Однажды в Бейруте… Кому выгодна дестабилизация Ливана?
4 августа в порту Бейрута прогремел взрыв, ставший одним из мощнейших неядерных взрывов в истории человечества. Несмотря на первоначальные громогласные обещания, никаких серьезных расследований и поисков виновников этого взрыва проведено не было. На фоне визита в Бейрут опытного дипломата-«ближневосточника», бывшего посла в Ливане, а ныне заместителя Майка Помпео по политическим вопросам Дэвида Хейла, стало известно о присоединении к расследованию причин взрыва американского Федерального Бюро Расследований. В том каковы будут его результаты, сомневаться не приходится – достаточно вспомнить «расследование убийства Рафика Харири», ставших мощным инструментом давления на Дамаск и косвенно – одним и спусковых крючков сирийской войны. Пока же, сомнительные изыскания международной команды журналистов Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) лишь сместили внимание общественности на мутную историю доставки селитры в Бейрут на судне «Росус».
Журналисты OCCRP установили:
– Игорь Гречушкин не владел судном «Росус», а всего лишь брал его в лизинг через офшорную компанию, зарегистрированную на Маршалловых островах. При этом настоящий владелец «Росуса» – кипрский судоходный магнат Хараламбос Маноли (сам это отрицает, но предоставить подтверждающие документы отказывается.)
– Маноли владел кораблем через компанию, зарегистрированную в Панаме – офшорной юрисдикции, известной своей непрозрачностью. Почту эта компания получала в Болгарии. Корабль же Маноли зарегистрировал в Молдове, стране без выхода к морю, но с максимально мягкими правилами для зарегистрированных там судов. Затем еще одна компания Маноли, на этот раз в Грузии, дала кораблю свидетельство о годности к плаванию, хотя он находился в таком плохом состоянии, что его несколько дней спустя задержали в Испании.
– Покупателем аммиачной селитры была мозамбикская фабрика по производству взрывчатых веществ. Она входит в сеть компаний, которые становились объектом расследования по делам о снабжении террористических группировок и незаконном обороте оружия. Фабрика ни разу не пыталась заявить права на брошенную в порту селитру.
– Посредником в сделке по взрывчатке выступила связанная с Украиной британская компания Savaro Ltd. По документам, на момент сделки она не вела никаких дел и числилась неактивной. После ареста груза, в 2015 году, Savaro Ltd собиралась заявить на него права и даже убедила ливанский суд позволить провести проверку качества селитры на складе. Вещество оказалось очень взрывоопасным и неустойчивым, и в итоге компания не стала добиваться возвращения груза.
Нетрудно заметить, что из данного «расследования» полностью выпало изучение геополитической ситуации в регионе и мире, не сделан расчет мощности взрыва и не проведён сравнительный анализ взрыва в Бейруте с аналогичной до мелочей трагедией в китайском Тяньцзине. Иными словами, поиски причастных к взрыву были проигнорированы.
Между тем, на фотографиях бейрутского порта после взрыва, выложенных на сайте Роскосмоса, видны морские лайнеры, стоящие на небольшом расстоянии от воронки, образовавшейся в результате взрыва.
На момент взрыва в порту ливанской столицы Бейруте находились два корабля, прибывшие из украинского Мариуполя. Об этом, помимо выложенных на сайте Роскосмоса фотографий, свидетельствуют данные сайта MarineTraffic. Как следует из информации о маршрутах судов, грузовой корабль Mero Star (IMO: 8321682), плавающий под флагом Сьерра-Леоне, прибыл в порт Бейрута из Мариуполя 17 июля текущего года. Его длина – 97 м.
Второй корабль – RAOUF H (IMO: 8325535) прибыл из Мариуполя в порт Бейрута днем ранее, 16 июля. Он шел под фагом Коморских островов. Длина судна – 106 м.
В непосредственной близости к воронке на фотографиях Роскосмоса виден ливанский круизный лайнер Orient Queen, который получил серьезные повреждения и позднее затонул. Его длина – 121 м. Примерный диаметр воронки можно оценить, сравнив со стоящим справа от неё судном Orient Queen, длиной 121м, а также двумя судами, стоящими выше воронки. Их длина примерно 97 и 106 метров соответственно. Диаметр воронки – примерно 130/140 метров; радиус – 65/70м.
Сотрудники Института динамики геосфер РАН В. Адушкин и Б. Христофоров опубликовали в академическом издании «Физика горения и взрыва» (2004, т. 40, № 6) статью «Воронки наземных крупномасштабных взрывов», в которой приведена соответствующая статистика и выведенные на её основе формулы, позволяющие оценить мощность любого наземного взрыва по образовавшейся воронке:
«Показано, что коэффициенты в зависимостях объема, радиуса и глубины воронок от тротилового эквивалента в 41; 4,5 и 2,7 раза меньше для ядерных взрывов, чем для химических. С увеличением глубины взрывов различия в механическом действии ядерных и химических взрывов уменьшаются».
Характерный профиль воронки наземного взрыва взрывчатого вещества с тротиловым эквивалентом 5 килотонн: радиус воронки по свободной поверхности 55 м, радиус воронки по навалу 70 м, радиус навала грунта 360 м, радиус разлета кусков породы 1 500 м, глубина воронки от свободной поверхности 21,4 м, объем воронки по свободной поверхности 120 000 куб. м.
Воронка от взрыва в Бейруте имеет диаметр 70 м, глубину – не менее 43м. Поскольку взрыв был поверхностным, мощность взрыва можно оценить в 5-7 килотонн тротилового эквивалента для химического взрыва, или примерно до 30 килотонн для взрыва атомного, то есть в полторы «Хиросимы».
Возникает вопрос: мог ли поверхностный взрыв 2750 тонн селитры создать воронку таких размеров?
21 сентября 1921 года на химическом предприятии компании BASF, расположенном близ городка Оппау в Германии, произошёл взрыв, считающийся крупнейшим неядерным в истории. Непосредственной причиной трагедии послужила детонация селитры при использовании взрывчатки для раздробления слежавшихся запасов сульфата и нитрата аммония, складируемых в ожидании сезонного пика продаж сельхозудобрений. Взорвалось 12 тысяч тонн смеси сульфата и нитрата аммония, энергия взрыва оценивалась в 4-5 килотонн тротилового эквивалента. После взрыва образовалась воронка размером 90 на 125 м и глубиной 20 м.
Сравниваем: взрыв в Бейруте – 2750 тонн селитры, воронка диаметром 140 м и глубиной 43 метра. Взрыв в Оппау – 12 000 тонн селитры, воронка диаметром порядка 100 и глубиной 20 метров. Можно прийти к выводу о том, что только лишь взрыв менее трёх тысяч тонн селитры в Бейруте не мог привести к образованию воронки 140 на 43 метра.
…Но что же еще могло взорваться в порту Бейрута?
Выступая на сессии Генассамблеи ООН в 2018 году, премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху продемонстрировал карту Бейрута, указав район, где, по его словам, хранились ракеты движения «Хезболла».
После взрыва в Бейруте BBC опровергла версию, что в порту взорвались именно крылатые ракеты «Хезболлы», так как Нетаньяху якобы «показывал на совершенно другой район Бейрута, где, по его словам, прятала оружие “Хезболла”. Место, обозначенное на его карте как “Точка 1”, находится в нескольких километрах севернее порта». На самом деле, палец израильского премьера не соприкасается с картой, а указывает точно на район порта Бейрута. В некоторых русскоязычных СМИ появлялись утверждения о взрыве в ангаре некоего «оборудования для сборки точных ракет высокой дальности». Компоненты этих ракет якобы были доставлены ливанской шиитской военно-политической организации «Хезболла», обвиняемой её оппонентами в обслуживании интересов Ирана в «стране Кедра».
На это можно возразить, что ракеты не взрываются одномоментно, а будут «стартовать» и разлетаться кусками в разные стороны. И хотя такого «фейерверка» в Бейруте не наблюдалось, тем не менее, на складе № 12 могло храниться то самое «оборудование для сборки ракет» – например, взрывчатка для их боеголовок и горючее. Это добавило бы мощности к взрыву селитры.
Обращает на себя внимание сходство взрыва в Бейруте с аналогичным происшествием в китайском порту Тяньцзинь в 2015 году, где первый взрыв также был намного слабее второго. Если допустить, что в морских контейнерах в китайском порту хранилась аммиачная селитра, то можно предположить, что первый взрыв просто послужил детонатором для взрыва более тысячи тонн этого опасного химического соединения.
После взрыва в Бейруте Ливан выпал из «большой игры» за природные ресурсы Восточного Средиземноморья. Как известно, наряду с Турцией эта страна возражала против строительства подводного газопровода EastMed, по которому предполагается доставлять в Европу газ с месторождений Кипра, Израиля и Египта в Восточном Средиземноморье.
Кроме того, как продемонстрировал визит Макрона и высадка в Бейруте французских десантников свидетельствует о стремлении Парижа (один из участников строительства EastMed) вернуть Ливан под свою опеку («мандат XXI века»). Иран и Россия сталкиваются в регионе с возрастающими вызовами, в то время как Израиль заключил мирный договор с ОАЭ, что получило громкий эпитет «сделки века». «За ОАЭ могут последовать Бахрейн, Оман и Катар», – предполагает та же BBC. Наконец, в интервью одному из французских телеканалов президент Ливана Мишель Аун, долгие годы считающийся союзником «Хезболлы», также не исключил возможности подписания мирного договора между своей страной и Израилем.
Ослабление, «по результатам» событий начала августа, позиций ведущей организации ливанских шиитов (наиболее многочисленная конфессиональная община) серьёзно снизило угрозу военного конфликта между Ливаном и Израилем. Конечно, прямые доказательства причастности того или иного государства, либо же иного внешнеполитического субъекта, к трагедии 4 августа в порту Бейрута (также, как и к взрыву в Тяньцзине) отсутствуют. Есть лишь понимание того печального обстоятельства, что спецслужбы ведущих военных держав, список которых не ограничивается южным соседом Ливана, располагают агентурными и техническими возможностями к реализации масштабных диверсий и терактов, к числу которых, возможно, относится взрыв в порту Бейрута. Страна стоит перед угрозой очередной гражданской войны, и «доброжелателей», стремящихся подтолкнуть её в выгодном для них направлении – более чем достаточно.
Владимир Прохватилов,
старший научный сотрудник Академии военных наук
Источник: «ВПА».