Украина: современный вектор движения

Так же как и большинство стран мирового сообщества, Украина находится в условиях пандемии коронавируса. Но для Украины современная реальность отягощается влиянием рядом характерных только для нее факторов.

Прежде всего, массовой реэмиграцией трудовых мигрантов.

На протяжении практически 6-летнего периода (с момента провозглашения политики «бизвиза») мигранты обеспечивали своими денежными переводами жизнедеятельность значительного количества населения страны1. По данным Минсоцполитики порядка 3,2 млн. украинцев постоянно работали за границей и до 9 млн. были задействованы в сезонных работах за рубежом, что составляет порядка 30% всего населения и более половины его трудоспособной части. Общее количество мигрантов, вернувшихся в страну за период карантина, составило порядка 2 млн. человек. Значительная часть «заробитчан» по-прежнему остается за рубежом.

Возвращение трудовых мигрантов лишило страну существенного дохода. По данным Нацбанка Украины в 2019 году трудовые мигранты перечислили в Украину 12 млрд. долларов. Данные Всемирного банка перечисления мигрантов доводят до 16 млрд. долларов – 10.5% от ВВП Украины (2019 год).

Другим важнейшим негативным следствием процесса трудовой реэмиграции является то, что значительная часть мигрантов до последнего работали в наиболее неблагополучных по эпидемиологическим показателям странам (Италии и Испании). Это привело к тому, что значительная часть трудовых мигрантов вернулись к местам проживания в различной степени инфицированными.

К настоящему времени количество инфицированных COVID – 19 на Украине составило 12697 случаев заражения COVID-19. За время эпидемии 316 пациент умер, 1875 выздоровели. По сравнению с Россией Украина значительно «опережает» по уровню летальности, но лучше выглядит по такому показателю, как процент выздоровевших. В то же время число заболевших по отношению к численности населения на Украине меньше почти в три раза. Данные показатели являются следствием не столько профилактических мер, сколько недостатками проверки. Всего на  Украине с начала года методом ПЦР провели более 60 тыс. тестов (для сравнения в России – более 5 млн.). То есть, в среднем на Украине делают 1,386 тестов на каждую тысячу граждан либо 1386 – на каждый миллион. Таким образом, официальная статистика не в полной мере отражает эпидемиологическую ситуацию в стране.

Наиболее пораженными в настоящее время оказываются западные области вследствие того, что именно здесь миграционная волна оказалась наиболее значительной. Так, в частности, по количеству заболевших «лидирует» Черновицкая область – 1948 случай. Причем по их числу на 10 тыс. населения этот регион превосходит Киев более чем втрое. Также достаточно сложная ситуация с COVID-19 отмечается в Ивано-Франковской и Тернопольской областях. Фактически именно западные области – оплот Майдана – формируют коронавирусную угрозу.

Помимо этого, для Украины чрезвычайно значимы и другие проблемы медико-санитарного характера, отошедшие на фоне текущей пандемии пока на второй план. Это, прежде всего, корь, от вакцинации против которой руководство Минздрава Украины отказалось (из-за их производства в России), а также рост случаев заболевания туберкулезом и психиатрических отклонений. Все эти проблемы актуализировались на фоне разрушенной реформами экс-министра У. Супрун (гражданки США) системы здравоохранения.

Главная суть реформы сводится к сокращению средств, выделяемых на медицину и избавлению ее от «проклятого советского прошлого».

Примечательно, что разработка и обоснование основных параметров реформы осуществлялись различного рода грантовыми организациями, связанными с USAID и фондом Дж. Сороса «Возрождение». Закон о медреформе (О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения) вступил в силу в январе 2018 года.

Одним из наиболее опасных направлений этой реформы стала «оптимизация», то есть закрытие противотуберкулезных и психиатрических больниц, а также стационаров кожно-венерологических центров. С учетом резкого роста числа психических расстройств как следствия военного конфликта, а также заболеваемости «болезнью бедных» – туберкулезом, от которого ежегодно в стране умирает более 4000 пациентов, эти «новации» реформаторов обретают политическое значение и способны вызвать эскалацию напряженности в обществе. Саму экс-министра здравоохранения Украины У. Супрун в обществе называют «доктор смерть».

Наибольшую угрозу населению страны в медико-биологическом плане несут секретные биолаборатории США, созданные в соответствии с Соглашением от 25 августа 2005 года о сотрудничестве относительно профилактики технологий пролиферации патогенов и экспертиз, которые могут быть использованы для развития биологического оружия. К настоящему времени на Украине функционируют 15 секретных американских лабораторий. Деятельность лабораторий финансируется за счет средств Минобороны США и, таким образом, осуществляется в интересах Пентагона. Это свидетельствует о том, что в лабораториях осуществляется разработка биологического оружия.

В  организации тайных биологических экспериментов принимает участие ряд как американских, так и украинских неправительственных организаций, в частности – Украинский научно-технологический центр (УНТЦ) и НПО «Международный институт ВИЧ, СПИД и туберкулеза» (IHATI).

Таким образом, население Украины стало фактически полигоном для испытания биологического оружия в нарушение «Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) оружия, а также токсинов и его уничтожении (Женева, 1972 год)2.

С учетом того, что большая часть американских биолабораторий расположена в приграничных с Россией регионах (Одессе, Киеве, Херсоне и неподалеку от Крыма и Луганска) возрастает опасность практического применения их разработок против Российской Федерации. При этом важным фактором, определяющим ценность для США разработки патогенов опасных заболеваний на Украине, является генетическая близость ее населения с гражданами России и других стран постсоветского пространства.

Несмотря на очевидную опасность функционирования американских биолабораторий для населения, руководство Украины демонстрирует отстраненность в этом вопросе. Во многом это определяется печальным опытом попыток их запрета. После того, как в 2012 года деятельность американских лабораторий на Украине была приостановлена США фактически и инициировали государственный переворот 2013 – 2014 годов – Майдан.

Поэтому президент Украины В. Зеленский, равно как и его предшественник П. Порошенко, дистанцируются от американских как лабораторий, так и иных учреждений, организаций и в целых сфер деятельности, представляющих интерес для США. Деятельность лабораторий может быть приостановлена только протестами жителей населенных пунктов, где размещены данные лаборатории. Именно так в 2013 году в г. Мерефа Харьковской области была  закрыта американская лаборатория по работе со смертельными штаммами вирусов. Задавить протес жителей города власти не смогли, и работа лаборатории была остановлена.

Что же касается политического руководства, то оно более чем какое-либо иное на постсоветском пространстве подвержено внешнему и, прежде всего американскому воздействию, причем как со стороны официальных структур (Госдепартамента и посольства США на Украине), так и различных рода неправительственных структур и фондов. На Украине в полной мере реализован режим имитационной демократии.

Особую роль в курировании деятельности органов государственной власти Украины играет фонд «Возрождение» Дж. Сороса.3 Сфера деятельности Фонда чрезвычайно обширна. Под особым вниманием кураторов Фонда находятся различного рода СМИ, аналитические и лоббистские структуры. Фонд «Возрождение» активно участвует в их софинансировании совместно с западными посольствами и близкими к правительствам западных стран фондами. Среди наиболее знаковых реализованных проектов Фонда: получение автокефалии ПЦУ (Православной церкви Украины) и принятие земельного закона в интересах МВФ.

С целью оперативного управления деятельностью депутатского корпуса, а также представителей иных ветвей власти от партии «Слуга народа» в ряде городов Киевской области проводятся регулярные семинары и тренинги представителей Фонда, а также приглашенных ими зарубежных специалистов. Связи современной властной элиты Украины с Фондом настолько тесные, что представители правящей партии («Слуга народа») получили в обществе название «соросята».

Одной из наиболее рубежных дат современной политической реальности Украины является годовщина президентства В.А. Зеленского. Пришедший к власти на волне неприятия режима П.А. Порошенко и сопровождавших период его правления коррупционных скандалов, В.А. Зеленский позиционирует свою открытость, доступность к народу и равноудаленность от олигархических кланов. Все это способствует сохранению рейтинга доверия к нему на уровне 40-44% (на президентских выборах за не проголосовали более 73 % избирателей).

В то же время невыполнение действующим президентом своих предвыборных (наиболее резонансных и ожидаемых обществом) обещаний, «на волне» которых он собственно и победил своего соперника (П. Порошенко), постепенно обрушивают рейтинг доверия к нему.

Одной из наиболее острых проблем является гражданская война на Донбассе. В.А. Зеленский обещал закончить войну и добиться его реинтеграции в политическое поле Украины.

К настоящему времени среди подвижек в этом направлении отмечаются: проведенный с помпой обмен военнопленными и насильственно удерживаемыми лицами, а также восстановление инфраструктуры в ряде населенных пунктов на линии разграничение (станица Луганская).

По остальным вопросам, в том числе: прекращения огня, обстрела населенных пунктов, отвода вооружений, а также другим аспектам противостояния ситуация, так же как и линия фронта, кардинально не изменилась. Периодически ВСУ занимают так называемую «серую зону», но эти успехи носят локальный характер и не отражаются на общей ситуации в зоне конфликта. По-прежнему действует также и социально-экономическая блокада в отношении жителей неподконтрольных Киеву территорий Донбасса.

Фактически В.А. Зеленский продолжает в отношении Донбасса политику П.Порошенко с той лишь разницей, что для него конфликт имеет не приоритетное, а периферийное значение. Сам по себе конфликт на Донбассе является «товаром», который руководство Украины реализует во взаимоотношениях с ее западными кураторами. Причем значимость этого «товара» такова, что выражаясь словами В.А. Зеленского «каждый американец …» теперь знает об Украине. Конфликт на Донбассе выгоден США и руководство Украины будет поддерживать его развитие. Данная парадигма определяет перспективы вялотекущего конфликта, а также имитационный характер деятельности в Контактной группе лиц уполномоченных от Украины. Новое руководство Украины также, как и прежнее, не собирается выполнять Минские соглашения 2015 года и пытается добиться их пересмотра. Именно эти вопросы были в основе переговоров В.А. Зеленского в ходе визита во Францию и в Германию в июне 2019 года. Не получив от Э. Макрона и А. Меркель поддержки в вопросах ревизии Минских соглашений, действующий президент Украины фактически утратил к ним интерес.

Другим наиболее резонансным обещанием В.А. Зеленского, о котором ему постоянно напоминают оппоненты, являются несостоявшиеся «посадки» лиц, замешанных в коррупционных схемах, в том числе по линии государственного концерна «Укроборонпром». В коррупционные схемы были вовлечены бывший заместитель СНБО Украины О. Гладковский (Свинарчук), ближайший друг П. Порошенко, его сын И. Гладковский, а также бывший гендиректор «Укроборонпрома» П. Букин. Помимо этого резонансными коррупционными скандалами в период правления П.Порошенко являлись выигранные его компанией «Кузница на Рыбальском» тендеров на производство модулей для бронемашин и катеров, деятельность министерства по делам оккупированных территорий и др. Обвинения были выдвинуты и самому П.А. Порошенко. Всего экс-президент является фигурантом 13 уголовных дел.

Интенсивность расследования коррупционных дел во многом обусловлена деятельностью НАБУ (национальное антикорупционное бюро Украины), а также созданного под давлением МВФ Антикоррупионного суда (5 сентября 2019 года).

Тем не менее, несмотря на активизацию расследования уголовных дел, фигурантом которых является П.А. Порошенко, судебные перспективы их завершения не очевидны.

В последнее время в коррупционные скандалы все чаще стали попадать и представители правящей партии. Одним из наиболее резонансных актов стало опубликование записей о кадровых назначениях за деньги со стороны родственников главы Офиса (администрации) президента Д. Ермака, отставка министра финансов И. Уманского, дело Одесской киностудии (оценочный ущерб – от 20 миллиардов гривен), полиграфгейт с проверкой на детекторе лжи депутатов из финансового комитета Верховной рады др. В последнее время большой оборот набирает «масочный» коррупционный скандал, суть которого заключается в том, что медицинские маски, полученные из Китая в качестве гуманитарной помощи, оказались в открытой продаже.

Имитационный характер расследования нарушений законодательства Украины со стороны П.Порошенко также объясняется позицией главы государства, позиционирующего равноудаленность от олигархических кланов. Победив на выборах с помощью А. Коломойского и Р. Ахметова, он, тем не менее, в последнее время по целому ряду вопросов выступает солидарно с П.Порошенко и возглавляемой им политической партией «Европейская солидарность» (4-ое место по результатам выборов 21 июля 2019 года; 25 депутатских мест).

Особенно это проявилось при принятии Верховной Радой 31 марта 2020 года скандального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с законом, приобретать землю в собственность могут украинские физические и юридические лица, территориальные общины и государство. Право собственности предлагают также предоставить банкам и кредитным учреждениям, но лишь в случае взыскания залога. Оппозиционные партии (Оппозиционный блок – за жизнь, Блок Ю.Тимошенко) принятие данного закона расценивают как аферу века. Примечательно, что согласно результатам соцопросов, 59% граждан Украины выступают против свободной продажи земли сельскохозяйственного назначения, а поддерживают закон только 22%.

Помимо этого, 30 марта 2020 года Верховная рада по инициативе фракции «Слуга народа» приняла закон о совершенствовании ряда механизмов регулирования деятельности банков, который исключил возможность возвращения активов национализированного «Приватбанка» его бывшему владельцу И. Коломойскому.

Принятие этих двух законов активно лоббировал МВФ, обусловливая начало реализации очередной программы по поддержке Украины объемом в 5,5 млрд. долларов (4,9 млрд евро) их принятием. В случае же отклонения указанных законов Украину, по словам В. Зеленского, неминуемо ждал бы дефолт.

В целом ситуация для украинского руководства достаточно сложная. Несмотря на доминирование в Верховной Раде и других ветвях власти представителей партии «Слуга народа» и в целом сторонников В. Зеленского, это не обеспечивает устойчивость власти и, соответственно, ее прогнозируемость.

В. Зеленскому не удалось за прошедший год сформировать вертикаль власти, которой он мог бы управлять. Власть сегментирована и по-прежнему принадлежит различного рода олигархическим и региональным кланам.

В марте 2020 года в отставку было отправлено правительство А. Гончарука, проработавшее до этого менее полугода. На правительство А.Гончарука возлагались планы по реализации масштабных проектов, связанных, прежде всего, с приватизацией государственных предприятий, в том числе таких крупных, как: «Одесский припортовый завод», «Центрэнерго», «Объединённая горно-химическая компания» завод «Электротяжмаш» и другие. Всего же предполагалось приватизировать порядка 550 предприятий с балансовой стоимостью более 12 млрд. гривен. Помимо этого должны были быть созданы условия для легализации игорного бизнеса и добычи янтаря, а также принятие закона о земле. Планировалось, что рост экономики Украины составит не менее 7%. Часть из этих приватизационных планов правительству удалось реализовать.

В то же время скандал с «прослушкой» заседания кабинета министров, на котором А. Гончарук назвал себя профаном в экономике и столь же нелестно отозвался о президенте В. Зеленском, которому нужно было представить «правдоподобное объяснение роста курса национальной валюты»4 инициировал правительственный кризис и отставку А.Гончарука.

Новым премьер-министром Украины Верховной радой 4 марта 2020 года был утвержден Д. Шмыгаль, занимавший в прежнем кабинете (с 4 февраля 2020 года) должность министра развития общин и территорий Украины. Приоритетами нового правительства по заявлению Д. Шмыгаля должны стать завершение конфликта в Донбассе и реформа по децентрализации страны. Вопросами, требующими своего срочного решения, по его мнению, должны стать: пересмотр госбюджета, погашение задолженности по зарплате перед шахтерами и противостояние вспышке коронавируса.

Сама по себе постановка этих декларативных и малоконкретных (за исключением погашения задолженности) задач свидетельствует об отсутствии видения перспектив развития социально-экономических процессов. О новом премьере известно, что до своего назначения министром общин, он с августа 2019 года являлся председателем Ивано-Франковской областной государственной администрации. Помимо этого, новый премьер считается «человеком» Р.Ахметова. Что подтверждает курс В. Зеленского на равноудаленность или формирование системы сдержек и противовесов времен Б.Ельцина в России.

Несмотря на то, что правительство работает чуть больше двух месяцев, в его составе уже произошли серьезные кадровые изменения. В марте в отставку были отправлены главы двух ключевых для текущей ситуации на Украине министерств – финансов (И.Уманский) и здравоохранения (И. Емец). Причем обе эти отставки вынужденные и как считают украинские аналитики, являющиеся следствием «разборок» внутри команды самого В. Зеленского, а также его экспериментов с назначением в правительство неподготовленных в профессиональном отношении должностных лиц. В целом, по мнению аналитиков, кадровая турбулентность становится бичом действующей власти.

Наибольшую опасность для В.Зеленского представляет фактическая неподконтрольность ему силовых структур. Прежде всего, речь идет о министерстве внутренних дел. Глава ведомства А. Аваков – единственный из постмайданного руководства Украины сохранил и даже укрепил свои властные полномочия.

В период президентства П. Порошенко он успешно противостоял как главе государства, так и тандему А. Яценюк – М. Саакашвили. Опираясь на его поддержку, В. Зеленский смог обеспечить проведение своей успешной избирательной кампании.

К настоящему времени под контролем А. Авакова как главы министерства внутренних дел находятся национальной полиции, национальная гвардия, пограничная служба, миграционная служба, государственная служба по чрезвычайным ситуациям. Все эти структуры в отличие от ВСУ достаточно хорошо укомплектованы и оснащены. Помимо этого, ему подконтрольны разные радикальные организации, способные устраивать провокации, а также протестные акции. Но самым главным его аргументом во взаимоотношениях с коллегами во власти является собранное им досье на ключевых должностных лиц. Именно это позволило ему в свое время нейтрализовать попытки экс-премьера В. Гройсмана по его смещению.

По всей видимости, интрига возвращения во власть М. Саакашвили, в должности вице-премьера была инициирована В. Зеленским с тем, чтобы снизить влияние А. Авакова. Тот факт, что данное назначение не состоялось, свидетельствует не столько о неприятии этого решения руководством Грузии, а, по всей видимости, позицией именно А. Авакова.

Все это не способствует поддержанию авторитету как самого В. Зеленского, так и в целом государственной власти.

Центральная власть постепенно утрачивает влияние на регионы. Так, в частности широкое освещение получил демарш мэра Черкасс В. Бондаренко, демонстративно отказавшегося выполнять карантинные меры в городе, назвав их социально несправедливыми. Ограничения, по его словам, носят избирательный характер, поскольку целый структур, в том числе ресторанов, строительных гипермаркетов и иных заведений подобного рода, принадлежащие лицам, близким к В. Зеленскому в условиях карантина продолжают работать. На фоне разоблачений избирательного подхода к карантинным ограничениям мэр Черкасс В.Бондаренко обратился к президенту Украины В. Зеленскому, напомнив главе государства о коррупционных скандалах в его окружении и предостерег от давления на город. Главным рефреном его заявления стало утверждение, что Черкассы будут сопротивляться. По сути, в заявлении В.Бондаренко нашло отражение недовольство региональных элит политикой центральной власти. Аналогичные настроения проявляются в деятельности городских администраций Харькова и Днепра. И, если Харьковская городская администрация в лице М. Кернеса традиционно позиционирует свое особое отношение к Киеву и Майдану, то мэр Днепра Б. Филатов, относится к категории лиц, наиболее преданных идеалам Майдана. Именно на его средства формировались отдельные карательные батальоны, принимавшие участие в конфликте на Донбассе. В основе обозначившейся конфронтации мэра Днепра с центральным правительством лежит стремление перераспределить полномочия в интересах местной власти. С учетом того, что осенью текущего года должны состояться муниципальные выборы позиции центральных органов власти будут еще более ослаблены.

Недовольны политикой В.А. Зеленского и руководители ряда областных администраций: Одесской, Харьковской и Запорожской областей. Трендом последнего времени стало стремление глав указанных администраций выстраивать партнерские отношения с сопредельными регионами Российской Федерации (Республика Крым, Ростовская и Курская области, Краснодарский край).

В ряде регионов (в Черновцах, Виннице, Херсонской и Ровенской областях) открыто проявляются протестные настроения, так называемые «продовольственные местные бунты» из-за закрытия рынков и отсутствия возможности продавать и покупать продовольствие по приемлемым ценам.

Карантинные ограничения спровоцировали рост потребительских цен на товары первой необходимости и, прежде всего, продовольственные. Так, в частности, продукты так называемого борщевого набора (картофель, капуста, лук, морковь) подорожали на 35-128%, сахар на 8%, макаронные изделия – 9,5%, пшеничная крупа – на 11%, гречка – на 51%, мука – 5%, яйца – 6%5. Рост цен обусловлен ни столько дефицитом товаров, сколько снижением курса национальной валюты (гривны).

В условиях массовой безработицы (официальные данные – 400 тыс. чел., скрытая безработица – порядка 2 млн. чел.) рост цен на продовольственные товары повышает риски эскалации напряженности и антиправительственных выступлений, что предполагает дальнейшие углубление кризисных явлений в экономике (прогнозируемый спад 7,7%) и обострение социально-политической ситуации в стране.

У руководства страны пока нет четкой программы по стабилизации экономической ситуации в стране в условиях пандемии. Большие надежды возлагаются на новую программу помощи МВФ, а также гуманитарную помощь ООН в рамках Глобального плана гуманитарного реагирования, согласно которому Украина может получить финансовую помощь по противодействию Covid-19 в размере 69 млн. долл. Также планируется получить от США в размере 14,5 млн. долл. Очевидно, что этих средств ни на эффективное противодействие пандемии, ни на решение в целом социально-экономических проблем явно недостаточно. Это определяет перспективы углубления экономического кризиса и обострение внутриполитической ситуации в стране.

Бочарников И.В.,
профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»
Овсянникова О.А.,
исполнительный директор Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности


  1. По данным Государственной службы статистики, оценочное количество населения, по состоянию на 1 января 2020 года (без учета Крыма и Севастополя и неподконтрольных территорий Донбасса) составляло 41 902 416 человек.
  2. США ратифицировали конвенцию в 1972 году, но отказались в 2001 году принимать протокол к ней, предусматривающий механизмы взаимного контроля, в результате чего на деле проверить исполнение Вашингтоном КБТО с помощью международно-правовых средств не представляется возможным.
  3. В ноябре 2015 года П.А. Порошенко наградил Дж.Сороса орденом Свободы.
  4. Украина прислушалась к своему премьеру. В Киеве выясняют подлинность скандальных аудиозаписей https://www.kommersant.ru/doc/4221421.
  5. Цены на продукты и карантин: почему растут и что будет дальше https://24tv.ua/ru/ceny_na_produkty_2020_pochemu_rastut_karantin_v_ukraine_n1302796.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *