Первым делом самолёты

Если вам кажется, что вы летаете от счастья,
убедитесь, что вы не падаете в пропасть (Диас де Мируд)

samoletiВ последние десятилетия в мировом медиапространстве обозначилась интересная особенность: немалая часть, так называемых «горячих» новостей связана с авиацией – авиакатастрофы, инциденты в небе, атаки авиации в локальных конфликтах, исчезновение авиалайнеров и т.д. Все эти события на определённое время заслоняют иные, более глубокие политико-экономические проблемы и тенденции современного мира, широко обсуждаются и населением, и правящей элитой, становясь поводом для заявлений МИДов и выступлений глав государств. Информационный фон иногда создаёт впечатление, что мира в небе, в общем-то, нет.

Континенты и моря

В давние, уже навсегда ушедшие времена, в геополитике было популярно разделение мира на «континентальные» и «морские» державы, учёные и эксперты активно описывали противостояния «суши» и «моря» (Мэхэн, Маккиндер, Спикмен и т.д.). Классической расстановкой сил в рамках данной концепции, включая её многочисленные разновидности и продолжения, является ситуация, сложившаяся осенью 1945 года уже после разгрома Германии и Японии. СССР имел к тому моменту реально непобедимую сухопутную армию, не имеющую достойного противника в Евразии, а США построил огромный океанский флот, способный сокрушить любое сопротивление на морях и в прибрежных районах. Осталось поделить небо…

На сорок лет, до конца 1980-х годов, противостояние между морской державой (США) и континентальной (СССР) проходило в формате «холодной войны», что, конечно, не исключало и множество «горячих» конфликтов (локальных войн) в зонах столкновения интересов двух супергигантов. (В контексте геополитики идеологическая основа «холодной войны» в данном случае отступает на второй план). Но с каждым конфликтом менялся облик войны: всё меньше кровопролитных операций на суше, всё более специализированная пехота, все больше высокоточного оружия и неуклонного возрастания роли авиации…

Именно ВВС буквально «стягивают» «суши» и «моря», делают доступными для удара практически любые точки на планете. В годы «холодной войны» гонка вооружений в авиационной отрасли достигает настоящей паранойи. С каждым десятилетием противостояние в воздухе становилось всё более масштабным и многосторонним, захватывающим не только военную авиацию, но, косвенно, и гражданскую (стоит напомнить печальную участь южнокорейского Боинга-747 – 1983 г.).

Не углубляясь в многочисленные геополитические концепции, которые, надо признать, обладают огромной притягательной силой, так как претендуют на политический «философский камень», сразу и навсегда объясняя все перипетии прошлого и настоящего в международных отношениях, всё-таки приходится признать, что самолёты и всё, что происходит в воздушном пространстве над нашей планетой – стало своего рода индикатором состояния мировой политики. Более того, от наличия современной авиации в составе вооружённых сил зависит и международный статус независимой державы…

Нужны самолёты…

Бывшие союзные республики унаследовали солидные авиапарки. Великой авиационной державой, к примеру, оказалась Украина, которая не только получила сотни новейших на то время боевых самолётов, включая стратегические бомбардировщики, но и собственное КБ с производством фирмы «Антонов».

Однако за годы независимости часть более-менее работоспособной авиации Киев продал за рубеж, причём, не особо беспокоясь, что самолёты могут попасть в «горячие точки». Оставшиеся боевые самолёты были разукомплектованы и разворованы. Во всяком случае, в Крыму в 2014 г. были обнаружены сотни брошенных боевых машин.

В целом, судьба украинских ВВС сложилась трагично. Последние боеспособные самолёты были сбиты в небе над Донбассом. В настоящее время парк украинской авиации насчитывает считанное количество боевых самолётов, которые в бой стараются не посылать.

От Белорусского военного округа Республика Беларусь унаследовала солидный авиационный потенциал. Но и в данном случае, не обошлось без продаж. Наиболее известная сделка состоялась в 1998 г. В Перу была поставлена партия МиГ-29 из Беларуси, при этом российский производитель отказался от гарантийных обязательств в отношении белорусских машин. Один бывший белорусский МиГ в 2001 г. разбился.

К настоящему времени Беларусь практически лишилась своей боевой авиации. Постоянное перетаскивание запчастей, включая двигатели, с одного самолёта или вертолёта на другую боевую машину рано или поздно должна было закончиться. Стоимость новой техники оказалась поистине заоблачной (в принципе, цена одного боевого самолёта вполне укладывается в смету по строительству среднего по размеру и объёму выпуска завода высокого технологического уровня).

Однако А.Лукашенко не хочет смириться с тем, что его режим не будет иметь собственной современной боевой авиации. Купить практически невозможно. Бесплатно Россия не поставит. Пропагандистское давление на Москву в формате «угрозы со стороны НАТО» привело к совершенно неожиданному результату – российское руководство, разделяя озабоченность официального Минска, выразило готовность направить в Беларусь собственные авиационные подразделения. Вот с этого момента всё и затихло, так как понятно, что весь дипломатический потенциал, который А.Лукашенко «заработал» на украинской гражданской войне, может мгновенно обесцениться перед Западом в случае открытия в Беларуси полноценной российской авиабазы… Тут даже Китай не поможет.

Разлетались тут…

Ярким примером современного противостояния между Россией и странами Запада стал водопад новостей о постоянных «перехватах» натовской авиацией российских патрульных самолётов или бомбардировщиков по периметру Европы. Причём подаются эти новости в каком-то истеричном формате: А почему они летают? А вдруг они будут бомбить или пускать ракеты? А почему эти русские самолёты не сбивают? При этом, естественно, в западных СМИ не ставится вопросы о необходимости патрулирования авиацией НАТО границ с Россией. Между тем, масштаб данного патрулирования со времён завершения, скажем так, «первой» «холодной войны» не только не снизился, а вырос…

В 1990-е годы российская авиация перестала совершать далёкие патрульные полёты, НАТО как-то расслабилось, но вот сейчас самолёты из России вернулись… Естественно, никому это в Европе не нравится, приходится поднимать в воздух дежурные звенья, догонять, сопровождать.

Иногда случаются инциденты. В частности, вся Норвегия переживала, когда было обнародовано видео о том, как русский МИГ подрезал норвежский F-16. Возмущались и негодовали… При этом никому не пришло в голову: «А зачем подлетать к военному самолёту? Зачем провоцировать?». Ведь ни для кого не секрет, что боевые лётчики – люди, безусловно, исключительные, обученные, но и резкие, подготовленные для почти мгновенного безжалостного боя. Не будут они махать ладошками из кабин «соседям», примчавшихся со скандинавских, британских, американских и канадских аэродромов, и предлагать записать, по китайскому примеру, свои электронные адреса.

Некоторые, так называемые «диванные герои», особенно с белорусских форумов, призывают немедленно сбивать российскую авиацию, забывая, что она, как правило, летает вне воздушного пространства стран НАТО. Любопытно то, что при этом риск полной дестабилизации, которая может быстро перерасти в ядерную войну, как-то не рассматривается. Между тем, такого рода «двойные стандарты» в формате указаний кому летать, а кому не летать, ни к чему хорошему обычно не приводят.

Естественно, Вашингтону и его европейским союзникам не могут нравиться российские стратегические бомбардировщики над водами Карибского моря, Индийского и Тихого океана, переход на базирование российской авиации на Кубе, в Венесуэле, Вьетнаме, Никарагуа и т.д. Ну что поделать, ведь и России многое не нравится, что происходит вокруг её границ и не только…

Бомбим день и ночь…

Авиация стран арабской коалиции, во главе с Саудовской Аравией, уже неделю яростно бомбит шиитов – хуситов в Йемене. Более того, появилась информация, что к коалиции присоединился даже Израиль (наверное, первый случай в современной истории), что, безусловно, скажется на позиции Тегерана по данной локальной войне.

Понятно, что война против йеменских шиитов ведётся исключительно с воздуха. Наземные операции пока только обсуждаются, но здесь необходимо учесть, что Йемен славен тем, что там практически всё население вооружено до зубов.

Нас в данном случае интересует другое. Коалицию, поднявшую свою авиацию по призыву бежавшего из Йемена президента Абд Раббу Мансур Хади, активно поддерживают Вашингтон и Лондон. Последние требуют вернуть пост сбежавшему главе государства, придерживаться Конституции страны и примерно наказать или, проще говоря, разгромить повстанцев.

Аналогия с событиями февраля 2014 года в Киеве в данном случае не проводится, что очень жаль. Ведь исходя из сценария, развивающегося на наших глазах на юге Аравийского полуострова, год назад бежавший из Киева президент В.Янукович должен был также обратиться к миру, ООН с призывом помочь ему вернуть власть и разгромить майдан. По идее, его тоже должен был поддержать Запад, а Киев в этом случае, по идее, должны были начать бомбить, к примеру ВВС НАТО? То есть, как и в сирийском формате, где как выяснилось, есть «хорошие террористы и плохие террористы», одним – Конституция, а другим – майдан.

Между прочим, если уж пришлось коснуться и сирийской темы, то стоит отметить, что здесь основная борьба с ИГИЛ производится с воздуха. Исламское государство не имеет своих ВВС. Пока не имеет…

Но некоторые нюансы всё-таки удивляют. В частности, оказалось, что авиация коалиции стран, объявивших войну ИГИЛ, вылетает на бомбёжку позиций исламистов раз в десять меньше, чем это делает сирийская авиация. При этом уровень информационного обеспечения каждого удара с западной авиацией позволяет сделать вывод, что главная цель ударов по ИГИЛ является не уничтожение военных ресурсов противника, а только пиар.

ИГИЛ пока так и не сбил ни одного самолёта противника, а вот в Йемене повстанцы уже сбили первый самолёт коалиции, суданский.

Катастрофы

К сожалению, периодически самолёты падают. Как, к примеру, Аэробус-320, летевший на прошлой неделе в Дюссельдорф, но погибший во французских Альпах. Людей, безусловно, безумно жаль. Трагедия прочно поселилась в сотнях семей.

Но вот на что стоит обратить внимание, так это на скорость расследования данной авиакатастрофы. Через сутки уже был расшифрован первый «чёрный ящик», а ещё через пару дней картина преступления, а в данном случае можно говорить именно о преступлении второго пилота, уже не вызывала сомнений. В итоге нашли не только предполагаемое прощальное письмо, но и фрагменты тела пилота (!).

На этом фоне феноменальной оперативности невольно приходит на память продолжающееся уже 8 месяцев расследования крушения малазийского Боинга-777, упавшего 17 июля 2014 года в Донецкой области. Идёт месяц за месяцем, но нидерландские следователи так и не могут определить, что же стало причиной гибели авиалайнера и его пассажиров, что, однако, не мешает Украине и всему Западу обвинять в данной трагедии то донецкое ополчение, то саму Россию.

Хотя по предварительным данным, причиной крушения Боинга стало попадание «в самолёт снаружи большого числа мелких высокоскоростных объектов, что вызвало нарушение структурной целостности самолёта, приведшее к его разрушению в воздухе» (Совет безопасности королевства Нидерландов), но никто так и не сообщил, что найдены эти «высокоскоростные объекты» в фюзеляже и телах пассажиров. Между тем, 70 кг боевой части ракеты ЗРК «БУК» как раз и наполнены стержнями, которые, по идее, если именно данная ракета использовалась против малазийского Боинга, должны были буквально изрешетить фюзеляж и пассажиров. Попутно, учитывая, что самолёт был заправлен топливом для далёкого рейса, должен был возникнуть пожар (взрыв). Однако на земле в обломках нашли вещи, паспорта и т.д. Никакого пожара в воздухе не было.

Единственным местом, действительно поражённым стержнями, оказалась кабина лайнера. В общем, судя по всему, ракета ЗРК «БУК» наделена искусственным интеллектом…

Долетался

Пока за тысячи километров от Беларуси терпят крушения Аэробусы, на прошлой неделе на белорусско-украинской границе (около украинского города Луцка) 26 марта тоже случилась авиакатастрофа – упал старый ПО-2, буквально забитый белорусскими табачными изделиями. Лётчик погиб…

Не является новостью то, что авиаконтрабанда в стиле латиноамериканской наркомафии в Беларуси является вполне обычным промыслом. Но в то же время необходимо учитывать, что контрабандный авиамост по треугольнику Беларусь-Украина-Польша не идёт ни в какое сравнение с таким же «мостом» между Беларусью и Литвой, обеспеченный лёгкой авиацией.

Необходимо напомнить, что в июле 2012 года именно по такому контрабандному «эшелону» к Минску подкрался шведский самолётик, набитый плюшевыми мишками-демократизаторами. «Автор вынужден повторить свой тезис, уже высказанный в той или иной форме в статье «Шведское небо»: скандинавы летели «протоптанной тропой». Они знали, что их не будут засекать радарами, не будут вынуждать сесть на ближайший аэродром и, естественно, не собьют.

Мир идёт вперёд, скоро над нашей головой будет больше беспилотников, чем пилотируемых самолётов, «тяжелеют» авиалайнеры, постепенно исчезают национальные авиакомпании небольших стран (тенденция, однако). Самолёт становится каким-то фетишем политической карьеры (VIP самолёты глав государств), чтобы в один прекрасный день стать последней надеждой, к которой придётся прорываться через запруженные возбуждёнными народными массами улицы. Может кое-кому вообще переселиться в аэропорт? Надёжнее…

А. Суздальцев

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.