Телевидение как технология манипулирования

Ким К.В., студент группы РК4-61
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.
Научный руководитель: Бочарников И.В., д.полит.н.,
профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Аннотация: В работе автором рассматриваются вопросы влияния телевещания на публику и людей, носящие как отрицательные, так и положительные стороны. Согласно технологической специфике телевидения выделяется его особая роль арены социальных проблем. Рассмотрены примеры влияния в разных странах. Проведен аналитический обзор ряда телевизионных программ. Рассмотрены наиболее острые проблемы на примере «народных ток-шоу».

Телевидение – это слишком широкое понятие. Это и источник СМИ, и предмет досуга, и обучающий фактор, и многое другое. Сегодня наша страна столкнулась с проблемой отсутствия или недостаточным контролем за телевещанием.

В развитых странах телевидение является мощным средством образования. Создаются специальные телеканалы, как общеобразовательные, так и тематические (о науке, технике, природе и т.д.), что нельзя сказать о российском телевидении. Наше телевидение перенасыщено программами развлекательного, криминального характера. А ведь это очень больная проблема. Засилье на телеэкране низкопробных сериалов, юмора «ниже пояса», угождение из-за погони за рейтингом – все это вошло в практику современного ТВ. Примером могут послужить такие программы как «Кривое зеркало», «Честный детектив», «Криминальная Россия».

Кроме этого существует еще ряд проблем, с которыми нужно активно бороться. Это и навязчивость рекламы, и ограничение свободы слова, и недостаток информации о происходящих событиях в стране и регионах.

В последние годы телевидение хорошо «прижали», почти полностью убрав из эфира аналитические общественно-политические программы. То, что осталось – выходит исключительно в записи, темы и гости тщательно выбираются и отфильтровываются. Существует негласный список «разрешенных» тем и гостей.

Телевидение должно показывать человека, который умеет бороться, умеет постоять за себя, может подсказать власти, что и как надо делать в сложившихся обстоятельствах, вывести ее из мира заблуждения, человека, так сказать, интеллектуальной наполненности. Это необходимо не для обогащения палитры, а для формирования образа нации. А что происходит на деле? Телевидение, да и не только оно, все СМИ, перестали бороться с коррупцией, как они должны с ней бороться. С коррупцией можно бороться, только называя имя высокого чиновника, а телевидение не хочет неприятностей. Кстати, по новому закону, за критику власти ТВ могут обвинить в проявлении экстремизма. Журналист лишился права быть четвертой властью. Само телевидение этому всячески способствует – его отлучили от вскрытия проблем.

Все информационные программы у нас на 80-90% одинаковы. Кто-нибудь знает о том, что происходит в Ростовской области , если бы там не обрушилась шахта? Нет, не знает. А что происходит в Татарстане? Вот поймали министра транспорта, и все об этом узнали. А если никаких катастроф не происходит – в новостях про этот город ничего не говорят. Россия не знает о том, что происходит в России![4]

Можно перечислять множество минусов нынешнего регулирования, поэтому хочу приступить к раскрытию данной проблемы. Как же решить данную проблему? Обратимся к нашим так называемым «партнерам» – США, где телевидение коммерческое, как по сути, так и по содержанию. Однако, именно в США, регулирует и контролирует телевещание специальная Федеральная комиссия связи (ФКС). По мнению ФКС радио и телеканалы должны нести общественно-полезный и образовательный характер. Естественно должен отсутствовать «непотребный» материал в любое время суток. Например, у нас до недавнего времени на телеканалах РЕН ТВ и ТНТ показывали сцены «непотребного» характера. В США за нарушение данного правила наложен штраф.

Другая не менее развитая страна Япония подошла к этому вопросу с другой стороны. Главной особенностью телевещания в этой стране является национальный характер телевидения. Программы иностранного происхождения составляют 4-5% эфирного времени. Сегодня Япония пытается захватить и мировую арену в сфере телевидения. И можно сказать, что у них неплохо получается. Ведь если в плане фильмов, Япония сильно уступает Голливуду, то в жанре анимационных фильмов Япония занимает верхние строчки. Я думаю, что многим известен такой термин как «аниме». И именно в аниме раскрываются очень глубокие проблемы человечества.

Пожалуй, самый высокий уровень информационной культуры достигла Великобритания. Ведь именно в ней самая крупная корпорация «Британская вещательная компания» BBC. Главные принципами, которым следует ВВС являются информативность. В Британии стараются решить задачу наиболее полного информирования общества о положении в стране. С другой стороны, лицензия предписывает компании ВВС воздержаться от выражения собственного мнения в программах, не выражать поддержку определенной политической линии и по возможности представлять максимальное число точек зрения на рассматриваемые проблемы[1]. Хотя ВВС является крупным лидером в своем деле, она все равно подчиняется государству. Главным аргументом такого опыта является то, что именно государство способно найти баланс между развлекательными, информационными и культурными программами.

Особенностью телевещания во Франции является полное подчинение государству. Контроль осуществляется Высшим аудиовизуальным советом, который состоит из 9 членов, которые назначаются по следующей системе. Трое назначаются Президентом, трое – Председателем Национального Собрания, трое – Председателем Сената. Совет гарантирует соблюдение свободы. Законодательство Франции о телерадиовещании состоит из Закона о свободном вещании. Закон требует объективности передачи информации, высокого качества и разнообразия программ, сохранения и пропаганды французского языка и французской культуры.

Как показывает мировая практика, проблема, раскрытая в этой статье, является решаемой. И главную роль в регулировании телевещания играет государство.

Литература и источники

  1. Бочарников И.В. «Зарубежный опыт правового регулирования телевизионного вещания».
  2. Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики/ М.А. Бережная. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 330с.
  3. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2002. – 368с.
  4. Попцов О. Власть и ТВ ударили по рукам//Журналист.- 2008.- №4.- С. 45-47..
  5. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я».//Фрейд З. Избранное. T.I.L: Academic Press, 1969.
  6. Ortega y Gasset J.Der Aufstan der Massen.B.: Folk Verlag, 1959.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *