О необходимости переработки (существенной доработке) Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее Стратегия) нуждается не в доработке отдельных терминов, положений, моментов и т. п., в связи с происшедшими со времени ей утверждения изменений, а в значительной переработке. Это вызвано следующими основными недостатками действующей Стратегии:

  • несоответствием реалиям, оторванностью от конкретных проблем российской действительности и факторов, обусловливающих состояние и развитие национальной безопасности;
  • чрезмерной теоретизированностью, декларативностью, уходом от конкретных проблем национальной безопасности РФ, особенно от её реального обеспечения;
  • отсутствием целостного подхода к пониманию основных условий, факторов и главного содержания деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности РФ (применительно к её реальному положению как объекта стратегии и экспансии США и их союзников, а также внутренних угроз, исходящих от неорганизованной пока оппозиции в лице пятой колонны и др. сил);
  • отсутствием конкретных направлений обеспечения национальной безопасности как взаимосвязанных видов специфической деятельности, реализуемой в рамках системного подхода;
  • отсутствием механизма управления и контроля за деятельностью субъектов обеспечения национальной безопасности и определения ответственности за её состояние, за срыв требуемых результатов и некоторыми другими.

Замечания и предложения частного характера (по разделам Стратегии)

1. Общие положения

В целом характеризуется несоответствием реальности, чрезмерной теоретизированностью, неконкретностью, ограниченностью (узость понимания), проявлением формализма к определению базовых понятий.

П.1. Не соответствует реальности, чрезмерно оптимистичен.

П.2. Нет конкретных направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности (НБ).

П.3. Стратегия определена как концепция, т. е не ориентирована на достижение реальных результатов. Не оправдана привязка к Концепции долгосрочного социально-экономического развития…

П.6. Не определены некоторые понятия, например, потенциал НБ, ресурсы НБ, механизм обеспечения НБ. Система обеспечения НБ определена слишком узко.

2. Современный мир и Россия

Формулировка раздела звучит слишком обще и обтекаемо. Значительная часть содержания имеет опосредованное отношение к вопросам безопасности (глобализация, положение в мире в целом, тенденции развития и др.). Большое место отведено вопросам внешней политики, что является прерогативой Концепции внешней политики РФ.

Ключевым термином названия должна быть «международная безопасность» применительно к РФ как её субъекту и объекту. Вместо глобализации и внешней политики основное внимание необходимо уделить глобализму, стратегии «золотого миллиарда» по установлению нового мирового порядка , её реализации в последние годы, особенно применительно к России и постсоветскому пространству с прогнозом на среднесрочную перспективу. Необходимо однозначно определить, что именно эта стратегия, главным инструментом которой выступают США и НАТО, является главной угрозой миру, международной безопасности, интересам и самому существованию России.

3. Национальные интересы РФ и стратегические приоритеты

Данный раздел является одним из важнейших, однако занимает менее 1 страницы. Его смысл и содержание не могут быть признанными удовлетворительными.

Национальные интересы, которых определено всего лишь 3, просто декларируются и ничем не обосновываются. 1-й из этих интересов давно исчерпал себя, равно как и вся либеральная идеология, навязанная России с 90-х годов.

Национальные интересы должны иметь как минимум 2 обоснования. Первое- внутренние основы. Это- отечественная история в её развитии со времён первых Рюриковичей. Это высшие духовно-нравственные и социально значимые ценности, определяемые национальной идеей России. Её вариант прозвучал в выступлении Патриарха Кирилла на 18 Всемирном Русском Народном Соборе (ноябрь, 2014 г.). Может быть и другой вариант, например, «Духовность, справедливость, безопасность, народность, державность».

Проблему определения национальной идеи и официальной идеологии следует решать незамедлительно. Это потребует минимум времени и средств. Без них любые концепции, стратегии, проекты, которых было и есть великое множество в любых сферах российского общества- в экономической, финансовой, научной, образовательной, культурной, информационной и др. обречены на провал. Ибо они лишены своего источника, жизненной и духовной силы, не имеют опоры и поддержки со стороны большинства граждан.

Что касается стратегических приоритетов, то они имеют к национальной безопасности лишь опосредованное значение. Авторы документа вышли далеко за пределы предметной области, вследствие чего вместо приоритетов стратегии национальной безопасности представлены направления (сферы) развития российского общества в целом. Причём эти направления (сферы) даны в виде набора, лишённого субординации и стержня. То что попало в этот набор также вызывает вопросы, например, «развитие инновационной системы» ( которая до сих пор отсутствует), «экология живых систем» и проч. изыски, оторванные от реальной российской действительности, а тем более от конкретных проблем в сфере национальной безопасности, о которой и следовало вести речь.

4. Обеспечение национальной безопасности

В методологическом отношении данный раздел имеет определённую связь с предыдущим, однако она проявляется лишь в ограниченной степени и весьма противоречиво. Первые 2 подраздела имеют непосредственное отношение к обеспечению НБ (деятельность силовых структур), о которых в предыдущем разделе упомянуто лишь в одной строке. При этом термин «национальная оборона» не соответствует общепринятому «военная безопасность» (Военная доктрина РФ), а «государственная и общественная безопасность» не определена, её связь и соотношение с НБ не прописаны.

В остальных 7 подразделах характеризуются различные аспекты НБ в отдельных сферах и по некоторым проблемам, направлениям развития общества в целом. Об обеспечении безопасности говорится в самом общем виде, безотносительно к деятельности соответствующих государственных и социальных институтов, т.е. декларативно, в нестрого концептуальном плане. Вместо реального обеспечения НБ нередко излагаются прожекты желаемого развития, как правило, весьма оптимистичные, не подкреплённые необходимыми условиями, ресурсами, механизмами. В Стратегии же должны быть представлены приоритетные направления обеспечения собственно национальной безопасности РФ в системном виде. Этого нет. Некоторые из них просто отсутствуют, например, духовно-нравственная, информационная, финансовая безопасность.

В начальной части раздела должна быть представлена вся система обеспечения НБ РФ (основные субъекты и взаимодействие между ними, управление, а также ценности, принципы, нормы, требования как основа функционирования и развития). И только затем- отдельные элементы системы, причём в субординированном и во взаимосвязанном виде.

Последний, 9-й подраздел должен быть кардинально пересмотрен на предмет соответствия изменившейся обстановке. Демагогические рассуждения о «стратегическом партнёрстве», «многостороннем взаимодействии» с реальными противниками России типа США, ЕС, НАТО и многими другими, давно пора оставить в прошлом, в кошмаре 90-х годов. Союзников у России только два- это давно и всем известно и это- абсолютная истина. Дипломатические ухищрения, подменяющие реальные дела, в условиях системно наращиваемой агрессии США и Запада против России, наносят вред укреплению её реальной безопасности.

В Стратегии непременно должно быть уделено внимание необходимости мобилизации всего общества и государства перед лицом нарастающих угроз, сплочению всех граждан, как духовно, идеологически, так и в процессе реальных дел, конкретного участия в ускоренном повышении уровня НБ – важнейшего условия сохранения суверенитета и целостности России, возрождения её как великой державы.

5. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации Стратегии

В данном разделе должны излагаться условия и механизмы реализации основных направлений реализации Стратегии. Однако, в связи с тем, что эти направления не были определены, речь идёт о реализации Стратегии вообще. Такой подход лишён системности, конкретности, действенности, и, вследствие всего этого, самого главного- достижения ожидаемых (реальных) результатов.

Поэтому помимо общих суждений об организационной и правовой поддержке настоящей Стратегии в разделе говорится о «системе документов», их разработке, упоминаются различные государственные органы и некоторые структуры, призванные обеспечить НБ. Контроль за реализацией Стратегии сводится к ежегодному докладу Секретаря СБ РФ Президенту Российской Федерации.

Таким образом, главного, как и в предыдущих разделах здесь нет. Кто и каким образом будет обеспечивать НБ на стратегическом уровне реально, системно, по конкретным направлениям в различных сферах общества и государства? Об этом сказано лишь частично в административно-нормативном и даже формально- бюрократическом виде. Для реального обеспечения требуемого уровня НБ РФ этого, безусловно, недостаточно.

6. Основные характеристики состояния НБ

Представленные характеристики очень неполные, не охватывают целый ряд значимых, в т.ч. ключевых параметров (в духовно-нравственной, политической, информационной, правовой, геостратегической, финансовой, продовольственной и некоторых других сферах), лишены должной специфики (за исключением последнего пункта). Поэтому данный набор характеристик должен быть существенно переработан.

Кроме характеристик, а может быть вместо них необходимо разработать систему критериев и показателей обеспечения НБ РФ, позволяющих определить не только её состояние, но и уровень развития (по балльной системе).

Существенная переработка Стратегии с учётом вышеизложенных замечаний и предложений предполагает выполнение большой работы. В этих целях предлагается создать при Совете безопасности Рабочую группу из числа ведущих специалистов в сфере НБ, включающих представителей СБ, ФНБ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Дипакадемии, НИЦ проблем НБ, и некоторых других.

Профессор В.И. Лутовинов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.