Проблема отсутствия воспитательной работы в школах

У меня трое детей. Старшая дочь закончила школу в этом году. За 11 лет я наблюдала, как деградирует процесс воспитания и обучения в школе. Мой средний сын, ученик 7 класса, ходит в школу без желания уже 2 года. Если в начальных классах педагоги еще пытаются сплотить коллектив класса, чем-то увлечь, заинтересовать детей, то в среднем звене дети уже никому не нужны, а в старшей школе вообще все направлено только на натаскивание сдачи ЕГЭ. На мой взгляд, школа на сегодняшний день превратилась в учреждение, которое оказывает минимум образовательных услуг, а уж направление ‒ воспитания подрастающего поколения ‒ вообще отсутствует в 90% образовательных учреждений. На сегодняшний день, чтобы оформить выход классом за территорию школы на какое-то мероприятие нужно оформить ряд документов минимум за 3 дня до выхода, а учитывая, что воспитательная работа не влияет на оценку показателей педагогического состава и школы в целом, администрация школы и учителя не заинтересованы в этих мероприятиях. Если родители пытаются сами организовать выход детей классом в какой-то музей, театр, то в лучшем случае встречают апатичное поведение классного руководителя, а в худшем и прямые претензии к инициатору, что их загружают дополнительной работой без дополнительной оплаты. В последние годы все проблемы отсутствия воспитания списываются на «переходный возраст». К детям, которые в определенном возрасте начинают демонстрировать поведение, отклоняющееся от нормы в отрицательную сторону, применяют только наказания, например, в форме вызова на комиссии с родителями. Несмотря на то, что в школах есть ставки психологов, с проблемными детьми и педагогами, которые не могут найти причину такого поведения, они не работают. Детей откровенно пытаются дотянуть до окончания 9 класса, не «вынося сор из избы», и всеми доступными способами не принять их в 10 класс, чтобы не испортить показатели. Если какой-либо инцидент случился за школьной калиткой, даже напротив окон администрации школы, школа заявляет, что раз это произошло не на территории школы, то они не должны вмешиваться. Отсюда, на мой взгляд, и падение авторитета педагогического коллектива, и латентность существующих проблем в школах, которые никто не решает, раз их как бы нет. Педагоги должны понимать, что избавившись от сложного ученика, проблема не решается, она отодвигается на какой-то срок, дети выдавленные из школы или те, которых «терпят» до 9 класса, не перестают ходить по улицам этого же города, демонстрировать свое, отклоняющееся от нормы, поведение. Конечно, роль семьи в воспитании детей является главной, но, на мой взгляд, отсутствие процесса воспитания в школе, где дети проводят большую часть дня, существенно влияет на формирование личности и ее поведения в обществе.

В этой связи, мне кажется актуальной необходимость анализа воспитательной работы в школах и предложения по выходу из сложившейся ситуации.

По-моему мнению, при анализе проблемы воспитания в школах следует проанализировать следующее: наличие кружков, секций, работающих в школе, сколько человек в них занимается, сколько учащихся состоит на учете в полиции до 9 класса, сколько ‒ в 10-11 классах, сколько выпускников нарушили закон в течении 5 лет после окончания школы, какие мероприятия, способствующие нравственному воспитанию (соревнования, походы в музеи, театры, викторины, помощь ветеранам, волонтерские мероприятия), проводятся в школе, сколько человек в них участвует, какая работа проводится с «проблемными» учениками, кроме формальных бесед и вызова на комиссии с родителями, как осуществляется взаимодействие с родителями учащихся, как показатели воспитательной работы школы влияют на оценку деятельности школы, какие пробелы в законодательстве не позволяют приучать детей к труду со школьной скамьи, какие — осуществлять воспитательные функции в школе. По моему мнению, принимая решение о качестве работы педагогического состава, следует во главу угла ставить их заинтересованность в результате, инициативность и т. д., а не «дутые» цифры, за которыми сломанные психики детей.

На мой взгляд, важным инструментом в воспитании детей и молодежи является СМИ.

В частности, учитывая, что современные дети мало читают и редко ходят в театр, государству стоит рассмотреть возможность заказа и показа в кинотеатрах перед началом фильмов, которые посещает, как правило, молодежь, показывать 5-10 минутные фильмы — «агитки» о каких-то важных событиях страны, фактах истории, знаменитых людях. По моему мнению, это побудит молодежь узнать о каком-то факте больше, или же он просто узнает о каком-то факте в кинотеатре, а эти зерна «дадут всходы» в будущем. На мой взгляд, в таких мини-фильмах стоит проводить исторические параллели с современностью. Это поможет заинтересовать молодежь к изучению истории.

Сегодня высоконравственные человеческие качества (честь, достоинство и т.д.) не в чести. Мне даже кажется, что люди с моральными принципами, чувствуют себя в меньшинстве и начинают сомневаться, а правильно ли они живут. На мой взгляд, на телевидении стоит начать обсуждать вопросы нравственности не научными категориями, а бытовыми словами и примерами. Например, как может выглядеть такая программа: на улицах городов и сел разных регионов РФ у людей различных возрастных категорий спрашивают: «Что такое «Честь»?», затем как это слово толкуется в словаре, затем исторический пример человека, для которого понятие чести не пустой звук, а затем пример этого же качества в современной жизни. Чем не тема для размышления «юноше, обдумывающему житье»?

Я столкнулась с тем, что граждане нашей страны, в т.ч. и дети, больше знают об иностранных государствах, чем о своей стране. Мне кажется, что государству следовало бы заказать на телевидении цикл 20-30 минутных программ обо всех регионах нашей страны (история, географическое положение, климат, численность населения, производство, достопримечательности, известные люди, родившиеся в регионе и т.д.). Эта мысль пришла мне в голову после просмотра 12-13 июня 2014 г. по центральному телевидению цикла программ «Романовы», которые систематизировали в моей голове всю эпоху России от Михаила Алексеевича до Николая II, а также тот факт, что общаясь на семинарах, конференциях с коллегами из других регионов, я поняла, что поверхностно знаю о многих регионах, а некоторые, регионы, вообще, не знаю. После возвращения из очередной командировки, где я узнала, что Сахалин, это «уже давно не каторга» (утрирую, конечно), я купила карту РФ и повесила ее в фойе учреждения, где работаю. Первые дни сотрудники нашего учреждения и посетители не отходили от нее, что-то обсуждали, удивлялись, искали. Я смею надеяться, что эта карта РФ в свободном доступе, пополнила знания нескольких десятков, а может и больше человек, о своей стране.

Спасибо за возможность поделиться своими наблюдениями и предложить какие-то пути улучшения нашей жизни.

Незговорова Светлана (г.Екатеринбург),
слушатель лекций по политологии члена Совета Центра Ружейникова В.В.

Читайте также:

1 комментарий

  1. ДУБИНИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА:

    Очень хорошие и реальные предложения у Светланы.
    НУЖНА СИСТЕМНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *