О противодействии деструктивному воздействию на процессы формирования мировоззрения российской молодежи
Выступление руководителя Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности И.В. Бочарникова на заседании Комиссии по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 17 декабря 2018 года
Уважаемые коллеги!
Реалиями современной политической практики является обострение противоборства в целом и в информационно-коммуникативной сфере, в частности. По сути дела, речь идет о так называемом «когнитивном» противоборстве, сферой которого является сознание, мировоззрение и восприятие обществом и особенно его наиболее пассионарной частью ‒ молодежью политической реальности и, соответственно, деятельности органов государственной власти.
Молодежный сегмент общественного сознания России подвергается мощному воздействию недружественных сил и структур. Цель данного агрессивного воздействия обусловлена стремлением переформатирования сознания российской молодежи, так как это было сделано в свое время в Прибалтике, на Украине, в Грузии, отчасти в Молдове и других постсоветских регионах и государствах.
Это является свидетельством того, что наряду с патриотическим воспитанием особую значимость обретает деятельность по предупреждению, нейтрализации и противодействию насаждения антироссийской и русофобской идеологии.
Что предполагает необходимость, с одной стороны, исторического просвещения нашей молодежи, а, с другой, ‒ активного противодействия различного рода измышлениям, фальсификации, лжи, дискредитации государства и органов его власти, то есть, того, что в советское время называлось контрпропагандой и являлось достаточно эффективным средством в противодействии идеологической экспансии наших противников.
На прошлом заседании я имел честь представить Комиссии просветительский проект, реализуемый Научно-исследовательским центром проблем национальной безопасности – «Исторические портреты». Сейчас уже готов 4-ый том портретов и до конца года он будет издан. В реализации проекта мы исходим из того, что история страны – это не просто совокупность событий, явлений и процессов, происходящих в определенное время, в рамках той или иной территории. Это, прежде всего конкретные дела и поступки конкретных людей, следствием которых является развитие или напротив деградация общества и государства. И от того, каковы будут эти действия, зависит, какая есть и будет история страны и ее народа. Великие дела рождают великую историю, ничтожные – ничтожную.
У России великая история в силу того, что дела и поступки ее граждан, по большей части, были великими. Это именно тот императив, который определяет направленность стратегии нашей работы.
За все время мы рассказали более, чем о 50 патриотах России разных эпох, многие из которых были оболганы или незаслуженно подвергнуты забвению.
Это одно из направлений деятельности Центра. Еще одним немаловажным направлением является информирование о реальных политических процессах и событиях, касающихся нашей страны, а также вовлечение талантливой молодежи в самостоятельный анализ этих процессов. В итоге они сами анализируют и доводят актуальную информацию по наиболее значимым событиям до своих сверстников. Главное, что достигается подобного рода работой то, что идет политическое информирование на языке, понятном современной молодежи. Более того, в этот процесс вовлечена сама молодежь – студенты, что повышает степень доверия к актуальной информации. Одно дело, когда, например, об Азовском инциденте или каком-либо ином резонансном событии, будет рассказывать профессор или аналитик, и совсем другое – когда однокурсник, товарищ, с которым ты сталкиваешься ежедневно и доверяешь ему, а следовательно, и той информации которую он предоставляет.
Важнейшим результатом данной работы является то, что мы в Центре получили качественную государственно ориентированную молодежную аналитику, что привлекает внимание к информационному ресурсу Центра – нашему сайту. Ежедневная аудитория сайта составляет от 500 до 800 человек. А общее количество посетителей сайта превышает 230 тыс. человек. И это мы считаем только началом нашей работы.
Следует отметить, что в данном случае мы ничего нового не изобрели, а лишь взяли на вооружение методику политического информирования, которая эффективно использовалась в советское время на уровне комсомольских организаций.
В целом же, полагаю, Центр решает задачу формирования мировоззрения молодежи на своем уровне – уровне общественной организации. Но это лишь капля в море по сравнению с теми задачами, которые стоят в сфере патриотического воспитания молодежи. И эту проблему нельзя решать силами только одного – десяти – даже тысячи подобного рода центров.
Необходимо задействовать ресурсы государства, в том числе непосредственно в информационно-коммуникативном пространстве. Должен быть эффект. А эффект будет тогда, когда мы с молодежью научимся говорить на одном языке и в одном информационном пространстве. В частности, речь идет об эффективном использовании интернет-порталов ведущих российских поисковиков: Яндекса и Рамблера. На их лицевых, стартовых страницах должны быть обязательно представлены ссылки на сайты просветительского и патриотического характера. По сути дела должен быть задействован принцип рекламы с той лишь разницей, что речь должна идти не о манипулировании сознанием, а о его осмысленном формировании, посредством предоставления государственно-ориентированной аналитики. Полагаю, что свой соответствующий сайт должен быть и у Комиссии по патриотическому воспитанию.
Чрезвычайно важным направлением патриотического воспитания и, соответственно, противодействия деструктивному воздействию на процессы формирования мировоззрения российской молодежи является сфера образования, а точнее, комплекс, социально-гуманитарных или обществоведческих дисциплин. Именно они формируют мировоззрение молодого человека.
И в этом плане, мы чрезвычайно уязвимы. На всех уровнях, начиная едва ли не с начальной школы, наша молодежь изучает западноевропейскую и англосаксонскую теорию обществоведения, философию, политологию, социологию и т.д. Таким образом, весь комплекс обществоведческих дисциплин ориентирован у нас на формирование европоцентричной личности, но не гражданина Российской Федерации и патриота России. У нас в системе образования этого почему-то стесняются. Российская научная обществоведческая мысль фактически изгнана из учебного процесса и является лишь достоянием узкого круга специалистов. Понятно, что в этих условиях говорить о формировании патриотической ментальности не приходится, поскольку, более чем очевидно, что незнание порождает не понимание, которое в свою очередь формирует отторжение.
Поэтому наши школьники и студенты все более уверенно начинают говорить о тоталитарном Советском Союзе, трудностях переходного периода от тоталитаризма к демократии, в котором оказалась современная Россия, о преимуществах англосаксонской демократии и о многом другом, определяющем преимущества, так называемого западного мира. Особую остроту обретают утверждения о якобы второстепенной заслуге Советского Союза в борьбе с фашизмом, зато активно муссируются темы ГУЛАГа, штрафных батальонов, «оккупации» советскими войсками в 1945 году европейских городов и даже каннибализма в блокадном Ленинграде. Зародившись на Западе, все эти идеи постепенно пришли и в российское медийное пространство, приходится всё чаще слышать подобные высказывания в окружении российской молодежи. И эти утверждения носят уже массовый характер.
Все это является следствием не только антироссийской информационной идеологической экспансии, но и засильем в образовательной сфере различного рода учебников и пособий, написанных соросовскими стипендиатами.
Интересы формирования патриотического сознания российской молодежи предполагают необходимость существенной корректировки образовательных программ в области обществоведческих дисциплин, формирующих сознание. Они должны обрести государственно ориентированный характер.
И еще на одном крайне важном направлении работы по формированию патриотического мировоззрения следует акцентировать внимание – необходимости институализации государственной идеологии.
В этом году отмечалось 25-летие Конституции Российской Федерации. Безусловно, это событие. Наша Конституция сыграла свою историческую роль – как основной закон, принятый в тяжелейшие годы социально-политических потрясений. Но, как и всякий закон, Конституция должна соответствовать интересам безопасности и развития общества и государства.
У каждого государства, если оно ориентировано на развитие, должна быть государственная идеология, основанная на национальной культуре, традициях, ментальности народов, ее населяющих.
У России должна быть государственная идеология. И эта идеология должна быть основана на национальной идее – идее сильного государства, патриотизма, межнационального мира и согласия, равенства и справедливости. Практическое же решение этой задачи состоит в необходимости внесения изменений в статью 13 Конституции в части, исключения пункта 2 или изложение его в новой редакции.
Бочарников Игорь Валентинович,
руководитель Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности,
профессор кафедры информационной аналитики и политических технологий МГТУ имени Н.Э. Баумана,
доктор политических наук,
действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса