Карибский кризис. Операция «Анадырь»

«Ана́дырь» – кодовое название секретной операции Генерального штаба Вооружённых сил СССР по скрытной доставке и размещению на острове Кубе в 1962 году армейских боевых частей и подразделений, имевших на вооружении атомное оружие, включая атомные авиационные бомбы, баллистические ракеты средней дальности, тактические ракеты «Луна», «Сопка» и «фронтовые крылатые ракеты» с присоединяемыми к ним атомными боевыми головными частями.

Семь дизельных ударных подводных лодок Военно-морского флота СССР, вооружённых ракетами и торпедами с атомными боевыми головными частями, обеспечивали безопасность морских перевозок советских войск и военных грузов в Атлантике. Разработку операции осуществляли маршал Иван Баграмян, генерал- полковник Семён Иванов и генерал-лейтенант Анатолий Грибков.

Операция была ответом на попытку военной интервенции на Кубу со стороны США и инициировала тяжелейшее политическое, дипломатическое и военное противостояние СССР и США, которое могло привести к атомной мировой войне глобального масштаба и известно в истории международных отношений как Карибский кризис. Руководил операцией генерал армии И.А. Плиев.

Операции «Анадырь», одним из результатов которой стал Карибский кризис, была закономерным продолжением длительного противостояния Советского Союза и Америки, продолжавшегося с 1946 года. Поэтому принято выделять предпосылки и причины событий, которые стали точкой кипения в отношениях двух сверхдержав. Политическое противостояние социалистической системы, которую поддерживал СССР, и капиталистической при поддержке США.

На сторону Советского Союза в вопросах идеологии стали страны Латинской Америки и часть стран Африки. К Америке примкнули страны Европы и Турция. От каждой сверхдержавы союзники получали оружие и финансовую помощь. Поэтому противоборство двух систем распространилось на весь мир.

Одним из примкнувших к социалистическому лагерю игроков стала Куба, получившая свою независимость в результате революции. (см. Приложение 1 – Хроника кубинской революции)

Развитие отношений между СССР и Кубой 1 января 1959 года Фидель Кастро объявил о победе революции на Кубе и в том же 1959 году США объявили Кубе экономическую блокаду. В то же время в СССР не очень доверяли Кастро, но после изучения обстановки решили оказать острову экономическую помощь. Никто больше не осмеливался бросить США вызов в их сфере влияния. Советский теплоход «Дмитрий Пожарский» под руководством капитана Р. И. Евграшкина стал совершать регулярные рейсы на Кубу с различными грузами.

Более глубокое советско-кубинское военное сотрудничество началось после событий 4 марта 1960 года, когда на рейде порта Гаваны был взорван французский теплоход «La Coubre», доставивший боеприпасы, приобретённые в Бельгии. Все попытки кубинского правительства закупить вооружение в западных странах блокировались Соединёнными Штатами Америки. Вопрос о военном сотрудничестве был решён на пленуме Президиума ЦК КПСС. В июле 1960 года в результате визита министра Революционных вооружённых сил Республики Куба Рауля Кастро было подписано коммюнике, в котором определялись долгосрочные обязательства СССР в отношении Кубы. Коммюнике не было секретным и советское правительство только за июль 1960 года дважды предупреждало правительство США о готовности оказывать Кубе помощь вплоть до военного содействия в обороне острова. На Кубу начались поставки военной техники из резервов, сохранившихся со времен Второй мировой войны (около тридцати танков Т-34-85 и самоходных артиллерийских установок СУ-100.

17 апреля 1961 года бригада кубинских эмигрантов высадилась на Кубу, но уже к исходу 20 апреля была полностью разгромлена революционной армией Кубы. В конце 1961 года американцы открыли секретный проект под кодовым названием «Мангуст», в соответствии с которым к январю 1962 года кубинское подполье должно было поднять на острове мятеж и обратиться за военной помощью к США. Такая помощь должна быть оказана министерством обороны США.

Поскольку США игнорировали предупреждения СССР и послали бригаду вооружённых кубинских эмигрантов на остров – советское правительство решило оказать Кубе более значимую поддержку. 4 августа и 30 сентября 1961 года были заключены договоры о поставке военного снаряжения на льготных условиях. Всего планировалось поставить вооружений на сумму до 150 млн. долларов, из которых Куба обязывалась выплатить только 67,5 млн. К концу марта 1962 года советские корабли доставили на остров до 400 танков, 40 истребителей МИГ-15 и МИГ-19, радиолокационныеустановкиит.д.Кубинскихвоенныхобучаликакнаместе,так и на военных базах на территории СССР.

С начала апреля 1962 года США стали проводить крупные учения в Карибском море по отработке десантирования морских пехотинцев. Размах учений (до 10 тысяч морских пехотинцев) и выбранный рельеф местности указывали на однозначные планы вторжения на Кубу. Для усиления обороны острова 12 апреля Политбюро приняло решение выслать дополнительно 4 дивизиона пусковых установок ракет ПВО С-75, 10 фронтовых бомбардировщиков Ил-28, 4 пусковых установки тактических крылатых ракет П-15, а также ещё 650 военных советников в дополнение к уже работающим 300. Тем не менее, существовало понимание того, что даже присутствие советского контингента не удержит США от агрессии. Гонка вооружений между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Пополнение запаса ядерного оружия Америкой.

Общеполитическая ситуация была такова – американские ракеты размещались в Европе по периметру советских границ (в Великобритании было развернуто 60 ракет «Тор», в Италии – 30 ракет «Юпитер» и в Турции –15ракет«Юпитер»); с воздуха велась непрерывная разведка советской территории. Особое беспокойство советского правительства вызывали ракеты в Турции, размещение которых началось в 1961 году около города Измир. Радиус действия этих ракет был 2400 км и подлётное время до Москвы, по словам министра обороны СССР Р. Малиновского, составляло всего 10 минут.

Кроме того, по состоянию на начало 1962 года США обладали подавляющим превосходством в ядерных вооружениях: ядерная триада Советского Союза насчитывала всего 405 стратегических ядерных боезарядов, в то время как потенциал США был как минимум в 15 раз больше. Не могли вызвать оптимизма советского руководства и Единый комплексный оперативный план (англ. Single Integrated Operational Plan, SIOP) по применению ядерного оружия в войне против СССР. Так, план SIOP-1, принятый в 1960 году, предусматривал использование против СССР 3500 ядерных зарядов, а план SIOP-2 в редакции 1961 года – уже 6000 ядерных зарядов.

Соотношение ядерного потенциала не было тайной для американцев: информацию им поставлял полковник ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Олег Пеньковский. Пока мир балансировал на смертельном обрыве, этот предатель толкался в дверях США и Великобритании, обещая продать важные секреты родины. За год с небольшим Пеньковский передал Западу более пяти тысяч секретных материалов о расположении межконтинентальных баллистических ракет СССР, документы о научных разработках советского военно-промышленного комплекса, личные данные более чем 600 разведчиков ГРУ и КГБ.

Еще в 1960 году КГБ добыл сведения, что руководящие круги Пентагона хотели бы развязать против СССР превентивную войну. Позже по каналам Главного разведывательного управления (ГРУ) была получена аналогичная информация. В ней говорилось, что на первую декаду сентября 1961 г. намечалось внезапное нападение на Советский Союз. И это было первое обстоятельство, которое не могло не тревожить советское руководство. Второе – проведение американцами подготовительных мероприятий к вторжению на Кубу и уничтожению правительства Фиделя Кастро.

В марте 1962 г. КГБ сообщил советскому руководству, что в США закончена подготовка к новому вторжению на Кубу. Этого СССР допустить не мог. Советские стратеги осознали, что перед ударом ракет они практически беззащитны, но можно достичь некоторого ядерного паритета, пойдя на ответный шаг – разместив ракеты на Кубе. Советские ракеты средней дальности на кубинской территории, имея дальность стрельбы до 4000 км (Р-14), могли держать под прицелом Вашингтон и около половины авиабаз стратегических ядерных бомбардировщиков Стратегических ВВС США, с подлётным временем менее 20 минут.

Глава Советского Союза Хрущёв публично высказал своё возмущение фактом размещения ракет в Турции. Он считал эти ракеты личным оскорблением. Размещение ракет на Кубе считается непосредственным ответом Хрущёва на американские ракеты в Турции. В качестве ответной меры и чтобы заставить США пойти на переговоры по ядерным вооружениям в Европе, 24 мая 1962 года на расширенном заседании Президиума ЦК КПСС было принято решение о размещении советских ракет средней дальности (РСД) с ядерными боеголовками на территории Республики Куба. Согласование деталей операции по размещению ракет с кубинской стороной проходило в ходе визита советской делегации на Кубу с 31 мая по 9 июня 1962 года. В состав делегации вошли: кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Ш. Рашидов, главком РВСН Маршал Советского Союза С. Бирюзов, генерал-лейтенант авиации С. Ушаков, генерал-майор П. Агеев. Советское предложение вызвало «недоумение» и даже «растерянность» у Фиделя Кастро, однако аргументы об «опасности американской агрессии» его убедили.

Географическое расположение Кубы в подбрюшье США (или, в соответствии с доктриной Монро, на «заднем дворе США») делало остров в глазах советского военно-политического руководства весьма привлекательным для дислокации стратегических ядерных сил СССР.

В конце июня в Москву прибыл с рабочим визитом Рауль Кастро, который вместе с советским коллегой Р.Малиновским подписал секретный межправительственный «Договор между Правительством Республики Куба и Правительством Союза Советских Социалистических Республик о размещении Советских Вооружённых Сил на территории Республики Куба», подготовленный Главным оперативным управлением Генерального штаба. 27 августа Хрущёв принимает поправки Ф. Кастро к парафированному документу. В окончательном проекте договора отмечалось, что СССР «для усиления её обороноспособности» перед лицом опасности агрессии из вне направит на Кубу свои Вооружённые силы, способствуя таким образом «поддержанию мира во всём мире». В случае агрессии против Республики или нападения на советские вооружённые силы, размещённые на её территории, правительства Кубы и СССР, используя право на индивидуальную или коллективную оборону, предусмотренное статьёй 51 Устава ООН, предпримут «все необходимые меры для отражения агрессии». К реализации приступили сразу после получения согласия Кастро.

Подготовка операции «Анадырь»

10 июня на заседании Президиума ЦК Малиновский представил предварительный проект операции по переброске ракет, подготовленный в Генштабе. План предполагал размещение на Кубе двух видов баллистических ракет – Р-12 с радиусом действия около 2000 км и Р-14 с дальностью в два раза больше. Оба типа ракет были снабжены ядерными боеголовками мощностью 1 Мт. Предполагалось снять 40 ракет с позиций на Украине и в европейской части. Также, предлагалось направить на Остров Свободы группу советских войск, которая должна была сконцентрироватьсявокругпятиподразделенийядерныхракет(трёхР-12идвухР- 14). Помимо ракет в состав группы входили также один вертолётный полк Ми-4, четыре мотострелковых полка, два танковых батальона, эскадрилья МиГ-21, 42 лёгких бомбардировщика Ил-28, два подразделения крылатых ракет с ядерными боеголовками мощностью по 12 Кт и с радиусом действия 160 км, несколько батарей зенитных орудий, а также двенадцать ПЗРК С-75 (144 ракеты). Каждый мотострелковый полк насчитывал 2 500 человек, танковые батальоны оснащались новейшими по тому времени танками Т-55.Стоитотметить,что Группа советских войск на Кубе (ГСВК) стала первой в истории СССР заграничной армейской группировкой, в состав которой вошли баллистические ракеты. Кроме того, на Кубу направлялся и внушительный отряд ВМФ: 2 крейсера, 4 эсминца, 12 ракетных катеров «Комар», 11 подводных лодок(изних7–с ядерными ракетами).Всего на остров планировалось отправить 50 874 военнослужащих. Позже, 7 июля командующим группировкой был назначен генерал И.А. Плиев.

К июню 1962 года Генштаб разработал операцию прикрытия под кодовым названием «Анадырь». Почему «Анадырь»? В то время на Камчатке под Анадырью действительно строились стартовые позиции для ракетного полка. Так что это была неслучайная метафора, а ложный след грандиозного стратегического обмана. Для подтверждения легенды о том, что ракетные части перебрасывают на Север, в некоторые убывающие на Кубу полки доставлялись лыжи, печи, полушубки. Разработку плана по доставке и размещению советской группы войск на Кубе возглавил Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян

Операции прикрытия.

Чтобы навести потенциального противника на мысль о подготовке «мероприятий» на севере СССР, операции было дано название «Анадырь»; личному составу воинских подразделений, привлекавшихся к операции, выдали лыжи, валенки и армейские овчинные тулупы. В приказах было объявлено, что воинские контингенты направляются для выполнения «специальных мероприятий», без указания сроков и места переброски. Части и подразделения немедленно доводились до штатов «военного времени», личному составу выдавалось стрелковое оружие и боеприпасы, проходили интенсивные тренировки и учения в условиях, максимально «приближенных к боевым» для сплачивания подразделений, проверки функционального состояния аппаратуры и техники.

Одновременно готовились площадки для погрузки контингента в железнодорожные составы, выделялся подвижной состав, определялся порядок и сроки переброски техники и войск в морские порты погрузки. Мероприятия сопровождались строгим режимом секретности и проведением мер дезинформации потенциального противника. Американской разведке и разведке НАТО не удалось своевременно и точно вскрыть цель, задачи и масштаб проводившейся операции. Сведения, добытые разведывательным сообществом США и разведками стран НАТО, были неполными и разрозненными.

Ракеты и прочую технику, а также личный состав доставили в шесть разных портов от Североморска до Севастополя. Для переброски войск выделили 85 кораблей. Каждому капитану вручили запечатанный пакет, который следовало вскрыть в море в присутствии замполита. В конвертах было предписание следовать на Кубу и избегать контакта с кораблями НАТО.

Участникам операции, вопреки воинскому уставу, разрешили носить длинные волосы, бороду и усы. Передислокация военных на Кубу проводилась под видом перевозки сельскохозяйственной техники и специалистов сельского хозяйства, на которых стали похожи воины-ракетчики, переодетые в гражданскую одежду. Личному составу было объявлено, что они готовятся к большим учениям.

Ход операции

В переброске всей группировки войск на Кубу было задействованы десятки морских судов. Портами погрузки были определены Кронштадт, Лиепая, Балтийск, Севастополь, Феодосия, Николаев, Поти и Мурманск. На палубах судов размещалась сельхозтехника, а ракеты и спецтехника находились в трюмах. Личный состав томился в твиндеках, на палубу разрешалось выходить лишь ночью небольшими группами. Торговые суда не приспособлены для перевозки людей, и, находясь в твиндеках под раскаленной от тропического солнца палубою, люди страдали от жары, которая доходила до 50 градусов, от 100-процентной влажности, духоты и морской болезни. Поход длился более двух недель. В Атлантике над судами, время от времени, появлялись американские самолеты-разведчики, но ничего подозрительного, кроме движения в сторону Кубы ржавых судов, они не заметили. Операция «Анадырь» оставалась для них тайной. Впрочем, имелся секретный приказ, известный очень узкому кругу лиц, в случае возникновения ситуации, чреватой раскрытием тайны, суда затопить.

Ночью 8 сентября в Гаване была разгружена первая партия баллистических ракет, вторая партия прибыла 16 сентября. Штаб ГСВК расположился в Гаване. Дивизионы баллистических ракет развернули на западе острова – близ деревеньки Сан-Кристобаль и в центре Кубы – у порта Касильда. Основные войска были сконцентрированы вокруг ракет в западной части острова, однако несколько крылатых ракет и мотострелковый полк были переброшены на восток Кубы и разместились в сотне километров от американской военной базы Гуантанамо. К 14 октября 1962 года на Кубу доставили все 40 ракет и большую часть оборудования. Для разгрузки военной техники на Кубе было подготовлено 11 портов, для приема же ракетно-ядерного оружия был выбран порт Мариель. Днем с судов разгружали сельхозтехнику, а ночью – ракеты. Чтобы их без помех вывезти с порта даже сносили дома. На Кубе было скрытно подготовлено 60 стартовых площадок и еще 16 запасных.

Промежуточный результат операции«Анадырь»

В результате массовой скрытной передислокации войск к 27октября доставленные на Кубу ракеты Р-12 были готовы к нанесению ядерного удара по территории США. Несмотря на то, что ракеты были доставлены на Кубу 9 сентября, обнаружены они были только 14 октября. Причём оставалось неизвестным для США как количество ракет, так и количество ядерных боеприпасов на Кубе: факт доставки тактических ядерных боеприпасов разведкой США установлен не был. Общая численность группировки советских войск оценивалась американцами не более чем в 22 тысячи человек, в то время как на Кубу уже было перевезено 43 тысячи человек личного состава.

Созданная Группа советских войск на Кубе (ГСВК)насчитывала:

  • 2дивизионаракетсреднейдальностиР-12;
  • 2подразделениякрылатыхракет;
  • 4мотострелковыхполка;
  • 2танковыхбатальона;
  • истребительный авиационный полк (40 новейших самолётов МиГ-21Ф-13 и 6 учебно-тренировочных самолётов МиГ-15УТИ на базе 32-го гвардейского истребительного авиационного Виленского орденов Ленина и Кутузова полка, полк получил наименование 213-й истребительный авиационный полк);
  • 42бомбардировщикаИл-28;
  • зенитно-ракетныекомплексыС-75;
  • ствольнаязенитнаяартиллерия.

Единственными надводными кораблями, перебазированными на Кубу, были 12 ракетных катеров проекта 183Р с крылатыми ракетами П-15, перевезённые в трюмах сухогрузов.

Всего в зону достижения наших ракет, размещенных на Кубе, входила территория США с населением 80 миллионов человек. Когда 14 октября 1962 года самолет-разведчик Локхид У-2, пилотируемый майором американских ВВС Ричардом Хейзером, обнаружил и сфотографировал позиции советских баллистических ракет, находящиеся в 180 км от Флориды, для нанесения ракетно-ядерного удара были уже готовы 24 пусковых установки. Причем ракеты находились на Кубе с 9 октября, а обнаружены были только 14 октября. Вместе с тем факт доставки на Кубу тактических ядерных боеприпасов разведкой США установлен не был.

Окончание операции «Анадырь» (см. Приложение 2 – Хроника Карибского кризиса) 28 октября 1962 г на Президиуме ЦК КПСС было принято решение о выводе советских войск и ракетных установок с территории Кубы.

Демонтаж советских ракетных установок, погрузка их на корабли и вывод с территории Кубы заняли 3 недели. Убедившись, что Советский Союз вывел ракеты, президент Кеннеди 20 ноября отдал приказ прекратить блокаду Кубы. Через несколько месяцев из Турции были выведены и американские ракеты как «устаревшие». 31 октября 1962 года советское руководство направило Фиделю Кастро подробное письмо, объясняющее мотивы его действий. 29 мая 1963 года было подписано соглашение между СССР и Республикой Куба об оставлении на острове символического количества советских войск – мотострелковой бригады. Группа советских войск на Кубе (ГСВК) была переименована в Группу Советских военных специалистов на Кубе (ГСВСК).

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 1739 от 1 октября 1963 года «за образцовое выполнение специального задания правительства» 1001 военнослужащий был награждён орденами и медалями:

  • орденом Ленина – 18человек
  • орденом Красного Знамени– 38
  • орденом Красной Звезды–591
  • орденом «Знак Почёта» – 1
  • медалью «За отвагу» – 138
  • медалью «За боевые заслуги» – 205,
  • медалью « За трудовую доблесть» – 6
  • медалью «За трудовое отличие» – 4 чел.

Анализ операции «Анадырь»

Теперь, по прошествии более 60 лет с описанных выше событий, мы можем провести некоторый анализ и обобщить все, что нам стало известно.

Итак:

Основные акторы и стейкхолдеры

Акторы (непосредственные исполнители):

  • Советская Армия: Основные исполнители, отвечавшие за транспортировку, установку и обслуживание ракетных комплексов на Кубе. Это включало различные подразделения, от строительных бригад до ракетных войск.
  • Советский Военно-Морской Флот: отвечал за доставку военной техники и личного состава на Кубу.
  • КГБ: обеспечивал безопасность операции, контрразведку и контроль за информационными потоками.
  • КубинскаяАрмия:предоставлялаинфраструктуру,рабочуюсилуиобеспечивала безопасность советских войск на территории Кубы.

Стейкхолдеры (заинтересованные стороны):

  • Никита Хрущёв (СССР): Главный инициатор и принимавший окончательные решения по операции.
  • Фидель Кастро (Куба): Ключевой союзник, предоставивший территорию для размещения ракет.
  • Джон Кеннеди (США): Главный оппонент, чья реакция определяла ход и исход кризиса.
  • Советскоеправительство:Вцеломотвечалозаполитическоерешениеипринятие рисков, связанных с операцией.
  • Кубинское правительство: рисковало своей независимостью и суверенитетом, принимая участие в операции.
  • НАТО: Заинтересованные сторонние наблюдатели, чьи реакции и действия повлияли на эскалацию ситуации.
  • ООН: играла роль площадки для дипломатических переговоров, хотя её влияние было ограничено.

Это, конечно, упрощенное представление. В операции «Анадырь» были задействованы тысячи людей, и многие другие организации и лица играли более мелкие, но все же важные роли. Разграничение между акторами и стейкхолдерами может быть несколько условным, так как многие из перечисленных лиц одновременно выступали и как исполнители, и как заинтересованные стороны.

Целиизадачи

Операция «Анадырь» преследовала несколько взаимосвязанных целей и задач, которые можно разделить на несколько категорий:

Главная цель: установить стратегическое ядерное равновесие с США, сдерживая их агрессию и защищая интересы СССР и Кубы. Это была реакция на размещение американских ракет средней дальности в Турции, направленных на СССР.

Задачи:

  • Военное сдерживание: Размещение ядерных ракет средней дальности на Кубе создавало угрозу территории США, значительно снижая американской агрессии против СССР или Кубы. Это был ключевой фактор «стратегического паритета». Усиление позиций СССР: Операция демонстрировала растущее влияние СССР в глобальном масштабе и его решимость противостоять США. Это повышало престиж Советского Союза и его роль в мировой политике.
  • Поддержка Кубы: Размещение ракет было актом поддержки кубинского режима Фиделя Кастро, который находился под постоянной угрозой со стороны США. Это укрепляло советско-кубинский союз.
  • Создание «ядерного зонтика»: Ракеты на Кубе должны были защитить Кубу от потенциального вторжения США.

Реализация оказалась чрезвычайно рискованной. Операция привела мир к грани ядерной войны и продемонстрировала опасность эскалации напряженности во время холодной войны.

Успех операции в смысле достижения ее политических целей является спорным; хотя она и привела к выводу американских ракет из Турции, она также значительно повысила международную напряженность и почти привела к глобальной катастрофе.

Полученные военные и политические результаты

  1. Усиление стратегического давления на США:
    • Установление ракетной угрозы: Наличие советских ракет на Кубе создало непосредственную угрозу для южных штатов США, что в краткосрочной перспективе увеличивало стратегическое давление на американское руководство.
  2. Эскалация напряженности:
    • Карибский кризис: Размещение ракет привело к резкому увеличению напряженности в отношениях между США и СССР, кульминацией чего стал Карибский кризис (см. Приложение 2) в октябре 1962 года, когда мир оказался на грани ядерной войны.
  3. Изменение военной стратегии США:
    • Обострение американских военных действий: США начали усиливать свои вооруженные силы и развивать программы по противовоздушной и противоракетной обороне, осознавая угрозу со стороны Кубы.
    • Увеличение военных расходов:
    • Повышение военных бюджетов: эта ситуация привела к росту военных расходов как в США, так и в СССР, так как обе стороны стремились укрепить свои военные позиции.
  4. Внутриполитическое влияние:
    • Увеличение патриотического настроя: В СССР операция способствовала повышению патриотического духа и единства в обществе вокруг идей противостояния западной агрессии.
    • Критика со стороны правых кругов в США: В США критика политики администрации Кеннеди со стороны консерваторов усилилась, что отразило раскол в американском обществе по вопросу внешней политики.
  5. Информированность всех сторон:
    • Повышение осведомленности о ядерной угрозе: Операция привела к повышению информированности как граждан, так и политиков о ядерной угрозе и привело к началу более вероятность активных обсуждений по контролю за ядерным оружием.
  6. Дипломатическое давление:
    • Запрос дипломатических решений: после начала кризиса обе стороны пытались найти дипломатические выходы, что в итоге привело к переговорам и подписанию ряда соглашений.
  7. Изменение внешней политики:
    • Увеличение советского влияния на Кубе: Размещение советских ракет на Кубе укрепило позиции Кубинской революции и альянса с СССР, что также укрепило влияние СССР в Латинской Америке.

В итоге результаты операции «Анадырь» существенно повлияли на динамику международной политики, создали новую ситуацию для обеих супердержав и предшествовали важным дипломатическим усилиям, которые были предприняты для деэскалации конфликта. Однако кризис также показал высокие риски ядерной конфронтации, что направило внимание обеих сторон на необходимость контроля над ядерным оружием и предотвращения будущих конфликтов.

Хрущёв добился от руководства США гарантий ненападения на Кубу, которые были соблюдены тогда и соблюдаются по сей день. Через несколько месяцев американские ракеты в Турции, спровоцировавшие Хрущёва на размещение оружия на Кубе, были так же демонтированы.

Поставленные советским правительством военно-политические цели были в основном достигнуты:

  1. США пошли на переговоры по разоружению ракетных баз в Западной Европе в обмен на вывод ракет с Кубы (к концу 1963 года все американские ракеты «Тор» и «Юпитер» были выведены из стран Западной Европы и Турции);
  2. США публично заявили об отказе от планов вооружённого свержения правительства Кастро;
  3. Открытое противостояние с США повысило авторитет Советского Союза перед лицом его союзников.
  4. В 1963 году подписано соглашение о запрете использования ядерного оружия.
  5. В 1968 году принято решение о нераспространении оружия массового поражения.
  6. Создание «горячей линии» Вашингтон –Москва, с помощью которой лидеры США и СССР могли экстренно связываться.

Весь мир понял, что дипломатическое решение конфликтов – лучший вариант для всех игроков на политической арене. Америке и СССР удалось выстроить более лояльные отношения, с 1963 года они стали менее напряженными. Сам Никита Хрущёв в своих мемуарах так оценил итоги кризиса: «Сейчас прошло уже много лет, и это является уже областью истории. И я горд за то, что мы проявили мужество и дальновидность. И я считаю, что мы выиграли».

По окончании кризиса аналитики советских и американских спецслужб предложили установить между Вашингтоном и Москвой прямую телефонную линию (т. н. «красный телефон»), чтобы в случае кризисных ситуаций у лидеров сверхдержав была возможность немедленно связаться друг с другом, а не пользоваться телеграфом.

Для контроля исправности этой линии по ней постоянно, круглые сутки, зачитываются произведения литературных классиков.

Кризис стал переломным моментом в ядерной гонке и холодной войне. Было положено начало разрядке международной напряжённости. В западных странах началось антивоенное движение, пик которого пришёлся на1960−1970-е. В СССР также стали раздаваться голоса, призывавшие к ограничению гонки ядерных вооружений и усилению роли общества в принятии политических решений (в частности, с таким заявлением выступил один из разработчиков советского ядерного оружия академик Сахаров).

Следствием «Карибского кризиса» стали двусторонние дипломатические консультации СССР и США о предотвращении подобных тяжелых инцидентов в будущем и установление процедуры немедленного взаимного информирования сторон, в том числе – путём прямых переговоров лидеров стран. С этого времени существует круглосуточный устойчивый прямой канал связи (до 1991 года – между лидером СССР и Президентом США; с 1991года – между Президентом РФ и Президентом США).

Сейчас можно смоделировать возможные сценарии развития событий в процессе осуществления операции «Анадырь». Операция «Анадырь» могла развиваться по нескольким сценариям, в зависимости от реакции США и действий СССР:

Сценарий 1: Прямое военное столкновение (наиболее вероятный сценарий, к которому мир приблизился):

  • США обнаруживают ракеты и реагируют военным путем: это был самый опасный сценарий. Американский ответ мог включать в себя воздушные удары по кубинским ракетным базам, морскую блокаду Кубы, или даже полномасштабное вторжение. Советский Союз, вероятно, ответил бы аналогичными действиями, потенциально начав ядерную войну. Это считалось наихудшим возможным вариантом развития событий.
  • Эскалация конфликта: даже локальный конфликт мог быстро перерасти в глобальный, поскольку в него были бы вовлечены другие страны, как члены НАТО, так и другие государства Варшавского Договора.

Сценарий 2: Дипломатическое решение (тот, который в итоге реализовался):

  • Переговоры и компромисс: США и СССР вступают в напряженные переговоры, пытаясь найти дипломатическое решение. Этот сценарий включает в себя секретные каналы связи и публичные заявления. В итоге обе стороны достигли компромисса: СССР убрал ракеты с Кубы в обмен на обещание США не вторгаться на Кубу и тайный вывод американских ракет из Турции.
  • «Карибский кризис» как точка поворота: Этот сценарий привел к установлению «горячей линии» между Вашингтоном и Москвой, созданию механизмов предотвращения будущих кризисов, и укреплению системы контроля над вооружениями.

Сценарий 3: Провал операции из-за обнаружения раньше времени:

*Разведка США своевременно обнаруживает ракеты: если бы США узнали о размещении ракет значительно раньше, их реакция могла быть более решительной и менее склонной к компромиссу. Возможно, был бы предпринят превентивный удар. Этот сценарий, хотя и менее вероятен, всё ещё нес в себе угрозу эскалации.

Сценарий4:ВнутренниеразногласиявСССР:

  • Противники операции получают перевес: Некоторые советские лидеры могли возражать против операции. Если бы внутренние разногласия привели к смене курса, то размещение ракет могло быть отменено или отсрочено. Это было менее вероятно, учитывая решительность Хрущева.

Все эти сценарии, за исключением полностью успешного дипломатического разрешения, несли в себе потенциальную угрозу глобальной катастрофы. Даже незначительные ошибки в управлении кризисом могли привести к необратимым последствиям. Карибский кризис показал, насколько близко мир подошёл к ядерной войне и насколько опасной была игра с огнём в период холодной войны.

Анализ информационного сопровождения операции«Анадырь»

Информационное сопровождение операции «Анадырь» было стратегически важным аспектом, поскольку основная цель заключалась в сохранении секретности операции и недопущении утечки информации, которая могла бы спровоцировать международный кризис. На разных этапах операция имела следующие черты информационного обеспечения:

  1. Секретность и контрразведка:
    • Конспирация: Операция была охарактеризована высокой степенью секретности. Личный состав, участвующий в операции, подвергался строгим ограничениям в распространении информации и использованию средств связи.
    • Контрразведка: КГБ играл ключевую роль в информировании о состояниях безопасности и предотвращении утечек информации. Специфические мероприятия по обеспечению безопасности личного состава и техники проводились на всех уровнях.
  2. Дезинформация:
    • Создание ложных следов: Советские власти использовали различные подходы для дезинформации и путаницы в расчётах США, чтобы скрыть истинные намерения и развертывания. (см выше «Операции прикрытия»)
    • Формирование общественного мнения: Пропаганда использовалась для создания образа, что действия СССР направлены не на провокацию конфликта, а, наоборот, на защиту социалистической Кубы от возможной агрессии со стороны США.
  3. Отчёты и наблюдение:
    • Отчёты о ходе операции: Всю информацию о ходе операции и реакциях противника аккумулировали и анализировали на уровне Министерства обороны и правительства СССР.
  4. Взаимодействие с кубинской стороной:
    • Поддержка Кастро: Информация и операции по размещению ракет координировались с кубинским правительством. Кастро был в курсе основных аспектов операции, но также требовалась секретность в вопросах, которые могли вызвать беспокойство населения или международного сообщества.
  5. Международная реакция:
    • Дипломатические каналы: после обнаружения ракет международная обстановка накалилась. В ответ на действия США СССР использовал дипломатические каналы для объяснения и обоснования своих действий на международной арене.
    • Обмен мнениями с союзниками: Результаты операции обсуждались на уровне других стран Варшавского Договора, и передавались сообщения о вероятных последствиях.
  6. Изучение кризиса после его завершения:

После завершения операции «Анадырь» и окончательного разрешения Карибского кризиса, обе стороны, включая СССР и США, начали проводить анализ минувших событий для предотвращения подобных кризисов в будущем. Это привело к более открытым каналам коммуникации и внедрению «горячих линий» связи.

Итак, информационное сопровождение операции «Анадырь» было многоуровневым и многопрофильным, сосредоточенным на поддержании секретности, контроле информации и координации между различными государственными и военными структурами.

Основные ошибки в планировании и проведении операции«Анадырь»

Операция «Анадырь», несмотря на достижение своей краткосрочной цели (установление ракет на Кубе), была сопряжена с рядом серьёзных ошибок, которые могли привести к катастрофическим последствиям:

* Недостаточная оценка реакции США: Советское руководство недооценило решимость США противостоять размещению ракет на Кубе. Они не полностью учли возможность прямого военного вмешательства США и масштаб американской реакции, что почти привело к ядерной войне. Разведка СССР не дала полной картины американских намерений и возможностей.

Отсутствие эффективных методов сбора разведывательной информации привело к несвоевременным или неполным данным о военной активности США и их возможной реакции. Советское руководство не приняло во внимание предупреждения и угрозы со стороны США, что еще больше обострило ситуацию и привело к недопониманию.

  • Недостаточная работа с общественным мнением: Отсутствие достаточных усилий по объяснению целей и намерений операции как внутри страны, так и за ее пределами, что способствовало возникновению недопонимания и негативного восприятия в международной среде.
  • Отсутствие четкой дипломатической стратегии: Советский Союз не имел четко сформулированной дипломатической стратегии для взаимодействия с США, что затрудняло поиск компромиссных решений в условиях кризиса.
  • Отсутствие чёткого плана на случай эскалации: небыло разработано детального плана действий на случай, если США прибегнут к военному решению. Реакция СССР носила импровизированный характер, что ещё больше повышало риск неконтролируемой эскалации.
  • Локализация ударных систем на Кубе: Некоторые ракетные установки были расположены так, что они были легко обнаружимы, что ставило под угрозу операции. Лучше было скрыть установки или разместить их в менее заметных местах.
  • Неправильная оценка времени развертывания: Логистические процессы были плохо организованы. Временные рамки на поставку оборудования и ресурсов были завышены, что привело к задержкам в развертывании ракет.
  • Недостаточная поддержка сил: Сложности с транспортировкой и отсутствием достаточного количества запчастей и материалов для поддержания работающих систем.
  • Недооценка роли человеческого фактора: Риски, связанные с человеческим фактором, были недооценены. Возникли проблемы с управлением и координацией огромного количества персонала, техники и оборудования. Военные не были готовы к возможным конфликтам и эскалации рисков, связанных с размещением ракет на Кубе. Психологическое воздействие на военный персонал, находящийся в условиях конфронтации и неопределенности, могло привести к ошибкам, вызванным стрессом и нервозностью. Непоследовательное решение вопросов на разных уровнях командования привело к путанице и дезинформации, что усложняло ситуацию.
  • Недостаточное внимание к последствиям для Кубы: Хотя Куба была союзником, советское руководство не полностью учитывало риски, которые операция создавала для кубинского народа. В случае американского вторжения Куба была бы главной мишенью. Советское руководство не всегда учитывало политику и интересы кубинского правительства, что могло привести к потенциальным конфликтам по поводу распределения ресурсов и ответственности.
  • Проблемы коммуникации: не всегда эффективная коммуникация между советским руководством и командующими на Кубе, а также внутри самого советского руководства, приводила к задержкам и несогласованности действий. Командующие на Кубе часто не имели полноценной информации о планах Москвы и о том, что происходит в других частях мира.
  • Недооценка возможностей американской разведки: Советское руководство просчиталось в оценке возможностей американской разведки, которая, несмотря на секретность, обнаружила ракеты. Это сильно сократило время на принятие решения и увеличило напряжение.
  • Неадекватное планирование отступления: хотя план отступления существовал, он был недостаточно проработан и был реализован только под давлением.

Также ряд военных экспертов указывают на следующее:

  • Отказ от использования надводных кораблей ВМФ. Присутствие кораблей ВМФ

сразу бы исключило блокаду и усилило позиции Москвы в любых переговорах с Вашингтоном.

  • Отсутствие воздушного прикрытия. Введённая американцами блокада не позволила доставить ракеты Р-14 на Кубу, поэтому 25 сентября командованием ВМФ СССР был отменён поход надводных кораблей на Кубу. Причиной также была невозможность обеспечить прикрытие флота с воздуха. План операции «Анадырь» предусматривал прикрытие похода с аэродрома столицы Гвинеи Конакри (построенного, кстати, советскими специалистами и способного принимать в том числе стратегическую авиацию). Но с началом противостояния СССР и США правительство Секу Туре отказало Советскому Союзу в использовании аэродрома. Считается, что это было сделано в обмен на американскую помощь в 16 миллионов долларов. Без истребительной поддержки время жизни эскадры надводных кораблей в условиях авианалёта должно было составить от 18 до 29 минут.
  • Секретная доставка ракет на Кубу. Несмотря на все меры предосторожности, скрыть факт доставки и установки ядерных ракет на территории Кубы не удалось: американские самолёты-разведчики обнаружили ракетные комплексы.
  • СокрытиесилыгруппировкинаКубе.Невозможнозапугиватьпротивника,пряча от него угрозу.
  • Несогласованность министерств. Министерство иностранных дел СССР не было поставлено в известность о проводившихся высшим военным и политическим руководством СССР «мероприятиях». Обычные дипломатические каналы оказались «закрыты», что впоследствии вызвало тяжелый дипломатический кризис в отношениях между СССР и США и, в условиях взаимного недоверия, острого дефицита времени, отсутствия нормально работающей дипломатической связи и общепризнанных процедур консультаций, едва не привело к ракетно-ядерной войне глобального масштаба.

