Интеграционная политика республики Армения

Оганесян Алина Есаевна,
магистрант ИМОиСПН МГЛУ,
политология, 2 курс

 

Проблема развития интеграционных отношений Армении – важный аспект геополитики современности. Это утверждение можно закрепить такими фактами, как то, что Армения находится в регионе, где традиционно возникают проблемы. В целом армянский вопрос является важным геополитическим элементом, особенно тот эпизод, который связан с геноцидом армянского народа в начале прошлого столетия.

Выделим два направления интеграционных процессов Армении – России в рамках СНГ, ЕвроЗЭС, ОДКБ и прозападного направления, которое развито в меньшей степени, однако имеет важное стратегическое значение.

Актуальность темы данной работы заключается еще в том, что после распада СССР Южный Кавказ, который на протяжении веков находился на стыке трех империй – России, Турции и Персии, где пересекались интересы многих великих держав как региональных, так и внерегиональных, не потерял своей геополитической значимости. На современном этапе геополитической политики России в закавказском регионе Армения являет собой некий форпост интересов РФ. Взамен Россия поддерживает статус-кво по «карабахскому вопросу». С другой стороны, России просто необходимы союзники в регионе, в особенности после 2008 года, когда надолго осложнились отношения с Грузией.

В последние полгода вектора интеграции Армении стали изменяться, по сути, началась некая политическая игра, в центре которой отношения с Россией и странами Запада, прежде всего, Европейского Союза. Так, отказавшись от ассоциации с ЕС в 2013 году, Армения и Европа подписали в ноябре 2017 года новый вариант сотрудничества. По сути это отличается от ассоциации некими гибкими формами, но, по сути, определяет направление политику страны. В тоже время армяне не отказываются от интеграции на постсоветском пространстве. Последнее выглядит крайне неуместным и может иметь одну ярко выраженную причину и ряд менее важных. Главной причиной тому, что Армения не откажется от интеграционных процессов с Россией – это Нагорный Карабах. Отказ от союза с Российской Федерацией развяжет руки Азербайжану и неминуема масштабная война, которая для Армении может иметь итог потери Степанакерта. Недавнее обострение конфликта показало, что военные действия не могут быть победоносными для двух стран, когда резкое продвижение азербайджанских войск удалось приостановить не столько военными силами и даже потерями, сколько резким вмешательствам России и поездкам Лаврова и Медведева во враждующие страны.

Тем самым Азербайджан не остановится в достижении своей цели и ЕС не будет особым способом препятствовать конфликту, кроме заявлений. В свою сторону Турция может оказать и поддержку Азербайджану, так как их отношения с Арменией и армянской мировой диаспорой крайне напряженные и не только по проблеме геноцида армян в 1915 году.

Реальную поддержку может оказать сдерживание 102-й военной вазой в Гюмри и дипломатия России.

Однако стремления Армении выходят за рамки интеграционных проектов, инициированных Россией. Участие в программе “Восточного партнерства” Президент Армении Серж Саргсян, который выступал 25 апреля 2013 года на встрече высокого уровня в честь пятилетия программы ЕС “Восточное партнерство”, которое проходило в Праге, в своей речи заявил: “Программа ЕС “Восточное партнерство” должна отвечать жизненным интересам всех стран-участников, а для Армении это, в первую очередь, закрытие границы с Турцией. Республика Армения заинтересована в дальнейшем развитии данного “Восточного партнерства”. Оно должно так же работать на свою основную цель, то есть стабильную, благополучную, единую… Очень жаль, но конфликт, который существует между государствами-партнерами, нет полноценного взаимодействия. Иногда мы не только не сотрудничаем для достижения общих целей, но и проявляем враждебность и ненависть в отношении друг друга” [5, с. 2].

Подписание “Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве» с Евросоюзом – шаг в сторону от России. Данным шагом Армения начинает игру, в которой будет использовать Россию в тех проблемах, которые связаны с обеспечением безопасности. Армения рассматривает военно-политическое сотрудничество с Россией в качестве ключевого элемента своей политики обороны и безопасности. У России имеется военная база в Армении, а российские пограничники помогают Армении в защите ее границ с Турцией и Ираном. Армения является активным членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), военно-политического блока под эгидой России, а так же является единственным членом ОДКБ на Южном Кавказе.

На территории этой страны находятся российские военные объекты, в том числе 102-я военная база в Гюмри (в 2010 г. лидеры России и Армении продлили ее существование до 2044 г.), а противовоздушная оборона Армении участвуют в Объединенной системе ПВО СНГ. Армения заинтересована в сохранении военных связей с Россией в свете турецкой и исламистской угроз. В последние годы участились ее контакты с НАТО, что вызывает настороженность в Москве. Не случайно, комментируя армянско-натовские связи, российский дипломат А. Двинянин в 2007 г. посоветовал армянским политикам «учитывать те рамки и механизмы, в которых мы находимся». То есть армянский подход к России в области безопасности носит избирательный характер, а Россия, похоже, готова к любому варианту развития отношений с Арменией [3, с. 22]

Одним из приоритетных направлений российско-армянского сотрудничества должны оставаться сферы науки, медицины, образования и подготовки кадров. И Россия, и Армения имеют огромный научный потенциал, который должен работать на укрепление и развитие отношений между странами и на подъем экономики.

На сегодняшний день нельзя говорить и о том, что Россия не играет важную роль в экономики Армении. Российская Федерация остается лидером среди стран-инвесторов в армянскую экономику и занимает первое место среди крупнейших иностранных инвесторов. Доля России в привлеченных в Армению инвестициях составляет порядка 38,5%. Кроме того, в общем объеме поступающих в Армению из-за рубежа частные трансферты переводы из России занимают первое место (1113,4 млн. долл. США в 2017 году, что превышает товарооборот между Россией и Арменией). Однако, данные инвестиции для развития страны могут показаться недостаточными и поиск новых источников развития – обоснованный выбор страны, тем более что настоящая экономическая ситуация в России, находящейся под санкциями, вызывает ряд проблем. Армении нужны новые источники финансов, вложения в промышленность, услуги, но ближайшие соседи, ни Турция, ни Грузия не способны и не будут вкладываться в армянскую экономику в силу, прежде всего, геополитических особенностей межгосударственных и межнациональных проблем, не говоря уже об Азербайджане.

Именно с этими стремлениями можно связать политику страны за последние полгода. С этим связано и избрание нового президента Армена Саркисяна (в сущности Саргсян). Это человек прозападной ориентации и гражданство Армении не единственное в его жизни. Большую часть своей профессиональной деятельности он провел в работе в ЕС в качестве посла, так и топ-менеджера. Несмотря не отсутствие с момента избрания 02 марта 2018 года резких заявлений в сторону России, это человек призван активизироваться прозападное направление интеграции Армении. Связывать же все последующие события в будущем с этим человеком не стоит, политику на сближение с ЕС начал Серж Саргсян, его однофамилец, по сути, является приемником ушедшего президента.

Россия – ведущий инвестор в экономику Армении – сумма инвестиций превысила в 2017 г. 1 млрд долл. Основными объектами сотрудничества являются энергетика, банковский сектор, металлургия, строительство и отрасль связи. Российские компании владеют в Армении рядом крупных объектов – Разданской ТЭС, Севано-Разданским каскадом ГЭС, распределительными сетями Армянской АЭС и др. Между странами действует железнодорожная паромная переправа между портами Кавказ-Поти. Армения участвует в экономической жизни России через свою 2 миллионную диаспору, представители которой добились высоких результатов в российской культуре, науке и бизнесе. Отношение общественности России к проживающим на ее территории армянам в целом положительное, хотя в последние годы было отмечено несколько нападений и убийств этнических армян на национальной почве. На территории Армении действуют филиалы 9 российских вузов, вещают основные телевизионные каналы «Первый канал», «РТР Планета» и «Культура», на коммерческой основе – НТВ, ТВЦ, РЕН-ТВ [4, с. 123-124].

Современный выбор Армении – судьбоносный и предопределит большие последствия для страны и всего народа, который проживает и в большом количестве на постсоветском пространстве.

На основании всего выше описанного, можно выделить некоторые проблемы, при решении которых нужно углубиться в российско-армянские отношения. Об таких проблемах открыто свидетельствует вышеуказанная Стратегия национальной безопасности Республики Армения. Армения, даже на сегодняшний день ощущает потребность в постройке дополнительных автомобильных дорогах, водопроводах. Ощущается низкий уровень научно-образовательной системы, в частности, малый уровень интеграции такой системы в международных институтах. Отсутствуют дипломатические отношения между РФ и Грузией, которые плохо воздействуют на армянскую экономику.

Следует отметить, что изменение вектора политики Армении сильно осложнит ситуацию внутри страны. Это будет означать пораженческие настроения по отношению к Азербайджану, потеря важнейшего рынка сбыта для продукции армянского производства, в том числе и дорогой алкогольной продукции. Кроме того, создадутся проблемы для армянской диаспоре в России, которая по численности как половина Армении.

По существу Армения делает попытку выхода из российского протектората, возможно обострение конфликта летом стало “отмашкой” РФ и показало важность сохранения ситуации в современном русле. С экономической стороны крупные инвестиции ЕС в экономику Армении являются сложным делом, при российском контроле до 70 % армянской инфраструктуры. В данном случае либо национализация или “ползучая” переориентация за десятилетия, но выбор нового лидера страны показывает на стремление к форсированию ситуации по усилению вектора “прозападного”.

Таким образом, не стоит ожидать резкой смены пророссийской ориентации на прозападную, Армении, на фоне аннулировании Цюрихских протоколов и разрыве дипломатических отношений с Турцией необходима поддержка ЕС, где многим лидерам важна поддержка армянской диаспоры. В сущности, новый президент, прежде всего, говорил о поддержке диаспоры, которая становится инструментом внешней политики Армении. Отказ от сотрудничества с Россией – поражение дипломатии и это должны понимать в Армении. Российская Федерация и так поставляет вооружение Азербайджану, на фоне же заявлений В.В. Путина о новых типах вооружения, армянам стоит задуматься о безопасности. Отход от России приведет в эскалации конфликта и ЕС будет бессильна в выборе между Арменией и Азербайджаном с “голубым потоком” и другими средствами доставки нефти и газа. Россия же имеет четкую позицию, которая в целом устраивает Армению, за исключением двух факторов – продажи оружия противнику и нейтрального отношения к районам около Нагорного Карабаха – де-факто занятых Арменией.  Россия же не может допустить бреши в системе собственной безопасности, получении кодов “свой-чужой” странами НАТО.

В любом случае, интеграционные процессы Армении не находятся в стагнации и развиваются, в ближайшее время будет ясно с определением доминирующих векторов внешней политики страны.

Библиографический список

  1. Ованесян В. Россия наш союзник и старший брат // Красная звезда. – 2003. –  17 января. – С. 2.
  2. Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Арменией, ориентированном в XXI век. 26 сентября 2000 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mid.ru официальный сайт Министерства иностранных дел РФ.
  3. Климчак, А. Отношения между Республикой Армения и Российской Федерацией: региональные аспекты стратегического партнерства / Автореферат на соискание степени кандидата политических наук / А. Климчак. – М.: АСТ, 2004. – 24 с.
  4. Кардумян, В. Геополитический фактор внешней политики Армении // Свободная мысль. – 2007. – № 11. – С. 121-130.
  5. Армения: Давно созрела необходимость закрепления де-юре права народа Карабаха на самоопределение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.regnum.ru/news.
  6. Путин, В.В. Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня // Известия. – 2011. – 03 октября. – С. 1.
  7. Российско-армянское стратегическое партнерство набирает новые обороты [Электронный ресурс] // Армянский мир. – №8. – 2013. – С. 3-11
  8. Сарксян, С.А. Я никогда не увижу Нагорный Карабах снова в составе Азербайджана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vip.am/stati.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *