Использование информационных технологий в развитии коммуникации органов государственного управления и гражданского общества в России

С.А.Соловьев СГН3-31
Научный руководитель: И.В.Бочарников,
д.полит.н., профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

 

Диалог власти и народа – неотъемлемая составляющая демократического государства. Это демократический принцип был заложен ещё в Древней Греции, где в городах-государствах (полисах) все важные вопросы, как политические, так и социальные никогда не решались без учёта мнения граждан. Они выносились на общественное обсуждение, и по его результатам строилась дальнейшая политика полиса.

Мир меняется. Возникают принципиально новые способы государственного управления, появляются новые каналы коммуникации гражданского общества и органов управления, как на государственном, так и на муниципальном уровне. Основную роль в процессе развития управления и коммуникации играют информационные технологии: средства массовой информации, социальные сети, государственные и муниципальные Интернет-порталы. Разнообразие доступных высокотехнологичных инновационных решений даёт возможность внедрения элементов электронной демократии и электронного правительства в управленческую практику государств и отдельных муниципалитетов.

Современный опыт и текущие результаты

В Москве успешно функционирует портал mos.ru, который агрегировал и унифицировал все информационные ресурсы различных городских департаментов, управлений и комитетов, предоставив гражданам доступ ко всей необходимой информации в единой удобной форме. На этой виртуальной площадке размещены основные городские сервисы. Портал «Активный гражданин» (ag.mos.ru) должен собирать мнения горожан по важным вопросам. Благодаря этому электронному сервису удалось выяснить отношение граждан к программе реновации и составить список домов, жители которых готовы принять в ней участие [1]. Портал «Наш город» (gorod.mos.ru) позволяет москвичам оперативно подавать жалобы по любым вопросам: начиная от неубранного подъезда, заканчивая нецелевым использованием помещений, относящихся к собственности города Москвы. Всё это позволяет рационализировать процессы управления и сокращает лишние расходы городского бюджета посредством привлечения гражданской инициативы.

Мэр Москвы, С.С.Собянин ориентирован на внедрение новых технологий, на развитие коммуникации власти и населения города, поэтому Москва вырывается на передовые позиции международных рейтингов информатизации мегаполисов. В октябре этого года он посетил форум «Открытые инновации», где был представлен стенд правительства Москвы: основными темами для обсуждения с мэром стали информационные проекты в социальной сфере. Например, проект «Московская электронная школа», определяющий новые стандарты качества школьного образования. МЭШ не имеет конкретного автора, этот проект создавался в ходе диалога москвичей и департамента образования города Москвы [2].

Важным этапом в упрощении контакта с властями в России стало введение сети МФЦ – единых центров оказания услуг населению, которые вкупе с онлайн-сервисами получения государственных услуг значительно упрощают жизнь граждан, позволяя сэкономить время и силы. Такие центры работают по всей территории страны и являются приоритетом в развитии живого диалога граждан с аппаратом госуправления.

Политика правительства сейчас направлена на увеличение открытости и прозрачности работы на всех уровнях. Внедрение инновационных технологий, ориентированных на развитие электронной демократии, электронного правительства является частью программы «Открытое правительство», запущенной в 2012 году [3]. Дополнительную прозрачность обеспечивают открытые источники информации органов управления, такие как портал открытых данных города Москвы (data.mos.ru), на котором публикуются датасеты, т.е. наборы данных и статистическая отчётность, по реализации различных проектов в столице.

Выявленные проблемы

К сожалению, не все субъекты РФ так успешно справляются с вызовами современности как Москва. Некоторые из них значительно отстают в отношении внедрения инновационных управленческих и социально-коммуникативных технологий. Об этом свидетельствует недавно опубликованный Минэкономразвития рейтинг регионов по организации деятельности МФЦ [4]. Отставание заметно в Крыму, некоторых республиках северного Кавказа, а также в центральных областях и Поволжье. Во многих регионах всё ещё сохраняется путаница с сайтами органов управления, которые слабо связаны друг с другом и не содержат актуальной информации. Остаются проблемы с информационной безопасностью при работе с онлайн-сервисами. В некоторых регионах существуют проблемы, препятствующие развёртыванию сети МФЦ. Так в республике Северная Осетия – Алания (Одна из наиболее отстающих в плане информатизации) председатель комитета связи и массовых коммуникаций заявил о проблемах финансирования программы развития МФЦ и о трудностях в повышении безопасности персональных данных [5]. В республике Крым из-за недостатка филиалов МФЦ время ожидания в очереди превышает установленный регламент (15 минут) в разы.

Техническое отставание регионов приводит к неравенству прав и возможностей граждан, усиливая социальное расслоение в России. Инновационные программы и технологии столичных властей – это хорошо, но необходимо развивать аналогичные проекты и системы в регионах. Это позволит повысить не только уровень жизни за пределами крупных городов, но и привлекательность для бизнеса и инвестирования.

Пути решения проблем и перспективы

Что же делать? Регионы, отстающие в плане информатизации, могут заимствовать удачные решения из политической практики передовых регионов России и других государств. Проблема информационной безопасности и дезорганизованности сайтов уже находится в процессе устранения. Президент РФ В.В.Путин в июле 2016-го года составил поручение «о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства» [6]. Хорошим образцом для региональных и муниципальных порталов является сайт правительства Москвы, в основу которого легли наработки других мировых городов: Нью-йорка и Лондона. Также В.В.Путин объявил о необходимости перевода государственных коммуникационных каналов на использование российских криптографических алгоритмов с целью повышения безопасности передачи ведомственных документов и персональных данных пользователей электронных сервисов.

Что касается малонаселённой местности, где нецелесообразна организация деятельности МФЦ, решением может стать внедрение элементов системы документооборота Сингапура. Так как основные госуслуги, предоставляемые МФЦ, сводятся к получению документов, перевод документооборота в электронный формат позволил бы в большинстве случаев отменить необходимость самого посещения центра, так как гражданин мог бы получать документы по электронной почте и распечатывать их для предоставления по требованию. Такой подход мог бы существенно снизить затраты на обеспечение работы МФЦ. Подлинность распечатанных документов подтверждается не печатями и подписями, а соответствием их содержания данным единого реестра. Альтернативой также может стать решение Испанских властей: система электронного правительства Línea Madrid позволяет заказывать бумажные документы через интернет с возможностью доставки по обычной почте.

И наконец, улучшению работы органов управления в регионах должно поспособствовать увеличение открытости и прозрачности их работы. В условиях гражданского контроля практически не остаётся возможности недобросовестного исполнения обязанностей, нецелевого расхода средств и некачественной организации работы ведомств.

Вывод

Россия шагает в ногу со временем, развивая принципы электронного управления государством, городом, районом, активно налаживая диалог общества и власти на всех уровнях. Внедрение информационных, аналитических технологий в процесс коммуникации граждан и органов управления уже на данный момент значительно увеличило его эффективность. На пути к реализации всех поставленных существует ряд проблем, но заимствуя опыт других стран, а также разрабатывая собственные управленческие решения, их можно преодолеть.

Источники

  1. Опубликована дополнительная информация о голосовании по проекту реновации [Электронный ресурс] Официальный сайт Мэра Москвы. Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/25282073/ (Дата обращения: 15.10.2017)
  2. Сергей Собянин осмотрел стенд правительства Москвы на форуме «Открытые инновации» [Электронный ресурс] Официальный сайт Мэра Москвы. Режим доступа: https://www.mos.ru/mayor/themes/14299/4347050/ (Дата обращения: 15.10.2017)
  3. Государственная программа города Москвы «Открытое Правительство» [Электронный ресурс] открытый бюджет Москвы. Режим доступа: http://budget.mos.ru/BinaryData/GP_OPEN (Дата обращения: 17.10.2017)
  4. Рейтинг субъектов РФ по организации предоставления госуслуг [Электронный ресурс] Министерство экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosgv/2017150906 (Дата обращения: 17.10.2017)
  5. Сеть МФЦ необходимо развивать [Электронный ресурс] Республика Северная Осетия — Алания . Режим доступа: http://alania.gov.ru/index.php/news/948 (Дата обращения: 15.10.2017)
  6. Поручение об обеспечении разработки и внесении в Госдуму федерального закона о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства [Электронный ресурс] Президент России. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52558#sel=3:23:mZg,3:33:hva (Дата обращения: 10.11.2017)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *