Точка невозврата

Все не так плохо: нас не продавали –
нас выдали даром. (Карел Чапек)

А.Лукашенко посетил Республику Молдова, где его напряжённо ждали. Урожай в этом благословенном краю давно созрел, склады ломятся от фруктов, овощей и молодого вина. Белорусского президента встречали, как долгожданного дальнобойщика, который на своей контрабандной «фуре» обеспечит поставку «даров» молдавских полей, садов и виноградников на богатый российский рынок. А.Лукашенко, как говорится, «готов помочь» …

Визит белорусского президента проходил в уже ставшим традиционным для зарубежных визитов белорусского президента жёстком, можно сказать, что издевательском антироссийском формате. Помимо того, что главная тема всех диалогов между А.Лукашенко и молдавским президентом Н.Тимофти, так или иначе касалась как политики России в украинском кризисе, так и размаха противостояния между Москвой и Западом, белорусский президент буквально излучал свою геополитическую значимость и незаменимость в современной ситуации в Восточной Европе.

Молдаване ликовали. «Единственный» союзник России ехидничал в адрес России и её руководства, издевался над российским президентом, старательно создавая о себе впечатление, как непревзойдённом источнике информации не только о политике Кремля, но и о том, что думает и планирует В.Путин на будущее. В целом, можно сказать, что А.Лукашенко, как говорится, «ловил момент». Он уже практически привязал к себе Киев и Кишинёв, оживлённо торгуя не только доступом на российский рынок, но и намекая на то, что с ассоциированными членами Евросоюза ему как-то уютнее, чем с мрачной и вечно недовольной Москвой.

Лукашенко уходит?

Есть мнение, что А.Лукашенко уходит от России. Уходит из евразийской интеграции, политического союза в формате Союзного государства. Нет смысла скрывать тот факт, что нынешнее поведение официального Минска вызывает массу вопросов, как в самой белорусской столице, так и в соседних державах. На этот счёт уже завязалась определённая дискуссия. Есть мнение, что белорусский президент пытается вновь запустить политику балансирования между Западом и Россией, что позволяло ему не один год шантажировать Москву Западом и одновременно делать знаки «Я свой» Западу.

В то же время есть мнение, что А.Лукашенко уже прошёл «точку невозврата» и с каждым днём, как потерявший управления спутник, всё дальше отходит от российской орбиты. Возвращение его в «строй» – практически невозможно, что наверняка поставит перед республикой совершенно невероятные сценарии её будущего.

Удивительно то, что практически никто из серьёзных экспертов не говорит, что ничего в международном и региональном позиционировании официального Минска не изменилось и А.Лукашенко, как был, так и остаётся союзником Российской федерации, а заодно и ярым сторонником интеграции с ней. Однако, как официальные СМИ республики, так и аргументы проправительственных аналитиков направлены на поддержание данного мифа.

В тоже время, необходимо отметить, что в России электронные СМИ, занятые в основном украинской тематикой, белорусский западный «дрейф» практически не обсуждают, но российские печатные издания уже активно привлекают внимание общества и политического класса России на постепенное, но видимо неуклонное изменении статуса «единственного союзника».

Тем временем, вполне определились основные направления белорусской внешней политики, где в последние недели стали происходить весьма радикальные изменения.

Прежде всего, открытой эрозии подверглось участие Беларуси в проекте евразийской интеграции, Союзном государстве Беларуси и России, а также в ОДКБ. В частности, сложно представить, как в дальнейшем Минск собирается участвовать в военно-техническом сотрудничестве с Россией, включая производственную кооперацию с российским ВПК, если белорусское руководство активно работает над получением китайской авиатехники.

Закупкам американского оружия был посвящён знаменитый сентябрьский десант представителей Госдепартамента США в Совет Безопасности РБ, где чиновникам из-за океана была предоставлена избыточная информация о всех аспектах российско-белорусского сотрудничества в военной сфере, а также собранная информация о ситуации в России. В целом это смотрелось, как встреча капитана Кука с туземцами, готовыми предложить «белым людям» всё, что имеют или знают, радостно получая взамен хотя бы благосклонный взгляд. Между прочим, отношение к Западу, к тем же США всегда отличало политические классы, включая правящие круги, и экспертные сообщества Беларуси и Украины с одной стороны и России с другой.

Тем не менее, успехи Минска в отношениях с США несомненны: проведён белорусско-американский инвестиционный форум, укрепились контакты МИДа с госдепартаментом США и представителями американского истэблишмента. Видимо, скоро в полноценном формате заработает посольство США в белорусской столице.

Не отстают и европейцы, которые приступили к игре с Минском по наиболее чувствительной для Беларуси проблеме – инвестиционной.

Предлог для потепления вокруг Беларуси не вызывает сомнений – содействие А.Лукашенко в урегулировании украинской трагедии. Однако, данная причина для неожиданного любезного отношения Запада к Беларуси остаётся сомнительной. Несмотря на то, что белорусские СМИ продолжают активно пиарить «вклад» белорусского президента в мирный процесс на Украине, он не столь очевиден. Дело в том, что А.Лукашенко продолжает оставаться хозяином переговорной «площадки», но не модератором столь сложных переговоров. Стоит обратить внимание, что как на минском саммите 26 августа, так и на последующих заседаниях контактной группы белорусской стороной не было озвучено каких-либо конструктивных или даже фантазийных планов и предложений по мирному урегулированию конфликта на востоке Украины. Полный вакуум. Хотя автору этих строк известно, что определённая работа по подготовке предложений белорусскими экспертами была проведена ещё в августе. Так в чем заключается «вклад»?

Запад, естественно, лицемерит. Вашингтон и Брюссель повернулись к Минску не из-за его во многом формальной помощи в организации переговорного процесса, а из-за его активной работы по разрушению евразийского интеграционного проекта и всесторонней поддержке Киева.

Разрушение интеграции

Евразийский экономический союз на Западе давно воспринимают в качестве политического блока, не содействующий, а наоборот, препятствующий «интеграции от Бреста до Владивостока». В этом плане усилия Минска, а заодно с ним и «престарелой» Астаны по дестабилизации интеграции приносят свои плоды.

Отказавшись поддержать Россию в формировании единой таможенной политики в отношении Украины, вошедшей в зону свободной торговли с ЕС, Беларусь, как и Казахстан, фактически аннулировали созданный в 2010 г. Таможенный союз. Между тем, стоит напомнить, что Таможенный союз формально является основой для создания Единого экономического пространства, а следом – Евразийского экономического союза.

В принципе, антиинтеграционный демарш Минска относился и к Молдове, которая также вошла в ассоциацию с Евросоюзом, составной частью которого является все та же зона свободной торговли. На прошлой неделе белорусский президент успокаивал молдавский истеблишмент: В общем, на Таможенный союз, который и создавался для формирования единой таможенной политики, по мнению белорусского президента можно наплевать.

Несмотря на то, что национальные экономики Беларуси и Казахстана крепко связаны с экономикой России, Минск и Астана демонстративно уклонились от поддержки Москвы, попавшей под три волны санкций Запада, что отражает не только политические разногласия между странами-партнёрами по евразийской интеграции, по разному оценивающими суть и тенденции развития украинского кризиса, но и их желание использовать открывающиеся в результате санкций дополнительные экономические возможности по эксплуатации российского рынка.

Белорусские правительственные эксперты и аналитики оправдывают позицию белорусского руководства, выступающего в роли политического партнёра Киева наличием большого товарооборота РБ с Украиной (по итогам 2013 года – 6 млрд. долларов). Неоднократно и на разных уровнях заявлялось, что Минск боится потерять в лице Киева важного торгового партнёра. Однако, к примеру, товарооборот Беларуси с Россией составляет около 40 млрд. долларов. В данном случае белорусское руководство не боялось и не боится потерять Россию. Понятно, что для А.Лукашенко важнее Украина. А для Беларуси?

В свою очередь, Россия имея по итогам 2012 года товарооборот с Украиной больше 50 млрд. долларов, не побоялась его потерять, считая, что торговля со страной, официально объявившей Россию врагом и агрессором, но при этом настаивающей на поставках «вражеского» природного газа то ли по рыночной, то ли по «справедливой» цене, должна вестись хотя бы в режиме наибольшего благоприятствования, как и с другими странами Евросоюза, а не в режиме свободной торговли, как того хотел бы Киев и покровительствующий ему Брюссель.

Понятно, что решение официального Минска сохранить и даже расширить контакт с соседним государством, официальные представители которой упорно твердят, что находятся в войне с Россией, носит политически необратимый характер, и оно несёт огромный негативный, фактически кумулятивный эффект, который в первую очередь уже отразился на России и её роли в евразийском интеграционном проекте. Потери России от позиции Беларуси колоссальны и они быстро нарастают.

«Союзники» в столь трудный час оставили Россию в одиночестве, чем упростили задачу для сторонников санкций с Запада. Фактически, они своей позицией эти санкции словно подтолкнули и тут же уподобились крысам, бросившись врассыпную с корабля, попавшего под обстрел.

Поведение российских «партнёров» не осталось без внимания на Западе. В Брюсселе и Вашингтоне сделали вывод, что Москва в одиночку противостоит экономическому и политическому давлению, развязанному против неё Западом, не получая из Минска и Астаны даже моральной поддержки. Вместо этого, развернув на своей территории огромные контрабандные терминалы, белорусское руководство способствовало санкциям против России, усилив их негативный эффект на российскую экономику. Фактически Беларусь участвует в экономической войне против России.

Раньше всех роль Беларуси поняли в Киеве, что неудивительно, учитывая, что Минск фактически согласовывает свою политику в отношении России с Украиной, а через неё и с Евросоюзом. 25 сентября 2014 президент Украины П.Порошенко, смеясь, заявил на своей пресс-конференции: «я не вижу никаких оснований для применения каких бы то ни было санкций в отношении наших надёжных торговых партнёров, которыми являются Казахстан и Беларусь. Я считаю, что после того, как они вступили в Таможенный союз, то вопросы о применении защитных мер и санкций со стороны Российской Федерации должны быть предметом регулирования Евразийской экономической комиссии, потому что она уже делегировала туда полномочия. И подобные решения подрывают основы функционирования Таможенного союза… Если сказать, что я этим фактом очень расстроен, — я погрешу против истины. Но это доказывает, с моей точки зрения, неэффективность этого межгосударственного объединения, его неискренность. Когда нужно — у нас межгосударственное объединение, когда не нужно — мы (Россия) применяем санкции самостоятельно».

Между тем, на прошлой неделе Россия выделила Беларуси 1,55 млрд. долларов в качестве кредита. Как это можно расценить? Лукашенко возвращается?

Суздальцев Андрей Иванович

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *