Взаимоотношения политики и религии в России

Дубовская Дарья студент группы Э1-82

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Научный руководитель: Бочарников И.В., докт. полит. наук, профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии» Sgn3@bmstu.ru

Я являюсь убежденным сторонником того, что Церковь должна быть отделена от государства, в противном случае она будет, как и до революции, структурой государственной, ведомством государственным, а церковь должна с нравственных, моральных позиций давать оценку тому, что происходит в обществе, в стране, не всегда следует официальному курсу. [5]

(Из выступлений Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия на сессии Академии социальных наук РФ 23 февраля 1999 года.)

Проблема взаимоотношений политики и религии началась с момента зарождения самой политики. В различные периоды их объединения для кооперации они добивались больших взаимовыгодных результатов. Обе сферы всегда активно манипулировали друг другом, но с развитием демократических институтов роль религии в политическом пространстве уменьшалась. В России любого периода религия занимала и занимает особое место в обществе. Этим зачастую пользуются политики, манипулируя религией в личных интересах. Но злоупотребление данным способом манипулирования несет взаимный ущерб этим двум сферам общества.

Определим в общих чертах, что понимается под религией.

Религия (от латинского слова religare– соединять, связывать) – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя:

  • свод моральных норм;
  • типы поведения, обрядов, культовых действий;
  • объединение людей в организации.[4]

Религия имеет множество атрибутов, которые формируют определенное сознание общественности, среди них – литература (это Библия, Коран и др.), догматы (те самые аксиомы, не подвергающиеся сомнению). Подобные элементы помогают сформировать у различных членов общества, какое-то общее, близкое для каждого зерно, (или как еще их называют – скрепы). Общество само по себе весьма сложно устроено, а такие скрепы помогают обобщать систему ценностей и модель поведения людей. Как следствие, государству проще управлять обществом, сознание которого формируется авторитетом религиозных деятелей, а это митрополиты, патриархи, муллы и пророки. Такое явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаропапизмом (был характерен для Византии, России и фашистской Италии).

У политики нашей страны имеется ряд организационных и догматических особенностей присущих конфессиональным объединениям России. Так, по протестантскому вероучению, важнейшим условием спасения души является вера каждого индивида в Иисуса Христа, что ослабляет роль духовенства как особого посредника между человеком и Богом, тем самым снижается общественный авторитет духовного культа, а стало быть, его политические возможности.

У религиозных организаций, напротив, возможности шире. Они располагают сугубо политическими рычагами и средствами воздействия на население. Например, Сепаратисты в Чечне и Дагестане в целях легитимизации и освящения своих действий постоянно взывают к Аллаху, ратуя «за возврат к исламскому обществу в соответствии с учением Корана», введение законов шариата.[3]

В современной России в условиях в целом демократического законотворчества в области свободы совести и вероисповедания руководства многих конфессий неоднократно заявляли о своей приверженности конституционным принципам отделения религиозных институтов от государства, неприемлемости установления какой-либо религии в качестве государственной, а также вмешательства вертикали власти в их внутренние дела, как и их участие в политических играх.

На практике же наблюдаются отступления от светских правовых устоев, хотя восприятие обществом многих из них сейчас (как и в прошлом) позитивное. Ряд действий духовенства общественно-политического характера не рассматриваются в качестве противоправных, наоборот, встречают широкую поддержку как направленные на общенародное благо. Это наглядно проявилось в годы Великой Отечественной войны в отношении политической патриотической деятельности РПЦ, других религиозных организаций нашей страны. Патриотизм, идея превалирования единства над удельными интересами, призывы к сплочению населения против чужеземных захватчиков свойственен православной церкви во все периоды отечественной истории. Например, в одном из ключевых событий в истории Руси – Куликовской битве –русская православная церковь, и ее деятели – митрополиты Алексий, Сергий Радонежский – выступили посредниками освобождения земель от монгольского завоевания.[3]

Рассмотрим отношения церкви и государства в современной России. По данным соцопроса, проведенным ЛЕВАДА-центром в 2007 г., большинство респондентов (42 %) доверяют РПЦ[6]. Русская православная церковь уступает только Президенту РФ (64 %).[1] Кроме того, большинство наших сограждан (55 %) считает, что у РПЦ должны быть особые отношения с государством. Тут важно сравнить результаты 2007 г. с сегодняшними данными. что опрос ВЦИОМ от 15.12.2016 (продолжается по сей день) явно указывает на то, что в сложившейся за последние несколько лет неспокойной глобальной политической обстановке физическое воплощение силы берет вверх над духовной жизнью и силой слова. Так, армии доверяют 79% респондентов, духовенству 12%, СМИ лишь 4%. Так как государство собирается строить отношения с религиозными организациями? Как известно, в 2008 г. Президент РФ организовывал встречи лишь с православными, мусульманами и иудаистами. Таким образом, в первый год своего президентства Д.А. Медведев не встречался с представителями других конфессий. Следует отметить, что в большинстве субъектов РФ они поддерживают РПЦ как главную конфессию, но вместе с тем зачастую оказываются проводить политику с православным оттенком. В регионах РФ где мусульмане, буддисты и язычники составляют большую часть населения, местная власть оказывает приоритетную поддержку именно этим религиям. К  неправославным христианским конфессиям местная власть в субъектах РФ относится по-разному. Самые хорошие отношения имеют с властями лютеране, самые конфликтные – пятидесятники.

К каким конкретно механизмам взаимодействия приводит готовность властей к сотрудничеству? Прежде всего, это включение религиозных лидеров в советы по взаимодействию с религиозными объединениями. В Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ присутствуют практически все крупные конфессии федерального уровня: православные (РПЦ и старообрядцы), армяно-григориане, мусульмане, иудаисты, буддисты, католики, баптисты, адвентисты и пятидесятники. В субъектах РФ местные власти обычно учитывают многоконфессиональность населения: хотя в советах лидируют православные (100 %) и мусульмане (81 %), однако представлены и другие конфессии (иудаисты – 45 %, лютеране, баптисты и пятидесятники – 39, католики – 32 % и т.д.). Далее, с середины 2000-х годов религиозных деятелей начинают включать в общественные представительства (например, в Общественную палату). Представлены РПЦ, мусульмане, иудаисты, буддисты и пятидесятники. Органы государственной власти и органы местного самоуправления периодически выступают с предложениями в пользу конфессий. Больше всего предложений связано с РПЦ и другими так называемыми традиционными конфессиями. Самые известные – это проекты законов «О традиционных религиях». Российское государство начиная с 1990-х годов стало заключать договоры о сотрудничестве с религиозными организациями в сферах образования, благотворительности, патриотического воспитания и т.д.

Государство явно предпочитает в качестве партнера Русскую Православную Церковь (74 % всех договоров), дальше следуют иудаисты (9 %), мусульмане (6 %), буддисты, баптисты, адвентисты и пятидесятники (по 3 %). [1] Местные власти в субъектах РФ, обычно признавая многоконфессиональность населения, тем не менее официальные договоры предпочитают заключать с РПЦ (83 %) – на 9 % больше, чем на федеральном уровне.[1]

В новом религиозном законодательстве весьма прямолинейно отмечен особый вклад православия “в становление российской государственности”. Хотя, казалось бы, какой смысл церкви стремиться к признанию заслуг такого рода за последние семьдесят лет? Конкретное указание в законе на государственный характер российского православия, противоречит как Конституции, так и соборным уложениям самой церкви. Одним из объяснений этого несоответствия может быть то, что за принятием нормы скрывалось намерение группы иерархов РПЦ стать альтернативой Политбюро при нынешней власти. Подчеркнутое преимущество православия перед остальными вероисповеданиями в правовом плане, на этом фоне видится уже не самоцелью, как это может показаться, а лишь средством для достижения иных – реальных целей крупнейшего религиозного объединения страны.

Процесс формирования модели государственно-церковной политики в современной России оказался достаточно сложным и горизонта пока не наблюдается. Государство до сих пор не имеет научно обоснованной модели вероисповеданий политики применительно к переходному периоду развития России. Сохраняется устойчивая тенденция, начало которой было положено законом «О свободе вероисповеданий», сводить конституционное право граждан на свободу совести исключительно к свободе вероисповедания. [2] Не всегда соблюдаются такие конституционные принципы свободы совести как отделение церкви от государства и школы от церкви, равенство религий и религиозных объединений, равенство прав верующих и неверующих. Вопрос о праве человека на свободу совести все чаще рассматривается как часть проблем сферы публично-правовых отношений. Это неизбежно ведет к политизации деятельности религиозных организаций и государственных институтов, к подмене интересов верующих граждан интересам церковной бюрократии. Но решение столь закрученной проблемы весьма тривиально: необходимо соблюдать конституционные нормы и гражданские права, последовательное отделять государственные вопросы от религиозных, осуществление принципов светскости государства и духовной миссии религиозных организаций. В конечном счете, от этого выигрывают все стороны: и государство, и религиозные организации, и все общество в целом.

Литература и источники:

  1. Религия и политика в современной России [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://velib.com/read_book/bez_avtora/rossija_i_musulmanskijj_mir__6__2011/religija_i_politika_v_sovremennojj_rossii/ (Дата обращения 09.04.17);
  2. Миронов А., Бабинов Ю. Основы религиоведения. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/mir/04.php  (Дата обращения 02.04.17);
  3. Политика и религия. [Электронный ресурс]/ http://old.nasledie.ru/politvnt/19_13/article.php?art=65 (Дата обращения 01.04.17);
  4. Роль и место религии в политике.[Электронный ресурс]/ http://k29su.tmweb.ru/o-politike/18-teoriya-politicheskoj-nauki/36-religiya-i-politika  (Дата обращения 31.03.17);
  5. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на заседании Академии социальных наук. [Электронный ресурс]/http://patriarch.voskres.ru/230299.htm(Дата обращения 27.03.17);
  6. Россияне стали больше доверять армии, Церкви и СМИ — опрос [Электронный ресурс]/http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=17493 (Дата обращения 12.04.17).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *