Российская интеллигенция сегодня: горе или счастье от ума?

Обращаясь к проблеме места и роли интеллигенции в современном российском обществе следует, очевидно, определиться с тем, что она собой являет и кого к этой категории людей можно относить.

Безусловно, это категория людей высокообразованных, обладающих значительным массивом знаний в той или иной области. У интеллигенции и интеллекта практически один корень, поэтому наличие интеллекта является необходимым критерием, определяющим сущность интеллигенции как социального явления и особой общности людей. Это, по всей видимости, одно из наиболее значимых условий, но в то же время недостаточным.

Помимо «высоких» знаний представителям интеллигенции должны быть присущи столь же высокие и нравственно-мировоззренческие императивы, определяющих модель ее поведения в обществе.

У древних греков таковой моделью была ‒ аретэ ‒ «добродетель», «доблесть», «совершенство», которая должна быть присуща каждому гражданину. Именно в этом античным мыслителям виделся залог благополучия и безопасности государств.

Конечно же, тогда не было интеллигенции, но лучшие люди были всегда. Поэтому интеллигенция в идеале должна формировать элиту, быть ее основой. Является ли интеллигенция таковой и выполняет ли она свое предназначение?

Увы, далеко не всегда. От идеала до реальности, как правило, лежит непреодолимая пропасть.

В этом плане обращают на себя внимание идеи А.Грамши, определившего практическую сущность интеллигенции. По его мнению, интеллигенция формирует культурное ядро общества, совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение этой коллективной воли ‒ условие революции.

Если мы попытаемся экстраполировать данную формулировку на феномен российской интеллигенции, то многое становится понятным и объясняет традиционную революционность нашей интеллигенции.

Это и бесконечные метания, лево-правые крайности и дезориентация общества. Где, в какой стране, например, интеллигенция могла бы расшатывать устои государственности, так как это делала, делает и будет делать наша российская?

Где, в какой стране образованнейшая часть общества – интеллигенция желала бы поражения своему государству в войнах и конфликтах?

У нас еще свежо в памяти злорадство «наших интеллигентов» по поводу неудачной первой чеченской кампании. А как разрушали Советский Союз. Ведь все те конфликты, которые возникли в конце 80-х (нагорно-карабахский, грузино-абхазский, грузино-югоосетинский и др.) на совести исключительно интеллигенции, равно как и события 1991 и 1993 годов.

Наконец, сам по себе лозунг: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев», также настойчиво продвигала наша интеллигенция в лице популярного тележурналиста В.Познера.

Все это не только реалии современной политической практики, это устоявшаяся традиция.

Ведь как радовались поражению царской России в русско-японской войне. Интеллигентный Владимир Ильич даже статью этому посвятил – «Падение Порт-Артура». Но не только он засветился на поприще подрывной деятельности. Так, например, М.Горький еще до событий 9 января с речью на заседании Вольного Экономического общества в своем выступлении заявил: «Сегодня в России началась революция. Шаляпин дает на революцию 1000 рублей, Горький – 1500 рублей…». Тогда революция не победила, она победила позднее. А вот результаты победившей революции уже не приняли ни М. Горький, ни Ф. Шаляпин, ни тысячи других интеллигентных сподвижников революции. Как известно потом были письма М. Горького В. Ленину о том, что революция пошла как-то не так. Было и заявление Г.В. Плеханова, оценившего ситуацию в Советской России в 1918 году «Если это марксизм – то я не марксист». Очевидно не того ожидала российская интеллигенция. Что-то пошло не так.

Да нет, все пошло так, как и должно было быть. Любая революция – это социально-политический катаклизм с многочисленными невинными жертвами. При этом интеллигенция первая и сгорает в пламени революции. Свидетельством тому стало такое событие в нашей истории как «философский пароход» 1921-1922 годов. Ведь многие из тех, кто был изгнан из страны, искренне поддерживали все три революции, в том числе и революцию, установившую диктатуру пролетариата. И именно нашей интеллигенции принадлежит авторство лозунга, рожденного в уютной Швейцарии в период Первой мировой войны: «превратить войну империалистическую в войну гражданскую». До какой степени подлости следовало дойти нашим интеллигентам, чтобы призывать своих соотечественников уничтожать друг друга?

Пожалуй, наиболее образно это качество интеллигенции выразил П.Б.Струве, по словам которого «русский интеллигент сначала раскачивает лодку, а потом зовет на помощь городового».

Все это, безусловно, события не столь давней нашей истории. Причем истории уже забытой и с невыученными уроками.

Точно также наша уже современная российская интеллигенция ведет себя по отношению к государству, да и к обществу. Высокомерно, озлобленно. И она также желает поражения нашей страны. Все эти заявления об агрессивности России, правомерности антироссийских санкций и т.д.

В то же время мало кто из наших продвинутых интеллигентов сегодня способен выступить в защиту государства, не власти как таковой и неконкретного государственного чиновника, а именно государства.

Наша продвинутая интеллигенция по-прежнему обитает в уютных «швейцариях», «канадах», «штатах», да где угодно, лишь бы не в России, которую она ненавидит и презирает.

Почему это так? Ведь не всегда наша интеллигенция, по крайней мере, значительная ее часть была антироссийской.

Контрастом в этом плане являются события Великой Отечественной войны, когда интеллигенция была частью советского общества, несла с ним вместе все тяготы войны, побеждала вместе с ним и гордилась этим. Вносила свой вклад в победу советского народа над нацизмом.

Причина подобной трансформации российской интеллигенции, особенно ее, так называемой либеральной составляющей, заключается в том, что как отметил В.Потехин, в мировоззрении российской интеллигенции, особенно ученых, артистов, журналистов, партийных деятелей произошел сдвиг ценностных ориентиров. Войдя в эпоху перестройки и реформ с благородными, социально − ориентируемыми, но оказавшимися разрушительными целями, она сегодня приняла и реализует, как идеи наживы, спекуляции, обогащения, впрочем, с небольшой вероятностью успеха, так и идеи проституции − своей продажи и предательства государственных интересов[1].

В результате наша интеллигенция в очередной раз оторвалась от общества, поставила себя над обществом и над государством, возомнив из себя мессию, одной которой и известна истина. А, следовательно, именно она (и только она), вправе критиковать и поносить Россию. Но не просто критиковать. Критиковать и ненавидеть, как в свое время говорил М.Задорнов – это противоположные вещи. Наша интеллигенция ненавидит свою страну и соответственно российский народ.

Конечно же, нельзя всю современную российскую интеллигенцию сводить к категории «свидомой» и продвинутой. У нас в стране множество представителей интеллигенции, которые гордятся страной и которыми гордится страна. Много и тех о ком неизвестно, но знания, талант, да и просто дела направлены на обеспечение интересов и безопасности России. Но в отличие от продвинутой и крикливой интеллигенции о них, как правило, мало известно или известно лишь узкому кругу граждан. Очевидно, справедлив в этом плане постулат Г. Гегеля о том, что порядочных людей намного больше, чем подлецов, но беда в том, что они разъединены, в то время как подлецы всегда едины. Отсюда вывод: необходима консолидация государственно-ориентированной интеллигенции и ее противодействие российской антироссийской интеллигенции.

Еще один вывод касается необходимости воспитания интеллигенции, не той, которая есть в настоящее время, а той, которая будет завтра и послезавтра. Нашу интеллигенцию, по всей видимости, воспитывают враги, поэтому она и ведет себя в России, как на оккупированной территории.

И. Бочарников


[1] См.: Потехин В. Консциентальная война. URL: http://chomsky.narod.ru/kom56/prop/pkon.htm

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *