Украино-крымские «зигзаги» Великобритании: последствия «Брекзита»
Долгожданный, если не мучительный выход Великобритании из Евросоюза, уже официально реализуемый, вынуждает Лондон искать новые «маршруты» укрепления геополитических и экономических интересов. Использование высокой платежно-покупательской способности фунта стерлингов, Содружество наций (сообщество 53 бывших британских колоний и протекторатов) (1) – важное, но далеко не единственное направление. «Глобальная Британия» заблаговременно обзавелась торговыми соглашениями с Японией, Канадой, Швейцарией и Норвегией, а с 2021 года вступил в силу аналогичный документ ещё и с Турцией – традиционным союзником Лондона в Евразии, обладающим и собственными непомерными амбициями в Азии, Африке и Европе.
«Большая игра» Лондона и транснациональных компаний с британским участием стала куда более заметной и на постсоветском пространстве, причём речь отнюдь не только о Нагорном Карабахе, где они прямо поддержали Азербайджан. Помимо поставок энергоресурсов в Европу по «Южному газовому коридору», речь идёт о разработке золоторудных месторождений Зангелана и Кельбаджара компанией Anglo Asian Mining. На колониальное ограбление «туземцев» не в последнюю очередь – посредством ориентированной на Лондон местной «элиты», ориентирована и традиционная англосаксонская геополитика.
Сто лет назад один из её классиков (на тот момент – в должности представителя её Величества при Белой армии на юге России) Хэлфорд Маккиндер с борта корабля «Кентавр» намечал планы будущего развала Российской империи вне зависимости от исхода Гражданской войны в пользу белых или красных. Помимо Кавказа и Центральной Азии, стоящим на пути «русской экспансии» в Персию и Британскую Индию, «независимой» Украине он отводил незавидную роль буфера между Европой и Россией, пребывающего в неопределённом положении, не предполагающем какого-либо позитивного экономического развития.
Едва ли президент-комик Украины Владимир Зеленский, встречаясь осенью прошлого года с экстравагантным премьером – биографом Уинстона Черчилля и придумавшим «Крымскую платформу» многоопытным Ричардом Муром, имел хотя бы смутное представление о Маккиндере и о его богатом геополитическом наследии. Между тем, в Лондоне видят пространство вокруг Днепра, по большому счёту, в той же роли, что и век назад. Двустороннее соглашение о политическом сотрудничестве, свободной торговле и стратегическом партнёрстве де-факто относит Украину к разряду «государств-тампонов» (франц. État tampon) – «буферных» государств, расположенных между двумя или более соперничающими и потенциально враждебными крупными державами или их блоками. В нашем случае речь идёт о Евразийском экономическом союзе и Евросоюзе, выйдя из которого, Великобритания, тем не менее, активно затягивает туда Украину (как раньше затягивала Турцию).
Помимо этих стран, недовольные экономической политикой Брюсселя британские консерваторы активно налаживают связи (причём в первую очередь – военно-политические) с Польшей, Румынией, странами Прибалтики, стремясь максимально осложнить связи между Россией и Германией – опять-таки, ничего нового. На соответствующие цели, в рамках подписанного в Лондоне меморандума, в Киеве ожидают кредит на 1,25 млрд. фунтов стерлингов, на которые будут поставляться высокоточные системы вооружений, производиться отдельные виды военной продукции, объекты для украинского флота. Среди имеющихся предложений – запуск совместного проекта по созданию ракетного катера: первые два корабля будут построены в Великобритании, остальные 6 судов предполагается достроить на Украине. Возможно, эти суда будут напоминать на катарские быстроходные ударные корабли класса «Барзан» водоизмещением 580 тонн и длиной 62 метра, пополнив формирующийся нацеливаемый на российский Крым «москитный флот».
Конечно, едва ли в Лондоне верят в реальный успех Киева (даже в случае его активной поддержки Турцией, располагающей на Чёрном море сильным флотом) в противостоянии с Москвой. Однако вечно длящийся вялотекущий конфликт – это как раз то, что нужно, для оправдания собственного присутствия в «Большом Причерноморье», интерес к которому «владычицы морей» проявился задолго до Крымской войны середины XIX века. Будучи опытными геополитиками и предпочитая действовать чужими руками, британцы не спешат делать шаг, способный вызвать по-настоящему нежелательную для них реакцию Москвы.
Более того, в первые дни 2021 года поступили сигналы о возможной коррекции экономического курса «туманного Альбиона» в отношении российского Крыма (при сохраняющейся «железобетонной» политико-правовой позиции о его принадлежности Украине). Так, 7 января кабинет министров Великобритании разрешил торговым и пассажирским судам под её флагом и под флагом всех её 11-ти зарубежных территорий платить со своих счетов за портовые услуги Евпаторийского, Керченского и Ялтинского торговых и рыбопромысловых портов. А в первый новогодний день был отменён запрет на использование теми же судами услуг Крымского управления гидрографии РФ.
Как поясняет российский эксперт по внешнеторговым вопросам Илья Сергеев, «игнорируя антикрымские санкции ЕС, британские моряки, по выходу Лондона из ЕС, получили возможность оплачивать использование инфраструктуры гаваней полуострова: это уже подтверждено генеральной лицензией Управления по реализации финансовых транзакций британского казначейства. Характерная подробность: экипажам из Соединённого Королевства теперь разрешено пользоваться и услугами службы Госгидрографии РФ, которая, в частности, обеспечивает безопасность плавания в акватории Керченского пролива».
По оценке бывшего главы ГУП «Крымские порты», исполнительного директора Общенационального союза индустрии гостеприимства РФ Алексея Волкова, помимо каботажных перевозок и рыбопромысловой работы, Керчь с Ялтой и Евпаторией по большей части простаивают без внешнеторговых и транзитных грузов из-за санкций. Соответственно, «перспективы захода судов под британским флагом и их обслуживания» представляются крайне важными. Господин Волков надеется, что «процесс частичной отмены санкций будет развиваться в дальнейшем».
Симптоматичны и некоторые сентенции британских СМИ последнего времени относительно того, что российский Крым – это, дескать, «неприятный», но, тем не менее – свершившийся факт. В контексте выхода из Евросоюза и обусловленных этим процессом непростых задач экономической диверсификации, рекомендуется менять антироссийскую санкционную политику. Так, популярный журнал Good Housekeeping в начале января 2021 г. предложил своим подписчикам ряд туристических маршрутов по России, включая, что небезынтересно, Крымский мост и сам Крым. И если подданные Её Величества этими маршрутами воспользуются – они станут невыездными на Украину. А известное аналитическое издание The Еconomist, не заподозренное, мягко говоря, в любви к «режиму Путина», ещё в конце ноября 2019 г. опубликовало карту Украины (и её электронную версию) без обозначения украинской принадлежности полуострова.
Помимо этого, автономные власти британских Виргинских островов (крупная офшорно-реэкспортная зона) не препятствуют регистрации у себя крымских компаний России или их отделений. К примеру, по данным РБК (2019 г.), это «Крымская юридическая группа», агентство недвижимости «Ялт Сити», компания по операциям с недвижимостью «Синтоп», компания по прокату автомобилей «Мегаштоф». В июле того же года министр финансов Крыма Ирина Кивико сообщила, что в числе инвесторов Крыма – «немалое число физических и юридических лиц, в том числе, из Великобритании и Британских Виргинских островов», что никто не опроверг. А сопредседатель бизнес-ассоциации «Деловая Россия» Андрей Назаров пояснил механизмы зарубежного инвестирования в Крым: «Чтобы не попасть под санкции, международные инвесторы заходят в Крым не напрямую со своей вывеской: они покупают либо создают российское предприятие, которое сможет совершать сделки в этом регионе. Кроме того, зарубежные компании открывают в Крыму дочерние компании или работают там под другим брендом».
Конечно, из этих сугубо тактических шагов не следует делать долгосрочных выводов, тем более что в Крыму работают фирмы и из других европейских стран (2). На днях британские власти в очередной раз заверили в том, что они не собираются признавать российский статус Крыма, что подтвердила британский посол в Киеве Мелинда Симмонс: «Мы привержены территориальной целостности Украины и сохранению санкций против России за аннексию Крыма. Сообщения о смягчении британских санкций в отношении Крыма некорректны». Да и пресловутая «Крымская платформа», первый саммит которой планируется провести в мае, и которую активно подхватили турецкие партнёры, никуда не исчезнет.
Соответственно, британское участие в провокационных украинско-натовских маневрах поблизости от крымских берегов едва ли сократится. На средства Великобритании модернизирована школа боевых водолазов в Одессе, модернизируется береговая инфраструктура в той же Одессе и в Николаевской области (Очаков). Скорее всего, сохранятся и «самостоятельные» десанты воинских частей Великобритании в сопредельных с Крымом областях Украины для отработки конкретных задач. «Если британские войска высадятся [в Николаеве] и останутся насовсем, мы не будем ничего иметь против», – поведал недавно главный украинских дипломат Кулеба в интервью BBC.
В то же время экономические связи с Крымом не прерываются. Реализация политики в рамках Brexit обуславливает разработку и апробацию отрезанной от единого европейского рынка островной державой новых приоритетов внешнеэкономического курса. Не исключено, что они могут включать новые, но при этом хорошо знакомые по методам действий «глобальной Британии», акценты на крымском направлении, нуждающиеся в тщательном отслеживании.
Алексей Балиев,
Андрей Арешев
Примечания
(1) «Заморские» территории / протектораты Великобритании находятся во многих регионах мира: в Индийском океане (острова Чагос), Европе (Гибралтар, Декелия и Акротири на юге Кипра), Атлантике (о-ва Бермудские, Фолклендские, Святой Елены, Вознесения, Тристан-да-Кунья), Карибском бассейне (о-ва Ангилья, Виргинские (Восточные), Каймановые, Монтсеррат, Теркс и Кайкос), вблизи Антарктиды (о-ва Южная Георгия, Сандвичевы), на Тихом океане (о-ва Питкерн). (2) Так, австрийское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au показывало эскизы нового культурного центра в Севастополе (в частности, оперного театра), что вызвало скандал в Киеве. В обход санкций в Крыму присутствуют в той или иной форме десятки компаний: Adidas, Metro, Auchan, Volkswagen, DHL, Visa, литовский Novus, Valve и Mastercard, сообщает украинское издание «Вести». Крымчане не скрывают от журналистов, что у них есть возможность купить и автомобили, и бытовую технику иностранных производителей – «практически любой товар».
Источник: «ВПА».