Антироссийские санкции США ‒ «перегрузка» отношений с Россией

События 2014 года открыли новую страницу в истории антироссийских санкций. Начало этому было положено исполнительным указом президента США Б. Обамы от 6 марта 2014 года, в соответствии с которым были введены санкции против российских официальных лиц и организаций, «угрожающих суверенитету и территориальной целостности Украины».

Формальным поводом для санкций стали события на Украине начала 2014 года, спровоцированные так называемой «революцией достоинства», в ходе которой при непосредственном участии США (в том числе, финансовом[1]) произошел государственный переворот. К власти в стране пришли маргинальные националистические структуры, провозгласившие своей целью обеспечение приоритетности титульной этнической группы населения – украинцев – над всеми остальными. Первой же акцией нового украинского руководства стала отмена принятого на законодательном уровне регионального статуса русского языка. Уровень же «достоинства» революционеров определяли враждебные по отношению к России и русским кричалки типа «хто не скаче, той москаль» и «москаляку на гiляку» («кто не скачет, тот москаль» и «москаля на ветку») и им подобные. На практике же повседневной реальностью стали похищения людей, пытки, издевательства, внесудебные расправы, массовые убийства, все это не только нацистское более чем 70-летнее прошлое, это еще и реалии современной Украины[2].

Несмотря на эти очевидные проявления бандитизма, тем не менее, США и их союзники не выразили каким-либо образом свое неприятие грубейших нарушений общепризнанных норм гуманитарного права. Более того, они фактически взяли киевские власти их под свою опеку. Попытки же граждан Украины выразить свое несогласие с действиями властей, посягающими на их права, жизнь, здоровье и имущество, были объявлены пророссийским сепаратизмом и терроризмом.

16 марта 2014 года в Крыму и г. Севастополе состоялись референдумы по определению своего будущего. Более 95% их участников выразили волю о воссоединении с Россией. В мае 2014 года на фоне развернувшейся на юго-востоке Украины карательной операции новых киевских властей под кодовым названием «АТО» (антитеррористическая операция) прошли референдумы, на основании результатов которых были созданы Донецкая и Луганская народные республики. В целом же эти процессы стали ответной реакций населения Украины на политику киевских властей.

В соответствующей интерпретации они были преподнесены как акт вторжение России на территорию «незалежной». В результате уже более двух с половиной лет в американских и ряде европейских СМИ продолжается информационно-психологическая истерия, имеющая целью фактически одурачить западного обывателя и представить Россию в виде агрессора.

С большой помпой были анонсированы экономические санкции, которые должны, по мнению их авторов, наказать и «вразумить» Россию.

Примечательно, что, несмотря на то, что референдумы о вхождении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации были проведены 18 марта, уже 6 марта США были введены первые санкции в отношении России под предлогом ее вмешательства во внутренние дела Украины.

События, связанные с украинским кризисом, таким образом, в очередной раз свидетельствуют о том, что цинизм становится доминирующим принципом внешней политики США и их союзников по НАТО и Евросоюзу. И это уже давно никого не удивляет, даже самих американцев. Как считает, например, бывший помощник Р. Рейгана Д. Бэндоу, «от лицемерия Запада захватывает дух». По его словам «и часа, не то, что дня, не проходит без того, чтобы Вашингтон не попытался подкупить или запугать правительство другой страны»[3].

Таким образом, события на Украине оказались всего лишь поводом для проведения широкомасштабной антироссийской акции. Причины же антироссийских санкций формировались задолго до событий на Украине весной 2014 года. Достаточно образно эту ситуацию охарактеризовал Президент России В.В. Путин, по словам которого, если бы не произошел государственный переворот на Украине, то США и их союзники придумали бы какой-то иной способ сдержать растущие возможности России[4].

Настоящей же причиной эскалации антироссийской политики явилось преодоление Россией кризисных явлений в политической и социально-экономических сферах, становление ее в качестве одного из ведущих государств мирового сообщества, с позицией и интересами которого, особенно в области обеспечения национальной безопасности, следует считаться. Это в корне противоречило интересам США, объявившими себя в качестве единственной сверхдержавы. Поэтому, начиная со второй половины 2000-х годов, политика США была направлена на так называемое сдерживание России, посредством различного рода акций, направленных на ослабление ее позиций, посредством формирование недружественного окружения с использованием государств-лимитрофов, полностью подконтрольных США, инициирование на сопредельных территориях различного рода кризисов, конфликтов и т.д.

Одной из первых таких акций стала агрессия Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года. Несомненно, что эти события не только были санкционированы США, но и фактически ими же и срежиссированы. Их главной целью было отнюдь не восстановление территориальной целостности Грузии, а проверка реакции России с тем, чтобы в последующем выставить ее в невыгодном свете: если не отреагирует – значит, как гарант безопасности Южной Осетии и Абхазии не состоятельна, а если отреагирует – то агрессивна и не изжила имперских амбиций. Таким образом, экс-президент Грузии М. Саакашвили втянул свою страну в чужую игру. Известно, к каким катастрофическим последствиям это привело и Грузию и самого М. Саакашвили, объявленного грузинской прокуратурой в розыск по обвинению в ряде преступлений, в том числе связанных с событиями августа 2008 года. Что, в общем-то, не помешало тому же президенту Украины П. Порошенко назначить его губернатором Одесской области.

peregruzka-1Поскольку авантюра грузинского руководства в Южной Осетии провалилась, новой администрацией США была инициирована так называемая «перезагрузка» американо-российских отношений. Ее концептуальные положения были изложены Х. Клинтон в январе 2009 года в процессе утверждения ее госсекретарем и предусматривали широкое использование рычагов так называемой «мягкой силы»для достижения американских интересов. На практике они получили широкое распространение в ходе цветных революций из цикла «арабской весны».

peregruzka-2Во взаимоотношениях же с Россией технологии «мягкой силы» предусматривали отстранение ее активного участия во внешнеполитических процессах, в том числе непосредственно затрагивающих ее интересы и безопасность в обмен на декларации о партнерстве. С этой целью администрацией Б. Обамы был запущен процесс «перезагрузки» американо-российских отношений. Кнопка же, посредством которой США планировали этот процесс запустить, симптоматично в руках экс-госсекретаря США Х. Клинтон оказалась «перегрузкой».

Одновременно с этим с июня 2009 года началась реализация польско-шведского проекта «Восточное партнерство», направленного на противодействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Кульминацией реализации этого проекта стал Вильнюсский саммит (28-29 ноября 2013 года), на котором должна была быть институционально оформлена ассоциация с Европейским Союзом шести постсоветских государств (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы и Украины). Отказ едва ли не в последний момент руководства Украины подписать данное Соглашение и стал фактически детонатором трагических событий в Киеве и последовавшей за тем попытки утверждения военно-силовым путем ценностей «революции достоинства» на всей территории страны.

Протесты жителей Харьковской, Запорожской, Донецкой, Луганской областей Украины против поддерживаемой США политики киевских властей существенно ударили по американскому имиджу. Но больше всего США, конечно же, возмутили протесты жителей Крыма и Севастополя.

Государственный переворот в Киеве вселил уверенность в реализации стратегических планов США по установлению контроля над Крымом и Севастополем, созданию здесь собственных военных баз, наличие которых позволяло бы реально контролировать Черное и Азовское моря, Малую Азию, Кавказ, южные границы России и Украины, восточные границы Румынии и Болгарии.

Протесты жителей Крыма и г. Севастополя поставили «жирный крест» на этих планах. Именно этим объясняется столь нервная реакция должностных лиц администрации Б. Обамы на события на Юго-Востоке Украины.

Она выразилась в том, что 6 марта (за 10 дней до референдумов в Крыму и г. Севастополе) Б. Обама подписал указ № 13660 «Об объявлении чрезвычайного положения и введения санкций против лиц:

  • участвующих в подрыве демократических процессов и учреждений Украины;
  • угрожающих безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности Украины;
  • участвующих в хищении государственного имущества Украины; или
  • действующих от имени государственной власти не имея на то должных полномочий от правительства Украины»[5].

peregruzka-3Очевидно, расчет делался на то, чтобы вынудить жителей Крыма и г. Севастополя отказаться от своего решения о проведении референдума. По сути дела, имели место не только незаконное вмешательство во внутренние дела других государств, но и откровенный шантаж. При этом обращает на себя внимание экстраординарность формулировки указа – «о чрезвычайном положении». По сути дела Б. Обама этой формулировкой объявил войну Российской Федерации в данном конкретном случае – санкционную.

Поскольку же жители полуострова к тому времени, уже познавшие сущность демократии «майдана», не поддались на данный шантаж, уже 16 марта (в день референдумов в Крыму и Севастополе) Б. Обама издал свой очередной санкционный указ  № 13661. В соответствии с положениями указа был расширен список высокопоставленных российских политиков, которым запрещается въезд на территорию США, а их финансы и имущество блокируются в случае нахождения в американской юрисдикции[6].

Оперативно составленные списки состояли из лиц, по мнению вводивших санкции, причастных к «аннексии» Крыма. Перечисленным в них россиянам объявлялись визовые ограничения и замораживание активов на территории стран, вводивших санкции. Компаниям этих стран также было запрещено иметь деловые контакты с лицами и организациями, оказавшимися в этих списках.Всего в список попали 11 человек, в том числе председатель Верховного совета Республики Крым В. Константинов, свергнутый президент Украины В. Янукович и премьер-министр Крыма С. Аксёнов. Помимо этого в санкционный список были внесены председатель Совета Федерации В.М. Матвиенко, вице-премьер Правительства России Д. Рогозин, помощник президента РФ В. Сурков, советник главы государства С. Глазьев, депутаты Государственной Думы Е. Мизулина и Л. Слуцкий, а также член Совета Федерации А. Клишас. Большинство из них в ответ на свое присутствие в санкционных списках заявили, что ни финансов, ни имущества за пределами России не имеют, а также не собираются посещать США.

В последующем введение антироссийских санкций происходило по нарастающей траектории и фактически синхронно.

Так, уже 20 марта 2014 года указом президента США № 13662 были введены так называемые секторальные санкции, направленные против отдельных секторов экономики России. Под санкции попал банк «Россия», в котором имеется активы ряда российских предпринимателей таких, как: Ю. Ковальчук, братья Ротенберги, Г. Тимченко и другие, которые по данным представителей Минфина США относятся к так называемому «близкому окружению» Президента России В.В. Путина. Указом Б. Обамы № 13665 от 27 марта было прекращено сотрудничество США и Российской Федерации в области борьбы с наркотиками и остановлен экспорт в Россию «потенциально опасной» продукции.

В апреле 2014 года список попавших под санкции российских и крымских чиновников и бизнесменов был расширен еще на 14 человек. Тогда же были введены санкции еще против 17 российских компаний. США прекратили поставки в Россию высокотехнологичной продукции, которая может использоваться в оборонном комплексе, а ранее выданные лицензии были аннулированы.

В целом же секторальные санкции коснулись трех секторов российской экономики  ТЭК, банки, оборонная промышленность. Самый масштабный раунд санкций был начат 16 июля 2014 года и продолжился 12 сентября. Именно в этот период шли наиболее ожесточенные боевые столкновения на территории Донецкой и Луганских областях.

16 июля США дополнили санкционный список граждан РФ, которые ранее были внесены в ограничительный список ЕС. Санкции распространились также на ряд российских оборонных и сырьевых компаний. В санкционный список в частности попали концерн «Алмаз-Антей», Уралвагонзавод, НПО Машиностроения и несколько структур «Ростеха»: концерны «Калашников», «Созвездие», «Радиоэлектронные технологии», «Базальт» и Конструкторское бюро приборостроения. Помимо этого под санкциями оказались крупнейшая российская нефтекомпания «Роснефть» и крупнейший в России независимый производитель газа «Новатэк», нефтяной терминал Феодосии, российский банк развития «Внешэкономбанк» и один из крупнейших в стране коммерческих банков «Газпромбанк». Санкции в отношении российских банков предполагают не заморозку активов, а запрет получать американские кредиты более чем на 90 дней.

25 июля 2014 года Минфин США объявил о введении санкций против Банка Москвы, ВТБ и  Россельхозбанка, а также Объединенной судостроительной корпорации РФ[7].

12 сентября 2014 года CША заблокировали доступные американской юрисдикции активы пяти российских оборонных компаний. В санкционный список попали «Алмаз-Антей» (один из крупнейших мировых производителей систем ПВО), Научно-исследовательский институт приборостроения (производитель систем для боевых самолетов и систем ПВО), «Мытищинский машиностроительный завод”, “Машиностроительный завод имени Калинина», а также компания, обозначенная как «Исследовательско-производственный центр в Долгопрудном». Помимо этого США ужесточили ограничения по доступу к рынку капитала для шестироссийских банков: Сбербанка, ВТБ и его дочерней структуры Банк Москвы, Газпромбанка, Россельхозбанка, Внешэкономбанка. Санкции также ограничили сотрудничество с с российскими компаниями по добыче нефти, в том числе с Газпром нефтью, Лукойломи Роснефтью. Кроме этого, в санкционном списке оказались также Газпром, Сургутнефтегаз, Транснефть, Ростех[8].

20 декабря 2014 года США ввели пакет санкций против Крыма и Севастополя с целью полной финансовой и экономической блокады полуострова. Весь экспорт услуг, технологий и товаров попал под запрет, а американские инвесторы не смогут вести в Крыму никакую деятельность. Помимо этого были введены санкции в отношении банков, функционирующих в Крыму,а также на финансовые учреждения, прямо или косвенно осуществляющие операции с Крымом[9].

Одновременно с этим США ввели санкции против 24 граждан России и Украины, а также ряда компаний. Под санкциями, таким образом, оказались фонд «Marshall Capital Partners» К. Малофеева. Также в список санкций попали ряд лидеров Крыма и Донбасса, а также байкерская организация «Ночные волки».

26 декабря 2014 года из-за санкций США две международные платежные системы  Visa и MasterCard  приняли решение приостановить обслуживание карт российских банков, работающих на территории Крыма.

Новый пакет ограничительных мер был принят сразу после начала достигнутых в Минске договоренностей, когда, при посредничестве России, удалось добиться относительного прекращения боевых действий на Донбассе и частичного отвода войск.

Примечательно, что заслугу в инициировании и продвижении «минского процесса» США приписали себе и своим санкциям. Так в частности по заявлению официального представителя Госдепартамента США Д. Фрида «на Украине, если бы не было санкций, ситуация была бы намного хуже. И если вы так не думаете, то у вас просто недостаточно воображения. Вторжение (России) могло бы быть более значительным и пошло бы дальше, было бы гораздо больше беженцев. И, полагаю, без санкций у нас бы вообще не было минского процесса»[10].

Несмотря на это заявление, уже 4 марта 2015 года Б. Обама продлил действие своего указа от 6 марта 2014 года о введение режима чрезвычайной ситуации в отношении России, заявив при этом, что «Россия своей позицией по украинскому кризису создаёт ситуацию, при которой имеется «необычная и экстраординарная угроза безопасности и внешней политике США»[11].

11 марта 2015 года США расширили санкционный список ещё на 14 человек. Кроме того санкции были наложены на российскую организацию Евразийский союз молодёжи и троих её лидеров (А. Дугина, П. Канищева и А. Коваленко), а также Российский национальный коммерческий банк (РНКБ), осуществляющего свою деятельность в Крыму[12].

Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на усилия по созданию фактической блокады Крыма, США в то же время смягчили свои санкции в части, касающейся доступа жителей Крыма к информационным ресурсам. Так, 23 мая 2015 года жителям Крыма был доступ к бесплатным веб-сервисам. Запрет был снят на ряд сетевых функций таких как: обмен мгновенными сообщениями, чаты и электронная почта, социальные сети, обмен фотографиями и фильмами, просмотр веб-страниц и блогов. Данное решение, по всей видимости, едва ли имеет отношение к филантропии руководства США, а продиктовано исключительно прагматическими интересами. С учетом больших возможностей влияния Интернет ресурсов, США, таким образом, открыли для себя возможность для воздействия на массовое сознание жителей рыма.

В финансово-экономической же сфере давление было продолжено. Так, 30 июня 2015 года был введен новый пакет санкций против ещё 11 граждан России и Украины, а также 15 компаний. При этом впервые под действие новых санкций попали зарубежные компании (Финляндии и Кипра). Так, в «черный» американский список были включены «Airfix Aviation», имеющая, согласно данным Минфина США, офисы в Финляндии и Швейцарии; «IPP Oil Products LTD» (Кипр), «OY Langvick Capital LTD» (Финляндия), «MAKO Holding» (Донецк, Украина), «SET Petrochemicals OY» (Финляндия); «South East Trading OY», офисы которой расположены в Румынии, РФ и Финляндии; «South Port Management Service Limited», зарегистрированная на Британских Виргинских островах и на Кипре[13].

2 сентября 2015 года США ввели новые санкции против российских компаний. В «черный список» включены Конструкторское бюро приборостроения, компания «Катод», «НПО машиностроения», корпорация «МиГ» и «Рособоронэкспорт».

22 декабря 2015 года под новые ограничительные меры попали 34 физических и юридических лица из России и Украины. В список внесены дочерние компания банка ВТБ и Сбербанка за рубежом, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) Сбербанка, ВТБ, банк ВТБ24, а также винодельческие компании из Крыма и Ялтинская киностудия[14].

Не изменилась ситуация и в 2016 году. Так, 3 марта 2016года Б. Обама продлил санкции против России на неопределённый срок, а уже 15 июля 2016 года Комитет Палаты представителей Конгресса США по иностранным делам одобрил законопроект № 5094 «О стабильности и демократии на Украине», направленный на усиление санкций в отношении России. При этом Конгресс обязал Б. Обаму «использовать американское влияние в НАТО», чтобы не допустить какого-либо военно-технического сотрудничества стран альянса с Москвой[15].

Наконец, 1 сентября 2016 года в отношении России были введены последние (по времени подготовки данного материала) санкции. Так, в частности отдел Минфина США по контролю за иностранными активами ввел санкции в отношении 20 компаний и 17 физлиц. В список попали дочерние предприятия «Газпрома», «Банка Москвы», а так же компании и организации, задействованные в строительстве моста в Крым.

Таким, образом, большая часть санкций России и приостановка контактов между различными организациями охватывает самые разные области: сотрудничество в космической сфере и противоракетной обороне, системах энергетики и т. д.

В банковском секторе санкции направлены на то, чтобы перекрыть источники финансирования ключевым проводникам ликвидности в банковской системе страны, лишить крупнейшие банки с государственным участием, а также банки людей, приближенных лично к президенту РФ, долгосрочных и дешевых денег. Российские коммерческие банки лишаются возможности осуществлять «керри-трейд» и занимать деньги на международных рынках капитала по низким процентным ставкам. Кроме того, зачастую синдикаты крупнейших инвестиционных банков финансировали не только российские банки, но и крупнейшие корпорации, среди которых были и государственные.

В сегменте оборонной промышленности и ТЭК санкции нацелены на перекрытие каналов поступления технологического оборудования в Россию.

При этом, некоторые эксперты полагают, что в данном случае война идет не только и не столько за Украину, сколько за Арктику. В результате введенных санкций Россия лишается возможности развивать высокотехнологичные производства, которые позволяют вести нефтедобычу на арктическом шельфе. Уже сейчас компания «Exxon Mobil» свернула 9 из 10 совместных проектов в этой области[16].

Следует учитывать еще один момент. Санкции – это механизм в большой политической игре. История свидетельствует о том, что они вводятся не только и не столько по экономическим причинам. Они вводятся в надежде на то, что ухудшение экономического положения страны приведет к народному возмущению и свержению неугодного политического режима. В этом плане очевидным является тот факт, что санкции – инструмент давления на Россию. По сути дела в отношении России реализуется если не враждебная, то, по крайней мере, недружественная политика.

Это определяется тем, что США в своем стремлении к мировому господству, обозначившемуся еще в далеком 1919 году, осознают, что на пути к реализации этой их заветной цели стоит Россия, без которой мир был бы уподоблен Европе, фактически полностью зависимой от США, как во внешней, так и во внутренней политике. И поэтому санкции, которые используют и США и их союзники никакого отношения к суверенному выбор, ни Украины, ни ЕС не имеют.

В целом же очевидно, что введение санкций против России имеет геополитическую подоплеку. Едва ли Донбасс и Крым, равно как и Украина, представляют для США какой-либо иной интерес, чем геополитический. Россия в последние годы значительно окрепла, что позволило выработать собственное видение мировой политики и возможность суверенного определения своей позиции, как по Сирии, так и по Украине. А это никак не вписывается в моноцентричную модель «Нового мирового порядка» под эгидой США, разработанной и принятой к реализации американским руководством с начала 90-х годов прошлого столетия. США хотят сохранить однополярный мир, поэтому стремятся нейтрализовать зарождающиеся альтернативные центры силы, наибольшую угрозу среди которых, по мнению американского руководства, представляет Россия.

Таким образом, использование США, тематики «украинского кризиса» является лишь прикрытием истинной цели – сдерживания России, нанесения ей максимального ущерба и вреда. С самого начала событий на Украине представители Белого дома заявляли, что их действия направлены на изоляцию России, на принуждение Москвы к изменению курса внутренней и внешней политики на Ближнем Востоке и Украине. Так, в частности, по словам официального представителя Госдепартамента США Э. Шульца «благодаря западным санкциям экономика России сократилась на одну шестую, а сама страна оказалась едва ли не парией». И все это,  по словам Э. Шульца,  благодаря действиям администрации президента США Б. Обамы»[17].

peregruzka-4Таким образом, реализуются основные положения американской геополитической концепции известной под названием «План (петля) анаконды». Истоки этой концепции относятся ко времени гражданской войны в США, когда северяне разработали план разгрома сторонников Конфедерации под названием «Анаконда». Суть плана состояла в том, что от Конфедерации отсекались важные территории, ее окружали и путем постепенного удушения вынудили прекратить борьбу. Тогда, 150 лет назад, это им удалось. Сегодня же, несмотря на мощную поддержку своих сателлитов, планы по «удушению» России дают сбой. Совершенно очевидно, что действия американцев и их партнеров в этом плане к успеху не привели.

peregruzka-5Ситуация для США осложняется и тем, что срок полномочий действующей администрации истекает 20 января 2017 года, то есть менее, через полгода. Сам же Б. Обама, по сложившейся в США политической традиции находится в состоянии «хромой утки», главной задачей которой не делать резких движений. Развитие же ситуации, в том числе, связанной с антироссийскими санкциями во многом будет определяться тем, кто победит на предстоящих 8 ноября президентских выборах. И далеко не факт, что победу на них одержит один идеологов «перегрузки» отношений с Россией Х. Клинтон. Уровень доверия к ней американцев имеет тенденцию к снижению и уже за два месяца до выборов составил порядка 43%, в то время как у ее оппонента Д. Трампа он составляет 45%18. Примечательно, что тема России в президентской гонке в США, является основной. Это, в свою очередь, дает основание полагать, что, независимо от того кто будет избран президент США российско-американские отношения в перспективе претерпят кардинальные изменения.

Бочарников Игорь Валентинович


  1. Признание официального представителя Госдепа: вложения в «майдан» $5 млрд http://communitarian.ru/novosti/sng-i.
  2. Бочарников И.В. Осторожно тоталитаризм РИА Новости http://ria.ru/zinoviev_club/20141030/1030945513.html#ixzz47ekJsqEk
  3. Бэндоу Д.  «Оранжевая революция» возвращается на Украину? США следует остаться над схваткой http://www.inopressa.ru/article/15jan2014/forbes/ukraina.html.
  4. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года. http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173.
  5. Муранов А., Белегова А. Общий обзор санкций, введенных ЕС и США против Российской Федерации http://sanctionsregulations.ru/wp-content/uploads/EU_US_Sanctions_-_MChP.pdf.
  6. США и Евросоюз ввели санкции против российских политиков и военных https://ria.ru/economy/20140717/1016306947.html
  7. Хронология введения санкций и ответные меры России в 2014-2015 годах https://ria.ru/spravka/20151125/1328470681.html.
  8. Хронология введения санкций и ответные меры России в 2014-2015 годах https://ria.ru/spravka/20151125/1328470681.html.
  9. Там же.
  10. Госдеп заявил, что без санкций против России не было бы Минских соглашений https://ria.ru/world/20160621/1449536711.html
  11. Барак Обама видит исходящую из РФ угрозу – «необычную и экстраординарную» – поэтому продлил санкции http://www.amic.ru/news/299845/.
  12. Хронология введения санкций и ответные меры России в 2014-2015 годах https://ria.ru/spravka/20151125/1328470681.html.
  13. США ввели санкции против еще 11 человек и 15 компаний https://ria.ru/world/20150730/1154769057.html
  14. Хронология введения санкций и ответные меры России в 2014-2015 годах https://ria.ru/spravka/20151125/1328470681.html.
  15. Комитет конгресса США одобрил ужесточение санкций против России https://rg.ru/2016/07/15/komitet-kongressa-ssha-odobril-uzhestochenie-sankcij-protiv-rossii.html
  16. Донбасс – Арктика: почему Запад пытается выбить из-под ног России «арктическую платформу»? // REGNUM. – 01.10.2014. – Режим доступа: http://regnum.ru/news/polit/1852749.html.
  17. Антироссийский самообман Вашингтона http://www.russiapost.su/archives/81696.
  18. Трамп увеличил отрыв от Клинтон в рейтинге популярности https://russian.rt.com/article/319817-tramp-uvelichil-otryv-ot-klinton-v-reitinge.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *