г.) — первое крупное наступление Красной армии, заслуженно считающееся первой стратегической победой русского оружия в ходе Великой Отечественной войны. Советские войска под командованием генерала армии К.А. Мерецкова продвинулись на 120 км., освободив Тихвин, Будогощь и Малую Вишеру, обеспечив сквозное движение по железной дороге из Вологды до станции Войбокало…

Освобождение Тихвина 19 ноября 1941г. и последующее наступление советских войск окончательно предотвратили образование замкнутого кольца немецко-финской блокады вокруг Ленинграда и захват нацистами города на Неве.

В годы войны географическое положение Вологодского края предопределило героическую судьбу его мирного населения: спасение блокадного Ленинграда …

Историческая роль, высокая миссия вологжан была выполнена ценой массового героического добровольного самопожертвования.

Подвиг не прошёл даром: через 80 лет после великой Победы современная численность населения Северной Фиваиды — святой земли русского народа — существенно уступает численности населения Вологодского края в предвоенном 1940 году…

Признанным фактом стало судебное определение блокады Ленинграда нацистами как геноцида населения города на Неве.

По аналогии с блокадным Ленинградом вполне оправданно следует говорить о геноциде нацистской Европой не только ленинградцев, но и населения Вологодской области, когда в 1941 – 1945 гг. погиб каждый четвёртый житель Вологодчины.

Ленинград в годы Великой Отечественной войны, ввиду его исключительного стратегического значения для оборонного потенциала страны, надо было сохранять и защищать любой ценой, не считаясь ни с чем… Достаточно упомянуть, что по зимней Дороге Жизни, попав в полыньи, проломы и трещины во льду от немецких бомб, утонуло более тысячи грузовиков с продовольствием и военными грузами – советские люди ради победы были готовы к таким жертвам…

В Вологде в конце сентября 1941 г. была создана Центральная база снабжения Наркомата обороны. База подчинялась непосредственно легендарному начальнику Главного управления тыла Красной Армии генералу армии Андрею Васильевичу Хрулёву, который с 1942 по 1943 гг. одновременно являлся наркомом путей сообщения СССР. Непосредственно возглавлял Центральную базу снабжения генерал-майор Павел Васильевич Карпухин.

Управление Центральной базы снабжения стало, по существу, штабом, который руководил распределением материальных фондов и перевозками, обеспечивая всем необходимым Ленинградский фронт, Волховский фронт, город Ленинград, Балтийский флот и все армии, защищавшие Ленинград со стороны юго-восточного берега Ладожского озера, а также Карельский фронт.

Повторим: Вологодский край был ближайшим к Ленинграду тыловым регионом России, и именно вологжане были избраны обстоятельствами для великого подвига спасения города на Неве…

Символом борьбы за спасение Ленинграда стала Дорога Жизни.

«Дорога жизни — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро (в период навигации по воде, зимой по льду), связывавшая с сентября 1941 г. по март 1943г. блокированный Ленинград с тылом страны (Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1987. С.409).

Всего по льду и воде Ладоги – по собственно Дороге Жизни – было эвакуированы один миллион двести тысяч лениградцев: в блокадный город доставлен один миллион пятьсот тысяч тонн различных грузов, прежде всего продовольствия. Дорогу обслуживали 19 тысяч инженеров, рабочих и служащих разных специальностей. На 75 регулировочных постах несли вахту 350 регулировщиков. Зимой по Дороге Жизни курсировали 4053 грузовика.

Вблизи были расположены аэродромы с военной авиацией, защищавшей небо над Дорогой Жизни. Многочисленная советская зенитная артиллерия достойно выполняла своё предназначение. Летом на помощь Дороге Жизни приходила легендарная Ладожская флотилия.

 При более глубоком осмыслении фактов и обстоятельств истории, становится ясно, что спасительная для блокадного Ленинграда Дорога Жизни — понятие более широкое, многогранное, чем определение в энциклопедическом словаре.

Все грузы, перевозимые по Дороге Жизни — ледовой трассе, открытой 22 ноября 1941 г., комплектовались в Вологде. Всё население и имущество, вывозимое из Ленинграда, поступало в вологодские пределы.

Для снабжения всей страной блокадного Ленинграда и северных фронтов Вологодский край героическим трудом вологжан был превращён в огромную единую стратегическую наземно-воздушно-водную транспортную систему.

За годы войны Вологжане встретили и оказали необходимую помощь пассажирам 1586 эвакуационных эшелонов и 280 пароходов, в которых следовало более 3 миллионов человек из Ленинграда, Ленобласти и Карело-Финской АССР.

Вологжане постоянно оказывали Ленинграду помощь из собственных продовольственных запасов. Так, например, уже в октябре 1941 г. в Ленинград было отгружено с Вологодской областной базы 3500 тонн пшеницы, 1200 тонн ржи; с Череповецкой базы — 5000 тонн муки, 1200 тонн пшеницы и ржи в мешках. Для погрузки продовольствия было направлено 1600 вологжан: стариков, женщин, подростков…

После освобождёния Тихвина, железнодорожные составы с продовольствием и оборудованием для Ленинграда следовали из Вологды до станции Вайбокало и далее к перегрузочному терминалу Кобона на берегу Ладожского озера. Здесь вагоны разгружали на автомобили или на баржи для перемещения по льду или по воде к пристани Осиновец на противоположном берегу Ладоги. Здесь грузы следовали по Ириновской железной дороге непосредственно в город…

Эвакуируемых из Ленинграда людей и грузы перемещали по железной дороге в обратной последовательности… На всех крупных железнодорожных станциях по пути следования были развёрнуты пункты питания и санитарной обработки эвакуируемых. Сострадательные вологжане несли к поездам с блокадниками продукты питания, тёплую одежду, игрушки…

Словосочетание Дорога Жизни стало нарицательным выражением для описания массового героизма в тяжелейших трагических условиях и жестоких испытаниях, как ленинградцев, так и вологжан.

Самозабвенно помогая городу на Неве, Дорогой Жизни стала вся Вологодская область.

Действительно, блокадный Ленинград был связан со всей страной не только ледовой дорогой и судоходной артерией от пристани Осиновец до терминала Кабона.

Активнейшим образом действовала воздушно-авиационная Дорога Жизни из Ленинграда до аэродромов на территории Вологодской области и обратно. Вологодская авиагруппа насчитывала 64 самолёта. В годы Великой Отечественной войны на территории области было построено 26 новых военных аэродромов и взлётно-посадочных полос. Полномочия по контролю за строительством аэродромной сети были возложены на областной НКВД.

Аэродромы располагали в Бабаевском, Вологодском, Вытегорском, Сокольском, Устюженском, Чагодищенском и Череповецком районах вблизи железнодорожных узлов и подъездных путей. Уже в первый день блокады Ленинграда самолёты из Вологодской области доставили в город на Неве более 70 тонн различных грузов. Аэродромы строили, в основном, силами местного населения. По архивным данным, опубликованным Шекснинской газетой «Звезда» от 25.03.2016 г., в ходе операции «Строительство 100-а» уже в 1942 г .было построено 16 аэродромов. В 5 аэродромах были созданы жёсткие взлётно-посадочные полосы. На строительстве героически трудились более 25 тысяч колхозников и рабочих – женщин, стариков и подростков. Было создано 752 тысячи квадратных метров искусственных покрытий на взлётно-посадочных полосах, рулёжных дорожках и местах стоянок самолётов. Вологодские крестьяне (женщины, старики, подростки) в кратчайшие сроки построили 1587 гектаров лётных полей, 88 километров подъездных путей и внутри аэродромных дорог, укрытия и стоянки самолётов, бензохранилища, бомбохранилища и т.д.

На вологодских аэродромах базировалась 148-я истребительная дивизия ПВО, прикрывавшая перевозки от Вологды до Ладоги. За время военных действий было сбито 20 немецких самолётов.

Осенью 1941 г. Ленинградский фронт оказался без своего глубокого тыла. Его нужно было срочно создавать. До войны между Москвой и Ленинградом не было прямого автомобильного сообщения. Решено было оборудовать старое шоссе от Москвы на Ярославль и Вологду, а далее проложить новую трассу до Тихвина и Волховстроя. Осенью 1941 г. началось строительство автодорожной сети для Ленинградского фронта через Вологодскую область, которая стала связующим узлом всей транспортной системы европейской части России.

В годы Великой Отечественной войны вологодские Волго-Балтийский водный путь и Северо-Двинская шлюзовая система стали второй после железной дороги транспортной артерией по перемещению людей и грузов по территории области. Преимущественно по воде вологодские лесоматериалы поступали в другие регионы, в том числе в Ленинград и Москву.

В Литеге – деревне Сокольского района — находилась центральная база снабжения экипажей советских средних и малых подводных лодок, перемещаемых с Каспийского моря на Север по Волге, Шексне и Сухоне в мае 1943г.

Подводной Дорогой Жизни стал предложенный и построенный водолазом — вологжанкой Ниной Соколовой трубопровод для жидкого топлива по дну Ладожского озера от терминала Кабона до пристани Осиновец. Первая в России женщина-водолаз Нина Васильевна Соколова с сослуживцами в тяжелейших условиях за 43 дня смонтировали трубопровод длиной 35 км, по которому в Ленинград было доставлено более 40 тысяч тонн горючего.

Этот выдающийся судьбоносный подвиг до сих пор остаётся малоизвестным и не получил достойной исторической оценки.

В 1942 г. Военный совет фронта и Ставка Верховного главнокомандующего приняли решение о строительстве железной дороги стандартной колеи по льду Ладоги в виде эстакады длиной 35 км параллельно Дороге Жизни. Автором этого уникального проекта выступил выдающийся инженер, Герой Социалистического Труда, Генерал – директор пути и строительства, создатель Дороги Победы Иван Георгиевич Зубков (1904 – 1944), добившийся обобрения Сталиным идеи подводного трубопровода Нины Соколовой.

С 12 января 1943 г., начиная с обоих противоположных берегов Ладоги, было построено по 8 км. железнодорожного полотна в виде эстакады – вмороженной в лёд деревянной основы, на которой крепили рельсы. По этим готовым участкам железной дороги поезда подвозили рельсы и лесоматериалы из Вологодской области для продолжения строительства.

18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия.

Работы по строительству ледовой железнодорожной эстакады были приостановлены. Началась героическая эпопея возведения «Дороги Победы» от разъезда Поляны до станции Петрокрепость (Шлиссельбург). Длина этого участка железнодорожного полотна, проходившего по Синявинским болотам, составляла 33 км. на расстоянии в 5 км. от линии фронта. Шпалы из вологодского леса ирельсы для Дороги Победы поступали из Череповца.

Строительство Дороги Победы проходило под непрерывными бомбёжками и обстрелами. Несмотря на непрекращающиеся взрывы снарядов и бомб, дорога была построена за 17 дней. 5 февраля 1943 г. из Волховстроя в Ленинград отправился первый поезд с 800 тоннами вологодского масла. На вокзале состав встречали тысячи и тысячи ленинградцев…

За приблизительно год существования Дороги Победы по ней прошло свыше шести тысяч поездов, и под бомбёжками и обстрелами погибло более тысячи железнодорожников…

27 января 1944 г. Ленинград был полностью освобождён от блокады.

10 марта 1944 г. советские войска выбили немцев из железнодорожного узла Мга. Движение поездов в сторону Ленинграда вернулось к довоенному маршруту.

Вологжане приняли активное участие в послевоенном восстановлении города на Неве и Ленинградской области.

Подвиг мужества и стойкости ленинградцев и вологжан стал сутью легендарного понятия «Дорога Жизни».

Этот уникальный соборный подвиг вологжан до сих пор не осознан , не изучен в должной степени и не отмечен достойным мемориалом, который через 80 лет после Победы ещё только предстоит создать …

Вологодская область поставила на фронт, в том числе и в Ленинград, всё мужское население призывного возраста.

Ввиду возможного наступления немцев в 1941 – 1942 гг. вологжане, преимущественно женщины, подростки и старики (поскольку большинство мужчин было мобилизовано), вместе с сапёрными формированиями, превратили свою землю в непреступную крепость строительством масштабных оборонительных сооружений.

Оставшиеся дома женщины, ветераны и дети, сами недоедая, в тяжелейших полевых условиях осенью и зимой возводили военную и транспортную инфраструктуру, летом обеспечивали плановые поставки сельхозпродукции, отправляемой в Ленинград, всесторонне опекали эвакуированных блокадников…

Вологжане в военное время, сами недоедая и живя в стеснённых условиях, поселили, одели и кормили двести тысяч (!) ленинградцев и беженцев из Ленинградской области и Карелии.

Вологодские медики в госпиталях лечили и восстанавливали подорванное здоровье вывезенных по Дороге Жизни ленинградцев.

Упомянем, что вологодские госпитали в годы войны вернули в строй 30 дивизий вылеченных на земле Северной Фиваиды фронтовиков. Всё материально-техническое снабжение деятельности военных госпиталей обеспечивали вологодские горожане и крестьяне. Пионеры собирали тонны лекарственных растений, активно используемых в военных госпиталях и реабилитационных центрах.

При наступлении немцев осенью 1941 г. из Ленинградской области и Карелии на Вологодчину был перемещён весь крупный рогатый скот, что легло дополнительным тяжёлым обременением на плечи вологодских крестьянок.

Область давала стране огромное количество качественной древесины: приклады советских винтовок и автоматов были изготовлены из вологодского леса…

В войну Москва и Ленинград отапливались значительной степени вологодскими дровами…

Стройматериалы из древесины для освобождённого города на Неве, крепления угольных шахт освобождённого Донбасса, шпалы для восстановления железных дорог на освобождённых территориях СССР и Европы щедро поставляла Вологодская область…

В ходе войны на территории Вологодской области располагались лагеря для военнопленных нацистов, которых лечили вологодские медики и кормили по международным нормам вологодские крестьяне, сами питавшиеся существенно более скудно, чем пленные нацистские вандалы.

Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что спасительная для блокадного Ленинграда Дорога Жизни на Ладоге начиналась и обеспечивалась в Вологде.

Необходимо воздать долг памяти и уважения воинскому и трудовому подвигу вологжан в виде впечатляющего мемориала и представительного музея подвигов и свершений вологжан в военные и послевоенные годы.

Наш моральный долг — юридически оформить факт геноцида мирного населения Вологодской области в годы Великой Отечественной войны.

Вологодская Дорога Жизни от Вологды до Ленинграда может стать символом героизма и мужества нашего народа, культурно-исторической доминантой Русского Севера, общероссийским историко-познавательным маршрутом воспитания юных патриотов нашего Отечества.

Бочков Александр Сергеевич,
член Союза писателей России

Более подробную информацию можно найти в доступной в интернете книге «Помни войну! Вологодская область в годы Великой Отечественной войны», Бочков А.С.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *