Оценка результативности мониторинга реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»
В ноябре 2015 года правительство РФ подведет основные итоги реализации «дорожных карт», разработанных в рамках Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) по созданию благоприятного инвестиционного климата. Процесс формирования и реализации «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования» стал новым форматом взаимодействия бизнеса и федеральных органов исполнительной власти. Впервые в процессе совместной работы приоритеты были отданы предложениям бизнеса. Исполнение мероприятий «дорожной карты» оценивает специально созданная рабочая группа в Агентстве стратегических инициатив (АСИ), в которую входят предприниматели, участники внешнеэкономической деятельности, представители общественных, некоммерческих организаций, так или иначе связанные с таможенной сферой. Первоначально исполнить все мероприятия «дорожной карты» планировалось в 2018 году. Но, идя навстречу пожеланиям бизнеса, президент РФ Владимир Путин принял решение о реализации «дорожной карты» до 1 декабря 2015 года.
Бизнес нам предлагает все новые и новые мероприятия, «дорожная карта» дополняется новыми пунктами. Так, в 2012 году было 39 мероприятий, в 2013-м – 72, сейчас их 81, и очередной пакет с предложением 21 мероприятия уже направлен в минэкономразвития.
Среди основных показателей работы таможенных органов – быстрота совершения таможенных операций. До 30 минут сокращен срок прохождения таможенных операций, связанных с государственным контролем в автомобильных пунктах пропуска. С 4 часов в 2013 году до 47 минут в этом году сократилось время выпуска товаров при экспорте. При помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то есть при импорте, время с 48 часов сократилось до 1 часа 40 минут. Введение обязательного предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых автомобильным и железнодорожным транспортом (98% предварительной информации подается до прибытия товаров и транспортных средств), позволило таможенным органам заранее провести ее анализ с использованием системы управления рисками. Сейчас уплатить таможенные пошлины и налоги можно через платежные терминалы, банкоматы и портал электронного декларирования ФТС России. Доля импортных платежей, перечисленных таким образом, составляет уже более 22% от общей суммы всех платежей. Применение новых информационных технологий по уплате таможенных платежей позволяет существенно сократить время проведения таможенных операций, в чем, безусловно, заинтересованы участники ВЭД.
Следующим спорным моментом является выбор страны-партнера. Россия поставлена в неравные условия по сравнению, например, с государствами – членами Евразийского экономического союза. При сопоставлении данных можно увидеть, что для Беларуси, Казахстана и Киргизии торговым партнером является в основном Россия, что исключает наличие государственного контроля на границе (соответственно отсутствуют финансовые и временные затраты на таможенный и технический контроль, оформление документов). Затраты на торговлю внутри ЕАЭС несопоставимы с затратами на торговлю со странами дальнего зарубежья. Это обстоятельство позволило нашим партнерам занять более высокие позиции в рейтинге Всемирного банка.
Таким образом, рейтинг показателя «международная торговля» является определяющим при оценке эффективности работы по «дорожной карте» «Совершенствование таможенного администрирования». При этом указанный показатель включает в себя оценку не столько процессов, администрируемых таможенными органами, сколько процессов, в которых участвуют транспортники, различные посредники, стивидоры, брокеры и другие участники сложного процесса внешнеторговой деятельности.
Овсянникова Ольга Александровна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии