10-й Международный конвент Международной ассоциации исследований Центральной и Восточной Европы (CEEISA)
12-14 июня в городе Клуж-Напока (Румыния) на политологическом факультете крупнейшего университета страны Бабеш – Больяй, состоялся 10-й Международный конвент Международной ассоциации исследований Центральной и Восточной Европы(CEEISA): «Политика идентичности и динамика (не) интеграции в Европе», в котором приняли участие ученики члена Совета НИЦ «Национальная безопасность» А.В. Манойло, аспиранты политологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Е.А. Виноградова, С.С. Хизриева.
Название конференции отражает главную повестку дня: политические проблемы, связанные с понятием интеграции в Европе и в мире. Участники конвента — представители разных стран, обсудили эту проблему, опираясь на весь спектр современных политических реалий, стоящих не только перед странами Европы, но и перед мировым сообществом в целом: от формирования демократии в современных странах до вопросов, связанных с проблемами терроризма.
Помимо этого актуальной стала тема «управления медийной политикой современными государствами», затронутая на панели «Новые медиа в практике международных отношений: проблемы и перспективы технологической базы современных СМИ», возглавляемая аспирантами политологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В начале XXI века многие страны современного мира столкнулись с серьезными проблемами при выстраивании своей внешней политики – неумением вовремя реагировать на новые технологические достижения в области информационных технологий и как следствие – управлять своей информационной политикой, что приводит к межкультурным конфликтам.
Уже сейчас политические институты многих стран не могут игнорировать активность населения в Facebook и Twitter и на аналогичных ресурсах, ведь эти сети добились очень важного результата – они создали стандарт для политических кампаний будущего.
Появление «новых медиа» (информационных агентств, социальных сетей, электронных газет и журналов, блогов, мобильных телефонов) дает возможность более эффективно проводить работу в области информационной политики.
Вместе с тем «новые медиа» создают серьезные проблемы для стратегических коммуникаторов, так как они не могут в полной мере управлять посланиями к целевой аудитории из-за общедоступности социальных сетей. Вследствие этого создается серьёзная угроза кибербезопасности Интернета и происходит разворачивание серьёзного информационного противоборства между стратегическими коммуникаторами различных стран и террористическими организациями, а также вовлечение в них мировой аудитории.
Тему, связанную с проблемами управления современными государствами медийной политикой, затронула соискатель политологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Виноградова Е.А. В своем докладе «К вопросу о теоретических и практических спорах в работе стратегической коммуникации: компаративный анализ», она отметила, что в начале XXI века в США, а затем и в ряде других стран происходит оформление нового подхода к рассмотрению роли массовых коммуникаций в государственной политике, получившего свое конкретное воплощение в концепции «стратегическая коммуникация» (далее — СК). Под термином стратегическая коммуникация (СК) автор понимает стратегически скоординированную деятельность, направленную на управление целевыми аудиториями, как внутри страны, так и за ее пределами для повышения репутации своей страны на международном уровне (определение дано автором). Анализируя генезис и эволюционную концепцию СК, Е.А. Виноградова отметила, что в настоящее время, несмотря на многочисленные попытки создать из нее универсальную теорию и скоординировать ее усилия для более эффективного использования, она остается предметом серьезных дискуссий и находится на стадии незавершенного механизма управления. Одной из причин неэффективного использования СК, согласно точке зрения автора, является теоретическая и практическая незавершенность СК. На сегодняшний день военные аналитики, ученые и эксперты, занимающиеся СК, не могут выработать один универсальный подход в работе СК.
Данная тема также была развита в докладе «Имидж США в индийских СМИ в конце XX — начале XXI вв.» магистранта Института Гуманитарных наук Московского Городского Педагогического Университета Гулиевой Э.Ф. В докладе Э.Ф. Гулиева отметила, что в новом столетии Индия вошла в число мировых держав, о чем свидетельствует её активная внешняя политика, ключевым пунктом которой является взаимоотношения с США.
В 2000 г. США впервые заявили о готовности признать Индию в качестве ядерной державы. В контексте американской глобальной политики Индия и Южная Азия стали рассматриваться как важный для США регион. Об этом прямо говорили в администрации Буша: «США имеют стратегические, политические и экономические интересы по всей Южной Азии». Очередным важным шагом на пути развития стратегического сотрудничества между Индией и США стал визит премьер-министра Индии М. Сингха в эту страну в конце ноября 2009 г. В ходе визита обе стороны заявили, что начинают новую фазу в их глобальном стратегическом партнёрстве.
Как отметила автор доклада, несмотря на ряд важнейших стратегических контрактов, существуют серьезные внешнеполитические противоречия между этими странами, вызванные участием Индии в БРИКС и расширением отношений с такими важными геополитическими центрами как Россия, Китай, Южная Африка и др. Подобные противоречия вызвали череду негативных публикаций в СМИ США, ставящих перед собой задачи информационно-психологического влияния на Индию.
Большую дискуссию на панели вызвал доклад соискателя политологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Хизриевой С.С. «Информационное обеспечение внешней политики Бразилии в Евросоюзе». В своем выступлении автор подчеркнула, что после крушения двухполярной системы мирового порядка в практике международных отношений произошли существенные изменения, связанные в первую очередь с появлением новых коммуникационно – информационных технологий.
Таким образом, многие страны в начала XXI века, пытаясь занять выгодное положение в мировом сообществе, ищут новые эффективные методы выстраивания внешнеполитических отношений — политические коммуникации.
С.С. Хизриева отметила, что в Бразилии для обеспечения лидерских позиций в политике и экономике также применяют новые технологии в политической коммуникации, направленные на распространение латиноамериканских ценностей. Политическая коммуникация в Бразилии получила распространение в период правления страной Лулы де Сильвы. Одним из направлений внешней политики Лулы де Сильвы было расширение взаимоотношений со странами ЕС, которые стали бы серьезным конкурентом США в Бразилии и в силу развития партнерских стратегических связей могли оказать информационную поддержку Бразилии при информационных операциях со стороны США. Кроме того, важнейшей задачей стоящей перед кабинетом Лулы де Сильвы было создание благоприятного имиджа страны и представителей власти для расширения сотрудничества в различных сферах взаимодействия между двумя регионами.
Подводя некоторые итоги отметим, что в своих работах авторы панели дали оценку эффективности международных разработок в области информационной политики в их работе с «новыми медиа», отвечающими за формировании имиджа государств на международной арене, а также выявили теоретические и практические проблемы, стоящие перед стратегическими коммуникаторами, отвечающими за безопасность информационного пространства Интернета.
Виноградова Е.А.,
соискатель политологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова