Система методов мониторинга реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»
Подсистема мониторинга маркетинговых проблем является одной из основных функциональных подсистем МСТА и предназначена для сбора, накопления, обработки и анализа информации о таможенных операциях и процедурах, не удовлетворяющих потребителей, а также для подготовки принятия управленческих маркетинговых решений. Мониторингу присущи основные признаки такого метода маркетинговых исследований, как панель: предмет и тема исследования постоянны, сбор данных повторяется через равные промежутки времени, совокупность участников исследования с определенными оговорками постоянна. Целью Мониторинга является выявление таможенных операций и процедур, являющихся «узкими» местами системы средств реализации таможенной политики (ССРТП) с точки зрения удовлетворенности участника ВЭД их качеством (в работе обозначены как неадекватные таможенные операции и процедуры), а также определение желательного формата таких таможенных операций и процедур. Основными объектами управления Федеральной таможенной службой выступают: таможенные органы (центральный аппарат России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты), таможенный персонал, таможенные процедуры, ресурсы таможенной деятельности (финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие), таможенные услуги, а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности. Обеспечение согласованности (единодействия) различных элементов (частей, подсистем) ФТС России для достижения целей ее деятельности и предопределяет основную роль управления.
Для оценки существующего состояния и возможностей системы управления таможенными органами России проведено исследование, основанное на методах экспертно-аналитического моделирования. Эксперты определили перечень задач и ресурсов управления и оценили их состояние по девятибалльной шкале (табл. 5).
№ п\п |
Задачи и ресурсы | Средняя суммарная оценка | ||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||
Задачи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Анализ направлений деятельности и оптимизации работы таможенного поста (далее – ТП) | Х | ||||||||
2 | Анализ состояния служебной дисциплины | Х | ||||||||
3 | Прогнозирование развития ТП | Х | ||||||||
4 | Разработка планов деятельности ТП | Х | ||||||||
5 | Внедрение новых технологий деятельности | Х | ||||||||
6 | Совершенствование организационных структур для реализации технологии деятельности ТП | Х | ||||||||
7 | Управление кадровым потенциалом | Х | ||||||||
8 | Управление материально-техническими средствами | Х | ||||||||
9 | Организация операционного управления деятельностью ТП | Х | ||||||||
10 | Учет результатов деятельности | Х | ||||||||
11 | Контроль количественных и качественных характеристик результатов деятельности | Х | ||||||||
12 | Сравнение результатов с контрольными показателями и регистрация несоответствий | Х | ||||||||
13 | Выявление причин несоответствий | Х | ||||||||
14 | Разработка и реализация предупреждающих действий | Х | ||||||||
15 | Разработка и реализация корректирующих действий | Х | ||||||||
16 | Активизация должностных лиц ТП на повышение эффективности деятельности, уровня профессионализма | Х | ||||||||
17 | Прогнозирование развития внешнеторгового товарооборота в регионе, содействие развитию ВЭД | Х | ||||||||
18 | Организация взаимодействия с другими правоохранительными органами | Х | ||||||||
19 | Оптимизация процесса взаимодействия с участниками ВЭД | Х | ||||||||
20 | Оценка уровня мотивации должностных лиц ТП на повышение результативности деятельности | Х | ||||||||
21 | Подготовка предложений по совершенствованию методов решения задач | Х | ||||||||
Средняя суммарная оценка показателя в целом | 4,0 | |||||||||
Ресурсы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Кадровое обеспечение | Х | ||||||||
2 | Материально-техническое обеспечение | Х | ||||||||
3 | Информационно-техническое обеспечение | Х | ||||||||
4 | Правовое обеспечение | Х | ||||||||
5 | Инфраструктура | Х | ||||||||
6 | Технологическое обеспечение | Х | ||||||||
7 | Методологическое информирование | Х | ||||||||
Средняя суммарная оценка показателя в целом | 4,42 |
Среднее значение показателя, отражающего состояние задач управления (по 9-и балльной шкале) равно 4,0. Соответствующие значение показателя, характеризующего ресурсный потенциал системы управления, составляет 4,42.
Полученные результаты представлены на трансформированной матрице Бостонской консалтинговой группы (далее по тексту – матрица БКГ). Здесь отражена позиция, характеризующая текущее состояние системы управления и уровень, отражающий ее способность устойчиво функционировать на стратегическом интервале (5 и более лет) функционирования. Количественная характеристика реального состояния существующего управления деятельностью таможенных органов соответствует заштрихованной зоне. Анализ данной позиции позволяет сделать общий вывод принципиального характера: система управления деятельностью таможенных органов в настоящее время развита недостаточно как по задачам (действия руководителя, направленные на управление таможенным органом), так и по ресурсному потенциалу, имеющемуся в распоряжении руководителя таможенного органа для реализации указанных управленческих задач.

Рис 1. Позиционирование состояния системы управления таможенными органами на матрице БКГ (трансформированной)
В соответствии с полученной оценкой она находится в проблемной зоне, которая, в интерпретации позиции по матрице БКГ, характеризуется как медленный рост/ малая доля. Дальнейшее сохранение такого положения управленческой деятельности связано со значительными затратами, в том числе и финансовыми, и потерями в качестве управления при незначительных шансах на улучшение ситуации.
Приведенный в ходе исследования дополнительный опрос экспертов позволяет определить основные проблемные вопросы, решение которых самым непосредственным образом влияет на повышение качества и эффективности управленческой деятельности:
- отсутствие регламентации управленческой деятельности, системы показателей, характеризующих ее качество и эффективность;
- отсутствие методического обеспечения для решения значительного числа вопросов, возникающих в ходе управленческой деятельности;
- ограниченные возможности правового механизма принятия управленческих решений;
- отсутствие системного подхода и соответствующей организации при управлении деятельностью таможенным органом.
Кроме того, к недостаткам системы управления таможенных органов эксперты относят и несовершенство структуры управления ими, а именно:
а) функциональный подход к управлению, что ведет к функциональной избыточности, снижает качество и замедляет ход происходящих процессов;
б) ориентацию руководителей таможенных органов на увеличение численности персонала и усложнение организационной структуры;
в) слабое делегирование полномочий и ответственности, усложнение системы согласований, обмена информацией, бюрократизм;
г) узкий взгляд и отсутствие интереса к тому, что прямо не касается своего подразделения;
д) приверженность к бюрократическим привычкам, что тормозит обмен информацией;
е) слабая координация деятельности функциональных подразделений со стороны линейного руководителя, перегрузка руководителей верхнего уровня;
ё) длительность процедур принятия решений.
Таким образом, существующие консервативные подходы к управлению таможенными органами не в полной мере обеспечивает их эффективное функционирование и надлежащее качество государственных таможенных услуг. Успешное решение задач, стоящих перед государственными службами, в том числе и таможенной службой России, на современном этапе, возможно только на основе современных подходов в области теории и практики управления.
Овсянникова Ольга Александровна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии