230-летие основания первых русских поселений в Америке и 220-летие становления Православия в Америке

В Институте всеобщей истории (ИВИ) РАН 26 ноября 2014 года состоялся Круглый стол “230-летие основания первых русских поселений в Америке и 220-летиестановления Православия в Америке”. Ведущий – доктор исторических наук А. Петров. Он же сделал доклад о роли Г.Шелихова в освоении Русской Америки. В работе круглого стола принял участие директор ИВИ РАН академик А.Чубарьян.

Развернутый доклад подготовил Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Выступил и его научный консультант по недавно защищенной диссертации Р.Пихоя. Герой России М.Малахов сделал презентацию о поиске первой зимовки шелиховцев в гавани Трех Святителей на Аляске.

Была представлена выставка из Якутская с редкими книгами, картами и портретами и коллекцией исторических фотографий из архива русского эмигранта М. Винокурова (Аляска,Джуно). Были представлены сообщения Л. Троицкой о коллекции Т.Джефферсона и И.Смирновой о деятельности Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). М.Бибиков поделился личными впечатлениями о посещении русских исторических мест на Гавайях.Краеведы из Рязани на кончике пера вычислили происхождение Св. Германа Аляскинского. Завершил диалог и иеромонах Макарий рассказом о посещении им о.Еловый (Аляска) и яхте «Св.Иннокентий».

Научно исследовательский центр проблем национальной безопасности представлял В.Ружейников. Предлагаем тезисы его сообщения.

К вопросу формирования банка исторических эпизодов в интересах комплексного изучения и преподавания истории Русской Америки и Русской Православной Церкви

Еще четверть века назад история Русской Америки по ряду причин не была востребована в студенческих и школьных аудиториях. Глубокие системные исследования этого историко-географического феномена, проводимые в Институте всеобщей истории РАН, а также работа просветительских объединений и подвижническая деятельность иерархов РПЦ возвращают России и миру подзабытые страницы достойного прошлого.

Вряд ли кто решиться оспорить тезис, что история РПЦ органично связана с историей России и актуальной внешней и внутренней политикой. Как и в каких делах реализуется эта связь, иногда недоступно наблюдению и пониманию. Церковная мысль и практика православного подвижничества неоднократно давали четкие опережающие политические ориентиры для светской власти. Так хорошо известный политический тезис «Москва – Третий Рим» появился в 1523 г. в качестве вспомогательного аргумента в борьбе за нравственность в сочинении псковского инока Филофея «О исправлении крестного знамения и содомском блуде». Он обращался к Великому князю Московскому Василию III: «…все царства православной веры слились в единое твое: два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Так церковь искала внутри себя и предлагала миру пути преодоления нравственной смуты, вызванной предсказанием конца света в 7000 году от сотворения мира (1492 г.) и ожидаемым всемирным потопом./p>

Такие же четкие политические ориентиры сформулировал Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий после уступки русских колоний в Америке в 1867 г. По его мнению потеря Аляски не была «концом света», или закрытием Нового Света для русских. Он прозорливо увидел отрывшуюся возможность распространения православия на весь континент. Уже в 1872 г. центр Алеутской и Аляскинской епархии был перенесен в Сан-Франциско. В 1900 г. епархия сталаназываться Алеутской и Северо-Американской, а в1905 г. центром ее сталНью-Йорк. Так православие сохранило Северную Америку для русских, которые стали равноправными участниками политических и экономических процессов в США и Канаде.

Изучение истории РПЦ как самостоятельное, так и в контексте политической истории сраны перспективно обращением к эпизодам с неоднозначной интерпретацией, участниками которых были персонажи далекие от хрестоматийного глянца, отнюдь не безгрешные, но с искрой божией в груди. Приведем только три разноплановых эпизода, причинно-следственные связи внутри которых постоянно оспариваются. Тем интереснее они для создания дидактических проблемных ситуаций, так называемый исторический студий.

Эпизод первый непосредственно относится к деятельности первой русской православной миссии в Америке. Возглавлявший ее архимандрит Иоасаф (Болтов), по результатам успешной деятельности и ввиду масштабности предстоящих задач должен был быть рукоположен в сан епископа. Православная каноническая хиротония требует участия по меньшей мере трех епископов (собора). В то время в Иркутске был всего один епископ Вениамин, которому Синодом в нарушение традиции, но в целях экономии денег на путешествие Иоасафа в Петербург, было предписано провести хиротонию. Было исполнено. Возвращался новый епископ в Русскую Америку на судне «Феникс», которое потерпело кораблекрушение из-за позднего выхода из Охотска. Начался де сезон штормов. А может, Господь не сподобил неправильно рукоположенного епископа вернуться к пастве? Так появилась интригующая сакрально-конспирологическая версия, которую одинаково невозможно доказать или опровергнуть. Статистика же свидетельствует, что с 1799 г. по 1821 г. потерпело крушение 16 компанейских судов. Вряд ли это было наказанием божием пастве за нарушения пастырей.

Церковный чин – не воинский. Это в миру можно купить офицерский патент или научную степень, присвоить себе звание генерала, наградить себя орденом и даже возложить по-наполеоновски на свою голову императорскую корону. Хиротония – тонкое явление передачи духовной власти из поколения в поколение от самого Иисуса Христа. На этом в данном эпизоде бы можно и остановиться. Но внимательный современник отметит, что многие злоключения Киевского Патриархата кроются именно в нарушении хиротонии его епископов. За самоствятство расплачивается народ Украины. И преподавая далекую историю Русской Америки, нужно быть готовым и вопросам по Украине сегодняшней.

Эпизод второй достаточно известен своей «украинской» темой. В 1864 г. в Русскую Америку прибыл бывший православный монах Агапий Гончаренко (Гумницкий). С одной стороны он многое сделал чтобы сохранить русский след в Северной Америке после уступки Аляски, с другой – все, чтобы опорочить наследие Российско-американской компании (РАК).

Гумницкий Андрей Онуфриевич родился в 1832 г. на Украине, закончил Киевскую семинарию. В 1857 г. он служил иеродиаконом(чин монашеский) в русской посольской церкви в Афинах. Молодой священник увлекся революционными идеями декабристов и разбуженного ими Герцена. Спасаясь ареста, бежал в Палестину, работал наборщиком в герценской Вольной типографии в Лондоне. Женился на итальянке из хорошей революционной семьи. В 1868 г. Бывший священник начал издательскую деятельность на Западном побережье США. А.Гончаренко, имевший экзотическую репутацию русского революционера, создал Русское и Панславянское общество, приобрел печатный станок и основал первое русское издание в Новом Свете «Аляска Геральд». Газета издавалась на английском, русском и даже украинском языках. Многоязычным было приложение к вестнику «Свобода». Издания распространялись, в основном, бесплатно и не один год.В 1867 г. Россия уступиласвои колонии в Америке Соединенным Штатам. На Аляске и в Калифорнии начала формироваться русская диаспора. Новая газета была рассчитана на смешанную публику. Основным объектом критики аляскинского глашатая была Аляскинская торговая компания, образованная предприимчивыми американцами (коренными и «новыми русскими»), тесно сотрудничавшими в свое время с колониальной администрацией РАК.

Независимая журналистика в Соединенных Штатах – это инвариант сказки о Золушке, всегда подразумевающий добрую волшебницу. Успешность деятельности свободного журналиста объясняется тем, что в течение пяти лет А.Гончаренко был секретным агентом компании Оппенгейма, конкурирующей с Аляскинской компанией. Наряду с редкими выпусками газет он отправлял еженедельные секретные отчеты в фирму Оппенгейма. Еще этот подвижник работал на американское правительство. В частности, он составил и издал в 1868 г. первый англо-русский разговорник для американской армии. Накопленные журналистским трудом средства позволили А. Гончаренко уже в 1873 г. купить калифорнийский хутор «Украина», удалиться от дел и относительно спокойно дожить до 1916 г., в неустанных думах о своеобразии украинского пути развития.

Тогда логика издательского бизнеса становится понятной. Американский историк Р.Пирс заметил, что вся журналистская продукция «отца» Агапия была смесью фактов, предположений и откровенных инсинуаций. Многие эти инсинуации сегодня перекочевали в русскоязычный Интернет через синоптические (зависимые) источники, в частности, публикации П. Огородникова «От Нью-Йорка до Сан-Франциско и обратно в Россию» 1872 г. Именно со слов псевдореволюционера Агапия Гончаренко и писал псевдореволюционер Павел Огородников, не удосужившись перепроверить факты. Уж больно хорошо они ложились в его обличительную схему. Эти два заблудших сына России не могли не встречаться в Сан-Франциско. Борьба за репутацию РАК переносится в мировую паутину. Что-то исправить в сети бывает труднее, чем вырубить топором.

Эпизод третий почти не связан с украинской тематикой. Малороссийское происхождение, равно как и обучение в Киевское духовной академии митрополита Всея Америки и Канады (1934-1950 гг.) Феофила (Пашковского) не было определяющим в его противодействии сближению с Московским Патриархатом в середине прошлого века. В настоящем рассмотрении интересна самоидентификация с США его сына Бориса Федоровича, рожденного в Калифорнии в 1900 г. Его мать, американская сербка, умерла в 1917 г. Отец в 1922 г. пострижен в монашество и с соблюдением всех канонов хиротосан в епископа Чикагского. В это же время в Соединенные Штаты вернулся и Борис. Юноша получил образование, сократил фамилию с Пашковского до Паш и пред Второй мировой войной попал в кадровый резерв Федерального бюро расследований. Этот иммигрант фактически первого поколения в 1940 г. дозволенными и недозволенными методами добился зачисления в кадры и возглавил службу безопасности Манхэттенского (атомного) проекта. Полковник Борис Паш увековечен в Зале славы военной разведки США.

Нет тождества между понятиями русский, православный, российский. Православные русские американцы ощущают себя гражданами Соединенных Штатов. Это хорошо иллюстрирует известный художественный фильм 1978 г. о Вьетнамской войне «Охотник на оленей», где спор о пацифизме и расизме решается американцами на фоне жизни их православной (!) общины. В свою очередь, национальные корни и православная идентификация не являются ограничениями в карьере для потомков выходцев из России. Многие дети русских эмигрантов прекрасно вошли в американский истеблишмент. И не только русских.

Обращение к приведенным эпизодам позволяет организовать проблемное обучение студентов, давая им свободу творчества, вовлекая их в научно-политическую дискуссию. Накопление и обработка материалов по приведенным эпизодам были бы невозможны без организующей деятельности Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РAH. Именно в этих стенах, в формате нашей совместной деятельности идет борьба с упрощением и искажением истории. Прошедшие такой «академический фильтр» отдаленные события могут войти в банк исторических эпизодов, востребованных в образовании, духовном просвещении и политике.

Читайте также:

комментария 2

  1. валерий:

    Была продана территория страны, но сохранилась церковная епархия. Наверняка у РПЦ за рубежом есть сведения или даже документы о подлинных причинах и процессе продажи Аляски. Почему они не опубликованы? Или также как архив Г. Юдина куплены США?

    • nicpnb:

      Хорошо, что этот комментарий поступил в последней декаде октября. Именно в эти дни 1867 г. началась передача Российских колоний в Северо-западной Америке новым хозяевам. В Соединенных штатах 18 октября отмечается День Аляски.

      В статье второй Договора об уступке Аляски есть четкое соглашение:

      «В уступке территории, сделанного предшествующей статьей включены права собственности на все общественные площади, свободные земли, и все общественные постройки, укрепления, казармы, и другие здания, которые не являются частной собственностью. Однако, понято и согласовано, что церкви, которые были встроены на уступленной Российским правительством территории, должны остаться владением управляющего Греческой Восточной Церкви (Русской православной – В.Р.) … .

      Любые правительственные архивы, документы, и документы относительно вышеупомянутой территории, которые могут находится там, будут оставлены во владении агента Соединенных Штатов; но заверенная копия их, когда потребуется, будет всегда, выдана Соединенными Штатами Российскому правительству, или Российским офицерам или подданным по их запросам».

      Аляскинская епархия после Великой октябрьской революции трансформировалась в автокефальную Православную церковь в Америке (ПЦА), независимую от Русской Православной церкви заграницей (РПЦЗ), равно как и от Московского патриархата.

      Документы российско-американской компании (РАК) согласно имплементации Аляскинского договора находятся в Библиотеке Конгресса США. Они не закрыты от российских исследователей. В этих фондах есть не только библиотека Г. Юдина, но и различные православные церковные архивы. В настоящее время они оцифровываются и изучаются. Но материалами о «подлинных причинах» продажи Аляски церковь вряд ли располагает. Она не принимала участия в выработке этого решения.

      Авторское видение причин и динамики уступки Аляски представлено в книге «Князь Русской Америки Д.П. Максутов». М., 2007. Впрочем, интрига передачи русских колоний и их оплаты сохраняется. Наш Центр неоднократно обращался и будет обращаться к теме Русской Америки.

      С уважением
      Владимир Ружейников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *