Биолаборатории США в Армении и «двойная игра» пашиняновской власти
С приходом в Белый Дом Джо Байдена «Программа снижения биологической угрозы» может получить второе дыхание
27 апреля, выступая на заседании Совета законодателей, председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин увязал появление коронавирусной инфекции с возможной утечкой из американской биолаборатории:
«Исходя из того, как молчат сателлиты Соединенных Штатов Америки, как сами США молчат, можно сделать вывод один: совершенно очевидно, это связано с тем, что у них произошла какая-то утечка в тех лабораториях, которые по всему миру взяли и насоздавали. Было бы правильно правительству эти вопросы тоже поднять».
Несмотря на то, что изначально вирус обнаружили в Ухани, расположенная там лаборатория получала американское финансирование. И теперь, по мнению политика, Вашингтону необходимо думать о том, как компенсировать всем пострадавшим странам понесённые ими издержки. Едва ли, впрочем, это произойдёт, потому что и сегодня, в том числе в Грузии и в раде стран Восточной Европы, ведётся работа по моделированию вируса, и «делают это Соединенные Штаты Америки».
В этой связи следует отметить, что предположения о возможном искусственном происхождении Covid-19 и о его возможной утечке в ходе опасных опытов с патогенами в биолаборатории Форт Детрик неоднократно высказывались и в американских СМИ, и российскими авторами. Однако подлинный масштаб угроз, в контексте резко усилившейся враждебной деятельности Вашингтона по периметру границ России и Китая, по-видимому, осознавался далеко не в полной мере. Отсюда и адресованный вице-премьеру Татьяне Голиковой призыв взять связанные с биобезопасностью вопросы «под контроль» наравне с основной деятельностью правительства.
Очевидно, что в условиях враждебной политики «коллективного Запада» сделать это едва ли получится без тесной координации с ближайшими соседями, для которых деятельность экстерриториальных объектов Пентагона представляет не меньшую угрозу, нежели для самой России. В этой связи вполне уместным и своевременным видится предложение создать в рамках Организации Договора о коллективной безопасности Совет по противодействию биологическим угрозам в рамках
«По инициативе России предложено сформировать координационный совет уполномоченных органов государств – членов ОДКБ по вопросам биологической безопасности, подотчётный Комитету секретарей Советов безопасности ОДКБ»,
– сообщил в интервью «Российской газете» заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Рашид Нургалиев. Предполагаемый функционал Совета – выработка практических мер по предотвращению угроз безопасности на фоне воздействия опасных биологических факторов.
«Нам важно совместно анализировать ситуацию с биоугрозами, обмениваться опытом, планировать совместные действия в данной сфере… давно назрела необходимость совершенствования правовой базы сотрудничества по вопросам обеспечения биологической безопасности».
Можно предположить, что вопросы биологической безопасности, периодически дискутируемые в ходе российско-армянских и российско-казахстанских консультаций разного уровня, ещё более актуализируются по мере расширения военно-биологической деятельности Пентагона в постсоветских странах после водворения в Белом Доме Джо Байдена и его команды. Имеется информация о продлении властями Украины, Грузии, Казахстана, Молдовы и Армении соглашений с Агентством по снижению угрозы (Defense Threat Reduction Agency, DTRA) в рамках «Программы совместной биологической деятельности» Пентагона (Cooperative Biological Engagement Program, CBEP). Её переименование в 2019 году в пиаровских целях в «Программу снижения биологической угрозы» (Biological Threat Reduction Program, BTRP), разумеется, не предоставило убедительных опровержений на сомнения в законности и прозрачности деятельности сети биобактериологических объектов американского военного ведомства. Более того, просачивающиеся в открытый доступ материалы свидетельствуют о том, что
«…представители американского военного ведомства имеют неограниченный доступ к ресурсам [Армении] в области биологических исследований, и крайне заинтересованы в работе с особо опасными патогенами, которые давно изучаются и тестируются Пентагоном в качестве биологического оружия».
Судить о том, насколько активно будет дискутироваться данная деликатная тема в ходе разворачивающейся в республике выборной кампании, пока достаточно сложно. Не исключено, что радикальные прозападные псевдо-«патриотические» силы, наподобие пресловутого «Национально-Демократического Полюса», будут всемерно одобрять «животворящую» деятельность биолабораторий Пентагона на благо «новой Армении». Впрочем, возможно и обратное – будут помалкивать в тряпочку, опасаясь неудобных вопросов. Что же касается «бархатных» властей, пытающихся по факту переложить на Россию некоторые функции по обеспечению национальной и государственной безопасности, то они, по давнему обыкновению, похоже, ведут двойную игру. Так, если верить документам, с целью обсуждения плана биологической деятельности на период 2020-2025 гг. и посещения подведомственных объектов в июле 2019 года в Ереван приезжала делегация DTRA. В числе партнёрских структур, проводились встречи с руководством Национального центра по контролю и профилактике заболеваний, Службы по контролю безопасности пищевых продуктов, Рабочей группой по биобезопасности, ректором Национального университета сельского хозяйства Армении.
В то время как в Пентагоне намерены продолжать сотрудничество с Ереваном в области изучения особо опасных патогенов с «дальним прицелом», ровно год назад, в мае 2020 г. пресс-секретарь МИД Армении в очередной раз уверяла в подконтрольности биолабораторий исключительно государственным органам республики. При этом, находящийся в процессе некоего «внутригосударственного согласования»
«Меморандум о взаимопонимании между Арменией и Россией по биологической безопасности не касается вопросов, связанных с биологическими лабораториями в Армении, тем более права на допуск российских специалистов, но, как мы неоднократно упоминали, затрагивает широкий круг вопросов, связанных с обеспечением биологической безопасности. Нынешний проект меморандума не предусматривает гарантии доступа к рабочим зонам лабораторий для сторон или любого другого одностороннего контроля».
Между тем, документы дают основание, мягко говоря, усомниться в достоверности слов повторяющей заученные, словно бы по методичке, фразы госпожи Нагдалян. К примеру, в плане биологической деятельности США в Армении на 2020-2025 гг., оформленном как соглашение правительства республики с DTRA, говорится о прекращении финансирования в случае невыполнения армянской стороной каких-либо требований и условий партнёров.
Кроме того в разное время в биологических проектах DTRA были задействованы специалисты американских военно-медицинских организаций, таких как Военно-морской медицинский исследовательский центр NMRC-F, НИИ Сухопутных войск им. Уолтера Рида (WRAIR, вышеупомянутый «Форт Детрик») и НИИ инфекционных болезней ВС США (USAMRIID).
Особый интерес представляет официальное письмо DTRA с уведомлением армянской стороны о назначении (в марте 2018 г., за 10 дней до начала увенчавшегося «бархатной революцией» марша Пашиняна из Гюмри на Ереван) нового руководителя биологической программы Пентагона в Армении. Им стал некий Брандт Сигель, ранее курировавший сеть биолабораторий на Украине, результаты которой покрыты завесой секретности.
По утверждению главы партии «Конституционное право» Айка Бабуханяна, «в самый горячий период эпидемии коронавируса через [американские] лаборатории прошли около 600 армянских военнослужащих», причём цель проводимых исследований опять-таки остаётся не ясной. Так же как и в случае с «Фортом Детрик», в случае возникновения каких-либо нештатных ситуаций, либо же риска жизни и здоровью подопытных «аборигенов» Пентагон оградил себя от какой-либо ответственности. Международный эксперт по биологической безопасности, бывший глава Госслужбы безопасности продуктов питания Армении Григор Григорян напоминает о том, что США – единственная страна в мире, всячески блокирующая создание механизмы верификации положений Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического и токсинного оружия 1972 года. В феврале 2018 г. об этом говорил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, однако «воз и ныне там». Как представляется, положение едва ли изменится, пока актуальные вопросы биологического суверенитета Армении (или, точнее, отсутствия такового) не станут, подобно деятельности «Фонда Сороса», предметом широкой общественной дискуссии.
Владимир Петров
Источник: «ВПА».