К вопросу о концепте «социального лазера» как генератора «цветных революций»

Цветные революции с лёгкостью перерастают в массовые беспорядки.

Фото: mintpressnews.com

В российских и зарубежных СМИ обсуждается новое направление воздействия на массовую аудиторию, так называемый «социальный лазер», которое базируется на использовании формального аппарата квантовой термодинамики и теории поля для анализа информационных и социальных процессов (1).

Этот подход, который его авторы называют квантовоподобным, применяет математический аппарат квантовой механики к социально-политическим процессам. По их мнению, это позволяет:

  • прогнозировать поведение общества под воздействием каскадов информационных волн в медиа-полях и преодолевать склонность людей к иррациональности в мыслях и поступках;
  • путем информационной накачки медиа-поля, стимулировать социальные действия людей, фокусируя накопленную ими социальную энергию в направлении определенного «социального цвета» (тем самым как бы наполняя термин «цветная революция» конкретным физико-математическим смыслом).

Фактически авторы утверждают, что концепция «социального лазера» позволяет гарантированно возбуждать или, напротив, гасить «цветные революции».

Судя по публикациям в российских СМИ, проблемой противодействия этой технологии обеспокоены на достаточно высоком уровне (1).

Квантовая теория «цветных революций»

В кратком изложении основные положения концепции «социального лазера» таковы:

Это направление якобы способно в перспективе привести к созданию прорывной технологии управления обществом с помощью информационных воздействий в медиасреде.

Название «социальный лазер» – это метафора. Строго говоря, данное исследовательское направление называется «Стимулированное усиление социальных действий» (Stimulated Amplification of Social Actions – SASA).

SASA — это практическое воплощение т.н. квантовоподобной (quantum-like) парадигмы.

Автор квантовоподобного подхода к социальным процессам – профессор прикладной математики на математическом факультете Университета Карла Линнея (Швеция) Андрей Юрьевич Хренников.

Его методика направлена на преодоление присущей всем без исключения людям противоречащей теории вероятностей иррациональности в принятии решений, и тем самым управлении их поведением в массовых масштабах.

Андрей Хренников с группой соавторов опубликовали ряд статей в научных журналах, в которых утверждается, что все известные парадоксы принятия решений в условиях неопределенности разрешаются путём перехода от классической вероятности к квантовой. Все эти работы были выполнены в рамках уже упоминавшейся квантовоподобной (quantum-like) парадигмы — то есть переносе аппарата квантовой физики на междисциплинарные исследования.

Квантовоподобный подход, как утверждают его адепты, позволяет устранить иррациональность в поведении людей и создать своего рода «социальный лазер», в виде специфических информационных воздействий на целевую аудиторию, которые обеспечат полную управляемость больших групп людей в желаемом направлении.

В основе информационно-социального процесса, симулируемого моделью SASA, лежит следующее:

  1. Чтобы приблизить аудиторию к состоянию инверсии (когда более её половины находится в возбужденном состоянии), СМИ и прочие акторы медиа-поля могут закачивать в активную среду (состоящую из s-атомов), поток разнообразных шокирующих новостей о катастрофах, насилии и политических скандалах.
  2. Агенты поглощают содержащуюся в этих сообщениях социальную энергию. Позже, она может быть освобождена и направлена посредством стимулированного усиления «социальным лазером».
  3. Для s-атомов возбуждения информационного поля, несущие ту же социальную энергию и цвет являются неразличимыми. Эта неразличимость (indistinguishability) является основным условием возбуждения или, напротив, успокоения аудитории. Одной из основных причин неразличимости, является информационная перегрузка — у людей просто нет времени и ресурсов по обработке информации для глубокого анализа содержания сообщений.
  4. Решающую роль в создании квантовоподобных процессов поглощения и выброса социальной энергии играет сила информационных потоков. И поскольку в современном информационном обществе этот поток уже стал чрезвычайно мощным и продолжает неуклонно возрастать, создание социальных (информационных) лазеров становится проще, а их действие может быть все более эффективным.

Суть новой протестной технологии состоит в децентрализации принятия решений, а поскольку единого центра протеста нет, то и «гасить некого». Новая тактика протестующих основана на своего рода социальном блокчейне, то есть технологиях, выстроенных на абсолютном доверии, когда «войти в систему крайне сложно, если вообще возможно». Таким образом, проникнуть в протестные сети может разве что «глубокий крот, изначально зашитый в проект».

Когда власть пытается нейтрализовать протестное движение, работая против майданных технологий, она обречена на поражение, потому что здесь мы имеем дело с технологиями на основе иррегулярной активности, в основе которых лежит «мобильность, тактика удара и отхода, как только появляются «регуляры». Плюс самосинхронизация и «директивные» методы управления на горизонтальном уровне – внизу сами принимают решение, как действовать и где выбрать место для следующей атаки».

Возвращаясь к концепции «социального лазера» Андрея Хренникова (3) отметим, что короткие импульсные информационные воздействия – основа инициации «цветной революции» путем накачки ее «социальным лазером».

И второе необходимое условие:

«Основной особенностью квантовых информационных полей является неразличимость возбуждаемых ими возбуждений.

Люди, перегруженные информацией, не прикладывают существенных усилий для анализа содержания сообщений, распространяемых средствами массовой информации. Они функционируют как поглотители социальной энергии, передаваемой сообщениями телевидения, газет и Интернета. В частности, для того, чтобы приблизиться к инверсии населения, средства массовой информации могут закачать в среду для людей поток шокирующих новостей о различных катастрофах, насилии и политических скандалах. Агенты поглощают социальную энергию. Позже, эта энергия может быть освобождена и направлена ​​через лазерный процесс стимулированного излучения».

И, самое главное:

«Если целевая аудитория не работает с информацией в режиме неразличимости, т. е. проводит детальный анализ содержания сообщений, то социальная генерация невозможна» (3).

Под личиной ягненка таится волчья харя

К идее квантовоподобного подхода к социальным процессам Андрея Хренникова подтолкнули его работы по применению p-адических чисел для моделирования мышления в иерархическом пространстве естественных языков (4). Это, помимо прочего, квантовое пространство микромира. Для графической иллюстрации этого неархимедова пространства естественных языков Хренников использовал иерархические деревья, впервые предложенные великим лингвистом и математиком современности Ноамом Хомски.

«Слова – это листья, ветви – это предложения, праязыки – сочленения, языковые семьи – стволы, корни же обретаются на «небесах»… или в ДНК» (5).

Как известно, Нома Хомски – один из разработчиков также и нейролингвистического программирования, основанного на этих концепциях.

Теория Хомски создана в рамках когнитивной парадигмы: бихевиоризм отвергал существование внутренних ментальных состояний и опирался на изучение поведения. Хомски же продемонстрировал несостоятельность бихевиористского подхода к языку. Теория Хомского приобрела огромную популярность в американской лингвистике и стала фундаментом для целого ряда других генеративных (порождающих) теорий языка.

Один из основных концептов теории Хомски – неразличимость (indistinguishability):

At a certain linguistic level, there can be two items which can be understood having different meanings but they are structurally indistinguishable within that level. The relevant ambiguity can be resolved by establishing a higher level of linguistic analysis. (На определенном лингвистическом уровне могут быть два предмета, которые могут иметь различное значение, но они структурно неразличимы на этом уровне. Соответствующая неоднозначность может быть решена путем установления более высокого уровня лингвистического анализа) (6).

Таким образом, все заявленные новации квантовоподобного подхода Андрея Хренникова, собственно говоря, новациями не являются за исключением метафорической оболочки («социальный лазер»).

На основе своих теоретических концепций Ноам Хомски разработал методики нейролингвистического программирования и стал одним из основоположников НЛП.

Таким образом, можно предположить, что концепция «социального лазера» является на деле замаскированной в метафорический фантик программой массированного нейролингвистического программирования населения стран-мишеней.

Два уровня сознания (пассивный и возбужденный) по Хренникову являются двумя этапами НЛП – «якорением» и «ведением».

Это можно было предсказать и не обращаясь к трудам Ноама Хомски, так как исключить иррациональности в поведении человека и принятии им тех или иных решений можно лишь применяя методики НЛП.

Если учесть, что Андрей Хренников работает в Стокгольмском Институте Карла Линнея, а Швеция, как известно, входит в ареал британской разведки МИ-6, и если учесть также, что Хренников опубликовал свою концептуальную работу в трудах британского Королевского общества (2), то не будет большой натяжкой предположить причастность МИ-6 к разного рода когнитивистским разработкам, в том числе не в последнюю очередь к кураторству научных работ господина Хренникова.

Насколько действенна методика «социального лазера» для массированного НЛП больших масс населения? Не секрет, что блокирование мобильной связи снижает накал социальных протестов и лишает их организующего ядра.

Но современные и грядущие возможности бурно развивающихся коммуникационных технологий могут сделать эти ограничения бессмысленными. Мы имеем в виду, прежде всего развитие одноранговых социальных сетей и соответствующих им приложений, а также программу создания спутникового бесплатного интернета Илона Маска.

Сочетание этих двух технологий может сделать информационную агрессию извне, вычурно названную «социальным лазером», неотразимой.

Как развеять миф о непобедимости глобального НЛП («социального лазера»)

Для отражения «социально-лазерной» атаки на страну-мишень необходимо прежде всего наладить мониторинг подготовки такой атаки.

Для этого нужно:

  1. отслеживать запуск новых приложений для одноранговых сетей и оперативно их блокировать;
  2. разработать методику глушения или блокирования спутникового интернета;
  3. разработать соответствующие когнитивные программы противодействия «неразличимости» транслируемых по эфирным сетям подрывных информационных импульсов. Это самый сложный момент в противодействии технологии «социального лазера».

Владимир Прохватилов

Список литературы

  1. Сергей Карелов. Социальный лазер против цветных революций.
  2. Andrei Khrennikov. «Social Laser’: action amplification by stimulated emission of social energy». The Royal Society Publishing. 2015.
  3. On Interpretational Questions for Quantum-Like Modeling of Social Lasing
  4. Хренников Андрей Юрьевич. Моделирование процессов мышления в p-адических системах координат. Физматлит. 2004.
  5. Питер Лэмборн Уилсон, Хаким Бей. Хаотическая лингвистика.
  6. Syntactic Structures. https://en.wikipedia.org/wiki/Syntactic_Structures
  7. Geoff Pullum. Remarks by Noam Chomsky in London.

Источник: “ВПА”.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *