Современная специфика вовлечения в экстремистскую деятельность лиц с высшим образованием

Оплетина П.В.,
студентка группы СГН3-31Б Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана

Научный руководитель: Бочарников И.В.,
докт. полит. наук,
профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Экстремизм, как социальное явление, занимает важное место среди вызовов и угроз современного мира.

Дать точное определение феномену под названием экстремизм очень сложно, так как оно достаточно широко и расплывчато. Именно поэтому в разных странах и в разные времена было дано много юридических и научных определений данному понятию.

Разнообразие определений «экстремизма» дает возможность рассмотреть признаки исследуемого негативного явления в обществе. Так, ученые П.Т. Колемани А. Бартоли в своей работе «AddressingExtremism» дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия: «Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а также определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» – это всегда субъективный и политический вопрос»[1]. Под экстремизм могут попадать действия отчаявшихся (захват банка с целью возврата вкладов) или неуравновешенных (психически больных) людей, а также партий, преследующих четкие цели и использующих их в качестве тактики борьбы.

Из этого следует, что экстремизм является многоликим социальным явлением.Цели деятельности экстремистских сообществ различны, кто-то просто ставит себе цель притеснить и унизить другое общество по национальному, религиозному, расовому и другим признакам, а кто-то ставит перед собой более серьезные цели, такие как свержение действующего строя в государстве. Современный экстремизм проявляется в различных формах, расширяет сферы и географию своего проявления в современном мире, но результат его проявления всегда один – нестабильность социально-экономических условий, национальные, политические, расовые, религиозные обострения.

Слово «экстремизм» происходит от «exstremus». Впервые слово «exstremus», что в переводе означает «крайний», использовал в своем тракте французский философ XVIII века Шарль Монтескье, придав этому термину негативную смысловую окраску. Также в годы Великой Французской революции многие писатели и журналисты прибегали к слову «экстремизм» для описания крайне левых и крайне правых политических сил, идущих на радикальные меры в своей борьбе за власть.Однако во Франции, которая первой стала использовать слово «экстремизм» для обозначения крайних политических сил, возникла путаница с этим понятием, так как в то время левое крыло партии республиканцев называлось «радикалами», а французские журналисты использовали в своих репортажах слова «радикализм» и «экстремизм». Но к началу Первой Мировой войны понятие «экстремизм» прочно утвердилось в западной журналистике.

Немецкий политолог УвеБакесобнаружил самые ранние примеры вхождения в обиход и политический лексикон слов «экстремист» и «экстремизм» в трех случаях:

  1. Первый – в эпоху религиозных войн в Европе. У. Бакес указывает на выражение винчестерского епископа Стивена Гардинера. Он охарактеризовал радикальных протестантов как «newscooleofextremites» (1546 г.);
  2. Второй – в предреволюционный, домартовский период в Германии. Немецкий философ Вильгельм Трауготт Круг описал экстремизм как «идеологию людей, не способных найти середину и влекомых к крайностям» (1848)). Именно в это время появился термин «экстремизм».
  3. Третий пример вхождения – во время Октябрьской революции в России[8].

УвеБакес также отмечает, что термин экстремизм ранее ассоциировался с леворадикальными движениями, однако с формированием фашистских режимов он стал применяться и в отношении праворадикальных идеологий и политических режимов.

Таким образом, термин «экстремизм» устойчиво вошел в языковое пространство лишь в ХХ в, потому что ранее он употреблялся спорадически. Однако «плавающий» характер смысла экстремизма сохраняется и по сей день. Вместе с тем, согласно общепринятому мнению, экстремизм представляет собой приверженность крайним мерам, действиям, взглядам, решениям и т.д.

Если обратиться к истокам данного явления, то можно заметить, что он существует уже довольно давно, затрагивая наиболее важные сферы жизнедеятельности людей. По мнению исследователей, экстремизм зародился в тот момент, когда власть над другими людьми стала приносить определенные материальные выгоды и превратилась в предмет вожделений отдельных лиц, групп, движений и организаций, которые стремились достичь заветной цели любыми путями. Таким образом, возникла легализация власти меньшинства над подавляющим большинством, а как следствие, и реакция угнетенных масс, которые стали совершать действия и поступки, направленные на получение доступа к заветным благам. Но именно тогда и начал формироваться особый интерфейс экстремизма: его приверженцы не стыдились нарушать нормы морали, обычаи и религиозные законы ради достижения своих целей и идеалов, применяя чаще всего самые радикальные меры, как, например, запугивание населения, насилие или убийства.

Исторически, одними из первых столкнулись с проявлением экстремизмав Римской империи. На ее территории в I веке н.э. зародилась еврейская боевая группировка под названием «сикарии», целью которой было создание независимого еврейского государства, неподвластного римлянам. Основными методами борьбы сикарии выбирали прямые нападения, причем чаще всего в толпе на обозрении широкой публики, на представителей римских властей в Иерусалиме и членов местной знати и элиты, лояльных римлянам.

Стоит обратить внимание, что исторические максимумы в проявлении экстремизма приходятся, как правило, напериоды различных социально-политических и экономических общественных потрясений, имевших место в тех или иных регионах планеты и как реакция определенных слоев общества, которые были наименее защищены законодательно. Например, Великая французская буржуазная революция XVIII века, когда, собственно, и возникло первое упоминание слова «экстремизм». Именно в этот период закладываются основы экстремистской идеологии, как системы взглядов, проповедующих отказ от компромиссов и диалогов между противоборствующими сторонами.

Что касается России, то экстремистские идеи стали широко распространяться в связи с отменой крепостного права в 1861 году. Способствовал этому журнал «Современник» под руководством Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, став своеобразной трибуной передовой мысли. Он популяризировал в обществе, особенно среди студентов, радикальные идеи. Таким образом, первым проявлением экстремистской деятельности, а именно террористического характера, стало преступление, совершенное в 1866 году: у ворот Летнего сада в Петербурге, революционер Д. Каракозов стрелял в Александра II, однако промахнулся. Далее в 1878 г. Вера Засулич совершила индивидуальный террористический акт, выстрелив в генерала-губернатора Петербурга Ф.Ф Трепова, ранив его. Целью данного преступления было отомстить за незаконный приказ о телесном наказании арестованного студента[9].

В современном мире экстремизм проявляется не только в политической сфере жизни, но и во многих других: этнокультурной, экологической, социальной, религиозной. Преступления экстремистской направленности являются одной из тенденций современного общества. Составными элементами современного экстремизма являются нетерпимость, национализм, отрицание этнического и религиозного многообразия, а также терроризм.

На сегодняшний день существует множество видов и форм экстремизма, которые определяются в зависимости от цели воздействия.Рассмотрим некоторые из них.

Экологическая форма проявления экстремизма. В Великобритании в основном большинство экологических организаций не расцениваются правительством как экстремистские. Но даже среди таких групп общественно-полезной социальной направленностивстречаются такие, которые прибегают к радикальным методам в случае необходимости. Так, на сегодняшний день на территории страны существуют две экологические организации, осуществляющие экстремистскую деятельность в экологической сфере: «Фронт освобождения животных» AnimalLiberationFront (ALF) и «Фронт освобождения земли» EarthLiberationFront (ELF).По официальным данным список совершенных преступлений этих групп содержит такие промоакции как срыв охоты на детенышей лис, во время которой они пытались вывести из строя транспортные средства охотников, поджег и нанесение ущерба научно-исследовательскому центру MiltonKeynes, проводившему вивисекцию, поджег центральной лодочной станции охотников на тюленей в Норфолке и др.[5]

Анти-глобалистская форма проявления экстремизма. Не свободными от радикальных форм отстаивания своих интересов оказались и антиглобалисты, идеология которых основана на критике глобализации, развитии транснационального сотрудничества и техногенной цивилизации и пропагандирует ненасильственные методы. Но в современном мире среди антиглобалистов нередки случаи использования экстремистских методов давления на власть и общественность. В особенности это касается молодежных организаций, входящих в данную структуру, так какнекоторые из них считают, что акции ненасильственного неповиновения, которые исповедуют большинство антиглобалистических движений в качестве демонстрации своего несогласия, сегодня мало что могут дать. Таким образом, нужны более радикальные действия. Именно эти молодежные организации бьют витрины магазинов, переворачивают машины, используют против государственных правоохранительных структур камни и бутылки с зажигательной смесью; оскверняют памятники, используют стрелковое оружие или взрывные устройства.

Таким примером может служить «карнавал против капитализма», который прошел 11 июня 2013 года в Лондоне. Пикеты под лозунгами «Anticapitalista!» и «Stop G8!» закончились столкновениями с полицией и задержаниями ряда демонстрантов. Неповиновение было выбрано неслучайно — антиглобалисты были уверены в том, что только такимрадикальным способом можно обратить на себя внимание. Их разрушительная деятельность направлена на все, что не входит в их понятие «традиционного образа» британской культуры – начиная от религии, что составляет большую часть преступлений и в частности против мусульман, и уклада жизни вцелом, заканчивая цветом кожи и поведением отдельных граждан, находящихся на территории Великобритании[5].

Информационно-коммуникативный экстремизм. Сегодня внимание многих исследователей экстремизма обращает тот факт, что в условиях глобализации и информатизации современного общества, развития новых технологий, которые становятся неотъемлемой частью бытовой жизни людей во всем мире, экстремистские проявления обнаруживают новые формы своего выражения, рекрутируют в свои сообщества новые социальные категории. Развитие глобальной сети Интернет и других современных средств связи для коммуникации предоставляет возможность экстремистским идеологам воздействовать на людей по новым каналам связи, обеспечивая мгновенный доступ к умам и настроениям большого количества людей. И основной «группой риска» в данной ситуациивыступает молодежь и особенно подростки, как менее социально зрелая, менее социализированная часть общества. При этом, пропаганда и призывы — главные факторы, наиболее сильно влияющие на неокрепшие умы молодежи В результате этого в последние годы отмечается резкий всплеск молодежного экстремизма [6].

Крайняя молодость членов экстремистских группировок – новое лицо экстремизма в современном мире и эту особенность отмечают многие эксперты. По их мнению, молодые люди становятся основными проводниками экстремистских умонастроений по нескольким основаниям:

Во-первых, традиционный разрыв между культурой «отцов» и «детей» на современном этапе развития общества становится непреодолимым. Во многом, это происходит из-за слишком радикальных перемен и чрезвычайно быстрого развития технологий, когда за одно поколение происходит почти полная смена жизненных ориентиров и пространства. В результате«дети» не просто не принимают позицию «отцов», но и стремятся к ее уничтожению, как неадекватной современной ситуации. В итоге внутренний конфликт между собственным восприятием мира и навязываемыми извне старыми принципами переходит во внешний «бунт».

Во-вторых, за счет смены в современном мире культурных эпох происходит смена стереотипов. В этом смысле, уместно говорить о смене ценностных образцов прошлого поколения, а, следовательно, о смене не только жизненных ориентиров, но и самого понимания места человека в мире, его назначения и смысла.

В-третьих, молодых людей привлекает кажущаяся обоснованность и целесообразность действий экстремистов. Существует несколько основных причин, которыми экстремисты аргументируют и оправдывают свою деятельность. Это – экстремизм как необходимость принудительной дипломатии, как война за свои идеалы и экстремизм как предвестник нового миропорядка. Каждая из этих причин является привлекательной для сознания именно молодых людей[6].

Еще одним интересным фактом, выявленными при исследовании современного экстремизма являетсятенденция активного вовлечения в радикальные, в том числе и террористические формирования, лиц с высшим инженерным образованием. Анализу данной тенденции посвящена книга Диего Гамбетты и СтеффенаХертога «Инженеры джихада: любопытная связка между воинствующим экстремизмом и образованием»Авторысобрали данные о 497 заметных деятелях радикальных исламистских группировок начиная с 1970-х годов, используя научную литературу, прессу, устные свидетельства, официальные документы и интернет-ресурсы. Выборка покрывает три континента на протяжении трех десятилетий и включает представителей 35 стран из десятков организаций. Это позволит установить, случайна ли связь между экстремизмом и образованием или налицо закономерность[7].

Тенденция просматривается на глобальном уровне за последние тридцать лет. Из 25 непосредственных участников взрыва «башен-близнецов» 11 сентября 2001 года восемь были инженерами.

Инженеры входили и в радикальную египетскую группировку «ГамаатИсламия». Одним из них был известный впоследствии соратник Бен Ладена Айман аз-Завахири, хваставшийся тем, что вербовка в Каирском университете наиболее успешно идет на медицинском и техническом факультетах.

Та же тенденция просматривается в Индии и Индонезии. В Тунисе до 60% джихадистов имеют инженерное образование.

Ливанская шиитская группировка «Хезболла» сумела привлечь около 2000 инженеров и архитекторов для восстановления инфраструктуры после войны с Израилем 2006 года (программа называлась «Строительный джихад»).

Исследователи выявили интересную тенденцию. Хотя в последние годы радикальный ислам «пролетаризируется», большая доля высокообразованных людей – стойкий тренд вот уже тридцать лет. И доминируют все же инженеры. Всего представители наиболее престижных специальностей – технических, экономических и естественно-научных – составляют 64,7% в обследуемой совокупности. Поскольку популярный стереотип рисует исламистов нищими и невежественными, этот феномен не может не удивлять.

Таким образом, в современном мире прослеживаются тенденции к радикализации форм участия социальных групп в общественном дискусе, расширение географии экстремизма с использованием новых в том числе высокотехнологичных и информационных методов в организации крайних форм деятельности для отстаивания своих позиций. Связано это, прежде всего, с развитием Интернета как способа быстрой передачи информации. Также с тем, что экстремизм воспринимается как возможность защищать малочисленные группировки, которым не дают возможности отстаивать свои интересы законными путями. Фактически, это является призывом к восстановлению справедливости. Стоит также упомянуть, что экстремизм является и борьбой за свои идеалы, то есть по сути, является призывом к отстаиванию собственной индивидуальности, что кажется привлекательным для молодого поколения, для многих из которых самовыражение является одним из основных жизненных приоритетов. Таким образом, каждая из этих причин находит отклик, прежде всего, у молодых людей по всему миру, находящихся в жизненном поиске.

Литература и источники

  1. Dr. Peter T. Coleman, Dr. Andrea Bartoli. // Addressing Extremism.[Электронныйресурс].- Режим доступа: https://www.tc.columbia.edu/i/a/document/9386_WhitePaper_2_Extremism_030809.pdf свободный – (4.11.2020)
  2. Backes U. Meaning and Forms of Political Extremism in Past and Present // Central European Political Studies Review. Volume IX, Part 4, pp. 242-262.
  3. Погорелов, В.И. Зарождение и развитие экстремизма в России и мире / В.И. Погорелов. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – 3-2(42). – C. 178-184.
  4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:мвд.рф/reports/item/19655871/ свободный – (07.11.2020).
  5. Тушкова Ю.В. Проявление экстремизма на территории современной Великобритании // Молодой ученый. 2017. № 12 (146). С. 473-477.
  6. Сиранашвили Л.А. Экстремизм в современном обществе: интернет как фактор распространения экстремизма среди российской молодежи // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 447-449.
  7. Diego Gambetta, Steffen Hertog // Why are there so many engineers among Islamic radicals?2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.researchgate.net/publication/41616050_Engineers_of_Jihad свободный (30.10.2020).
  8. Чудинов С. И. Экстремизм: теоретико-методологические проблемы интерпретации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/71784132-Chudinov-s-i-1-ekstremizm-teoretiko-metodologicheskie-problemy-interpretacii.html свободный (08.11.2020)
  9. Шалагин А.Е., Гребенкин М.Ю. Противодействие экстремизму и терроризму: история и современность // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2017. Том 2 (3). С. 4-12.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.