Спрут: как Европа и США «помогают» Центральной Азии (I)
Страны Запада не оставляют Центральную Азию без своего внимания с момента распада СССР, если не ранее. Так называемая помощь подобно спруту пронизывает все сферы жизни республик, подспудно дестабилизируя их общества, насаждая чуждые ценности, подрывая авторитет властей и вмешиваясь во внутренние дела.
Сколько вешать в граммах?
С 1991 по 2018 г. общий объем официальной помощи странам Центральной Азии составил около $24,9 млрд. В страновом разрезе ситуация выглядит следующим образом. Крупнейшим поставщиком иностранной помощи Казахстану являются США с $1,2 млрд, Турция – $668 млн, Япония – 626 млн, Германия – $417 млн. Крупнейшим донором Киргизии является Международное агентство развития (МАР) с $1,033 млрд. Россия через Российско-Кыргызский фонд развития инвестировала в Киргизию $1 млрд. Столько же предоставил Азиатский банк развития (АБР). Общая помощь США Бишкеку составляет $892,34 млн, ЕС – 130 млн евро. Первое место по помощи Таджикистану также занимают США с $928 млн. За ними следует АБР ($927 млн). Лидирует Вашингтон и в Туркменистане, которому выделил в общей сложности $210 млн. ЕС предоставил $104 млн. Узбекистану более всего помогает Япония ($1,619 млрд), МАР ($784 млн), АБР ($756 млн), США ($563 млн). Это лишь прямая государственная и международная помощь.
Финансовые вливания осуществляются США также через многонациональные банки развития, такие как Всемирный банк и другие, в которых Вашингтон является крупнейшим держателем акций. С момента обретения независимости государствами Центральной Азии этот механизм предоставил $50 млрд в виде займов, грантов и гарантий из общей суммы в $91 млрд, потраченных США в регионе.
Еще одна линия – различные фонды, международные организации и НПО, среди которых ОБСЕ, USAID, NDI, National Endowment for Democracy, Фонд Сороса, «Фридом Хауз», Foundation to Promote Open Society, «Ассоциация развития гражданского общества», голландский Фонд Хивос, «Интл Глобал Карренсис Лимитед», «Интл Фестоне Лимитед», Фонд Евразия в Центральной Азии, германский «Институт открытого общества», Фонд Фридриха Эберта, Фонд Аденауэра и т. д., а также посольства западных стран.
Внешне цели оказываемой помощи благородны. Это защита природы, борьба с эпидемиями, ликвидация последствий стихийных бедствий, здравоохранение, образование, верховенство права, водоснабжение и т. д. И безусловно, «права человека» и «гражданское общество», истинные цели которых не ясны разве что совсем наивному человеку.
В реальности же вся подобная «помощь» направлена на продвижение внешнеполитических интересов США и ЕС в странах региона, вмешательство в их внутренние дела, разрушение традиционных ценностей и культуры центральноазиатских социумов и осложнение отношений этих государств с государствами СНГ и Китаем. Если бы упомянутый $91 млрд, истраченный США в Центральной Азии, действительно был направлен на развитие стран региона, они бы давно занимали первые строки в экономических и социальных мировых рейтингах.
Хочешь победить врага, воспитай его детей
Традиционно страны Запада уделяют пристальное внимание работе с молодежью. В регионе через посольства США поддерживается целый ряд образовательных и обменных программ, среди которых Исследовательская программа стипендий Фулбрайта, которая предназначена для специалистов с ученой степенью и дает возможность американским ученым выступать с лекциями в странах региона, а местным специалистам – проводить исследования в США. Для молодых людей действует аналогичная магистерская программа. Программа Хьюберта Хамфри предоставляет возможность талантливым специалистам, работающим в государственных или частных учреждениях, провести год в США для обучения в университете. Программа школьного обмена (FLEX) – это программа, спонсируемая правительством США, для учащихся средних школ из 11 республик бывшего Советского Союза, позволяющая учиться в старшей школе в течение полного академического года и жить в приемной американской семье. Международная программа студенческого обмена (Global UGRAD), которая поддерживается Бюро по образовательным и культурным вопросам Госдепартамента США, дает возможность учиться в течение семестра или академического года в вузах США. В 2019 году стоимость американских государственных проектов в Узбекистане составила $100 млн, половина из которых выделена на реформу сектора образования.
При американском посольстве в Астане работает Региональный офис программ английского языка, который среди прочего поддерживает программу микростипендий English Access для подростков, задачей которой является знакомство несовершеннолетних «с культурными и историческими ценностями США».
В Туркменистане функционирует образовательно-консультационный центр (EАС), который является частью глобальной сети Education USA, состоящей из свыше 400 консультационных центров, работающих при поддержке Бюро по вопросам образования и культуры Госдепартамента США, а также американские уголки в Дашогузе, Мары и Туркменабаде.
Не отстает и Великобритания. По данным официального сайта British Council, в регионе работает целый ряд образовательных программ. Это, в частности, научный конкурс для школьников Science Stars, Higher Education for Employability, задачей которой является «повысить свой потенциал для процветания на мировом рынке труда», FameLab, которая «помогает развивать новое поколение специалистов по научной коммуникации во всем мире». В Казахстане и Кыргызстане работают проекты по «интернационализации высшего образования». К слову, реформой образования в Казахстане, которая активно вытесняет из школ русский язык, руководит полностью подконтрольный странам Запада Всемирный банк.
По линии ЕС вмешательство в сферу образования происходит на уровне программы «ERASMUS +» и на двустороннем уровне. В частности, во время визита в Киргизию верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини в июле минувшего года было подписано финансовое соглашение на 35,7 млн евро на 2019-2021 гг., направленное на проведение структурных реформ в секторе образования. Хотя Германия объявила о сокращении помощи странам ЦА, начатые ранее программы поддержки Киргизии и Таджикистана будут доведены до конца. В первую очередь речь идет о киргизском проекте реформы профессионального образования, которое должно завершиться к 2022 г.
В образовательный процесс вмешиваются даже частные структуры, например американская компания ISOC, которая намерена создать в школах Киргизии точки доступа к базе с электронными версиями учебников и другой литературы без контроля со стороны министерства образования и родителей.
Работают в регионе и западные вузы. В Киргизии действует Американский университет (AUCA), который считает своей миссией «подготовку новых, образованных руководящих кадров в лучших традициях американского гуманитарного образования для осуществления преобразований в Центральной Азии». Еще один вуз – Международный университет Кыргызстана, в основе организационной структуры которого – евроамериканская система университетов. Он «развивает тенденцию глобализации образования». В Узбекистане открыт Международный Вестминстерский университет, который предлагает образование в западном стиле с британской квалификацией. В Казахстане существует Казахстанско-Британский технический университет, где образовательные услуги предоставляют Университет имени Роберта Гордона, Университет Хериот-Уотт и Вестминстерский университет.
Какие «знания» на самом деле дают молодому поколению западные «благодетели», можно судить по другим молодежным программам. Так, USAID в Киргизии реализует программу молодежного парламента. Посольство США сообщает, что за время своей работы более 5 тысяч граждан Кыргызстана приняли участие в финансируемых США программах профессионального и образовательного обмена, более 1,3 тысячи учеников старших классов.
Молодые люди приглашаются в такие программы для молодых лидеров, как «Открытый мир» и «Решения сообщества». Существуют и другие подобные программы в других организациях типа Фонда Сороса, USAID, Internews Network, а также программы ОБСЕ, финансируемые США. Британия в рамках программы Future News Worldwide 2020 в июле текущего года приглашает в Лондон «100 самых талантливых, мотивированных и увлеченных молодых журналистов мира». Следует отметить, что Британский правительственный фонд предотвращения конфликтов, содействия стабильности и безопасности (CSSF) представил отчеты по своим программам за 2019-2020 финансовый год, согласно которым на «инициативу по борьбе с дезинформацией и развитию СМИ в Восточной Европе и Центральной Азии» выделено £23 млн. Целью программы является «продвигать свободное обращение достоверной информации» и вовлекать в неё тех, кто наиболее подвержен «российской дезинформации».
Немецкий Фонд Фридриха Эберта объявил о запуске Young Leadership Program 2020, «которая будет направлена на улучшение навыков, потенциала и знаний талантливых и заинтересованных молодых людей из Казахстана по широкому спектру областей с фокусом на политическое и гражданское образование». Эта организация также проводит «гендерные школы», направленные на разрушение института семьи, и реализует спецпроект «История репрессий», разрушающий отношения стран региона с Россией.
Нужно ли такое «образование» молодежи Центральной Азии, вопрос риторический.
(Окончание следует)
Виктория Попова,
по материалам: Ритм Евразии
Источник: «ВПА».