Песни русской армии

Фундаментальными ценностями традиционного уклада жизни
России всегда выступали красивые мелодичные жизнеутверждающие песни.
Музыка была неотъемлемой частью воинской культуры армии Российской империи.
Русские люди всех сословий в начале ХХ века пели и слушали песни в любых ситуациях; пела песни и Императорская русская армия, насыщенная музыкальными ритуалами и традициями, как мирного, так и военного времени.
Накануне Великой войны 1914 года в Санкт-Петербурге была создана комиссия о музыкальном деле в армии и на флоте под управлением барона А. Штакельберга. Задачей комиссии было оценить состояние современной военной музыки в войсках и разработки положения по совершенствованию музыкального обеспечения императорской армии. Все соответствующие документы этой комиссии хранятся ныне в отделе рукописей Российского института истории искусств («Зубовский институт») в Санкт-Петербурге в составе четырёх фондов.
О высокой музыкальной культуре императорской армии свидетельствуют архивные документы этих фондов:
—Проект положения о военной музыке.
—Дело «Об упорядочении нашей военной музыки» — докладная записка генерал-майора фон Фреймана; положение о музыкантах и хорах Морского ведомства и в морской музыкальной школе; проект примерного состава партитур. 1910.
— Доклад о полковых маршах и о назначении отдельным полкам определённых маршей; список частей, имевших до 1915 года отдельные марши; список маршей, назначенных для определённых воинских частей. 1914 – 1915.
— Проекты положений о военной музыке, выработанных комиссией (83 листа).
—Материалы по метрономизации встречных маршей гвардейских частей и флота: рысей, галопов, карьеров.
— Список хоровых и оркестровых пьес для кадетских корпусов, утверждён 11 января 1912 г.
— «Дело об организации повсеместных концертов в пользу инвалидов». 1914 – 1915гг.
Соответственно, в начале ХХ века и в ходе Великой войны в России было издано множество песенников, в том числе, семитомное собрание «Великорусские народные песни», изданное в СПб профессором консерватории А.И. Соболевским.
Так, например, среди многочисленных музыкальных издательств только один «Скобелевский комитет» (Петроград, Мытнинская ул. д. 27) выпустил в 1915 и 1916 гг. следующие издания:
—Песни и куплеты про войну 1914 г. В. Арсиков-Сурин. 1916;
— Казачья песня. Сл. Агнивцева – муз. Ю.Р. Кельбергова. 1916;
— Победный марш. Сл. Е. Хмельницкого – муз. С. Растропова. 1916;
— Никольский А. – «Затрубили трубы бранные». Сл. Кольцова (для смешанного хора);
— Ковин Н. – «Не труба трубит» — слова народной песни;
— Петров-Бояринов В. – «Строем станьте, песню гряньте про Царя и про народ». Слова старинного канта (для смешанного хора);
— Бармотин С. – «Ах, сколько, сколько пало их» — (для смешанного хора;
— «Священный стяг» — Сл. Д. Цензорова – роспев народный;
— «Вперёд смелее». Сборник стихотворений на сюжеты текущих военных событий Е. Хмельницкой.
— «Поклон героям» — Стихи И. Греневской. 1915.;
— «Отзвуки войны» — сборник стихотворений А.К. 1915…
Офицерский корпус Императорской армии России состоял из выпускников кадетских корпусов, военных училищ и гимназий, в учебных программах которых присутствовали музыка и танцы.
Высокий уровень музыкальной культуры русского офицерского корпуса можно проиллюстрировать на примере генерал-инженера Цезаря Кюи (1835 – 1918) — специалиста в области фортификации — выдающегося русского композитора имузыкального критика.
Морской офицер Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1908) – стал выдающимся русским композитором, дирижёром, главой композиторской школы, автором знаменитых опер, до сих пор составляющих основу репертуара многих ведущих музыкальных театров.
Огромной популярностью в военной среде пользовались такие легендарные исполнительницы народных песен и романсов как Анастасия Вяльцева и Надежда Плевицкая. Обе песенные звезды щедро жертвовали на нужды военных госпиталей и сами становились сёстрами милосердия, как в русско-японскую, так и в Великую войну. Среди других популярных исполнителей песен в годы Великой войны следует упомянуть Ю. Морфесси, В. Сабинина, Б. Борисова, С. Садовникова, П. Тихонова, Л. Сибирякова…
Характерны названия преимущественно народных песен, наиболее популярных в годы Великой войны: «Вороные кони рвутся», «Шли два героя с германского», «Марш сибирских стрелков», «Благослови оружие, Господь», «Галицийские поля», «Спите, орлы боевые», «Время изменится», «Песня Красного креста», «Синее море широко», «Песня про солдата», «За Царя, за Русь Святую», «Война с немцами», «Ныне Господь нам послал испытание», «Рвёмся в бой», «Оружием на солнце блестя», «На поле сражения», «Битва», «Песня ратника», «Холодно-сыро в окопах», «Казак на чужбине», «Все на бой», «Смерть героя», «Солдатская колыбельная песня», «Песня сестры милосердия», «Белой акации гроздья душистые»…
Отметим, что бессмертные марш «Прощание славянки», вальсы «На сопках Манчжурии», «Амурские волны» были созданы в начале ХХ века музыкантами Русской армии и после 1917 года естественным образом перешли в Красную Армию.
Усилия внешних врагов нашего Отечества и внутренняя крамола не позволили Российской империи победно завершить Великую войну.
Духовный, музыкальный, песенный опыт Императорской армии и Великой войны не пропал даром, но был продолжен и существенно пополнен, развит русским народом в годы Великой Отечественной войны.
Так, например, автор марша «Прощание славянки» Василий Иванович Агапкин (1884 – 1964) — штаб-трубач императорской армии, после 1917 г. служил в РККА, позднее дирижировал оркестром парада на Красной площади в Москве в ноябре 1941 г. и участвовал в параде Победы 24 июня 1945 г. Подобных примеров можно привести много.
Действительно, русская военная история — это история народного героизма и подвига — непрерывна и верна своим высоким традициям.
В тридцатые годы ХХ века руководство СССР понимало, что большая война с объединённым западом неизбежна, и война эта будет не на жизнь, а на смерть.
Для формирования оборонного сознания создавали соответствующие песни, настраивающие на борьбу, на отпор захватчикам призывным тоном слов и маршевых мелодий: «Эй, вратарь, готовься к бою»…»; «Но сурово брови мы нахмурим, если враг захочет нас сломать»…; «Если завтра война»…; «И если враг нашу радость живую отнять захочет в упорном бою»…
Полковник Русской императорской армии в годы Великой войны, впоследствии, с июля 1941 г. начальник Генерального штаба РККА Борис Михайлович Шапошников (1882 – 1945) — любил, знал и сам прекрасно исполнял русские народные песни и романсы.
По воспоминаниям генерал-лейтенанта Александра Ивановича Кудряшова (1901 – 1962), Б.М. Шапошников в разговоре со Сталиным в трагические дни августа 1941 г., ссылаясь на опыт укрепления боевого духа солдат песнями в Великую и Гражданскую войны, настойчиво предложил вождю повсеместно использовать песни в это горестное время отступления и утрат…
Благодаря Б.М.Шапошникову — заместителю наркома обороны СССР , военному теоретику — произошло то, о чём свидетельствовал композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975): «Искусство, которое в другой стране в военную пору отошло бы в сторону, приютилось под сенью «тыловой тишины», у нас стало оружием, разящим врага».
Напомним, что сам Д.Д. Шостакович знал, о чём говорил. В 1941 г. он создал Ленинградскую симфонию № 7, ставшую символом мужества защитников блокадного города на Неве. 9 августа 1942 г. вся великая сражающаяся страна с затаённым дыханием слушала по радиотрансляции исполнение Ленинградской симфонии в осаждённом, голодающем, сражающемся и трудящемся городе русской славы. Грандиозное впечатление фронта и тыла было однозначным: «Мы обязательно победим»…
Мудрое предложение маршала Б.А.Шапошникова воплотилось в следующий судьбоносный текст директивы:
«ДИРЕКТИВА Глав ПУ РККА начальникам политуправлений фронтов, округов и армий о пропаганде патриотических песен в войсках
№ 226 5 сентября 1941 г.
Политическое управление неоднократно обращало ваше внимание на значение боевых красноармейских патриотических песен в деле поднятия боевого духа войск. Русская песня, гармонь, пляска – друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В годы гражданской войны, на Халхин-Голе, во время советско-финской войны боевая русская песня, гармонь и пляска вселяли бодрость, звали на новые подвиги во славу Родины, облегчали победу над врагом.
Политорганы располагают большим количеством красноармейских песенников, лишь в августе с.г. разослано 150000 экземпляров сборника песен «В бой за Родину!». В частях имеется свыше 60000 гармошек. В июле-августе Глав ПУ РККА послало в армию свыше 12000 гармошек.
Тем не менее, за последнее время политорганы, комиссары, политруки, ротные партийные и комсомольские организации прекратили работу по насаждению боевых патриотических песен, забыли гармонь и весёлые русские пляски. Это свидетельствует о недооценке и непонимании воспитательной роли песен, пляски, в особенности в боевых условиях.
Недостаточно используются фронтами красноармейские ансамбли песни и пляски. Краснознамённый ансамбль, разбитый на четыре группы, работает с начала войны на фронтах. Посланы на фронт также окружные ансамбли.
Однако во многих случаях они используются в тыловых частях и реже бывают в полках, дерущихся на фронте.
В целях ликвидации этого серьёзного недостатка в политической работе, приказываю:
- Политорганам, комиссарам, политрукам, партийным и комсомольским организациям развернуть работу по насаждению боевых русских песен.
Песня и гармонь должны звучать всюду – в походе, на привале, в промежутках между боями. Особое внимание уделить русской пляске, так любимой бойцами.
- Для пропаганды песен, пляски широко использовать ансамбли, направив их непосредственно в полки. На страницах фронтовых, окружных, армейских и дивизионных газет популяризировать лучших гармонистов, запевал и плясунов – любимцев роты. Печатать в газетах тексты и ноты патриотических песен и широко показывать боевой досуг красноармейцев.
- В каждой роте иметь запевал, гармонистов и гармонь. Клубам частей и капельмейстерам организовать систематическую работу с запевалами, помогая им внедрять песни в жизнь части и подразделения.
- Работу по внедрению песни и пляски вести систематически, рассматривая её как составную часть политического воспитания личного состава части. Против недооценки многими политработниками песни, пляски и гармони вести решительную борьбу.
- В 3-х дневный срок донести, что вами предпринято для выполнения настоящей директивы. Впредь во всех очередных политдонесениях подробно освещать организацию боевого досуга бойцов.
- Директиву донести до командира и политрука роты включительно».
(ЦАМО Ф. 32, оп. 920265, д. 3, л. 325. Подлинник)
Действительно, песни были нужны на фронте, о чём свидетельствуют воинские пословицы и поговорки: «Шутки и песни — на войне спасение», «Спели малость — и прошла усталость» (Песни и поговорки Великой Отечественной войны. М., 1962)
В 1941 г. в СССР массовыми тиражами стали публиковать не только сборники патриотических песен. Так, например, издательство Союза советских композиторов массовым тиражом в 500 тысяч экземпляров выпустило почтовые открытки с текстами и нотами новых песен отечественных композиторов ( «Вечерняя Москва» 1941, 25 июня).
Так песенная традиция русской культуры объединила разные этапы единой жизни и борьбы нашего народа и нашей армии в ХХ веке, искусственно разорванные и противопоставленные друг другу исконными врагами России Вечной.
Непрерывность русской песенной традиции, связанность её различных периодов иллюстрирует очевидная близость наиболее популярных военных песен с исконным песенным ладом, в том числе, эпическими образами «Слова о полку Игореве» и оперы А. Бородина.
Так, например, девушка из песни «Катюша» шлёт привет «степному сизому орлу» на дальнее пограничье с «берега крутого», как княгиня Ярославна, готовая «полететь зигзицею по Дунаеви» к своему любимому.
В песне Л. Ошанина и А. Новикова «Эх, дороги!», герой, как и князь Игорь, не знает доли своей: «Может, крылья сложишь посреди степей». Крылья — образ древнерусского эпоса, в котором соколом ясным, орлом зорким, а то и ангелом воинства святого нарекается главный герой сказания, былины.
Эпическим оперным размахом отличаются такие песни, как «Соловьи» А. Фатьянова — В. Соловьёва-Седого и ряд других популярных песен (Жукова О.Г. — Культурный фронт Великой Отечественной войны.- М.: Вече, 2020. С. 226).
«Война народная, священная война» мобилизовала песни, сказания и частушки в тылу.
Архангельская сказительница А. Суховерхова сказывала:
« Не польётся Двина-река
С подгоры на круту-гору,
Не бывать лютым ворогам
На советской родной земле».
Им вторили частушки:
«Показали свои рожи
К нам фашисты-господа.
Мы их так в землю уложим,
Что не встать им никогда» («Вечерняя Москва» . 1941. 12 июля).
За годы Великой Отечественной войны в Красной Армии мастера искусств дали более 100 тысяч концертов. Перед бойцами на передовой выступали лучшие вокалисты оперных Большого и Мариининского театров, звёзды эстрады, такие как Любовь Орлова, знаменитые коллективы, например, Северный русский народный хор из Архангельска…
Так, например, на Ленинградском фронте для поднятия боевого духа воинов певица Клавдия Шульженко выступала в концертных изысканных платьях, в туфлях на высоких каблуках и драматические песни-новеллы представляла бойцам как мини-спектакли. Исполняя песню «Записка», она трепетно держала в руках листок бумаги, в песне «Давай закурим» свёртывала самокрутку. В песне «Руки» зрители-военнослужащие следили за каждым мановением красивых рук создательницы «камерного театра песни»…
Однажды Клавдия Шульженко оказалась свидетельницей допроса пленного немецкого лётчика и поинтересовалась у него, как часто артисты выступают в немецкой армии? Гитлеровец вообще не понял, о чём речь: какие артисты, какие концерты на фронте? ( «Советская музыка». 1946. № 2-3. С. 88-89).
Песня может как воодушевлять, так и погружать в грусть, печаль, депрессию. Именно поэтому большинство песен Великой Отечественной войны (в отличие от многих песен войны Великой) отличались мажорным ладом. Создатель известных песен «Смуглянка» и «Эх, дороги» композитор Анатолий Григорьевич Новиков (1896 – 1984) вспоминал:
«Перебирая в памяти десятки и сотни песен, написанных на полях сражений и в тылу, на гребне побед и в дни отступлений, я не могу назвать ни одного пессимистического произведения» (Новиков А. – Песня в строю. М. 1976. С. 38.).
Даже песни в миноре, такие как знаменитые «В землянке» (Сурков-Листов) и «Тёмная ночь» (Агатов-Богословский) наполнены меланхолией, но светлой, жизнеутверждающей…
Написанную в 1945 г. песню «Враги сожгли родную хату» Блантера-Исаковского, разрешено было транслировать по радио через несколько десятилетий после Победы…
В Великую Отечественную войну на фронте выступали с концертами все известные советские певцы и певицы, кому позволял возраст и здоровье.
С началом СВО православное издательство «Артель «Братья Масловы» подготовило, издало и отправило на фронт представительный музыкально-поэтический сборник «Песни воинов России».
Традиционные русские воинские и народные песни на просторах Малороссии продолжают выполнять свою высокую историческую миссию…
Сравнивая участие русской песни в Великой войне, в Великой Отечественной войне и в СВО убеждаешься в единой непрерывности героической истории Отечества, вмещающей и объединяющей такие разные войны за Россию, такие разные военные судьбы, в том числе, и самих песен…
Бочков Александр Сергеевич,
член Союза писателей России