Рекомендации Правительству СССР

Если бы повернуть время вспять и иметь возможность проконсультировать Правительство СССР перед началом операции «Анадырь», то рекомендации касались бы нескольких ключевых аспектов, которые важно было бы учесть для успешного планирования и минимизации рисков. Вот основные ориентиры, которые можно было бы предложить:

  1. Анализ стратегической ситуации:
    • Тщательный анализ текущей геополитической обстановки: необходимо оценить не только намерения США, но и глобальные последствия возможного размещения ракет на Кубе, а также ответные действия других стран. Необходим более качественный сбор данных о возможных реакциях США.
  2. Оценка американской реакции: Ожидаемая реакция США на размещение ракет и уровень их военной мобилизации. Советская разведка не учла потенциальные возможности американских сил по обнаружению советских ракет на Кубе и не распознала степень готовности США к активному вмешательству.
  3. Разведка и оценка рисков:
    • Укрепление разведывательных усилий: провести более точный и комплексный сбор и анализ разведывательной информации, охватывающей как военные действия, так и политику США, их союзников и реакцию международного сообщества.
    • Оценка возможных рисков: провести анализ различных сценариев, включая эскалацию конфликта, чтобы подготовить план действий на случай кризисной ситуации.
  4. Разработка стратегии:
    • Определение чёткой стратегической цели: сформулировать четкие, достижимые цели операции «Анадырь» и проанализировать, насколько эти цели согласуются с общими интересами СССР. Предусмотреть политические цели и способы их достижения на площадках ООН
    • Четкое планирование: Разработка многоуровневого плана, который включал бы как краткосрочные, так и долгосрочные шаги с учётом неожиданных событий.
  5. Контроль и коммуникация:
    • Создание эффективной системы коммуникаций: Обеспечение надежных каналов связи и обмена информации между руководством и оперативными командирами на Кубе, а также внутри самой страны.
    • Четкое распределение ролей и обязанностей: Установление четкой иерархии командования и обязательств, чтобы избежать путаницы и задержек в принятых решениях.
  6. Подготовка и обучение:
    • Обучение персонала: Проведение параллельных учений по управлению кризисными ситуациями для всех задействованных лиц. Это может включать сценарные тренировки по возможным эскалациями действиям в условиях стресса. Провести тренировки и симуляции для обсуждения потенциальных сценариев. Провести подготовку командиров для управления кризисными ситуациями.
    • Дублирование критических функций: Создание резервных команд и дублирование ключевых позиций для предотвращения ситуации, когда ошибки отдельных участников могут повлиять на весь процесс.
    • Моральноесостояниевойск:Поддержаниеморальногодухавусловияхстрессаи неопределенности, чтобы личный состав был готов принимать быстрые и эффективные решения.
  7. Планирование взаимодействия с Кубой:
    • Согласование действий с кубинским правительством: Установление прямого диалога с кубинскими лидерами для обеспечения их поддержки и согласования совместных действий.
    • Согласованность военных и политических действий: Поддержка единства позиции как со стороны СССР, так и Кубы.
  8. Управление последствиями:
    • Подготовка к международной реакции: Разработка плана коммуникации с международным сообществом для снижения рисков и обеспечения возможности на случай обострения конфликта.
    • Подготовка к выводу сил: Оценка рисков и возможностей мирного разрешения конфликта в случае дальнейшей эскалации ситуации, включая возможный вывод ракет.
    • Оценка общественного мнения: Мониторинг реакций международного сообщества и внесение корректив в информационную политику на основе этой информации.
    • Контрпропаганда: Использование средств массовой информации для формирования и поддержания нужного образа операции и ее оправдания в глазах общественности и международного сообщества.
  9. Мониторинг и контроль:
    • Создание информационных центров: Специальные центры по мониторингу и анализу ситуации, где данные будут собираться и обрабатываться для дальнейшего анализа и оперативной информации.
    • Гибкостьвдействиях:Возможностьбыстрокорректироватьстратегиювответна изменения в оценке ситуации и действиях противника.
  10. Формирование дипломатических каналов:
    • Поддержаниеоткрытыхлинийссоюзникамиидажепротивниками:Разработкаи поддержка прямых каналов связи с американской стороной и их союзниками для обсуждения и предотвращения недоразумений.
    • Привлечениенейтральныхстран:Использованиепредставительстватретьихстран для посредничества при возникновении критических ситуаций.
  11. Планирование на случай неудачи:
    • Разработка альтернативных планов: Наличие готовых запасных планов на случай, если ситуация выйдет из-под контроля. Это включает в себя стратегии как для выхода из конфликта, так и для возможного вооруженного столкновения.
    • Подготовка механизмов прекращения огня: Разработка протоколов и условий, которые могли бы служить отправной точкой для прекращения конфликта и деэскалации напряженности.

Эти рекомендации помогли бы руководителям сформировать более взвешенную, продуманную и стратегически обоснованную позицию перед началом операции «Анадырь», тем самым снижая риски возникновения конфликтов и непредсказуемых последствий.

Приложение 1. Хроника кубинской революции

Началом кубинской революции считается июль 1953 года, когда отряд вооруженных молодых людей, руководимых Фиделем Кастро, совершил попытку захвата казарм Монкада в Сантьяго-де-Куба.

Выступление молодых революционеров потерпело неудачу. Кастро и его сподвижники были арестованы и осуждены, причем сам Фидель Кастро был приговорен на 15 лет тюремного заключения. В это время на Кубе развернулось мощное протестное движение, активно шло создание единого демократического фронта. Усилия революционеров привели к всеобщей забастовке занятых в сахарной промышленности рабочих в декабре 1955 года, масштабы которой потрясли всю страну. Под прессом общественности, Батиста вынужден был в 1955 году объявить заключенным амнистию, после чего братья Кастро уехали в Мексику, где и продолжили революционную деятельность. Здесь Фидель Кастро познакомился с Эрнесто Че Геварой, ставшим впоследствии его ближайшим соратником. Все патриотические движения Кубы объединились в единую организацию – Революционное движение 26 июля (М-26). 2 декабря 1956 года в провинции Орьенте была произведена высадка с яхты «Гранма» 82-х повстанцев из числа мексиканских эмигрантов-революционеров во главе с Фиделем Кастро. Десант был встречен правительственными войсками, но, понеся большие потери, избежал полного уничтожения, укрывшись в горах Сьерра-Маэстра. Благодаря поддержке населения и многих сочувствующих солдат армии Батисты движение М-26 окрепло и уже в марте 1957 года была предпринята попытка захвата президентского дворца. В августе 1957 года страну охватила мощная забастовка под руководством движения М-26 и народно-социалистической партии Кубы, которая с успехом повторилась и в марте-апреле1958 года.

Ситуация стала полностью выходить из-под контроля диктатуры Батисты, и уже с лета 1958 года на Кубе началась гражданская война. Вооруженные отряды во главе с Че Геварой устроили боевой рейд в провинцию Лас-Вильяс, а к концу года Повстанческая армия, руководимая Фиделем Кастро, при активной поддержке населения, освободила почти все районы страны. 31 декабря 1958 года, прекратив сопротивление, диктатор Батиста покинул Кубу. Уже на следующий день Повстанческая армия во главе с Фиделем Кастро с триумфом вошла в Сантьяго-де- Куба, встреченная ликующими толпами народа, а отряд повстанцев под командованием Че Гевары занял Гавану. Революция свершилась, разрушив диктаторский режим Батисты и полностью подавив немногочисленные очаги сопротивления верных Батисте армейских подразделений. Диктатура Батисты потерпела поражение; Батиста с семьёй навсегда покинул остров.

Таким образом, всего в 90 милях от Флориды появилось государство, проводившее антиамериканскую внешнюю политику. Уже в марте 1959 года президент США Д. Эйзенхауэр поставил перед ЦРУ задачу свержения нового кубинского режима.

Приложение 2. Хроника карибского кризиса

Получив фотографии, свидетельствующие о появлении советских ракетных баз на Кубе, президент Кеннеди собрал на секретное совещание в Белом Доме группу из 14 человек. Эта группа, ставшая позднее известной как «Исполнительный комитет», состояла из членов Совета национальной безопасности США и нескольких специально приглашенных советников. Вскоре комитет предложил президенту три возможных варианта разрешения ситуации: уничтожить ракеты точечными ударами, провести полномасштабную военную операцию на Кубе или ввести морскую блокаду острова. Начальник Объединенного комитета начальников штабов генерал Максвелл Тэйлор и глава Стратегического командования ВВС генерал Кёртис Лемей выступили с предложением начать вторжение. По их мнению, Советский Союз не решился бы на серьёзные контрмеры.

В порядке подготовки к вторжению началась переброска войск во Флориду. Военные торопили президента отдать приказ о вторжении, поскольку опасались, что, когда СССР установит все ракеты, будет уже поздно. Стоит отметить, однако, что агентурные данные ЦРУ о численности советских войск на Кубе к тому моменту были существенно ниже реальных. Американцы даже не знали о двенадцати оперативно-тактических ракетных комплексах «Луна», уже находящихся на острове, которые могли быть задействованы по приказу генерала Плиева. Вторжение американцев на Кубу могло повлечь немедленный ядерный удар по десанту. Так или иначе, но Кеннеди подверг критике идею вторжения. Президент США опасался, что «даже в том случае, если на Кубе советские войска не предпримут активных действий, ответ последует в Берлине», что приведет только к эскалации конфликта. Поэтому было решено рассмотреть предложение министра обороны Р.Макнамары о военно-морской блокаде Кубы. На следующий день очередной полёт U-2 выявил ещё несколько смонтированных ракетных позиций, эскадрилью Ил-28 у северного побережья Кубы и дивизион крылатых ракет, нацеленных на Флориду.

Решение о введении блокады было принято на итоговом голосовании вечером 20 октября: за блокаду проголосовали сам президент Кеннеди, госсекретарь Дин Раск, министр обороны Роберт Макнамара и специально вызванный для этого из Нью-Йорка посол США в ООН Эдлай Стивенсон. Однако согласно нормам международного права блокада является актом войны. В то время как ни размещение ракет в Турции, ни ответное размещение ракет на Кубе никаких соглашений не нарушало. Таким образом, США оказывались в роли стороны, развязавшей войну. В связи с этим при обсуждении этого варианта действий возникали опасения по поводу реакции не только Советского Союза, но и всего мирового сообщества. Поэтому решение о введении блокады было вынесено на обсуждение Организации американских государств (ОАГ).

Опираясь на Пакт РИО (Межамериканский договор о взаимной помощи), ОАГ единогласно поддержала введение санкций против Кубы. Но акция была названа не «блокадой», а «карантином», что означало не полное прекращение морского сообщения, а лишь препятствие поставкам вооружений. Было решено ввести карантин 24 октября с 10 утра по местному времени. В дополнение к блокаде военное командование США все-таки начало подготовку и к возможному вторжению. На юг страны, в штат Джорджия, была переведена 1-я танковая дивизия, еще пять общевойсковых дивизий были приведены в состояние повышенной боеготовность.

Стратегическое командование ВВС перебазировало бомбардировщики среднего радиуса действия В-47 в гражданские аэропорты и перевело в режим постоянного патрулирования флот стратегических бомбардировщиков В-52. 22 октября президент Кеннеди в телевизионном выступлении обратился к американской публике и советскому правительству. Он подтвердил присутствие ракет на Кубе и объявил военно-морскую блокаду в виде карантинной зоны в 500 морских миль (926км) вокруг берегов Кубы. Он предупредил, что вооружённые силы США «готовы к любому развитию событий», и осудил Советский Союз за «секретность и введение в заблуждение». Кеннеди заявил, что ракетный запуск с территории Кубы в сторону любого из американских союзников в западном полушарии будет расценен как акт войны против США.

Н.С. Хрущёв в ответ заявил, что блокада незаконна, и что любой корабль под советским флагом будет её игнорировать. Он пригрозил, что, если советские корабли будут атакованы американскими, ответный удар последует немедленно. Тем не менее, блокада вступила в силу 24 октября в 10:00. 180 кораблей ВМС США окружили Кубу, но, правда, им было запрещено открывать огонь по советским судам без личного приказа президента. К этому времени на Кубу шли 30 судов, везущих ракеты для двух дивизионов БРСД.

Кроме того, к Острову свободы приближались 4 дизельные подводные лодки, сопровождавшие советские корабли. На борту грузового судна «Александровск» находились 24 боеголовки для БРСД и 44 для крылатых ракет.

Хрущёв решил, что подводным лодкам и четырём судам с ракетами Р-14 – «Артемьевску», «Николаеву», «Дубне» и «Дивногорску», невзирая на объявление карантина, следует продолжать идти прежним курсом. Стремясь свести к минимуму возможность столкновения советских кораблей с американскими, советское руководство решило вернуть домой остальные, не успевшие добраться до Кубы, корабли. Одновременно с этим Президиум ЦК КПСС принял решение привести вооружённые силы СССР и стран Варшавского договора в состояние повышенной боеготовности. Отменили все увольнения. Срочникам, готовящимся к демобилизации, было предписано оставаться на местах несения службы до дальнейших распоряжений.

ХрущёвотправилКастроободряющееписьмо,завериввнепоколебимостипозиции СССР при любых обстоятельствах. Вечером 23 октября брат президента Роберт Кеннеди прибыл в советское посольство в Вашингтоне. На встрече посол СССР Добрынин сообщил ему об инструкциях, полученных капитанами советских кораблей–не выполнять незаконные требования военных кораблей США в открытом море. Перед уходом Кеннеди сказал: «Не знаю, чем все это кончится, но мы намерены остановить ваши суда».

24 октября Хрущёв узнал, что «Александровск» благополучно добрался до Кубы. Одновременно с этим ему пришла короткая телеграмма от Кеннеди, в которой тот призвал Хрущёва «проявить благоразумие» и «соблюдать условия блокады». Президиум ЦК КПСС собрался на заседание, чтобы обсудить официальный ответ на введение блокады. В тот же день Хрущёв направил президенту США письмо, в котором обвинил его в том, что тот ставит «ультимативные условия». Хрущёв назвал блокаду «актом агрессии, толкающим человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны». В своем письме Хрущев предупредил Кеннеди, что «капитаны советских кораблей не станут соблюдать предписания американских ВМС», а также что «если США не прекратят своих пиратских действий, правительство СССР примет любые меры для обеспечения безопасности судов».

25 октября на экстренном заседании Совета Безопасности ООН представитель США Эдлай Стивенсон продемонстрировал фотографии советских ракетных позиций на Кубе, сделанные разведывательными самолётами США.

Кеннеди отдал приказ повысить боевую готовность вооружённых сил США до уровня DEFCON-2 (первый и единственный раз в истории США). Тем временем в Кремль пришло письмо Кеннеди, в котором он отмечал, что «советская сторона нарушила свои обещания в отношении Кубы и ввела его в заблуждение».

На сей раз Хрущёв решил не идти на конфронтацию и начал искать возможные выходы из сложившейся ситуации. Он объявил членам Президиума, что «невозможно хранить на Кубе ракеты, не вступая в войну с США». На заседании было решено предложить американцам демонтировать ракеты в обмен на гарантии США оставить попытки сменить государственный режим на Кубе. Брежнев, Косыгин, Козлов, Микоян, Пономарев и Суслов поддержали Хрущёва. Громыко и Малиновский при голосовании воздержались.

26 октября утром Хрущёв принялся за составление нового, менее воинственного послания Кеннеди. В письме он предложил американцам вариант демонтажа установленных ракет и возвращения их в СССР. В обмен он требовал гарантий того, что «Соединенные Штаты не вторгнутся своими войсками на Кубу и не будут поддерживать никакие другие силы, которые намеревались бы совершить вторжение на Кубу». Это письмо пришло в Белый дом в 10 часов утра. Дополнительное условие — вывести американские ракеты из Турции — было передано в открытом обращении по радио утром 27 октября.

26 же октября, в 13-00 по вашингтонскому времени, поступило сообщение от репортера ABC News Джона Скали о том, что к нему обратился с предложением о встрече Александр Фомин – резидент КГБ в Вашингтоне. Встреча состоялась в ресторане Occidental. Фомин выразил озабоченность по поводу нарастания напряженности и предложил Скали обратиться к своим «высокопоставленным друзьям в Госдепартаменте» с предложением поиска дипломатического решения. Фомин передал неофициальное предложение советского руководства убрать ракеты с Кубы в обмен на отказ от вторжения на Кубу. Американское руководство ответило на это предложение, сообщив Фиделю Кастро через посольство Бразилии в Гаване, что в случае вывода наступательных вооружений с Кубы «вторжение будет маловероятно».

Тем временем в Гаване политическая обстановка накалилась до предела. Кастро стало известно о новой позиции Советского Союза, и он сразу же направился в советское посольство. Команданте решил написать Хрущёву письмо, чтобы подтолкнуть его к более решительным действиям.

По мнению Фиделя Кастро, «интервенция почти неминуема и произойдёт в ближайшие 24–72 часа». Одновременно Малиновский получил донесение от командующего советскими войсками на Кубе генерала И.А.Плиева об усилившейся активности американской стратегической авиации в районе Карибского бассейна. Оба сообщения доставили в кабинет Хрущёва в Кремль в 12 дня в субботу, 27 октября.

В Москве было 5 часов вечера, когда над Кубой разбушевался тропический шторм. В одно из подразделений ПВО пришло сообщение, что на подлёте к Гуантанамо замечен американский самолёт-разведчик U-2. Начальник штаба зенитного ракетного дивизиона С-75 капитан Антонец позвонил в штаб Плиеву за инструкциями, но того на месте не оказалось. Когда U-2 был уже над Кубой, был отдан приказ уничтожить самолёт. Американский самолет-разведчик U2, пилотируемый майором ВВС США Рудольфом Андерсоном, сбили двумя ракетами.

Примерно в это же время другой U-2 был перехвачен над Сибирью. Ещё через несколько часов два самолёта фоторазведки ВМС США RF-8A «Крусейдер» были обстреляны зенитными орудиями во время облёта Кубы на малой высоте. Один из них был повреждён, однако пара благополучно вернулась на базу.

Военные советники Кеннеди пытались убедить президента до наступления понедельника отдать приказ о вторжении на Кубу, «пока ещё не поздно». Кеннеди уже не отвергал категорически такое развитие ситуации, однако не оставлял надежды на мирное разрешение.

Принято считать, что «Чёрная суббота» 27 октября 1962 года – день, когда мир был ближе всего к глобальной ядерной войне.

В ночь с 27 на 28 октября по заданию президента Роберт Кеннеди вновь встретился с советским послом в здании Министерства юстиции. Кеннеди поделился с Добрыниным опасениями президента о том, что «ситуация вот-вот выйдет из-под контроля и грозит породить цепную реакцию». Роберт Кеннеди заявил, что его брат готов дать гарантии ненападения и скорейшего снятия блокады с Кубы. Добрынин спросил Кеннеди о ракетах в Турции. «Если в этом единственное препятствие к достижению упомянутого выше урегулирования, то президент не видит непреодолимых трудностей в решении вопроса», – ответил Кеннеди.

На следующее утро в Кремль пришло послание от Кеннеди, в котором говорилось:

«1) Вы согласитесь вывести свои системы вооружения с Кубы под соответствующим наблюдением представителей ООН, а также предпринять, с соблюдением соответствующих мер безопасности, шаги по остановке поставок таких же систем вооружения на Кубу.

2) Мы же, со своей стороны, согласимся – при условии создания с помощью ООН системы адекватных мер, обеспечивающих выполнение данных обязательств, –

а) быстро отменить введённые в настоящий момент блокадные мероприятия и

б) дать гарантии ненападения на Кубу.

Я уверен, что и остальные государства Западного полушария будут готовы поступить подобным образом».

В полдень 28 октября 1962 г Хрущёв собрал Президиум ЦК КПСС у себя на даче в Ново-Огарево. Шло обсуждение письма из Вашингтона, когда в зал вошёл человек и попросил помощника Хрущёва, Олега Трояновского к телефону: звонил посол Добрынин из Вашингтона. Он передал Трояновскому суть своей беседы с Робертом Кеннеди и выразил опасения, что президент США испытывает сильное давление со стороны военных из Пентагона. Добрынин передал дословно слова брата президента США: «Мы должны получить ответ из Кремля сегодня же, в воскресенье. Осталось очень мало времени для разрешения проблемы».

Трояновский вернулся в зал и зачитал собравшимся то, что успел записать в своем блокноте, пока слушал доклад Добрынина. Хрущёв сразу же пригласил стенографистку и начал диктовать ответное письмо. Он также надиктовал два конфиденциальных письма лично Кеннеди. В одном он подтвердил факт того, что послание Роберта Кеннеди дошло до Москвы. Во втором – что он расценивает это послание как согласие на условие СССР по выводу советских ракет с Кубы – убрать ракеты из Турции.

Опасаясь всяких «неожиданностей» и срыва переговоров, Хрущёв запретил Плиеву использовать зенитное оружие против американских самолётов. Он также приказал вернуть на аэродромы все советские самолёты, патрулирующие Карибское море. Первое письмо было решено передать по радио, чтобы оно как можно скорее дошло до Вашингтона. За час до начала трансляции послания Хрущева (16:00 по московскому времени) Малиновский послал Плиеву приказ начать демонтаж стартовых площадок Р-12.

Дав американцам согласие вывезти ракеты с Кубы, Хрущев не известил об этом Фиделя Кастро, чем вызвал его возмущение. На Кубе начались массовые митинги протеста против решения Хрущева. Но решение было принято, и менять его было нельзя. 29 октября на Кубе начался демонтаж стартовых позиций.

Только в начале 1990-х прошли первые международные конференции по Карибскому кризису. Когда на встрече в Гаване один из основных участников разработки операции «Анадырь» генерал Анатолий Грибков рассказал о переброске на Кубу 42 тыс. советских военнослужащих и тактического ядерного оружия, американская делегация была в шоке и стала утверждать, что, по их сведениям, на Кубе было максимум 15 тысяч советских войск, а ядерного тактического оружия и вовсе не было, потому что они его не обнаружили, рассказывает историк Михаил Гаврилов.

В1992годубылоподтверждено,чтокмоменту,когдаразразилсякризис,советские части на Кубе получили ядерные боеголовки для тактических и стратегических ракет, а также ядерные авиабомбы для бомбардировщиков Ил-28, общим количеством 162 единицы. Генерал Грибков, участвовавший в работе советского штаба операции, заявил, что командующий советских частей на Кубе генерал Плиев имел полномочия применить их в случае полномасштабного вторжения США на Кубу.

Слушатели и сотрудники Академии политических наук «ALTER»

Источник: vk.com/@-226048634-ssha-v-1962-godu-planirovali-vnezapnoe-napadenie-na-sssr

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *