Рецензия на программу А. Кудрина по трансформации системы госуправления (ПТСГ), опубликованной в «Известиях» 30.08.2017 г.

Ведута Елена Николаевна

Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством А. Кудрина подготовил программу трансформации системы госуправления (ПТСГ). По мнению разработчиков ПТСГ станет частью «Стратегии социально-экономического развития России до 2024 года», разрабатываемой ЦСР и отдельные ее положения, могут войти в предвыборную программу основного кандидата на президентских выборах.

Разработчики провозгласили благородную цель программы — формировать высокотехнологичные органы госвласти, принимающие решения в интересах граждан. Более того, они прекрасно понимают, что в наступающую эру информационных технологий (ИТ) они должны привлечь их возможности для перевода системы госуправления на электронную платформу. Однако они не понимают или делают вид, что не понимают, что электронная платформа базируется на некой экономико-математической модели (ЭММ) системы госуправления.

Вот эта ЭММ, принципы ее построения и лежащие в ее основе алгоритмы взаимодействия органов госвласти, бизнеса и граждан в интересах граждан, и должна быть в центре внимания созданной недавно рабочей группы Администрации Президента, которую возглавил руководитель АП А. Вайно, и в состав которой вошли его первый заместитель С. Кириенко, руководитель государственно-правового управления Л. Брычева, помощник президента А. Белоусов, глава Минфина А. Силуанов и глава Минэкономразвития М. Орешкин. Это касается не только ПТСГ, но и всех остальных стратегий, разрабатываемых теми или иными группами. Только эта ЭММ и должна быть вынесена на гласное обсуждение в обществе.

Из того, что опубликовано в «Известиях», можно сделать вывод об отсутствии преставлений у разработчиков ПТСГ о научно обоснованной ЭММ. Поэтому они не заморачиваются, какая информация нужна и как ее обработать для повышения эффективности государственного управления в интересах граждан. Их вполне устраивает существующая статистика «Big Data», организуемая ООН с огромным двойным счетом «дутых» цифр, поступающая в реальном времени (нашим предприятиям и организациям больше делать нечего?) для некого анализа неких экспертных групп.

Эмоционально покритиковав пережитки «неэффективной иерархической системы», базирующейся на разрозненных информационных базах ведомств, также эмоционально (без научного обоснования) предложили стране идти привычным путем, как «друзья вы не садитесь», предложив создание новых органов власти: Административного трибунала, Федерального кадрового агентства и Министерства госуправления.

Согласно предложениям ЦСР, Административного трибунал из 7-8 человек, возглавляемый Президентом, будет решать вопросы избыточного нормативного регулирования посредством ликвидации «точек торможения». Естественно возникают вопросы, что понимают разработчики под критерием избыточности и точками торможения. Не имея научных представлений об организации развития экономики в интересах граждан, разработчики и здесь остаются верны себе, предоставляя Президенту право решать все экономические проблемы вручную (о какой автоматизации в интересах граждан они говорят?) под воздействием влияния лоббистских групп. Сегодня Президент заинтересован в создании цифровой экономики, реализующей новую парадигму. Судя по всему, здесь разработчики ПТСГ ему не в помощь.

Разработчики абсолютно не понимают задачу координации видов трудовой деятельности в организации экономики, работающей в интересах граждан (выстраивания производственных взаимосвязей для выпуска нужного продукта конечным потребителям), где собственно и должна иметь место автоматизация производственных процессов. Вместо этого они предлагают создать Федеральное кадровое агентство, обеспечивающее автоматизацию HR-процессов (процессов управления персоналом предприятий) и централизацию кадровых служб на уровне субъектов РФ. Как можно автоматизировать управление персоналом предприятий, не понимая их производственные задачи в обеспечении стратегии государства? Задача провальная в самой ее постановке, а потому создание такой структуры, не способной к выполнению функции, ради которой она создавалась, приведет лишь к росту чиновников и хаоса в системе госуправления.

Этой же цели будет служить и предлагаемая разработчиками третья структура — Министерство госуправления, которая по их замыслу должна заняться контролем за рынком госуслуг, т.е. хаоса, организуемого Федеральным кадровым агентством, а также будет регулировать и обеспечивать защиту электронных коммуникаций между государством, гражданами и различными общественными и коммерческими структурами, подменяя при этом функции Минкомсвязи. Поэтому утверждение разработчиков о том, что переход на некую цифровую платформу позволит к 2024 году снизить затраты на госаппарат с 2,5 до 1,75% госрасходов требует приведения ими доказательства. Если же вспомнить о декларируемой ими цели перевода госвласти на некую электронную платформу, то разработчики должны были привести не эти цифры, а цифры, характеризующие рост полезности этого перехода для граждан.

Таким образом, согласно предложенной ПТСГ, в систему госуправления на базе неизвестной никому электронной платформе, будет запущен дополнительный хаос посредством хаотичности как собираемой недостоверной Big Data, так и хаотичности функций новых чиновничьих структур и их взаимодействия с другими структурами. Следствием этого будет продолжение падения страны вниз при огромном росте чиновников, контролирующих этот хаотический процесс сверху вниз.

Ведута Е.Н.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *