«Неслыханные перемены, невиданные мятежи»
США и НАТО, навязывая жителям планеты новый миропорядок, готовят новую мировую войну
Факторы развития войны и мира
Успешное продвижение специальной военной операции служит мощнейшим катализатором радикального изменения системы глобальной и региональной безопасности, чему способствуют следующие факторы:
— доживает последние дни однополярный мир, оставляя в прошлом безусловное доминирование США и их союзников. Вашингтон заморозил переговоры по СНВ-3, а ранее вышел из договоров ДРСМД и ДОН, что нанесло удар по режиму транспарентности. Кроме того, американцы способствуют провоцированию на Украине ядерной катастрофы, наращивают активность в рамках оборонного альянса AUKUS. Своими хаотичными и беспочвенными выпадами США пытаются замаскировать собственные деструктивные шаги по ликвидации системы мировой стабильности;
— на фоне крепнущей России, которую не смогли сломить санкции Запада, и уверенно выходящего на лидирующие позиции Китая многополярность стала реальностью;
— стратегическое партнёрство России и Китая становится центром притяжения для многих государств мира в АТР, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Появились колеблющиеся в Европейском союзе и НАТО, которые пока присматриваются к контурам грядущего миропорядка и пытаются определить своё место в нём, не особенно рассчитывая на надёжность гарантий бывшего гегемона, раздираемого внутренними противоречиями и невиданными скандалами;
— чётко обозначились полюсы этого мира, своеобразные вершины стратегического треугольника — Россия, Китай, США, между которыми ведётся серьёзнейшее противоборство. Привлекательность позиции Москвы и Пекина для большинства государств мира заключается в реальном уважении их суверенных интересов, культурно-исторических особенностей стран и народов. Такая позиция разительно контрастирует с демонстративным пренебрежением странами Запада и некоторыми их союзниками в регионах к национальным интересам и суверенитету большинства государств мира;
— важным фактором турбулентности и критичности остаётся ситуация в сфере безопасности в Европе, острота которой превысила порог, характерный для разгара холодной войны. Военная деятельность НАТО приобрела максимально агрессивную, антироссийскую направленность. На континент переброшены значительные силы из США, в разы возросла численность коалиционных войск в Восточной и Центральной Европе, намечен новый раунд расширения НАТО за счет приёма Швеции и Финляндии.
Более того, агрессивный характер блока перестал скрываться за формулировками об исключительно оборонительной направленности коалиционной деятельности. Сегодня в документах стратегического планирования альянса закреплены претензии на глобальное доминирование. В сферу интересов Североатлантического союза включены Африка, Ближний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион;
— Вашингтон наращивает поставки оружия на Украину и выдал Киеву разрешение на использование ракет против объектов в Крыму. На Украине российским военнослужащим противостоят объединённые силы Запада, которые управляют руководством этой страны в гибридной войне против России. В целом, усилия США и НАТО направлены на продление агонии киевского режима в рамках стратегии изнурения. Взят курс на затягивание конфликта, что, по словам Г. Киссинджера: «повышает риск его перерастания в нечто «больше похожее на Первую мировую войну» с растущей эскалацией».
Запад: переход от «монолита» к «мозаике» мнений
Расчёты лидеров западного мира на изнурение и развал России входят в противоречие с политикой ряда влиятельных европейских государств, решивших «притормозить» свои поставки вооружений Украине. Сразу шесть стран Европы, среди которых Франция и Германия, Испания, Португалия не стали заключать с Киевом договоров на поставки вооружений. Дело в том, что у многих стран НАТО крепнут сомнения в возможности какой-то там «победы» Незалежной в текущей обстановке, которую США и НАТО пытаются насильно «затолкнуть» в формат затягивания действий по принципу стратегии изнурения.
Многим политикам и военным западных стран становится ясно, что поставленные российским руководством цели специальной военной операции будут достигнуты, а планы добиться стратегического и экономического ослабления России терпят крах. Доллар не достиг потолка в 200 рублей, как это прогнозировал президент США, российская экономика выстояла. В то же время всё рельефнее становятся разрушительные последствия для Запада непродуманных санкций против России.
Хаос, авантюризм и неопределённость в стратегиях действий Запада ставят мир перед новыми испытаниями, проецирование последствий которых на не столь отдалённую перспективу вполне позволяет предсказать высокую вероятность развязывания очередной мировой войны.
Вспомним гениальное пророчество А. Блока, высказанное поэтом в стихотворении «Два века». В поэтической форме Александр Блок предсказал Первую и Вторую мировые войны, революцию и смуту гражданской войны в России, американскую атомную бомбардировку Японии, войны в Корее и во Вьетнаме, развал СССР, агрессию США и НАТО на Балканах: «И чёрная, земная кровь, / Сулит нам, раздувая вены, / Все разрушая рубежи, / Неслыханные перемены, / Невиданные мятежи…».
Именно с таких событий и начался XXI век, а размах и масштабы грядущих глобальных перемен и мятежей, похоже, пока не достигли своего апогея. Это расширение НАТО, рост противостояния в Арктике, вторжение США в Ирак, Ливию, Сирию, провоцирование гражданской войны на Украине и формирование страны как русофобского плацдарма и инструмента войны «чужими руками» для перманентных вооружённых провокаций против России.
В этом же русле следует рассматривать и создание США антикитайского и антироссийского блока AUCUS, попытки привлечь Индию к провокационной деятельности в регионе, наращивание масштабов американских провокаций против Китая, связанных с попытками превратить Тайвань в инструмент прокси-войны руками китайцев в рамках единой, суверенной КНР.
Важно отметить, что весь спектр враждебных действий и попыток силового давления США и НАТО против Москвы и Пекина был развёрнут ещё до начала специальной военной операции на Украине и представляет собой продолжение долговременной политики Вашингтона, направленной на достижение глобального доминирования.
Миссия ограничения невыполнима
В создавшихся условиях для предотвращения скатывания мира в пучину новой мировой войны требуется решительное задействование организаций обеспечения международной безопасности. К сожалению, усилия и направленность действий ООН, ОБСЕ и некоторых других международных организаций не соответствуют масштабам и угрожающей реальности спровоцированных Западом новых угроз и вызовов всей человеческой цивилизации.
Есть и положительные примеры. Под эгидой ООН и при активной роли России и Турции удалось решить сложную проблему вывоза зерна из черноморских портов Украины. Специалисты Красного Креста осуществляют важную посредническую миссию в отношении попавших в плен военнослужащих. Ведутся консультации по привлечению Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) как мирового комитета по мирному применению атомных технологий и независимого агентства в системе ООН к урегулированию обстановки вокруг Запорожской АЭС, которую непрерывно обстреливают украинские националисты.
Однако ООН, как универсальная организация обеспечения международной безопасности, пока не осудила поставки США и НАТО оружия Киеву. Нет сомнений, что в ООН понимают, что ответственность за негуманное применение оружия, гибель мирного населения в Донбассе и на освобождённых территориях лежит на странах Запада. Не секрет, что операции вооружённых сил Украины в рамках стратегии гибридной войны планируются в Вашингтоне и Лондоне. Сегодня не только координаты целей для нанесения ударов предоставляются западными разведками, но и ввод этих данных в системы оружия проводится под полным контролем западных специалистов.
Не получила должной международной оценки военно-биологическая деятельность Пентагона на Украине, в государствах Закавказья и Центральной Азии, в Африке и Латинской Америке. «Забыты» сохранённые США запасы химического оружия. Молчанием отвечает ООН и на предложения Вашингтона и Лондона заменить сложившуюся систему международных отношений на так называемый «основанный на правилах» миропорядок.
Будучи информированной о подобных тревожных факторах, ООН, как универсальная организация обеспечения международной безопасности, пока хранит молчание и занимает пассивную, выжидательную позицию, что порождает сомнения государств-членов в беспристрастности и готовности Организации защищать их интересы на основе Устава, а не неких правил, сочинённых США по своему усмотрению.
В отсутствие лидирующей роли ООН фактически преданы забвению правила самоограничения и ограничения военных потенциалов и действий — ключевые условия эффективности стратегий обеспечения международной и национальной безопасности. Известно, что миссия ограничения возлагается, прежде всего, на ООН и ОБСЕ, а миссии самоограничения на отдельные наиболее сильные державы (сегодня это США, Россия, Китай и некоторые другие государства) и отдельные организации обеспечения региональной безопасности (в первую очередь НАТО, ОДКБ).
ОБСЕ, которая должна бы служить моделью общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века и площадкой для диалога и учёта различных мнений, под давлением США стала инструментом для генерации антироссийских действий, а иногда идёт на прямое нарушение своих полномочий фактически способствуя передаче украинским военным информации о российских войсках. Подобная шаткость позиций ОБСЕ порождает сомнения в её способности служить верификационным механизмом Венского документа 2011 г. и фактически превращает организацию в канал получения разведывательной информации в интересах западных стран, что не отвечает духу этого соглашения.
Не получают должного и беспристрастного освещения и поддержки со стороны ОБСЕ действия России на освобождённых от националистов территориях Украины, где наши военнослужащие активно участвуют в доставке гуманитарной помощи, восстановлении инфраструктуры и поддержании правопорядка.
Искажённые формы получает развитие составляющей безопасности в деятельности Европейского союза, связанное с реализаций Общей внешней политики и политики безопасности. В событиях на Украине Евросоюз фактически превратился в придаток США и НАТО и послушно следует в кильватере политики этих субъектов международного права.
Американский пресс регионалов
Следует признать, что многие государства-члены интеграционных объединений Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки находятся в зависимости от США и подвергаются сильнейшему давлению со стороны Вашингтона по вопросу о событиях на Украине. Выработке общей позиции мешают и внутренние разногласия между государствами-членами по ряду проблем.
В результате некоторые страны предпочитают пока оставаться в «густой тени», на своеобразной «сиесте» — традиционном послеобеденном сне в странах с жарким климатом, в надежде, что разжигаемый США и НАТО «пожар в доме соседа» в Европе, их не коснётся. Однако уже коснулся, например, в связи с проблемами транспортировки зерна, энергетикой, нарушением воздушных коммуникаций и туристических маршрутов и т.п.
Глобальный размах приобретает опасность катастроф на украинских АЭС, подвергающихся обстрелу националистами. Если техногенная катастрофа произойдёт, её последствия будут ощущаться во всех уголках мира. При этом всю ответственность за неё будут нести именно Вашингтон, Лондон и их приспешники.
Хотелось бы отметить, что в условиях жесточайшего давления со стороны США и ЕС некоторые государства и их объединения находят пути для демонстрации собственной позиции.
Это Лига арабских государств (ЛАГ) — одна из старейших региональных организаций общей компетенции с упором на обеспечение коллективной безопасности входящих в неё 21 страны. Государства ЛАГ ощущают сильное давление со стороны западных стран, требующих занять строго определённую позицию по конфликту на Украине, но не поддаются ему. О такой позиции заявил 12 июня генеральный секретарь Лиги арабских государств Ахмед Абу аль-Гейт.
Многие государства-члены Африканского Союза (АС) — региональной международной межправительственной организация, объединяющей 52 государства Африки, также находятся под прессом США. Специфика отношений стран АС с США и ЕС состоит в стремлении государств коллективного Запада вернуть порядок и правила взаимодействия, характерные для колониального периода.
Немало крупных политиков континента вскрывают подоплёку действий коллективного Запада. Так, бывший президент Южной Африки Джейкоб Зума заявил недавно, что события на Украине следует рассматривать не изолированно, а в контексте мирового соотношения сил. Он отметил лицемерие национальных СМИ, которые всегда принимают сторону Запада, и сказал, что действия России и Китая по защите своих национальных интересов достойны не просто поддержки, а восхищения. По его мнению, без поддержки Украины западными державами тупиковая ситуация в отношениях между Россией и Украиной могла быть разрешена быстро и мирно. И напомнил, что сам он был смещён с поста президента именно западными силами, «контролирующими отдельные структуры нашего правительства и правящей партии».
По оценке президента России В.В. Путина, «правительства и руководители африканских стран, что называется, «держат удар», проводят собственную линию на независимость, укрепление суверенитета, развитие экономики и обороноспособности в условиях многополярного мира».
Пока не сказали своего слова организации региональной безопасности в Латинской Америке. Прежде всего, речь может идти о появившихся в конце ХХ — начале ХХI века новых интеграционных объединениях без участия в них США и Канады. В их числе можно назвать: Группу Рио, Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СГЛАК), Союз южноамериканских государств (УНАСУР), Боливарианскую инициативу для Америк (АЛБА). Развивается определённое политическое измерение у МЕРКОСУР и некоторых других интеграционных объединений континента.
Ряд государств упомянутых регионов высказали поддержку России и признали Луганскую и Донецкую народные республики. Это Никарагуа, Сирия, Венесуэла. Южноамериканская торговая организация МЕРКОСУР заявила, что не будет вести диалог с президентом Украины В. Зеленским, а также не дала ему выступить на саммите, который проходил 20-21 июля в городе Луке.
Таким образом, в региональных организациях обеспечения безопасности усиливаются настроения против диктата США по ключевым вопросам международной безопасности, что создаёт предпосылки для выработки ими консолидированной позиции по важным вопросам формирующегося миропорядка.
Серые зоны как театры гибридной войны формируются нашими противниками, врагами, и в регионах, представляющих стратегический интерес для России: в АТР, Индо-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Здесь особую значимость приобретает ведение стратегической разведки, анализ и прогнозирование ВПО, создание необходимого потенциала для реагирования в политической, экономической, военной и культурно-мировоззренческой сферах.
Для России в этих условиях важны как подготовка страны и Вооружённых сил к противоборству с противником сразу на нескольких фронтах, так и проведение комплекса мероприятий по разработке и внедрению в практику противоборства форм и способов гибридных действий.
Важно научиться умело использовать стратегию гибридной войны с целью не допустить появления на границах России плацдармов для подготовки и осуществления агрессии, подобных украинскому. Есть несколько таких серых зон — театров гибридной войны, где реализуются опасные антироссийские подрывные стратегии с использованием факторов критичности. Это, например, кроме Украины, Польша и государства Прибалтики, некоторые наши соседи в Центральной Азии. Делают заявку на подключение к этой группе Финляндия и Япония, в которых усиленно нагнетаются русофобские настроения.
Сказанное требует укрепление стратегического партнёрства России и Китая, связей с Ираном, развития отношений в рамках ШОС, в том числе и совершенствования их оборонной составляющей. Необходимы решительные действия по укреплению ОДКБ.
Александр Бартош,
член-корреспондент Академии военных наук
Источник: «Звезда».