Рецензия на монографию В.А. Дзыбы «Абазины в войнах России 19 и начала 20 веков». – М., 2014
Монография В.А. Дзыбы в «Абазины в войнах России, являет собой историко-этнологическое исследование происхождения, становления и развития абазинского народа и роли его представителей в обеспечении военной безопасности России на рубеже XIX ‒ XX веков, посредством участия в ее наиболее значимых войнах и вооруженных конфликтах того времени.
Исследование выполнено на обширном историко-архивном материале, что определяет его достоверность и высокую научную, историческую значимость. Многие исторические источники введены автором в научный оборот впервые и представляют собой основу для дальнейших исследований в этой области. Помимо этого важнейшим пластом сведений, использованных в монографии, являются воспоминания, передающиеся из поколения в поколение представителей абазинского этноса, что свидетельствует о таком значимом факторе его жизнеспособности, как историческая память.
Как следует из содержания монографии основное внимание автором сосредоточено на вопросах военной службы воинов-абазин в Российском государстве и защиты его интересов.
Воинственные и ни кем не покоренные представители абазинских родов, одни из последних среди горцев признали над собой власть российского императора по итогам Кавказской войны. Тем самым абазинский народ связал свою судьбу с Российским государством. То, что это решение было вынужденным, более чем очевидно, равно как и то, что Россия в лице абазин обрела мужественных, стойких и верных воинов, принимавших участие в ее войнах и вооруженных конфликтах, начиная со средины XIX века. О чем наглядно свидетельствуют события Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг., и всех последующих войн и вооруженных конфликтов от русско-турецкой 1877 ‒ 1878 гг., русско-японской и первой мировой до Великой Отечественной войны, а также событий, связанных с урегулированием межэтнических конфликтов на Кавказе в конце на XX века.
Более предметно автором рассматриваются события, связанные с участием абазин в войнах конца XIX – начала XX столетий, в том числе в первой мировой войне, столетие которой отмечается в текущем году. Именно в ходе этой, последней для императорской России, войне наиболее ярко раскрылись качества абазинских воинов. Их заслуги в ходе сражений на полях первой мировой войны отмечены многими государственными наградами, в том числе коллективными. Но, пожалуй, наиболее образно их заслуги отмечены словами брата последнего императора России Николая II – генерал-майора М.А. Романова, первого начальника (командира) Кавказской туземной конной дивизии, в состав которой входили и воинские формирования абазин. По его словам, «пусть слава о них будет воспета в аулах родного Кавказа, пусть заслуги их будут зачислены для потомков золотыми буквами на страницах Истории. … Я же (М.А. Романов) в конце дней буду гордиться тем, что был начальником горных орлов Кавказа, отныне ставших близкими моему сердцу…». Этими словами, была не только дана оценка боевых действий кавказцев на полях сражений, но и определено их значение для Вооруженных Сил России того времени.
Как, представляется, важнейшей целью исследования является преодоление забвения, в котором оказались воины-абазины именно из-за того, что они достойно исполняли свой воинский долг в царский исторический период развития России.
Структура книги продиктована авторской логикой исследования участия абазин в войнах и вооруженных конфликтах России.
Так в первой части исследования «Происхождение, язык и письменность» автор, основываясь на исследованиях авторитетных кавказоведов, раскрывает процесс становления и развития абазинского этноса, факторы обусловившие становление его культурно-исторических традиций, общие и особенные лингвистические характеристики, определяющие уникальность среди других кавказских народов. Особое место в первой части исследования занимают вопросы взаимоотношения абазинских субэтнических групп между собой, а также с сопредельными народами Кавказа, в первую с кабардинцами, а также русскими, сыгравшими наиболее значимую роль в этногенезе абазин. Интересны в этом плане и сведения, представленные автором о первых военно-политических контактах абазинской знати с руководством России, восходящие к средине XVI века. К этому времени относятся и первые факты принятия присяги представителями абазинской знати на верность и вступления их на военную службу России.
Отдельным блоком исследования выступает анализ взаимоотношений абазин с турецким военно-политическим руководством на Кавказе. Непрекращающиеся вооруженные столкновения абазин, черкесов и других закубанских народов с турецкими войсками свидетельствовали лишь о том, что подданство этих народов Турции было в значительной мере условным, что значительно ослабляло ее позиции в этом регионе.
Во второй части исследования «Вовлечение в российские военные структуры» автор описывает политические технологии вовлечения горцев на военную службу императорской России. Руководство царской России, столкнувшись с воинственностью горцев, сделало верный вывод о том, что их необходимо не столько подавлять вооруженным насилием, сколько вовлекать на своей стороне в войнах и конфликтах. И поэтому, несмотря на то, что на Кавказе в этот период шли сражения между русскими войсками и горцами, поддерживающими Россию (мирными) и противостоящими ей (немирными) значительное число представителей горских народов, в том числе из категории, так называемых «немирных», получали военное образование в элитных военно-учебных заведениях России. Примечателен, например, тот факт, что даже сын имама Шамиля – Джемал-Эддин, взятый в аманаты, закончил в Петербурге Пажеский корпус. И в то время, как сам Шамиль сражался с русскими войсками в горах Дагестана, его сын добросовестно проходил службу в качестве поручика Владимирского гусарского полка. Элитные военно-учебные заведения закончили и многие представители абазинских родов.
По их окончанию они не только направлялись в войска и становились офицерами и генералами Русской армии, но и составляли почетный императорский конвой. Это был действительно феномен, подобного которому в мировой истории не было. Именно своим доверием Россия расположила к себе горские народы, впитав в них верность своему новому Отечеству. И поэтому вполне правомерно утверждение о том, что Россия не завоевывала, а отвоевывала Кавказ, в том числе при поддержке самих горских народов.
Часть третья «Участие в войнах» посвящена анализу исторических событий, непосредственно связанных с участием абазинских горцев в войнах и вооруженных конфликтах России. Первой такой войной с участием горцев стала Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. Несмотря, на то, что на самом Кавказе (северо-восточной и северо-западной его частях) происходили события Кавказской войны, царское правительство, тем не менее, посчитало возможным привлечь горцев для отражения турецкой агрессии в регион. В результате было сформировано ополчение из представителей различных горских народов, в том числе и абазин. Десятки абазин офицеров и всадников за военные заслуги в ходе отражения турецкой агрессии на Кавказ были награждены. Сам же опыт привлечения горцев на военную службу, особенно в период угрозы войны был признан положительным. И поэтому уже в 1870 году, как отмечает автор, была создана специальная комиссия по изучению возможностей использования в будущих войнах горцев Северного Кавказа.
И уже в ходе следующей русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. из представителей горских народов, в том числе и абазин, было создано уже не ополчение, а Кубанско-Горский конно-иррегулярный полк шестисотенного состава. В монографии приведен текст присяги, которую горцы принимали в присутствии полкового муллы. В монографии описаны наиболее значимые сражения, в которых принимал участие полк, а также фамилии наиболее отличившихся в ходе них абазин.
Принимали участие абазины и в боевых действиях на далеком от Кавказа Дальневосточном театре военных действий. Для участия в русско-японской войне 1904 – 1905 гг. была сформирована Кавказская конная бригада двухполкового состава (Терско-Кубанского из горцев Кубани и Терека и Дагестанский из горцев Дагестана). Земляки, в том числе предки автора монографии, проходили службу в 4-ой сотне Терско-Кубанского полка. В ходе этой войны горцами была продемонстрирована тактика неизвестная противника и потому вызывавшая в его рядах панику: стремительно нападая, отступая и снова прорываясь в тыл японских войск, горцы громили неприятельские гарнизоны, взрывали железнодорожные мосты, разрушали телеграфную связь и т.д.
Наибольшую же воинскую славу горцы Кавказа обрели в ходе первой мировой войны. Учитывая позитивный опыт их участия в составе действующей армии, лично императором Николаем II было принято решение о формировании из горцев Западного и Восточного Кавказа Кавказской туземной конной дивизии трехбригадного состава из шести полков. Первый бой горцы уже в декабре 1914 года, за что ряд абазин были награждены георгиевскими крестами. А уже в феврале в ходе сражения у города Станислав (ныне Ивано-Франковск) горцы Черкесского полка продемонстрировали массовый героизм и самопожертвование. 51 всадник был представлен к награде, хотя на полк было выделено порядка 20 крестов и медалей. Подвиг горцев Черкесского полка настолько впечатлил командиров других воинских частей, что они, чтобы отметить всех героев выделили Черкесскому полку предназначенные для их частей кресты и медали. Это было далеко не единственное сражение, в котором горцы Кавказской туземной конной дивизии проявили свое мужество, героизм и верность России. В целом подвиги горцев дивизии, в последующем получившей название Дикой, в ходе первой мировой войны заслуживают отдельного исследования. Автором монографии лишь обозначены наиболее значимые из них, что создает основу для дальнейшей исследовательской деятельности.
Завершается третья часть монографии перечислением представителей абазинского народа, получивших офицерские звания, служивших в органах управления, а также наградами участников войн.
Четвертая часть «Абазины на российской военной службе» уникальна по своему содержанию, поскольку в ней фактически представлен пофамильный список наиболее заслуженных представителей абазинского народа, находившихся на службе у России.
В этом плане позиция автора заслуживает признания, поскольку сам факт возвращения из забвения имен людей, внесших значимый вклад в обеспечение безопасности России, является не менее, а напротив более значимым, чем открытие каких-либо новых фактов и обстоятельств.
В целом рецензируемый труд представляет собой фундаментальное исследование. В силу своей значимости многие положения монографии могут и должны быть востребованы для воспитания молодежи и последующих поколений, причем не только Северного Кавказа, но и других регионов России на примерах героического прошлого нашей страны.
Бочарников Игорь Валентинович