Информационное пространство Украины в контексте противостояния Запада и России
В соответствии со ст.2 Доктрины информационной безопасности РФ информационная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие РФ, оборона и безопасность государства [1]. В качестве угрозы отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики России. Также в документе в качестве угрозы упоминается расширение масштабов использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств.
Вмешательство извне в суверенные дела государств как инструмент внешней политики возник не сегодня и периодически применяется со стороны разных государств и государственных объединений в отношении тех или иных стран на всех континентах. Вместе с тем есть режимы, которые сознательно поставили его в центр своей внешнеполитической деятельности и проводят постоянное, целенаправленное и широкомасштабное использование инструментов вмешательства в дела других суверенных государств по всему миру, в т.ч. вдали от собственных государственных границ.
В 1995 году Президент Российской Федерации Борис Ельцин, использовал свои полномочия, предоставленные Конституцией страны [2], по определению основных направлений внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). Глава государства своим Указом утвердил Стратегический курс Российской Федерации со странами-участниками Содружества Независимых Государств [3], провозгласившего пространство СНГ зоной особых интересов России. Приоритетность отношений с государствами-участниками СНГ определялась сосредоточенностью на территории Содружества главных жизненных интересов Российской Федерации в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение которых составляет основу национальной безопасности страны (п. 1). Главной целью политики России в отношении СНГ определялось сохранившее до сих пор актуальность создание интегрированного экономически и политически объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе (п. 2). Примерно в это же время в 1995–1996 гг. Конгресс и администрация США стали выражать озабоченность возможным желанием России влиять на страны бывшего Советского Союза, в связи с чем, Вашингтон был обеспокоен желанием правительства России противодействовать распространению влияния США в других странах бывшего союзного государства. Поэтому одной из приоритетных задач Вашингтона было оказание своевременной поддержки странам бывшего СССР и развитие в них проамериканской демократии, что позволило бы обеспечить их полный выход из-под влияния России [4].
В середине 1990-х годов содержание и механизм действия программ публичной дипломатии, связанных с политическим обустройством Украины, определяло Агентство международного развития (USAID). Программы публичной дипломатии Агентства, созданные для Украины, напрямую были связаны с внешнеполитическими целями США, поскольку они позволяли реализовывать геостратегические интересы Соединённых Штатов в тех странах, где они функционируют. Как отмечается во многих документах американского правительства 1990-х годов, Украина в конце концов войдет в Европейский союз, и США должны ей в этом способствовать. Поэтому законы о финансировании публичной дипломатии США на Украине предписывали создать «специальный штат сотрудников при Правительстве США, которые будут отвечать за реализацию интересов США на Украине» [5].
Агентство международного развития в период с 1995 г. и по настоящее время уделяет значительное внимание формированию независимых теле- и радиоканалов, а также печатных СМИ на Украине. Для реализации данных целей был создан Центр независимых СМИ, который стал ресурсным центром для распределения американских грантов и обучения украинских журналистов этике «независимого репортера». Позже при посольстве США в Киеве был открыт Фонд развития СМИ, который также финансировал проекты украинских СМИ. Несмотря на разногласия правительства и других политических сил Украины, на базе Центра независимых СМИ был создан новый независимый канал телевещания [6]. В 2002 г. был осуществлен самый эффективный сетевой проект под названием «Телекритика», в котором украинские журналисты активно участвовали в обсуждении президентской избирательной кампании. Кроме того, данный проект позволял проводить мониторинг украинских СМИ на предмет их зависимости от тех или иных политических сил. При помощи гранта USAID также создало программу «Демократия и управление» и совместно с Центральной избирательной комиссией подготовил четыре телевизионные передачи с целью повышения уровня гражданского самосознания украинцев [7].
После событий 2014 г. в Украине, в условиях экономического и информационного противостояния между Москвой и Киевом роль СМИ значительно возрастает. На сайте Агентства сказано, что «гражданское общество имеет решающее значение для поддержания демократии в Украине. USAID развивает потенциал неправительственных организаций для мониторинга правительства, защиты прав человека и обеспечения того, чтобы граждане имели право голоса в принятии решений правительствами. Обучая независимые СМИ Украины, USAID расширяет журналистский профессионализм, этику и возможности мониторинга» [8]. На данный момент, по данным Агентства, в Украине действуют две программы по развитию независимых СМИ: 1) Проект медиа-развития Украины –InternewsNetwork; 2) Фонд солидарности PL (в рамках Соглашения об ассоциации ЕС и Украины [9]). При этом немаловажная роль в данных проектах отведена молодежи, которая является важным объектом стратегического планирования, и выступающая в дальнейшем в качестве инструмента расшатывания национальных политических систем, государственных переворотов, социальной дестабилизации, формирования из ее среды лидеров, способных через определённый промежуток времени изменить конституционный строй страны. Американский общественно-политический деятель, республиканец Патрик Дж. Бьюкеннен отмечает: «Масс-медиа Америки превратились в осадные орудия войны культур и в самое надежное средство оболванивания молодых…» [10, с. 123]. Конкретным тому примером является реализация молодежных программ, направленных на выстраивание политического «диалога». Так, в рамках InternewsNetwork проекта U-Media 18 апреля 2018 г. в Киеве прошла шестая международная конференция «Национальная дискуссия: повышение уровня грамотности СМИ в Украине» [11]. Во время конференции более 270 преподавателей работали над тем, чтобы помочь учащимся различать ложные и достоверные источники информации. Для нас главный вопрос заключается в том какую же все-таки информацию считать ложной, а какой правдивой? Украинские учителя полагают, что «в эпоху поддельных новостей, российской информационной войны и усиленных форм пропаганды в Интернете происходит более широкое и быстрое распространение дезинформации, чем когда-либо прежде». Можно констатировать, что современные украинские школьники и студенты, которые обучаются по подобным программам будут неспособны объективно оценивать ситуацию и в целом международную обстановку в будущем, поскольку такая задача не стоит перед западными стратегами и нынешним руководством Украины, о чем свидетельствует встреча в середине января президента Украины с представителями гражданского общества [12]. Во время встречи исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк передала заявление президенту, в котором перечислены ключевые вопросы медиа-сектора, требующие политической власти президента для их решения, в том числе по поддержке общественного вещания. Таким образом, основная цель вышеупомянутых субъектов заключается в том, чтобы представить Россию «империей зла», которая пытается запугать своих соседей угрожающим поведением [13].
Из представленного медиа-мониторинга за 2016-2017 гг., проведенного USAID видно, что партнерами по мягкой силе являются: InternewsUkraine, StopFake, Украинский кризисный медиа-центр, Евромайдан Пресс, Международный фонд «Возрождение», Атлантический Совет, Фонд Карнеги и др. [14]. При этом вышеперечисленные организации и Министерство информационной политики пытаются раскрыть т.н. российскую «пропаганду и дезинформацию». Так, Министерство информационной политики 12 июня 2017 г. собрало семь наиболее распространенных антиукраинских пропагандистских позиций, используемых Кремлем в информационной битве против Украины, из которых последним 7 пунктом указано «Украина – радикальное, реакционное государство. Радикалы, неонацисты, фашисты, националисты и вандалы преобладают. Русскоязычное население в Украине испытывает давление из-за активного обескуражения использования русского языка» [15]. Интересно, что ранее, 9 июня Петр Порошенко подписал закон о внесении изменений в некоторые украинские законы, касающиеся языка аудиовизуальных (электронных) СМИ, которые предполагают изменение языковых квот для того чтобы «вернуть украинский язык украинским СМИ» [16]. Согласно данному закону по национальным телевизионным каналам 75% программ должно быть на украинском языке, а по региональным каналам – 60%. Также согласно принятому в Украине Закону «Об образовании» [17] языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык. Очевидно, что главной целью нынешних украинских законотворцев является максимальное ущемление интересов миллионов русскоязычных жителей Украины, насильственное установление в многонациональном государстве моноэтнического языкового режима. Несмотря на то, что содержание данного закона прямо противоречит международным документам и Конституции Украины [18], в том числе ст. 10, которая гласит, что «на Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины», нормативный акт был принят под мощным воздействием националистической, русофобской пропаганды. Возвращаясь к содержанию 7 пункта, который огласило Министерство информационной политики, отметим, что из представленных выше сведений видно действительное ущемление прав русскоязычного населения. При рассмотрении каждого из представленных утверждений, которые якобы использует Россия в своей информационной политике можно сделать вывод, что украинская информационная кампания пытается отвлечь внимание от внутренних насущных проблем и избавить себя от чувства ответственности за совершенные деяния. В качестве примера можно привести перекрытие водо- и энергоснабжения Крыма, невыплаты пенсий и пособий, блокирование железнодорожного сообщения с Юго-Востоком Украины и другие акции.
