Система методов мониторинга реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»

Подсистема мониторинга маркетинговых проблем является одной из основных функциональных подсистем МСТА и предназначена для сбора, накопления, обработки и анализа информации о таможенных операциях и процедурах, не удовлетворяющих потребителей, а также для подготовки принятия управленческих маркетинговых решений. Мониторингу присущи основные признаки такого метода маркетинговых исследований, как панель: предмет и тема исследования постоянны, сбор данных повторяется через равные промежутки времени, совокупность участников исследования с определенными оговорками постоянна. Целью Мониторинга является выявление таможенных операций и процедур, являющихся «узкими» местами системы средств реализации таможенной политики (ССРТП) с точки зрения удовлетворенности участника ВЭД их качеством (в работе обозначены как неадекватные таможенные операции и процедуры), а также определение желательного формата таких таможенных операций и процедур. Основными объектами управления Федеральной таможенной службой выступают: таможенные органы (центральный аппарат России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты), таможенный персонал, таможенные процедуры, ресурсы таможенной деятельности (финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие), таможенные услуги, а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности. Обеспечение согласованности (единодействия) различных элементов (частей, подсистем) ФТС России для достижения целей ее деятельности и предопределяет основную роль управления.

Для оценки существующего состояния и возможностей системы управления таможенными органами России проведено исследование, основанное на методах экспертно-аналитического моделирования. Эксперты определили перечень задач и ресурсов управления и оценили их состояние по девятибалльной шкале (табл. 5).

Таблица 5. Оценка состояния задач и ресурсов управления деятельностью таможенных органов

п\п
Задачи и ресурсы Средняя суммарная оценка
1 2 3
Задачи 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Анализ направлений деятельности и оптимизации работы таможенного поста (далее – ТП) Х
2 Анализ состояния служебной дисциплины Х
3 Прогнозирование развития ТП Х
4 Разработка планов деятельности ТП Х
5 Внедрение новых технологий деятельности Х
6 Совершенствование организационных структур для реализации технологии деятельности ТП Х
7 Управление кадровым потенциалом Х
8 Управление материально-техническими средствами Х
9 Организация операционного управления деятельностью ТП Х
10 Учет результатов деятельности Х
11 Контроль количественных и качественных характеристик результатов деятельности Х
12 Сравнение результатов с контрольными показателями и регистрация несоответствий Х
13 Выявление причин несоответствий Х
14 Разработка и реализация предупреждающих действий Х
15 Разработка и реализация корректирующих действий Х
16 Активизация должностных лиц ТП на повышение эффективности деятельности, уровня профессионализма Х
17 Прогнозирование развития внешнеторгового товарооборота в регионе, содействие развитию ВЭД Х
18 Организация взаимодействия с другими правоохранительными органами Х
19 Оптимизация процесса взаимодействия с участниками ВЭД Х
20 Оценка уровня мотивации должностных лиц ТП на повышение результативности деятельности Х
21 Подготовка предложений по совершенствованию методов решения задач Х
Средняя суммарная оценка показателя в целом 4,0
Ресурсы 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Кадровое обеспечение Х
2 Материально-техническое обеспечение Х
3 Информационно-техническое обеспечение Х
4 Правовое обеспечение Х
5 Инфраструктура Х
6 Технологическое обеспечение Х
7 Методологическое информирование Х
Средняя суммарная оценка показателя в целом 4,42

Среднее значение показателя, отражающего состояние задач управления (по 9-и балльной шкале) равно 4,0. Соответствующие значение показателя, характеризующего ресурсный потенциал системы управления, составляет 4,42.

Полученные результаты представлены на трансформированной матрице Бостонской консалтинговой группы (далее по тексту – матрица БКГ). Здесь отражена позиция, характеризующая текущее состояние системы управления и уровень, отражающий ее способность устойчиво функционировать на стратегическом интервале (5 и более лет) функционирования. Количественная характеристика реального состояния существующего управления деятельностью таможенных органов соответствует заштрихованной зоне. Анализ данной позиции позволяет сделать общий вывод принципиального характера: система управления деятельностью таможенных органов в настоящее время развита недостаточно как по задачам (действия руководителя, направленные на управление таможенным органом), так и по ресурсному потенциалу, имеющемуся в распоряжении руководителя таможенного органа для реализации указанных управленческих задач.

Рис 1. Позиционирование состояния системы управления таможенными органами на матрице БКГ (трансформированной)

Рис 1. Позиционирование состояния системы управления таможенными органами на матрице БКГ (трансформированной)

В соответствии с полученной оценкой она находится в проблемной зоне, которая, в интерпретации позиции по матрице БКГ, характеризуется как медленный рост/ малая доля. Дальнейшее сохранение такого положения управленческой деятельности связано со значительными затратами, в том числе и финансовыми, и потерями в качестве управления при незначительных шансах на улучшение ситуации.

Приведенный в ходе исследования дополнительный опрос экспертов позволяет определить основные проблемные вопросы, решение которых самым непосредственным образом влияет на повышение качества и эффективности управленческой деятельности:

  • отсутствие регламентации управленческой деятельности, системы показателей, характеризующих ее качество и эффективность;
  • отсутствие методического обеспечения для решения значительного числа вопросов, возникающих в ходе управленческой деятельности;
  • ограниченные возможности правового механизма принятия управленческих решений;
  • отсутствие системного подхода и соответствующей организации при управлении деятельностью таможенным органом.

Кроме того, к недостаткам системы управления таможенных органов эксперты относят и несовершенство структуры управления ими, а именно:

а) функциональный подход к управлению, что ведет к функциональной избыточности, снижает качество и замедляет ход происходящих процессов;

б) ориентацию руководителей таможенных органов на увеличение численности персонала и усложнение организационной структуры;

в) слабое делегирование полномочий и ответственности, усложнение системы согласований, обмена информацией, бюрократизм;

г) узкий взгляд и отсутствие интереса к тому, что прямо не касается своего подразделения;

д) приверженность к бюрократическим привычкам, что тормозит обмен информацией;

е) слабая координация деятельности функциональных подразделений со стороны линейного руководителя, перегрузка руководителей верхнего уровня;

ё) длительность процедур принятия решений.

Таким образом, существующие консервативные подходы к управлению таможенными органами не в полной мере обеспечивает их эффективное функционирование и надлежащее качество государственных таможенных услуг. Успешное решение задач, стоящих перед государственными службами, в том числе и таможенной службой России, на современном этапе, возможно только на основе современных подходов в области теории и практики управления.

Овсянникова Ольга Александровна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *