Разведка в условиях гибридной войны и «цветной революции»

© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Рост военной мощи России вывел её в мировые лидеры по внедрению новейших военных технологий.

Набирает темпы переформатирование мира из однополюсной конструкции, столь милой Вашингтону с его претензиями на мировое господство, в трёхполюсную – в составе России, Китая и США. Новые импульсы этому процессу придают постафганский синдром, связанный с поражением западной коалиции от талибов*, «раскачка» внутренней ситуации в самих США, ставящая страну на грань раскола, уверенный рост военной мощи России, вышедшей в мировые лидеры по внедрению новейших военных технологий, экономическое и военное возвышение Китая

Правящие элиты США пытаются удержать в своих руках контроль над стремительно меняющейся внутренней и международной обстановкой, не допустить агонии однополярного миропорядка. С этой целью используются как рычаги международного влияния, так и внутренние трансформации самих США.

Например, 10 декабря по инициативе президента США Джо Байдена состоялся «Саммит за демократию» (или, как его ещё называют, «Саммит демократий»), в котором приняли участие 110 стран мира. В лице администрации Байдена мы имеем дело с попыткой реванша американских неоконсерваторов, стремящихся сохранить однополярный мир. Для того, чтобы придать однополярной модели и американской гегемонии видимость легитимности, и был проведён этот саммит.

Внутри страны набирает обороты подготовка новой Стратегии национальной безопасности США. Направленность работе над документом придали подготовленные в спешке под редакцией Д. Байдена «Временные указания по стратегии национальной безопасности». Обращает на себя внимание в этом документе Байдена тезис о прекращении «вечных войн», которые вели и ведут США, установка на перенос основных усилий в «серые зоны» как театры гибридной войны, наращивание применения сил специальных операций.

© whitehouse.gov
10 декабря по инициативе президента США Джо Байдена состоялся «Саммит за демократию».

ЦРУ возвращается к традиционной ориентации

В рамках президентских «указаний» осуществляется радикальная перестройка американских спецслужб. Если в течение более 20 лет Центральное разведывательное управление было сосредоточено на борьбе с терроризмом, то сегодня ставится вопрос о необходимости вернуться к традиционной «тихой» деятельности, которая нужна для сбора разведданных, касающихся «сложных» государств, в первую очередь Китая и России.

Что касается Китая, то подобная трансформация призвана «обеспечить хорошую работу» разведчиков далеко за пределами США, в частности в странах Западной Африки, в которые Китай активно направляет свои инвестиции. Офицеры будут проходить подготовку в соответствии со своей специализацией по конкретному географическому региону. Отдельное внимание будет уделяться изучению местных языков, а также решению конкретных задач, с которыми сотрудник может столкнуться в долгосрочной перспективе.

ЦРУ будет привлекать больше носителей мандаринского языка (наиболее распространённого диалекта китайского языка), вкладывать в технологии, а также сосредоточит свою деятельность на сборе информации о людях.

Таким образом вносятся существенные изменения в направленность и цели работы американских разведчиков против главных противником – Китая, России, Ирана, КНДР и многих других стран. Наряду с решением классических задач разведки, потребуется наращивать поток разведсведений, необходимых для планирования и ведения гибридных войн, осуществления «цветых революций».

Директор ЦРУ Уильям Бёрнс объявил о создании специального « Центра операций по Китаю» (China Mission Center). Будучи опытным дипломатом и неплохим психологом, Бёрнс отдельно подчеркнул, что угроза исходит от правительства Китая, а не от его народа. Глава ЦРУ пояснил, что центр призван обеспечить комплексное реагирование и сплотить ту работу, которую его ведомство уже проводит против этого «ключевого соперника».

© cia.gov
Директор ЦРУ Уильям Бёрнс объявил о создании специального «Центра операций по Китаю» (China Mission Center).

Как именно новые методы отразятся в работе управления по «отслеживанию действий агрессивной России», которая упоминается в одном ряду с терроризмом, КНДР и Ираном, пока не известно. Можно предположить, что в нашей стране ЦРУ вернётся к испытанным методам работы «рыцарей плаща и кинжала» времён холодной войны, когда наряду с добыванием политических и военных секретов осуществлялась скрупулёзная работа по вскрытию узких и уязвимых мест советского государства, изучались представители правящих элит на предмет их возможной вербовки или использования «втёмную» в качестве «бойцов пятой колонны», призванной разрушать страну изнутри.

Вызовы и угрозы для России

Гибридная война против России ведётся не только на национальной территории, но и в смежных приграничных регионах и регионах, отстоящих от российских границ на многие тысячи километров. В связи с этим особого внимания требуют вопросы своевременного вскрытия разведкой подготовки и проведения операций гибридной войны как внутри страны, так и на удалённых театрах – на Ближнем Востоке, в Центральной и Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке. Такие операции наших геополитических противников могут включать военно-гражданскую составляющую, разведку и контрразведку, контроль населения и ресурсов, использование советников и наёмников.

Целенаправленный характер и высокая динамика перехода гибридных угроз из категории потенциальных к реально действующим требуют тщательной предварительной проработки на государственном уровне мер по противодействию.

Следует выделить ряд тенденций в развитии международной и внутренней обстановки, способствующих появлению новых угроз или повышающих степень опасности для России от существующих угроз.

К числу внешних угроз следует отнести:

  • выход США из договора по ПРО и расчёты на создание в обозримой перспективе комплекса взаимосвязанных стратегических ядерных сил и стратегической ПРО, способного полностью нейтрализовать стратегический потенциал России и лишить её возможности нанести ответный ядерный удар.
© nato.int
Среди явных угроз – наращивание военной активности альянса у российских границ, военное освоение Украины.

В результате мощным катализатором нестабильности и неопределённости в сфере международной безопасности являются:

  • действия США и НАТО по размещению в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны, наращивание военной активности альянса у российских границ, военное освоение Украины;
  • негативное влияние на стабильность и предсказуемость международной обстановки оказывают рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях. Укреплению такой тенденции способствует снижение авторитета и реальных возможностей международных организаций влиять на развитие обстановки в мире;
  • обострение противоречий между США и другими важными участниками мировой политики, в том числе между США, Россией, Китаем, а также между США и Ираном, США и КНДР, Россией и НАТО. Сохраняется дестабилизирующее влияние на международную безопасность конфликтов в Ираке, Сирии, на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове;
  • незаконное использование экономических санкций США и ЕС против России, провоцирование финансово-экономических кризисов, что по совокупному ущербу сопоставимо с масштабным применением военной силы;
  • возрастающая угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов. Зыбкость международного консенсуса по борьбе с терроризмом;
  • усиление глобального информационного противоборства, совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической области, в сфере высоких технологий, активизация когнитивной войны;
  • создание напряжённости в международных отношениях в рамках реализации стратегии геополитических противников России на поддержку националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, в том числе под лозунгами религиозного радикализма;
  • угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми;
  • обострение борьбы за ресурсы, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии.

Внутренними угрозами национальной безопасности России являются:

  • коррупция в системе государственного управления;
  • отсутствие государственного органа интегрального планирования экономики страны на фоне продвижения либеральной идеи «невмешательства» государства в экономику и социальное строительство в качестве гаранта неотвратимости подлинно демократических преобразований;
  • попытки некритического внедрения западных моделей управления экономикой, многие из которых не соответствуют российским условиям;
  • сохраняющаяся привязанность к сырьевой ориентации экономики и неразвитость обрабатывающих отраслей промышленности;
  • сохранение положения «ведомой» страны в сфере культурно-цивилизационного развития;
  • неразвитость потенциала «мягкой силы», всё ещё недостаточная притягательность страны и модели её развития;
  • неконтролируемая миграция как фактор, ослабляющий культурно-цивилизационную идентичность государства, создающий питательную среду для международного терроризма и организованной преступности.
© РИА Новости
Незаконные мигранты как питательная среда для международного терроризма и организованной преступности.

Перечисленные и некоторые другие особенности обстановки, активное использование против России, её союзников и партнёров стратегий гибридной войны и технологий «цветных революций» выдвигают в число первоочередных вопросы совершенствования разведки и контрразведки.

Задачи разведки

Противостояние гибридным угрозам предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных различных по форме и содержанию (гибридных) политических, дипломатических, военных, экономических, информационных, технических и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).

Решение задач противоборства в гибридной войне и предотвращения «цветной революции» связано с рядом отличий от разведки в межгосударственном конфликте обычного типа, когда основная часть интересующих разведку объектов, включая органы управления, войска, находятся на территории, контролируемой противником.

В гибридной войне и «цветной революции» операции разворачиваются на национальной территории государства-жертвы без вторжения противника и оккупации национальной территории. Соответственно, разведка иррегулярных формирований, вскрытие содержания и направленности информационных атак требуют добывания значительного объёма сведений на своей собственной территории.

При этом объектами разведки являются сетевые структуры с высокой степенью самостоятельности и способностью к самосинхронизации, к которым относятся иррегулярные войсковые формирования, а также силы и средства информационной войны. На национальной территории практически отсутствуют объекты, на которых противник сосредоточивает документы с обобщёнными сведениями, представляющими интерес для разведки.

Сбор сведений следует планировать с учётом территориально распределённого характера ячеек сети, что потребует организации разведки мест подготовки и отдыха боевиков, складов оружия, транспортных коммуникаций. Противостояние в информационной сфере предполагает кропотливый анализ местных СМИ, контроль за деятельностью радикальной оппозиции, псевдорелигиозных и неформальных молодёжных организаций. Решение разведывательных задач базируется на использовании современных технических средств, мониторинге обстановки на местности, контроле за каналами связи, за СМИ и Интернетом, за местами, где может осуществляться идеологическая обработка и вербовка боевиков внутри страны и за её пределами.

Для анализа и оценки сведений должна быть заблаговременно создана интегрированная информационно-аналитическая служба, в составе которой будут не только военные, но и гуманитарии, лингвисты, регионоведы, психологи, экономисты, финансисты. Важное значение имеет наличие специалистов со знанием местных языков и национально-психологических особенностей населения соответствующих стран и регионов.

Особенности конфликтов современности определяют содержание разведывательных задач, которые должны решаться всеми видами разведки при подготовке и в ходе гибридной войны и «цветной революции».

© lksystems.ru
Решение разведывательных задач базируется на использовании современных технических средств, мониторинге обстановки на местности, контроле за каналами связи, за СМИ и Интернетом.

Главная задача состоит в своевременном вскрытии подготовительных мероприятий противника по развязыванию гибридной агрессии, комплекса гибридных угроз, которые планируется использовать для подрыва безопасности страны.

Успешное решение главной задачи опирается на комплекс разведывательных задач, стоящих перед всеми видами разведки и контрразведки. Задачи охватывают сферы деятельности противника, в которых формируются стратегии подрывных действий, создаются необходимые ресурсы, устанавливаются каналы связи и взаимодействия.

Решение задач ведётся на многих объектах как за пределами, так и внутри страны, а содержание задач требует высокой степени компетентности разведчиков в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, гуманитарной, экологической и других областях.

Особенность деятельности разведки в гибридной войне состоит в необходимости добывать сведения о скрытых подрывных элементах, которые действуют в сети, состоящей из изолированных ячеек. В этом контексте в регионах, охваченных гибридной войной, может быть полезным создание разведывательно-ударных групп с собственными каналами оперативной, надёжной и скрытной связи. Источниками сведений являются самостоятельный поиск и разветвлённая агентурная сеть.

Перечисленные и некоторые другие особенности разведки обусловливают необходимость поддержания в высокой готовности наличных сил и средств разведки, их постоянного совершенствования с учётом процессов трансформации конфликтов современности, скрытого формирования гибридных угроз.

Трансформация разведки

Ведущая роль в решении задач своевременного вскрытия вызовов и угроз безопасности России, связанных с гибридной войной и «цветной революцией», принадлежит ряду государственных структур: Федеральной службе безопасности (ФСБ России), Службе внешней разведки Российской Федерации (СВР России), Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия).

© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Ведущая роль в решении задач своевременного вскрытия вызовов и угроз безопасности России принадлежит ФСБ России,СВР России и Росгвардии.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

  • Службой внешней разведки Российской Федерации – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах;
  • органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Деятельность органов ФСБ России осуществляется в пределах государственных границ страны по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с особо опасными формами преступности; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.

В перечень общих полномочий войск Росгвардии входит ведение разведки в районах выполнения служебно-боевых задач. Организация и порядок ведения разведки войсками Росгвардии определяются нормативными правовыми актами президента Российской Федерации.

Военная разведка как орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий по добыванию и обработке данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и уязвимости, а также о театре военных действий. Военная разведка является важным видом боевого обеспечения и сочетает в себе весь комплекс наличных сил и средств стратегической, оперативной и тактической разведки.

Таким образом, Российская Федерация располагает несколькими органами разведки, сферы ответственности которых внутри страны и за рубежом частично перекрываются. Кроме того, доклады по внешней и внутренней обстановке поступают по линии МИД, МВД и некоторых других ведомств.

© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Доклады по внешней и внутренней обстановке поступают по линии МИД, МВД и некоторых других ведомств.

С одной стороны, такое разделение ответственности способствует поддержанию здоровой конкурентной атмосферы, позволяет сопоставлять данные, полученные из различных источников, с другой – может привести к созданию «информационного хаоса» у потребителей информации на стратегическом уровне, когда значимые, иногда противоречивые сведения могут не получить должной оценки или просто не будут замечены. В результате реакция органов стратегического руководства может оказаться неадекватной, замедленной или отсутствовать вообще.

Качественная работа всех видов разведки требует организации межведомственного взаимодействия при добывании и обработке разведывательных сведений.

По-видимому, с учётом особенностей гибридных войн и «цветных революций» следует создать Объединённый информационно-аналитический центр, в задачу которого будет входить оценка гибридных угроз в стране и вокруг неё и доклад обобщённой информации высшему руководству страны.

Что делать? Работать на опережение

Важнейшей задачей является подготовка кадров аналитических работников, способных уверенно оперировать данными по всему комплексу гибридных угроз национальной безопасности России. Назрело включение в учебные программы вузов курсов «Гибридная война», «Цветная революция», «Стратегическая культура». Для повышения качества взаимодействия в сфере противоборства в военных конфликтах современности представляется целесообразным при участии Академии военных наук создание в Российской академии наук отделения «Военные конфликты современности».

Наращивание масштабов ведущейся против России гибридной войны делает этот вид межгосударственного геополитического противоборства одной из наиболее острых угроз для национальной и международной безопасности. Более того, использование комплекса гибридных угроз в качестве инструмента внешнего давления и инструмента сдерживания с целью создать нестабильность внутри государства перестаёт быть лишь угрозой национальной безопасности, а представляет собой мощный дестабилизирующий фактор для всей системы международной безопасности.

В качестве первоочередных шагов по совершенствованию способности России противостоять гибридным угрозам следует провести обзор гибридных угроз и определить узкие и уязвимые места с учётом потенциальных угроз национальным, союзническим и партнёрским структурам.

© belvpo.com
Совместно с союзниками по ОДКБ, СНГ и ШОС необходимо предпринять шаги по обновлению и координации противодействия гибридным угрозам.

Совместно с союзниками по ОДКБ, СНГ и ШОС предпринять шаги по обновлению и координации возможностей по осуществлению предупредительной стратегической коммуникации и оптимизации использования мониторинга для противодействия гибридным угрозам, включая разработку индикаторов, позволяющих оперативно прогнозировать и распознавать угрожающие ситуации в административно-политической, социально-экономической и культурно-мировоззренческой сферах.

Приоритетным направлением совместной деятельности в рамках ОДКБ, СНГ и ШОС должно стать обеспечение способности своевременно вскрывать и парировать угрозы «цветных революций», работать на опережение. С этой целью в рамках совместной стратегии должны быть разработаны планы по подготовке к отражению угрозы и внедрены методы обмена информацией между союзниками и партнёрами, предусмотрены совместные шаги по борьбе с финансированием «цветных революций».

Следует включить в число приоритетных проекты по адаптации оборонных возможностей России, ОДКБ, СНГ и ШОС для ответа на гибридные угрозы против одной из стран или коалиции. Изучить возможности военного ответа на гибридные угрозы, для чего разработать соответствующую нормативно-правовую базу в рамках диалога и укрепления сотрудничества и координации по осведомлённости о ситуации, стратегическим коммуникациям, кибербезопасности и предупреждению и реагированию на кризисы для противодействия гибридным угрозам.

Важное внимание следует уделить вопросам обеспечения безопасности атомного сектора и технологически опасных объектов, транспорта, связи и космической инфраструктуры, предупреждению актов «телефонного терроризма».

В рамках развития программы цифровизации экономики разработать и внедрить технологии для киберзащиты пользователей и инфраструктуры от гибридных угроз, включающих кибертерроризм и кибершпионаж. Ключевым решением проблемы киберзащиты является заключение широкого международного соглашения по кибербезопасности, содержащее пункт о введении коллективных санкций стран-подписантов против государств, отказывающихся присоединяться к соглашению.

* Организация под санкциями ООН за террористическую деятельность.

Александр Бартош,
член-корреспондент Академии военных наук,
эксперт Лиги военных дипломатов,

Анатолий Летяго,
доктор технических наук,
профессор Академии военных наук

Источник: “Звезда”.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.