Пропаганда как технология манипулирования общественным сознанием

Коржавин Ф.В.

Коржавин Ф.В., студент группы СГН3 ‒ 31
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Бочарников И.В., доктор политических наук,
профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии».

 

По мнению специалистов в сфере социологии и коммуникации, фундаментом постиндустриального общества является пропаганда. В этой публикации мне хотелось бы показать, как при помощи этого инструмента можно воздействовать на общество и менять мнение индивидов и широких слоев населения.

В процессе подготовки написания статьи мне удалось проанализировать множество мнений специалистов и ученых, касающихся вопроса идеологического, политического и социального воздействия пропагандистов на потребителя. В эпицентре внимания окажется коммерческая пропаганда. Ведь люди почему-то приобретают в первую очередь брендированные товары, при этом тщательно рассматривают этикетку и склоняются к тому, что рекламируют знаменитости. Также интересно показать, каким образом нацисты смогли за считанные годы кардинально поменять сознание немцев. Ведь именно они сделали из униженной и раздавленной Германии самое опасное и агрессивное государство XX века. Не останутся в стороне и современные страны. Станет понятно, каким образом некогда богатую и процветающую Ливию, где люди жили лучше, чем в большинстве государств мира, разрушили под воздействием внешней пропаганды сами же ливийцы. Или взять уникальный случай с президентом Румынии Н. Чаушеску, когда в 1989 году митинг в его поддержку в считанные минуты стал антиправительственным. Итак, добро пожаловать в мир пропаганды, где правят жестокие законы и технологии, суть которых сводится к главной идее ‒ управлению сознанием и поступками людей.

Для начала следует понять, что же такое пропаганда в широком смысле этого слова. Слово «Propaganda» с латинского переводится буквально как «то, что следует распространить». Действительно, перевод этого слова довольно точно отражает один из аспектов явления пропаганды. Но что можно распространять? Является ли реклама, например, только что открывшегося супермаркета возле вашего дома пропагандой? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо затронуть следующие части определения пропаганды. Итак, это распространение и популяризация взглядов и идей. Идеи могут быть разные – политические, философские, религиозные, научные, художественные и так далее. Распространение производится за счёт средств массовой информации, устной речи, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание. Но вернёмся к рекламе супермаркета. Ей не даёт стать полноценной пропагандой последний аспект определения – пропаганда всегда преследует цель активизации деятельности общества согласно внедряемым идеям. Большая советская энциклопедия так же определяет пропаганду как распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.

Теперь рассмотрим пропаганду в узком смысле этого слова. С этой стороны можно определить политическую и идеологическую пропаганду. Оба вида осуществляются с целью формирования у масс определённого политического мировоззрения. Политическую пропаганду можно расценивать как систематическое воздействие на сознание индивидов, групп, или даже общества в целом для достижения определённого результата в области политического действия.

Хорошим примером политической пропаганды является пропаганда китайских коммунистов во время Корейской войны, направленная на пленных американских солдат. Целью китайцев было не сломить противника, их целью было изменить позиции и взгляды военнопленных. Для этого не использовались методы насилия. Китайцы постепенно воздействовали на пленных, непринуждённо заставляя их делать антиамериканские и прокоммунистические заявления, причём в письменной форме. Сами заявления не должны были быть чересчур агрессивными или резкими, они могли, например, писать о несовершенстве американского режима, преимуществах коммунизма и так далее. После такие «безобидные» заявления транслировали по радио на весь лагерь военнопленных. Таким образом, даже те, кто отказывался их писать, слышал, что их боевые товарищи делали это и тоже постепенно оказывался под влиянием пропаганды. Китайцы использовали ещё несколько методов воздействия на психику человека, но в рамках данной статьи мы их рассматривать не будем. Результатом такой «промывки мозгов» было то, что почти все американские солдаты по возвращению из плена ещё долгие годы придерживались мнения, что коммунизм – хорошая идеология для Азии. Даже те пленные, которые относились к китайцам с неприязнью, хвалили их за работу, проделанную в Китае. Таким образом, политические взгляды пленников значительно изменились. Генри Сигал, руководитель нейропсихиатрической экспертизы, отмечал, что связанные с войной убеждения американских солдат, побывавших в плену у китайцев, претерпели существенные изменения. Большинство этих людей стали верить, что Соединенные Штаты применяли бактериологическое оружие и, кроме того, сами начали войну в Корее.

Чисто технологически пропаганда – это процесс передачи аудитории определённых комплексов идей с расчётом на усвоение последних. С точки зрения социологии пропаганда полностью соответствует коммуникативной модели «Шеннона ‒ Уивера»: здесь есть и коммуникатор, и адресат, и различные шумы, как технологические, так и психологические. Специфика же состоит в том, что аудитория, так называемый объект воздействия, определяется самим коммуникатором. При этом он должен не только заботиться о том, чтобы преподнести идею в виде, удобном для восприятия адресатами, но и способствовать практическому воплощению донесённой идеи в жизнь.

Теперь поговорим об основных элементах процесса пропаганды: субъект, каналы или средства, и объект. Так же выделяют такие элементы как содержание, формы и методы пропаганды. Субъект – это социальная группа, которая выражает интересы пропаганды. Каналы или средства – это способы передачи информации (сигналов), такие как радио, телевидение, печать, система лекционной пропаганды и так далее. Объектом является аудитория или социальные общности, на которые нацелена пропаганда. Чтобы полностью понять процесс пропаганды, необходимо учесть социальные интересы её субъекта и соотнести их с интересами общества в целом и интересами конкретных социальных групп, к которым обращена пропаганда. Это во многом определяет содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, средств и методов ведения пропаганды.

Что же отличает пропаганду от простого обмена идеями или обычного общения? Есть две отличительных черты: преднамеренность и упор на манипуляцию. У пропагандиста всегда есть конкретные цели, которых он хочет достигнуть после проделанной работы. В то же время, например, у вашего друга, который будет рассказывать Вам про прелести капитализма – нет конкретной цели, и, следовательно, пропагандистом он не является. Субъект пропаганды заранее тщательно отбирает различные факты, аргументы, ложь и представляет их таким образом, чтобы усилить эффект и продвинуться к конечной цели. Причём возможны специальные умалчивания или искажения тех или иных фактов, отвлечения внимания аудитории от нежелательных источников информации. Подводя итог всему вышесказанному, в пропагандистском процессе явно отслеживаются субъектно-объектные отношения, где есть ведущий игру коммуникатор и потребляющие его продукцию реципиенты.

Теперь перейдём к более масштабной пропаганде – в рамках целого общества и даже страны. Одной из самых масштабных пропаганд в истории человечества является пропаганда национал-социализма в Германии. Пропаганда нацизма была во многом основана на методах Йозефа Геббельса. Вот основные из них: простота, повторение, живая речь. Геббельс так же рассматривал прессу и даже кино как важнейший инструмент ведения пропагандистской деятельности. В 1933 году он возглавил министерство пропаганды, созданное в Германии за два дня до назначения Й. Геббельса на должность министра. Постепенно это министерство начало отвоёвывать полномочия у других внутриполитических ведомств. Так, министерство внутренних дел лишилось права за надзором масс-медиа, министерство экономики – права контроля рекламы и проведения выставок. Как утверждают современные специалисты, организация, возглавляемая Геббельсом, не имела аналогов в мире по масштабу и силе пропаганды. Однако его методы успешно используются и по сей день. После государственного переворота на Украине в 2014 году начала активно развиваться антироссийская и укронацистская пропаганда. Цензура в СМИ, подконтрольность прессы государству, многократное повторение тезисов – это всё методы, которые использовал Геббельс в нацистской Германии. В камерах для политзаключенных СБУ Украины может не быть постельного белья, но обязательно висит телевизор для «промывания мозгов». Напоминает китайские лагеря для военнопленных, не правда ли? Таким образом, приёмы масштабной пропаганды хотя и немного изменяются с течением времени, но кардинальных изменений за последние 50 ‒ 100 лет не произошло.

Возвращаясь к примеру с магазином, который я приводил в начале статьи, следует пролить свет на вопрос, как же всё-таки отличить рекламу от пропаганды. Хотя, по мнению некоторых исследователей, пропаганду нельзя сравнивать с рекламой, грань между этими понятиями довольно тонка, поэтому следует детальнее разобрать этот вопрос. У данных двух явлений есть несколько отличительных черт. Реклама всегда ближе к самопрезентации или к информационному жанру. Скелет любой рекламы – деловой, политической, религиозной – всегда составляет объявление. В тех случаях, когда исходная сигнальная функция сообщения начинает сочетать в себе элементы эмоциональной выразительности (экспрессии) и внушения (суггестии), тогда реклама становится наиболее эффективной. Существует множество методов рекламы с внушением, к которым относятся, в том числе такие техники, как «25 кадр» и «вставленные сообщения». Если реклама призывает к каким-либо конкретным политическим действиям, то она превращается в агитацию. Но даже в случае, когда такая агитационная реклама предполагает скорее коллективное, нежели индивидуальное воздействие, она всё ещё остаётся именно агитационной рекламой. В отличие от неё пропаганда не ограничена временными рамками и её сложнее выявить. Кроме того, реклама воздействует, прежде всего, на чувства и эмоции людей, в то время как пропаганда – на «сердца и умы», то есть одновременно на чувства и на разум. Следовательно, пропаганда, так же как и эмоции, может быть позитивной или негативной.

В этом материале мы лишь приоткрыли занавес в мир пропаганды. В мир, основанный на главной идее ‒ если хочешь править и побеждать ‒ владей технологиями влияния на людей. Из совокупности знаний и мнений мной сделан актуальный вывод ‒ современная пропаганда глубоко вторглась в такие сферы, как политика, экономика и бизнес. Она объявляет и заканчивает войны, определяет цены на нефть и курсы валют. Поэтому пропагандистский аппарат ‒ это особая категория и каста людей. Так же в контексте вышеизложенного хочется констатировать, что очень важно разделять пропаганду во благо и во вред. Необходимо очень скрупулёзно относиться к тем людям, которые имеют доступ к пропагандистскому аппарату. Иначе последствия могут быть очень печальными.

Литература и источники

  1. Чалдини Р. Психология влияния.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/psihologiya/209267/fulltext.htm;
  2. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/50803;
  3. Лебон Г.. Психология народов и масс.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litmir.co/br/?b=82379;
  4. Бернейс Э. Пропаганда.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://commondatastorage.googleapis.com/brainmod/book/Edward-Bernays-Propaganda.pdf;
  5. Горин С. НЛП. Техники россыпью. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://e-libra.ru/read/205775-nlp.-texniki-rossypyu.html
  6. Задорожный А. Мы добиваемся не правды, а эффекта пропаганды![Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.znak.com/2014-10-29/desyat_pravil_gebbelsa_kotorye_rabotayut_i_seychas

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Валерий:

    Очень актуальная и своевременная статья. Автор статьи Ф.Коржавин под руководством уважаемого куратора И. Бочарникова напомнили о “промывании наших мозгов”. Полезно всегда это помнить.
    Ремарка: полагаем, что “товарищ рассказывающий нам о прелестях капитализма” все же является неумышленным Пропагандистом, т.к. Манипулятор уже промыл ему мозги и использует его для достижения своей цели. Не так ли?
    Сырцов Валерий Яковлевич

Добавить комментарий для Валерий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *