Задание из-за океана
Покупается всё на свете, у всех есть цена. (Борис Березовский)
В целом позитивные итоги визита госсекретаря США Джона Керри в Россию вызвали волну беспокойства в Киеве и явное оживление в Минске.
Если для Киева итоги встречи в Сочи были столь неожиданными, что когда Дж.Керри садился в самолет, чтобы посетить саммит МИД НАТО в турецкой Анталии, вооруженные силы Украины подвергли буквально ураганному обстрелу Горловку, то Минск вновь сделал попытку обратить внимание на свою инициативу по присоединению США к «норманнской четверке». Как выяснилось в ходе визита госсекретаря США, а затем вояжа его помощницы Виктории Нуланд в Киев и Москву, Вашингтон тоже неравнодушен к данной идее…
Сочи
Российско-американская встреча от 15 мая в Сочи оказалась первым за последние два года свиданием на уровне министров иностранных дел (Д.Керри, кроме того, имел четырехчасовую встречу с президентом России), которая в принципе удовлетворила обе стороны, что не могло не встретить обеспокоенности у соседей России. С чем это связано?
Зачем прилетал?
Приезд Дж.Керри не стал неожиданным для Москвы. Госсекретаря США в принципе ждали. Визит, после его согласования в ходе телефонного разговора Лаврова с Керри, в течение двух последних недель находился в стадии реализации. Не являлись секретом и причины, заставившие госсекретаря паковать чемоданы:
- в ближайшие полтора месяца Евросоюз будет обсуждать вопрос о судьбе санкций против России. Санкции можно продлить, усилить или вообще снять. США при этом не хотели бы остаться в одиночестве в вопросе о «наказании» России, учитывая, что в Евросоюзе нет единства насчет антироссийских санкций. Учитывая, что санкции привязаны к выполнению минских соглашений, Вашингтон был просто обязан прозондировать настроения высшего российского руководства;
- Россия остается крайне востребованным потенциальным участником коалиции против ИГИЛ, без Москвы невозможно решить сирийскую или иранскую проблему, а также афганскую. Кроме того, есть вопрос о российском участии в урегулировании катастрофы в Йемене, от которой Москва демонстративно дистанцируется.
Понятно, что для Вашингтона в этом случае было бы оптимальным использовать российский внешнеполитический потенциал под американским патронажем (зарабатывание Москвой очков для снятия санкций). Фактически, в идеале (американском), Вашингтон хотел бы работать с Москвой кнутом и пряником. Однако, главная задача, поставленная перед Дж.Керри, состояла все-таки в ином…
Цель визита
Понятно, что в преддверии дискуссии о перспективах антироссийских санкций, Дж.Керри летел в южную столицу России за уступками. Причем, в создавшихся условиях (о них ниже), уступки со стороны Москвы могли носить практически символический характер, но должны быть обязательно, так как стоит задача продемонстрировать миру, что санкционная политика администрации Б.Обамы оказалась успешной не только в отношении Ирана, но и России. Иными словами, Керри прилетел, чтобы спасти репутацию своего президента.
Как известно, никаких уступок от России госсекретарь так и не получил. Провал был обусловлен как внутренними, так и внешними причинами, сформировавшимися в первой половине мая текущего года.
Формат
Дж.Керри, отправившись в Сочи, оказался в рамках уже сформированной Москвой парадигмы. В её основе лежали ряд долгосрочных и краткосрочных процессов, которые в первые дни мая суммировались или вошли в резонанс.
К долгосрочным, относится то, что, несмотря на серьёзный удар, который нанесли российской экономике падение цен на нефть и санкции, она выстояла. Уже понятно, что даже усугубление ситуации в российской экономике не приведёт к падению администрации В.Путина.
К среднесрочным и краткосрочным тенденциям необходимо отнести масштабное празднование 70-летия победы над фашистской Германией, которое мир игнорировать просто не смог. При этом особое впечатление произвело многомиллионное движение «Бессмертный полк», шествие которого показали практически все мировые и национальные информационные агентства и телеканалы. Фактически Москва напоминала миру, кому обязана современная Европа миром на континенте. В этом, естественно, краткосрочном контексте призывы к усилению давления на Москву выглядят как-то совсем неприлично, ведь не мстит же Европа и США России за Гитлера…
Попутно оглушительный эффект от празднования Дня Победы в Москве был усилен участием в праздничных мероприятиях лидеров Китая и Индии, что, в свою очередь, породило целую волну воодушевлённых комментариев и политического злорадства, что в принципе говорит о том, что в отношениях между Москвой и Пекином есть множество проблем и вопросов, что однако не снижает эффект политической поддержки Пекином Москвы в трудный для неё период.
В совокупности, всё вышеназванное создало сложную атмосферу для тех, кто явно или косвенно поддерживал санкции против России. Перекошенное от злобы лицо, прибывшей в Москву 10 мая А.Меркель, произвело неизгладимое впечатление на наблюдателей в России. Понятно, что канцлер была вынуждена приехать… Прибывший следом Дж.Керри тоже был вынужден поздравить российское руководство с Днём Победы и возложить цветы к памятнику павшим в Великой Отечественной войне в Сочи.
Но главное, в Москве ощутили определенное недовольство Вашингтона Киевом, который явно хотел бы быть «хвостом», который «крутит собакой».
Основные итоги
Во-первых, не Россия была инициатором данных переговоров. С.Лавров не летел через океан и не слонялся вокруг Белого Дома, прося принять его. Никто не приглашал госсекретаря США в Сочи. Поездка в летнюю столицу России была инициативой администрации Б.Обамы, где учитывали, что в сложившейся ситуации нет условий для российско-американского саммита на высшем уровне, так как в Вашингтоне принято считать президента В.Путина персоной, не вызывающей доверия. Так что для прямого контакта между двумя державами остается единственная договорная площадка: Лавров – Кэрри.
В Вашингтоне учли определенный уровень доверия между госсекретарём и министром иностранных дел, а также очень хорошие личные отношения, сложившиеся между ними. Прекрасно видно, что, несмотря на крайне сложные проблемы, которыми приходится заниматься, Лавров и Кэрри искренне рады друг другу и чувствуют себя за столом переговоров очень раскованно, хотя и оставаясь в рамках дипломатического протокола.
Как раз то, что встреча в Сочи проходила по инициативе США, может говорить о том, что никакой изоляции России, на что так уповали в Киеве и Минске, на самом деле не существует.
Во-вторых, продолжая тему переговорной площадки «Лавров – Кэрри» , необходимо отметить, что по результатам встречи в Сочи, контактам на уровне министров иностранных дел отдан приоритет. Фактически Россия и США вступили в постоянный диалог в министерском формате. Причем стороны вступили в диалог без посредников, что, естественно, не может радовать Минск, где с лета 2014 года прилагают огромные усилия для получения статуса постоянного посредника.
В-третьих, встреча не обозначила прорыва в преодолении возникшего год назад противостояния. Но с другой стороны, формат встречи позволил уйти из ловушки нагнетания истерии в отношениях между США и Россией, на что сделали ставку очень серьёзные политические силы, как в США, так и в ЕС, а также в Восточной Европе.
Резонанс
Необходимо напомнить, что по итогам встреч в Сочи Дж.Кэрри сделал несколько резонансных заявлений:
- Вашингтон поддержал формат решения украинского кризиса в формате Минск-2. В данном случае стоит напомнить, что в рамках соглашения от 12 февраля (Минск) Киев брал на себя очень важные обязательства;
- Вашингтон готов оказать определенное давление на Киев, который в очередной раз ударился в воинственную риторику;
- Вашингтон в лице Дж.Керри впервые признал ответственность за нарушения минских соглашений за обеими сторонами. Стоит напомнить, что до мая 2015 года Белый дом возлагал ответственность за срыв Минск -2 исключительно на Москву.
Стоит отметить, что в ходе встречи в Сочи Дж.Керри столкнулся с предложением Москвы не наращивать формат «нормандской четверки» до «пятерки» в лице США, а обеспечить переговорный процесс на украинском уровне между Киевом, с одной стороны, и Донецком и Луганском, с другой.
Однако в ходе последовавшего после саммита МИДов в Сочи, а также визита помощника госсекретаря США в Киев, возникло ощущение, что не всё так просто. Вашингтон действительно готов выступить в роли одной из сторон в рамках переговорного процесса по украинскому урегулированию. Возникло ощущение, что мы это всё уже слышали и не раз.
Белорусский след
Стоит напомнить, что А.Лукашенко весной этого года неоднократно призывал приобщить США к решению украинской трагедии. В частности, 31 марта в интервью Bloomberg, он заявил: «Я считаю, что без американцев в Украине невозможна никакая стабильность. И, встречаясь в последнее время с представителями США, официальными представителями, которые у нас бывали, я настоятельно доводил до них эту точку зрения, заявляя о том, что я не знаю, чего хотят американцы здесь, в Восточной Европе, в Украине в частности, но если американцы хотят, чтобы здесь был мир и стабильность, они немедленно должны подключиться к этому процессу».
Выступая 29 апреля с Посланием парламенту и белорусскому народу белорусский президент вновь обратился к данной проблеме, отмечая «ключевую роль» США в нормализации обстановки на Украине: «Если у Соединенных Штатов Америки есть намерение нормализовать обстановку на юго-востоке Украины, эта обстановка будет нормализована, сто процентов».
Стоит напомнить, что 9 мая в параде в Минске наряду с представителями российских вооруженных сил, принял участие оркестр ВМС США.
Сопоставляя деятельность Вашингтона и Минска, невольно возникает ощущение, что лоббирование Минском идеи возвращения США в переговорный процесс на Украине носит характер зондажа и как один из этапов своеобразной «дорожной карты» нормализации отношений РБ и Запада. Напомним, что с высокой степенью вероятности в этом «плане» нашлось место отказу от участия в Параде Победы в Москве и визиту в Грузию. Есть и другие индикаторы активной работы Минска в рамках неких договоренностей, которые активно пробивают в столицах Европы Владимир Макей и даже некоторые белорусские священнослужители…
Мнение Москвы
Российское руководство пока не видит необходимости даже в формальном участии США в проблеме урегулирования кризиса на востоке Украины.
Во-первых, негативный опыт Женевы («нормандский формат» + США) продемонстрировал, что такого рода переговорный процесс почти мгновенно съеживается до пары «Москва – Вашингтон» и тут же выходит на глобальные проблемы, оставляя Украину за бортом.
Во-вторых, решение проблемы украинского мирного урегулирования невозможно без решения проблемы создания новой системы безопасности (после Крыма), подходы к которой ещё даже не обсуждались, оставаясь в сфере дискуссий между экспертными сообществами США и России.
В-третьих, сегодня масштабные переговоры между США и Россией вообще невозможны. Стороны не видят друг в друге партнёров. В частности, Москва вообще не проявляет инициативы в отношении завязывания с администрацией Б.Обама каких-либо реальных переговорных процессов. Нынешний президент остается для Москвы в статусе не просто «хромой утки», а какого-то инвалида.
По этой причине суета белорусского президента не оставляет сомнений в том, что официальный Минск играет на стороне Запада, активно паразитируя на фундаментальных расхождениях между Москвой и Вашингтоном.
Понятно, что А.Лукашенко очень хочет по новой принять в Минске не только канцлера Германии и президента Франции, но и хозяина Белого Дома, что, в свою очередь, должно окончательно de facto легитимизировать пятый срок хозяина минского Дворца независимости.