Вопросы информационных кампаний и в целом публичной дипломатии в зарубежных государствах курирует Государственный департамент США, в частности бюро международных информационных программ. На сайте ведомства сказано, что «бюро использует цифровые технологии связи для работы на разных платформах – от традиционных форм связи до новых медиаканалов. Бюро использует стратегический подход, основанный на данных, для разработки мультимедийных продуктов, цифровых коммуникаций и для управления зарубежной сетью. Независимо от того, проводятся ли обсуждения лично или в виртуальных пространствах, главная цель бюро – связать людей с политикой посредством диалога» [19].
Еще до событий 2014 г. в Украине Генеральный инспектор Госдепартамента США провел обзор деятельности Совета управляющих вещательного управления в Украине [20]. Содержание отчета свидетельствует о том, что VoiceofAmerica (VOA) уменьшила свое присутствие в Украине, а новостное бюро RadioFreeEurope (RFE) и RadioLiberty (RL) в Киеве были вынуждены работать в условиях сокращения бюджета. В связи с чем VOA и RFE / RL выразили озабоченность по поводу того воздействия, которое в скором времени возможно окажет Россия. Более того Украинская служба RFE / RL инициировала стажировку студентов из университетов Киева, которые проходят ее в течение 3-4 месяцев в информационном бюро под руководством журналистов-контрактников. При этом многие эксперты и политологи полагают, что Россию вынудили вмешаться в кризис на Украине и таким образом вернуть себе Крым. Если такая точка зрения действительно имеет место быть, то цель западных стран заключалась в том, чтобы «задавить» Россию со всех сторон, и она больше не претендовала на роль глобального лидера. В связи с этим роль Генерального инспектора США крайне важна, поскольку он оценивает возможные риски и угрозы для национальной безопасности своей страны за рубежом. Обеспечение национальных интересов возможно при подробном анализе информационной кампании, позволяющему выявить и устранить недостатки в работе вещательных ресурсов, эффективность которых мы можем наблюдать сейчас.
Позднее, в мае 2017 г. на сайте Государственного департамента был опубликован новый отчет Генерального инспектора по деятельности Радио Свободная Европа/Радио Свобода [21]. В разделе «Усилия по противодействию российской дезинформации объективными новостями» говорится об увеличении и распространении своих новостей через RFE и RL для стран, находящихся на периферии России. Конгресс увеличил бюджет RFE / RL от $93,75 млн. в 2014 г. до $103,85 млн. в 2015 г. и до $108,6 млн. в 2016 году. В 2015 г. RFE / RL сформировала цифровую медиа-команду для создания и доставки русскоязычного контента для своих социальных сетей и мобильных устройств. Кроме того, RFE / RL в сотрудничестве с VoiceofAmerica запустила программу «Текущее время». Несмотря на то, что в 2012 г. RFE / RL потеряло лицензию на осуществление радиовещания в России [22], формы его работы стали более интерактивными и современными, т.е. вышли на площадку информационной сети Интернет; что позволило охватить широкий спектр слушателей радиоканалов.
В отчете Агентства международного развития по Украине за 2017г. представлены следующие данные: 1) количество новостных изданий, не принадлежащих государству составило 87; 2) количество учебных дней, предоставленных журналистам – 2696; 3) число учреждений медиа-сектора – 29 [23]. 22 марта 2018 г. Украине был выделен грант на реализацию программ в области СМИ в размере $35 млн, из которых не менее 50% должны быть предоставлены украинским организациям [24]. В обосновании предоставлении гранта сказано, что «российская агрессия на Украине была скоординированной кампанией дезинформации и пропаганды, которая подрывает демократические реформы и европейскую интеграцию, посеяв разобщенность украинцев и ведущая к продлению конфликта». В 2015 г. Хакеры из группы «КиберБеркут» опубликовали план ведения информационной войны под названием «Свободный Донбасс», разработанный в США для киевских властей [25]. По мнению разработчиков информационно-психологической операции, население Донбасса по её результатам должно постепенно прийти к мнению, что политика на сближение с Россией неэффективна. На самом же деле главная цель заключается в том, чтобы затянуть конфликт, дать шанс вооруженным силам Украины подавить сопротивление народа, несогласного с киевской политикой и установить прозападную, антироссийскую диктатуру. В соответствии с документами, которые оказались в распоряжении хакеров, главным инструментом для ведения агрессивной пропаганды станет радиостанция, которая будет преподносить людям только «правильную» и выгодную киевским властям информацию. На данный момент радиостанцию Донбасс Реалити (проект VoiceofAmerica) еженедельно прослушивают около 5,5 млн человек [26]. Тем не менее вероятность проведения успешной информационной операции на Донбассе близка к нулю, поскольку мирные граждане видят кто обстреливает их дома [27].
Отметим, что геополитическая борьба Запада за Украину, начатая в 1990-х гг. действительно ведется очень успешно, за исключением деятельности в регионе Восточной Украины. Программы публичной дипломатии США, включающие в себя создание новых независимых средств информации, способствовали изменению политической культуры на Украине. Постоянное поддерживание образа «российского агрессора» привело к стремлению политических деятелей и простых граждан Украины к ассоциации с Евросоюзом и вступлению в Североатлантический альянс, о чем также свидетельствует заявление Министра информационной политики Украины Юрия Стеця от 2015 г.: «В информационные войска Украины записалось около 35 тысяч добровольцев» [28]. По мысли создателей, вступить в борьбу с агрессором – это задача каждого сознательного гражданина. Важно учитывать, что какое-либо несогласие с официальной позицией Киева жестко подавляется. 15 мая 2018 г. генеральный прокурор Украины Юрий Луценко на своей странице в Facebook сообщил, что Прокуратура автономной республики Крым и Служба безопасности Украины (СБУ) перешли к активной фазе обезвреживания антиукраинской деятельности российской медиа-структуры [29]. После публикации данного сообщения из средств массовой информации стало известно, что в Киеве на выходе из своего дома был задержан журналист РИА «Новости Украина» Кирилл Вышинский, а позднее сотрудники СБУ ворвались в офис РИА «Новости Украина» и также провели обыски в квартире журналистки Людмилы Лысенко [30]. Также не стоит забывать, что не так давно отмечался без преувеличения святой праздник почти для всех жителей постсоветского пространства День Победы. Праздничный концерт транслировали многие телеканалы стран бывшего СССР, в том числе и Украины. На телеканале «Интер» во время концерта украинские исполнители пели знаменитые советские песни о войне. Вопреки украинским законам о средствах массовой информации, концерт шел на русском языке. Ведущие со сцены также рассказывали истории воинов Великой Отечественной войны, в том числе и ветеранов, которые присутствовали в зале. На концерт приехали и гости из России, обратившись к ним, ведущие сказали: «Мы празднуем Победу одну на всех». Реакция не заставила себя ждать – представители украинских праворадикальных организаций «Национальный корпус» и «Национальные дружины» заблокировали офисы телеканала «Интер», угрожая поджогом. Директор Института массовой информации Оксана Романюк отмечает «то, что сделал «Интер», – откровенная провокация, разжигание вражды в украинском обществе на фоне войны на востоке Украины разными историческими оценками деятельности Украинской повстанческой армии» [31]. Как сообщает радио «Свобода», позднее националисты объявили кампанию с требованием лишить «Интер» лицензии на вещание за антиукраинскую пропаганду, а сам показ концерта «Победа. Одна на всех» стал поводом и для внеплановой проверки этого СМИ Национальным советом по телевидению и радиовещанию Украины. Министерство иностранных дел РФ отмечает: «Подобная вакханалия имела целью максимально принизить значение праздника Победы, запугать украинское общество, отбить у него желание принимать участие в массовых памятных акциях. Впрочем, эти потуги не принесли ожидаемого результата. Кампания по дискредитации Дня Победы провалилась – 9 мая многие тысячи украинцев по всей стране приняли участие в памятных мероприятиях, прошли по улицам своих городов с портретами воевавших на фронтах Великой Отечественной войны отцов и дедов, возложили венки и цветы к памятникам и мемориалам» [32]. История с каналом «Интер» позволяет утверждать, что значительная часть украинского общества выражает несогласие с проводимой в стране информационной политикой.
Информационные структуры Запада работают не для «продвижения демократических ценностей и институтов, сообщая новости в странах, где свободная пресса запрещена правительством или не полностью установлена» [33], а для представления России на международной площадке в качестве «оккупантов» и реализации дальнейшего плана по американизации и европеизации украинского народа. Значимость Украины с геополитической точки зрения описывает в своей книге «Великая шахматная доска» З. Бжезинский «если Москва вернет себе контроль над Украиной с ее 52- миллионным населением, то Россия автоматически вновь получит средства превратиться в мощное имперское государство, раскинувшееся в Европе и Азии» [34, с. 85]. Однако первостепенным вопросом является не то как будет развиваться Россия и будет ли она в полной мере демократична, а не потеряет ли Вашингтон своей гегемонии в евразийском регионе. Для этого собственно и была придумана концепция «необходимой лжи», родоначальником которой является директор штаба политического планирования Госдепа США Дж. Кеннан [35, с. 36].
В завершение необходимо отметить, что западные стратеги, выстраивая свою концепцию действий, рассчитывают на то, что объекты их влияния, на подсознательном уровне, будут воспринимать увиденное и услышанное как факт. Обезопасить себя от большого потока субъективной информации мы можем только путем анализа информации, распространяемой проверенными источниками. Как отмечают члены Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ [36] в основе противодействия такого рода угрозам должна быть в первую очередь адекватная профилактика, связанная главным образом с повышением уровня воспитания и образования молодежи. Увлечение сугубо административными мерами, формализм, необоснованные запреты могут в конечном счете привести к негативным результатам. Поэтому стратегическими целями обеспечения информационной безопасности являются защита суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности, а также территориальной целостности Российской Федерации.
Вероника Мальчикова
Примечания
[1]. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – N 31, ст. 4398.
[2]. Указ Президента РФ от 14.09.1995 г. N 940 «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств» (в ред. от 31.08.2005 г. N 1010) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – N 38, ст. 3667; 2005. – N 36, ст. 3666.
[3]. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 2016. – N 50, ст. 7074.
[4]. Foreign Assistance: International Efforts to Aid Russia’s Transition Have Had Mixed Results // United States General Accounting Office. – November 1, 2000. – URL
[5]. Foreign Operations, Export Financing and Related Programs Appropriations Act of 1996, 2001 // Сongress. – URL
[6]. U.S. Government Assistance to and Cooperative Activities with the New Independent States of the Former Soviet Union, FY 1998 // USAID.
[7]. U.S. Government Assistance to and Cooperative Activities with Eurasia, FY 2002. Wash. D. C.: Department of State, Bureau of European and Eurasian Affairs, 2003 // U.S. Department of State. – URL
[8]. Democracy, human rights and governance // USAID. URL
[9]. Угода про асоціацію між Україною, з однієї сторони, та Європейським Союзом, Європейським співтовариством з атомної енергії і їхніми державами-членами, з іншої сторони учинено в м. Брюссель 27 червня 2014 року // Офіційний вісник України. – 2014. – № 75 (том 1), ст. 2125.
[10]. П.Дж. Бьюкен. Смерть Запада. – М.: АСТ, 2004.444с.
[11]. Learning literacy: How to be informed in the age of fake news // Internews. – April 19, 2018. – URL
[12]. Meeting of Ukraine’s President with Civil Society Representatives // Internews.– January 25, 2018. – URL
[13]. National Security Strategy of the United States of America // White House. –2017. – 18 December. – URL
[14]. Media monitoring and media literacy // Internews. – URL
[15]. Ministry of Information Collects, Summarizes Anti-Ukraine Propaganda // Internews. – June 15, 2017. – URL
[16]. Проект Закону про внесення змін до деяких законів України щодо мови аудіовізуальних (електронних) засобів масової інформації // Верховна Рада України.Офіційний веб-портал. – URL
[17]. Закон України від 05.09.2017 р. № 2145-VIII «Про освіту» // Офіційний вісник України. – 2017. – N 78, ст. 2392.
[18]. Конституція України від 28.06.1996 р. (в ред. від 02.06.2016 р.) // Відомості Верховної Ради України. – 1996. – № 30, ст. 141; 2016. – № 28, ст. 532.
[19]. Bureau of International Information Programs // U.S. Department of State. – URL
[20]. Review of Broadcasting Board of Governors’ Operations in Kyiv, Ukraine // U.S. Department of State and the Broadcasting Board Of Governors.–September 2013. – URL
[21]. Inspection of Radio Free Europe/Radio Liberty // Office of inspector general. – May 2017. – URL
[22]. Inspection of U.S. International Broadcasting to Russia // United States Department of State and The Broadcasting Board of Governors. -September 2013. – URL
[23]. Ukraine 2017 annual report // USAID. – URL
[24]. Grants Notice. The Media Program in Ukraine // USAID. – URL
[25]. «КиберБеркут» узнал о проекте США по манипуляции населением Донбасса // РИА новости. – 2015. – 4 июня. – URL
[26]. 2016 Annual Report // Broadcasting Board of Governors. – URL
[27]. За сутки ВСУ применили по территории Республики более 300 боеприпасов – СЦКК // Донецкая Народная Республика. Официальный сайт. – 2018. – 16 мая. – URL
[28]. Власти Украины отчитались об успешной мобилизации граждан в «диванные войска» // RussiaToday. – 2015. – 2 7февраля. – URL
[29]. Юрій Луценко // Facebook. – 2018 – 15 мая – URL
[30]. Сотрудников РИА «Новости Украина» заподозрили в госизмене // ИА REGNUM. – 2018. – 15 мая. – URL
[31] «Интер» как фактор раскола украинского общества // Радио Свобода. –2018. – 12 мая. – URL
[32]. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с празднованием Дня Победы на Украине // МИД РФ. –2018. –13мая. – URL
[33]. RadioFreeEurope/RadioLiberty // BroadcastingBoardofGovernors. – URL
[34]. З. Бжезинский. Великая шахматная доска. – М.: АСТ, 2018.384с.
[35]. Сондерс Ф.С. ЦРУ в мире искусств: культурный фронт Холодной войны. – М.: Институт внешнеполитических исследований и инициатив, Кучково поле, 2014.416с.
[36]. Ежегодный доклад Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации // Совет Федерации ФС РФ. – 2018. – февраль. – URL
Источник: «ВПА».