Миграционный кризис и «наступление» ислама в Европу: возможные последствия и угрозы
Несмотря на некоторое уменьшение количества беженцев, прибывающих в Европу, после вступления соглашения между ЕС и Турцией, миграционный кризис еще далек от завершения. По информации главы европейской дипломатии Ф. Могерини, на территории Ливии находится более 500 тысяч лиц, которые готовы к миграции в Европу. По другим данным, их количество превышает 1млн человек.
Массовое прибытие мигрантов на континент увеличивает напряженность между членами ЕС, несет угрозу социально-экономическому развитию тех стран, куда преимущественно попадают беженцы. Еще одним важным направлением воздействия миграционного кризиса является новое «наступление» ислама в Европу. Так, по имеющимся оценкам, более 80% беженцев являются мусульманами, что значительно усиливает влияние местных исламских диаспор.
Некоторые эксперты уже сравнивают нынешний миграционный кризис с нашествием сарацинов, когда в VII-VIII веках мусульмане завоевали Средиземноморье, высадились на Пиренейском полуострове и стали продвигаться на север. Расширение Омеядского Халифата было остановлено в 732 году в результате битвы при Пуатье, в которой объединенные силы франков нанесли поражение армии Омейядов. Многие западные историки и публицисты считают, что эта победа предотвратила покорение Европы исламом и спасла христианство на континенте.
Неоднократные попытки мусульман вооруженным путем проникнуть в Европу отмечались с VIII по X века, а затем с XIV по XVIII, что в западной историографии рассматривались как поединок креста и полумесяца, хотя они имели больше геополитические, а не религиозные причины. В свою очередь под предлогом защиты христианской церкви Ватикан и европейская аристократия осуществили серию крестовых походов на Ближний Восток. Иерусалим и Святая земля были освобождены от мусульман, хотя далее вновь перешли под их контроль. Эти войны сопровождались антиисламской пропагандой. Религия мусульман представлялась Европе как вера неправедная и злая, а сарацины являлись «слугами дьявола», что оказало ощутимое воздействие на европейское общественное мнение того времени.
Даже в настоящее время многие в Европе все еще плохо информированы о религиозных, бытовых и культурных особенностях исламского мира. Мусульмане, пребывающие в Европу, чтобы избежать гибели в районах вооруженных конфликтов, в поисках работы и лучших условий жизни имеют собственную религиозную идентичность и самосознание. Опыт мигрантов первой и второй волны, являющихся выходцами из стран арабского Магриба и Турции показал, что интеграции мусульман в Европейскую общность не произошло. Политика ассимиляции дала результаты только в области владения иностранными языками, а в религиозной и связанной с ней культурно-бытовой сферах этого не произошло.
Нынешняя волна беженцев с Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки превышает прежние масштабы. Планы Брюсселя интегрировать их в Европейское общество в современных условиях просто нереальны. В Европу в 2015 году прибыло 1,8 млн. беженцев, большинство из которых являются мусульманами. В 2016 году их количество может еще более возрасти. В настоящее время, согласно данным исследовательского центра Pew, количество мусульман в Европе достигает 44 млн., в пределах Европейского союза – 19 млн.
В ЕС самые высокие показатели у Германии и Франции, в каждой из которых проживают примерно 4,7 млн. мусульман. В Великобритании их насчитывается около 2.9 млн. По отношению к количеству проживающих мусульман к общей численности, наибольшие показатели у Франции – 7.5% населения. В Нидерландах доля мусульманского населения составляет 6%, в Бельгии – 5,9%, в Германии – 5,8%, в Великобритании 5,8%. В Париже и его пригородах насчитывается наибольшее количество мусульман, чем в любом другом европейском городе – около 1,7 млн. человек.
Помимо увеличения мусульман Европы за счет миграции, их количество растет и за счет естественного прироста населения стран, где проживают лица, придерживающиеся исламского вероисповедания. У них рождается больше детей, чем у родителей – христиан. Например, в Евросоюзе рождаемость среди коренного белого населения в среднем – 1,38 ребенка на семью. Во Франции этот показатель у христиан – 1.8, а у исламского населения он составляет 8,1 ребенка на семью. Такой тенденции активно способствует мусульманские проповедники. Так, имам в одной из мечетей в ходе проповедей призывал прихожан заводить как можно большей детей. Подобных взглядов разделяют большинство вновь прибывших в Европу мигрантов, стремящихся таким путем избежать депортации и получить максимальные социальные пособия на детей.
По оценкам Европейских специалистов, при сохранении даже нынешних темпах прироста населения примерно через 35 лет Франция станет исламской республикой. На юге страны, исторически являющемся одним из самых густонаселенных христианских районов мира, в настоящее время действующих мечетей гораздо больше, чем церквей.
Схожая ситуация отмечается в Великобритании. За относительно непродолжительный период мусульманское население увеличилось там с 80 тыс. до 3 млн. человек – в 36 раз. В стране насчитывается более 1000 мечетей, многие их которых раньше были христианскими церквями. В Голландии 50 процентов всех новорожденных – от родителей-мусульман. По местным оценкам, уже через 12 лет половина населения этой страны будет мусульманской. В Бельгии также 50 процентов новорожденных и 25 процентов всего населения в настоящее время – мусульмане.
Необходимо отметить, что ислам входит в число основных мировых религий и по численности своих последователей (около 1,5 млрд. человек, примерно 27,7% населения земли). Ислам сыграл значительную роль в истории человеческой цивилизации. Исламская история, культура и философско-литературное наследие отличается необычайным богатством, глубиной и разнообразием. Их достижения, особенно в сфере богословия и философии, признаются во многих странах мира, где проживают представители другие религиозных конфессий.
Ни одна другая мировая религия не привлекает в наши дни такого внимания, как ислам. Некоторые специалисты относят ислам к одной из самых динамичных и жизнеспособных религий современности. Не в одной другой религии нет такого процента верующих страстно и самозабвенно, преданных исламу, искренне выполняющие все положения мусульманского вероучения и религиозных правил.
Одной из важных особенностей ислама является то, что для его последователей это не просто система веры и культа, а одновременно образ жизни и его нормы включают бытовые правила и элементы гражданского, уголовного и даже конституционного права. Ислам исторический был и остается главной идейной основой культуры и общественного устройства мусульманских стран и регионов, пронизывая все сферы их жизни. В каждой из этих стран ислам имеет свои особенности и специфику, однако в целом эти различия незначительны (в основном они касаются вопросов теологии) по сравнению с единством общих представлений, нравов, и обычаев, которые создали общую религиозную основу мусульман.
Этому способствовал тот факт, что в быту, повседневной жизни нравственные, обрядово-культовые формы ислама, фактический во многих странах впитываются с молоком матери надолго, а точнее – навсегда и формируют особую мусульманскую психологию человека. Поэтому можно сказать, что, несмотря на все особенности конкретных стран исламского мира, мусульманин, родившийся в своей среде, всегда останется мусульманином в любых других условиях. Благодаря этому, для более чем 1,5 млрд. разноязычных мусульман ислам не только общая религия, но и общественно-политическая сила, способствующая формирования определённого образа жизни, общей культуры мировоззрения, где бы они не находились и не проживали.
Ислам – арабское слово, означающее в переводе «подчинение», «послушание», «поклонение» (единому Богу – Аллаху), а его последователи называются мусульманами, от арабского слова «муслим», т.е. покорный, преданный. Важным элементов в исламе является шариат – система религиозных законов, регулирующих нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники, хозяйственные и другие стороны жизни. В нем содержится перечень запретов, дозволенных, и порицаемых поступков. Шариат и его законы фактический охватывают всю жизнедеятельность каждого мусульманина.
Нравственные нормы, которым должны следовать мусульмане довольно многообразны. К ним, в частности, относятся: правдивость, искренность изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца, скромность, поиск мудрости и знаний, желание посвятить все свое время и свою жизнь добрым делам, отвращение к злу и греху и т.д. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: запрещенной мусульманам пищи (свинины), спиртных напитков, табака, наркотиков, а также играть в азартные игры.
Мужчина мусульманин обязан заботиться о содержание семьи, он может брать в жены до четырех женщин одновременно. Внебрачные связи категорически запрещены. Женщинам без сопровождения мужчины не дозволено посещать кинотеатры, другие общественные места, включая кафе и рестораны. Определенные ограничения накладываются на внешний вид женщины дома и на улицах.
В странах исламского мира традиционно негативно относились к западному образу жизни, который считался аморальным с точки зрения традиционной мусульманской нравственности. Особое неприятие вызывали распространение на западе алкоголизма, употребление наркотиков, проституция, гомосексуализма и т.д. В связи с этим в мусульманских странах обращали внимание на то, что ислам самим фактом своего существования спасает человеческое общество от деградации, а современную цивилизацию от распада и разрушения. Ислам как там считается, построил мир на новой основе, очистил веру и мораль, дал новое содержание. Предназначение ислама – вести «караван жизни» всего человечества на основе истинных благородных ценностей, веры, братства и справедливости.
В мусульманских странах существовали различные виды государственного устройства, но среди многих представителей исламского социума считалось, что государство должно сосуществовать в форме Халифата – теократического государства. Его главой является халиф, сочетающий функции духовного и светского лидера, действующий на основе исламских норм и правил.
Среди пребывающих в Европу мигрантов значительная часть разделят подобные взгляды. Другой особенность является то, что согласно идеологии радикальных исламистов, которых также оказалось достаточно много среди прибывших в Европу беженцев, все население земли делится на три категории: «правоверные» т.е. мусульмане, «народы Книги» – иудеи и христиане, а также «неверные» – все остальные. Мусульмане, стоящие в этом списке, имеют право предлагать двум другим категориям добровольно принять ислам или покориться власти «правоверных». Разделяющие взгляды исламских экстремистов, считают возможным вести джихад – вооруженную борьбу с неверными.
Представители мусульманских сообществ, проживающие в Европе уже длительное время, как правило, не разделяют подобные радикальные взгляды, но сохраняют и оберегают свою религиозную идентичность. Однако прибившие и прибывающие на континент в последнее время мигранты все чаще пытаются навязывать свои религиозные и идеологические взгляды европейскому населению, в том числе в довольно агрессивной форме.
В ряде стран стали отмечаться практические действия мусульман в этом направлении. Так, в Германии была организована акция под названием «Читай». Ее организаторы пытались распространить на улицах 25 млн. копий Корана, что обратить немцев в «истинную веру». В городе Вуппертале начала действовать Полиция шариата, которая патрулировала районы отдыха местного населения. С посетителями баров и казино проводились разъяснительные беседы, чтобы они отказались от спиртных напитков, табака и приняли ислам. Девушкам и женщинам рекомендовали не носить короткие платья и юбки, агитировали их надевать никабы – мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз. В школах, которые посещают дети мусульман, исламские активисты требуют убрать из меню школьных столовых все блюда из свинины.
В Дании группа молодых людей из среды мусульман – мигрантов устроили массовые беспорядки в городе Нерребро. Они объявили о его включении в территорию шариата, где запрещено распивать алкоголь, и стали совершать нападения на местные питейные заведения. Их витрины разбивались камнями и брошенными велосипедами, местные жители подвергались оскорблениям. Среди ряда мигрантов распространяются взгляды об изменении европейского общества на основе ислама в том варианте, как они его понимают. Раздаются призывы к созданию Европейского Халифата.
Разумеется, население ЕС, насчитывающее около 500 млн. человек, будет защищать свою европейскую идентичность и образ жизни. Говорить о размывании христианства мусульманством преждевременно. Несколько миллионов мигрантов мусульман (по разным оценкам их общее количество может достигнуть 6-8 млн. человек) не изменят религиозную карту Европу, где большинство населения относят к христианам. Однако для европейцев, привыкших к своему местному «умеренному исламу» агрессивные действия мигрантов по навязыванию своего видения и ее места в обществе, оказались большой неожиданностью, что изменило их отношение к исламу в целом.
Институт новых социальных ответов провел в Германии опрос, целью которого было выяснение отношения немцев к исламу, как неотъемлемой части германских ценностей. Его итоги показали, что 60,3% респондентов не считают ислам частью Германии, а 46,1% опрошенных заявили, что опасаются исламизации страны. Подобные настроение отмечаются в других странах Европы, ранее гордившихся своей толерантностью, в том числе по религиозным вопросам. Ряд политиков из стран Европейского союза стали заявлять, что христианские и мусульманские миры не способные ужиться на одной территории.
Только руководство Германии продолжает придерживаться своей прежней политики. Канцлер А. Меркель в одном из своих выступлений однозначно заявила, что «ислам, несомненно, является частью Германии». Однако такие заявления не вызвали одобрения у значительной части населения страны, что проявилось в возникновении движения «Пегида» («Патриотичные европейцы против исламизации Старого Света») и партии «Альтернатива для Германии», которая не считает ислам частью ФРГ. Отмечается рост популярности подобных партий и движений в других странах Европы, что в перспективе может привести к изменению политического спектра правящих элит, среди которых буду преобладать антиисламские настроения.
Тем временем мигранты-мусульмане пребывают и будут далее различными маршрутами пребывать в Европу. Проявляется тенденция их расселения в крупных городах и создания своих районов компактного проживания, живущих по исламским законам и правилам. Как показывает нынешняя практика, городские власти не стремятся вмешиваться во внутренние дела жизни подобных анклавов, если там явно не нарушается правопорядок. По мере увеличения в городах мусульманского населения, их представители будут принимать участи в различных управленческих структурах и органах местного самоуправления. Первый прецедент подобного рода отмечен в Лондоне, где в мае мэром города в результате выборов стал кандидат от лейбористской партии С. Хан, мусульманин по вероисповеданию.
Проживание в подобных районах не будет соответствовать европейским стандартам образа жизни. Мечети, громко транслирующие призывы к молитвам, женщины с закрытыми лицами, отсутствие увеселительных заведений, пища, приготовленная на основе исламских стандартов, повсеместное введение гражданско-правовых аспектов шариата – все это изменит внешний облик, стиль и содержание жизни многих районов европейских городов. Возможны изменения делового климата и функционирования банковской системы. Исламские банки работают по иному принципу, чем традиционно европейские. Шариат осуждает спекулятивных доход и ссуду под проценты, поэтому участники любой сделки объединяют капитал и труд, а прибыль делят по отдельному соглашению.
Вместе с тем, хотя все указанные аспекты являются непривычными для большинства европейцев и труднопринимаемыми для общественного сознания Старого Света, они в целом носят позитивный характер. При строгом соблюдении мусульманских норм и правил снижается уровень преступности, улучшается мораль и нравственность, уменьшается пессимизм и уныние. Для работодателей мусульманский трудовой контингент не создает каких-либо проблем, отличается добросовестностью и высокой дисциплиной.
В тоже время массовое появление в Европе мигрантов – выходцев из стран Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки, где действуют многочисленные террористические организации, создает новые масштабные угрозы безопасности стран континента. Речь идет о появлении в Европе сторонников вооруженного джихада, готовых к проведению самых жестоких террористических актов. Они верят, что участвуют в «священной борьбе» с неверными, которые проживают в христианской Европе.
Большая часть из них направляется на континент наиболее опасной в настоящее время группировкой «Исламское государство», действующей в Сирии и Ираке. По имеющимся у европейских спецслужб данным, в ряде стран уже находятся группы террористов ИГ, численностью по 3-4 человека (их общее количество может достигать до 400-600 боевиков), готовых для совершения атак на различные цели. Большинство из них имеет боевой опыт, они настроены на проведение суицидных терактов, которые вызывают наибольшие потери. Под влиянием пропаганды «Исламского государства» террористом может стать любой попавший под ее влияние европейский мусульманин из числа уже давно проживающих на континенте. Их наиболее трудно выявлять, так как они не имеют никаких связей с экстремистскими группировками.
Согласно данным Федерального ведомства по уголовным делам Германии, количество потенциально опасных лиц их числа исламистов стало почти вдвое больше по сравнению с 2015 годом. Выявлено 497 человек с радикальными исламскими взглядами, представляющих потенциальную угрозу. Еще 339 исламистов симпатизируют террористам и и могут стать их помощниками. Под угрозой находятся стадионы и места скопления болельщиков на чемпионате Европы по футболу во Франции, рейсы гражданских авиакомпаний, пляжи на юге Европы, а также критический важные объекты инфраструктуры.
Эмиссары ИГ осуществляют вербовки новых террористов на континенте, готовят схроны для их укрытия, накапливают оружие и боеприпасы. Другим опасным направлением деятельности ИГ является стремление спровоцировать в Европе резкий рост антимусульманских настроений, чтоб увеличить число лиц, желающих пополнить ряды боевиков и террористов. Руководство «Исламского государства» надеется, что частые террористические атаки вызовут бурную реакцию со стороны европейских правительств и общественности в отношении всех проживающих в регионе мусульман, что должно привести к отчуждению и радикализации мусульманских сообществ по всему континенту.
Таки образом, миграционным кризис уже создал много проблем для Европы, которая под его воздействием, несомненно, будет меняться. Наложение на него исламского фактора повлияет на сложившиеся на континенте этно-религиозный баланс с долговременными последствиями. Несовпадения культур и образов жизни христиан и мусульман, тенденции роста мусульманского населения, невозможность полной интеграции беженцев скажутся на изменении европейской идентичности. Наибольшую опасность будет представлять рост террористических угроз со стороны исламских боевиков и местных фанатиков-исламистов, попавших под влияние джихадистской пропаганды.
Кондрашов Вячеслав Викторович