Основные направления утверждения патриотизма в России как общенациональной идеи
Явление патриотизма, свойственное любому государственному образованию, для России имеет особый смысл и значение. Вся более чем тысячелетняя история государства Российского свидетельствует о неразрывной связи патриотизма с состоянием его безопасности, внутриполитической стабильностью, местом и ролью России в мировом сообществе.
Именно патриотизму Россия обязана не только своим величием в веках, но и существованием в качестве суверенного государства. Историческим фактом является то, что Россия одна из немногих стран мирового сообщества, которая никогда не была полностью оккупирована противником, хотя по количеству войн и вооруженных конфликтов, в которых она участвовала, отстаивая свой суверенитет, равной ей в истории всей человеческой цивилизации нет.
Вполне закономерно, что в переломные моменты отечественной истории происходило обращение к идее патриотизма как ценности, объединяющей все население страны для решения судьбоносных задач.
Сформировавшийся еще в период ранних Рюриковичей общероссийский патриотизм и его восприятие народами Руси-России в качестве важнейшего императива в условиях жесточайшей конкуренции и непрекращающейся экспансии, предопределило ее развитие более чем на тысячелетний период.
Именно в этом секрет загадочной русской души и это отчетливо понимали и опирались на него, национально-ориентированные лидеры государства и общества, особенно в условиях суровых испытаний.
Примечателен в этом плане жизненный подвиг патриарха Московского и всея Руси Гермогена – вдохновителя народных ополчений, спасших Русское государство в Смутное время.
Патриарх оказался одним из немногих представителей политической элиты России того времени, который не только не пошел на сговор с польскими интервентами и их пособниками, и не позволил избрать на русский престол польского короля, а также подчинить Православную церковь – католическим эмиссарам, но и призвал к отпору оккупантам и их пособникам.
В России все знают или должны знать имена гражданина Минина и князя Пожарского возглавивших народное ополчение, освободившее Москву и России. Но у истоков народных ополчений (и 1, и 2), вышвырнувших и интервентов, и купленных ими чиновников был именно Патриарх Гермоген.
Ценою подвига Патриарха стала его жизнь. Просвещенные европейцы уморили его голодом. Но Патриарх победил, победил благодаря своему патриотизму и патриотизму многонационального российского общества.
Примечательна также и позиция еще одного выдающегося патриота России Петра I.
Несмотря на свое стремление европеизировать Россию, тем не менее перед Полтавской битвой царь Пётр обратился к русским войскам со словами: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего». Эти слова настолько вдохновили солдат и офицеров Русской армии, что они так разбили «шведов под Полтавой», отбив у них, по крайней мере, на 300 лет желание косо смотреть в сторону России.
Практически через столетие потомок Петра Александр I в период нашествия коллективного Запада под руководством Наполеона обратился с воззванием уже ко всему населению России со словами: «Неприятель вступил в пределы Наши и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясти спокойствие великой сей Державы.
Да найдет он на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам. Да встретит он в каждом дворянин Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина»[1].
Во многом благодаря позиции императора Александра и сформировался, по образному выражению Л.Н. Толстого, феномен «дубины народной войны», сокрушившей в 1812 году обнаполеонившийся коллективный Запад.
Данного рода позиция была характерна и для других выдающихся государственных деятелей России, как для дореволюционного, так и советского и современного этапа развития российской государственности.
Примечательна в этом плане, например, позиция Александра III, важнейшей спецификой деятельности которого в качестве главы государства являлась реализация политического курса опоры на национальный суверенитет и национальную самобытность.
Деятельность императора в этом направления способствовала освобождению от иллюзий о значимости позиции европейских стран в отношениях с Россией. А своей фразой о том, что «Европа подождет, пока русский царь ловит рыбу» он фактически указал место Европе и тем, кто формировал европейскую политику в отношении России. Симптоматичны и другие его выражения, ставшие в последующем крылатыми и не утратившими своей актуальности и по сей день.
Вершиной же восприятия патриотизма в качестве национальной идеи стала позиция И.В. Сталина, фактически отвергнувшего идеологию пролетарского интернационализма и классовой борьбы в годину суровых испытаний.
На страну напал внешний враг, но далеко не классовый, к войне, с которым готовилась Красная армия. Осознав всю степень опасности, исходящей от этого «неклассового» врага, советское руководство сделало правильный вывод, сделав ставку на патриотизм народов Советского Союза, сумело мобилизовать население страны на всенародную священную войну против захватчиков. И именно обращение к основам общероссийского патриотизма явилось одним из решающих факторов, способствовавших победе над фашисткой Германией.
Переломным в этом плане стало выступление 3 июля 1941 года по радио И.В. Сталина. Его выступление было кратким, отрезвляюще честным, взволнованно мобилизующим и патриотическим. «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К Вам обращаюсь я, друзья мои! Над нашей Родиной нависла серьезная опасность. Неужели немецко-фашистские войска в самом деле являются непобедимыми, как об этом трубят неустанно фашистские хвастливые пропагандисты? – Конечно, нет!».
Все народы нашей страны, все лучшие люди Европы, Америки и Азии, наконец, все лучшие люди Германии… видят, что наше дело правое, что враг будет разбит, что мы должны победить»[2].
Это обращение И.В. Сталина в тяжелейшие для страны дни начала явилось одним из важнейших ключевых факторов, предопределивших упорное и самоотверженное сопротивление захватчикам как со стороны воинов-красноармейцев, так и гражданских лиц.
Обращение к идее патриотизма сыграло решающую роль в мобилизации всей страны к обороне. Особое значение имело то обстоятельство, что патриотизм был проявлен на уровне высшего военно-политического руководства страны, которое тем самым продемонстрировало, что в период тяжелейших испытаний оно оказалось и будет вместе с народом. Это придало мощный импульс всенародному патриотическому подъему.
На борьбу с немецко-фашистскими с агрессором поднялась вся страна и весь многонациональный народ. Ставка на коллаборционизм и инспирирование антисоветских выступлений не оправдалась. Хотя сотрудничество с оккупационными властями и имело место, но оно не было массовым. Напротив массовым был героизм советских людей, как на фронте, так и в тылу.
Все это свидетельствует о том, именно патриотизм советского народа, народов и граждан великой страны стали важнейшим фактором достижения Победы над европейским нацизмом 80 лет назад.
И, безусловно, более чем прав легендарный маршал Победы ‒ Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, отметивший позднее в своих воспоминаниях, что «крупнейшие битвы и целые войны выигрывают те войска, которые отличаются железной волей к победе, осознанностью цели, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой»[3]. Таковы и были Красная армия и Красный флот уже в 1941 году. Лозунг же, который не любят сейчас вспоминать «За Родину, за Сталина», был, по сути, ответом бойцов и командиров, идущих в бой, главе государства, сумевшего мобилизовать, объединить и возглавить священную войну против нацистов, оккупировавших территорию страны.
И, конечно же, тот факт, что имя Сталина в последующем было оболгано, а все то, что было достигнуто в период его управления страной, извращено, свидетельствует не просто об исторической подлости, но и о попытке реванша, осуществленного руками недалеких партийных чиновников.
Особую роль в этом плане сыграл Н. Хрущев с его, как бы сейчас сказали, «фейковым» докладом на XX съезде. Судя по тому, как этот одиозный доклад готовился, озвучивался и как в дальнейшем тиражировался, очевидно, что его кто-то из зарубежных «доброжелателей» явно курировал. Курировал то, кому было выгодно ослабление СССР. И с этой задачей ослабления советской государственности успешно справился глава ЦК КПСС.
Именно Н. Хрущев в борьбе за власть нанес мощнейший удар по фундаменту советской государственности. Едва ли сам он отдавал себе отчет и предвидел последствия своей политики. По всей видимости, он действительно преследовал исключительно конъюнктурные цели, но итоги его деятельности оказались куда более масштабными и разрушительными. Н.С. Хрущев спровоцировал кризис легитимности Советского руководства и власти в целом. Ее перестали воспринимать как общенародную. Все это взорвалось через 25 лет во время уже другой «оттепели» – «горбачевской» – окончательно подорвавшей ценностно-мировоззренческие основы советской государственности.
В этот период патриотизм советского народа стал объектом целенаправленного массированного информационно-психологического воздействия. Начиная с хрущевской слякоти и горбачевской перестройки, демократизации, суверенизации и прочих актах государственной измены и предательства, осуществлявшихся под лозунгом «Господи, благослови Америку»[4] шло целенаправленное разрушение тысячелетней российской государственности.
В результате Россия, в очередной раз победила, выражаясь словами К. Клаузевица, сама себя, вследствие ничтожности и предательства ее политической «элиты» и массированной обработки и переформатирования общественного сознания. На защиту Советской Родины, как это было в годы Великой Отечественной войны, народ уже не поднялся. Не поднялся, в том числе и потому, что во главе государства не оказалось ни Гермогена, ни Петра, ни Александра, ни Сталина.
Россия из ведущей сверхдержавы трансформировалась в страну с развивающейся экономикой, комплексом угроз и вызовов национальной безопасности, в том числе со стороны субъектов, которые ранее всерьез даже не воспринимались. Страна оказалась на краю пропасти.
Только лишь на рубеже столетий, а точнее с августа 1999 года страну фактически возглавил по настоящему общенациональный лидер, человек, для которого понятия Родины и Отечества, являются не просто словами, а символами, за которыми стоят тысячелетняя история России, мужество, героизм и патриотизм, ее народов и граждан.
Возглавив страну в чрезвычайно опасный период ее развития, когда Россия буквально находилась на краю пропасти и, когда определенная часть политической элиты попросту струсила, В.В. Путин сумел остановить процессы распада и деградации России. Более того, начиная с подавления криминального сепаратистского режима в Чечне и ликвидации угрозы международного терроризма на Северном Кавказе и в других регионах страны, началось фактическое возрождение России.
Но это стало возможным тогда, когда на уровне государственной власти произошло осознание, что патриотизм многонационального российского народа является важнейшим императивом развития нашей государственности и опора на него – важнейшим условием суверенного и эффективного развития.
В 90-ые годы Россия в очередной раз получила прививку от восприятия эфемерных идеологем.
Попытки навязать России новое мышление или какой-либо иной суррогат космополитизма, глобализма, регионализма и иных идеологем закономерно потерпели фиаско вследствие того, что на уровне подсознания у российских граждан в качестве мировоззренческой доминанты заложен патриотизм.
Именно этим обусловлено невосприятие насаждаемой либеральной демократии, противоречащей не только традиционным ценностям и сформировавшейся политической культуры России, но и фактически канонам классической демократии. В результате Россия не восприняла насаждаемую демократию. При этом важно акцентировать внимание на том, что не восприняла она не саму демократию, а тот извращенческий гибрид – западнистский демократический тоталитаризм. Именно, западнистский либерально-демократический тоталитаризм, выражаясь словами А.А. Зиновьева, его утверждение в практике международных отношений, а также возрождающийся общеевропейский европейский нацизм, являются наиболее значимыми трендами современной мировой политики.
И именно им Россия противостоит в рамках Специальной военной операции на Украине, ставшей своего рода средством и полигоном нанесения нашей стране стратегического поражении. Текущие события в зоне СВО во многом воспроизводят события времен Великой Отечественной войны и периода ликвидации бандформирований на Северном Кавказе. Масштабы конечно же не те, но суть та же. Речь идет о безопасности России, сохранении ее суверенитета. И поэтому вполне закономерно, что на уровне государственной власти вновь произошло обращение к патриотизму российского народа и его граждан.
Для России СВО стало тем моментом истины, способствовавшим утверждению идеологии патриотизма в массовом сознании российского общества. Но СВО завершится, завершится победой и здесь принципиально важно, что по завершению СВО российский истеблишмент не стал заполняться очередными продвинутыми проводниками чуждых российскому обществу нетрадиционных ценностей и идеологем. Что бы к управлению страной не пришли очередные «хрущевы» и «горбачевы» и не обгадили нынешнее военно-политическое руководство России за ход и результаты СВО.
Принципиально сохранить и защитить тот патриотический подъем российского общества. Думается, что это является нашим долгом перед памятью павших на СВО, но не только. В советское время, когда были живы многие ветераны той Великой войны, распространенным был лозунг «Это нужно не мертвым, это нужно живым». Очевидно, что наша историческая память нужна не только нам, но и последующим поколениям России.
Эффективное развитие российской государственности предполагает, прежде всего, реализацию системы мер, направленных на формирования информационно-психологического иммунитета населения страны – формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации.
Как говорил, Президент России «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. А для того чтобы его пробудить, а точнее внедрить сознание о патриотизме как о национальной идее, «нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях»[5].
Это определяет необходимость существенной корректировки процессов воспитания и просвещения.
Если мы хотим, чтобы у страны было будущее, его нужно формировать сейчас и начинать с детских садов и школ, продолжая этот процесс непрерывно, вплоть до становления личности гражданина страны. Это является необходимым условием эффективного развития и государства, и общества.
Система образования, по словам Президента России В.В. Путина должна базироваться на национальной идее, основу которой определяет патриотизм.
Важнейшим трендом современного развития мирового сообщества является битва за умы. Мы не имеем права эту битву проиграть. Между тем, российская система образования, начиная с дореволюционных времен и вплоть до сегодняшнего дня, ориентирована на «европейскость».
На всех уровнях, начиная едва ли не с начальной школы, наша молодежь изучает западноевропейскую и англосаксонскую теорию обществоведения, философию, политологию, социологию и т.д. Таким образом, весь комплекс обществоведческих дисциплин ориентирован у нас на формирование европоцентричной личности, но не гражданина Российской Федерации и патриота России. У нас в системе образования этого почему-то стесняются. Российская научная обществоведческая мысль фактически изгнана из учебного процесса и является лишь достоянием узкого круга специалистов. Понятно, что в этих условиях говорить о формировании патриотической ментальности не приходится, поскольку, более чем очевидно, что незнание порождает не понимание, которое в свою очередь формирует отторжение.
Поэтому наши школьники и студенты все более уверенно начинают говорить о тоталитарном Советском Союзе, трудностях переходного периода от тоталитаризма к демократии, в котором оказалась современная Россия, о преимуществах англосаксонской демократии и о многом другом, определяющем преимущества, так называемого западного мира. Особую остроту обретают утверждения о якобы второстепенной заслуге Советского Союза в борьбе с фашизмом, зато активно муссируются темы ГУЛАГа, штрафных батальонов, «оккупации» советскими войсками в 1945 году европейских городов и даже каннибализма в блокадном Ленинграде. Зародившись на Западе, все эти идеи постепенно пришли и в российское медийное пространство, приходится всё чаще слышать подобные высказывания в окружении российской молодежи. И эти утверждения носят уже массовый характер.
Все это является следствием не только антироссийской информационной идеологической экспансии, но и засильем в образовательной сфере различного рода учебников и пособий, написанных соросовскими стипендиатами.
Интересы формирования патриотического сознания российской молодежи предполагают необходимость существенной корректировки образовательных программ в области обществоведческих дисциплин, формирующих сознание. Они должны обрести государственно ориентированный характер.
Еще одним направлением формирование отечественной интеллигенции.Невнимание к этим процессам способствовало формированию целого пласта представителей русофобствующих представителей интеллигенции возложивших на себя миссию борьбы с политическим режимом в России, да и с самой Россией.
Примечательно, что, когда в свое время Л.Н. Гумилева спросили, является ли он интеллигентом, он ответил отрицательно, потому, что как ответил Лев Николаевич «у меня есть профессия, и я люблю Родину». Современная же российская интеллигенция, по его словам, «это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всём судят и совершенно не приемлют инакомыслия». Думается, что проблема не в самой интеллигенции, а в искаженном восприятии той социальной группы, которая себя соотносит с ней. Интеллигенция предполагает ответственность за духовно-нравственное состояние общества и его граждан, а не внедрение деструктивных идеологем, разрушающих социум.
Поэтому интеллигенция – это все же не наш попсовый бомонд, не актеры с актрисами, хотя среди них много интеллигентных людей, не литераторы, написавшие за всю свою творческую жизнь одну единственную книжку, и не отставные политики, позиционирующие себя в качестве выразителей общественной и гражданской позиции. Интеллигенция – это те люди, которые создают и утверждают духовные ценности. Это учителя, инженеры, врачи, представители иных профессий, воспроизводящих продукцию общественного блага. И именно эта часть должна определять императивы общественного развития, а не представители шоу-бизнеса, готовые за деньги продвигать любые «ценности», в том числе и антироссийские.
Ну и наконец, принципиально важно, чтобы законы не тормозили, а отражали, потребность развития общества и государства,
Это определяет необходимость институализации в общественном сознании общенациональной патриотической, государственнической идеологии, утверждения идей государственности и патриотизма в качестве основополагающих императивов общественного сознания, не подверженного конъюнктурным колебаниям и обладающего иммунитетом от внешнего ангажированного воздействия.
Очевидно, что наша Конституция сыграла свою историческую роль – как основной закон, принятый в тяжелейшие годы социально-политических потрясений. Но, как и всякий закон, Конституция должна соответствовать интересам безопасности и развития общества и государства.
У каждого государства, если оно ориентировано на развитие, должна быть государственная идеология, основанная на национальной культуре, традициях, ментальности народов, ее населяющих.
Тот факт, что в 1993 году люди писавшие проект Конституции, заложили норму, что в России не может быть в качестве государственной идеологии, очевидно, или совершили ошибку, или намеренно заложили «мину замедленного действия» под фундамент российской государственности. Как в свое время говорил А.А.Зиновьев: «целились в коммунизм, а попали в Россию»[6].
У России должна быть государственная идеология. И эта идеология должна быть основана на национальной идее – идее сильного государства, патриотизма, межнационального мира и согласия, равенства и справедливости. Практическое же решение этой задачи состоит в необходимости внесения изменений в статью 13 Конституции в части, исключения пункта 2 или изложение его в новой редакции.
Бочарников Игорь Валентинович
[1] Высочайшие указы и манифесты, относящиеся к войне 1812 г. СПб., 1912.
[2] Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1950. С. 13
[3] Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 томах. М.: Олма-Пресс, 2002.
[4] Из выступления Б.Н. Ельцина в Конгрессе США 17 июля 1992 года. https://ya.ru/video/preview/4129927966967402348.
[5] Путин: патриотизм – «это и есть национальная идея». https://tass.ru/politika/2636647?ysclid=mba56frz6m780810982
[6] Философ А.А. Зиновьев о пути России. https://smart-lab.ru/blog/397241.php.