Анализ актуальных методов проектирования политических кампаний: опыт России и США

Ключевский Дмитрий Сергеевич,
студент 2 курса магистратуры МГЛУ

Институт международных отношений и социально-политических наук
Московский Государственный Лингвистический Университет

Совершенствование политических технологий на современном этапе открыло ряд новых подходов к проектированию политических кампаний с учетом современных трендов и ресурсов. Новые методы проектирования политических кампаний, опыт России и США, а также анализ современных примеров политических кампаний — эти вопросы рассмотрены автором в данной статье.

Политические кампании на современном этапе — важный процесс не только для внутренней политики страны, но и для всего мирового сообщества. Каждый процесс выборов приковывает внимание не только обновленными пунктами программ политиков, но и инновационными подходами к построению политических кампаний. Каждый процесс предвыборной гонки — уникален. На сегодняшний день можно выявить не только «классические» основы проектирования политической кампании на выборах президента страны, но и новые тенденции и подходы, которыми пользуются как политические консультанты, но и эксперты со всего мира при изучении данного феномена.

На каждом предвыборном процессе кандидаты представляют все новые концепции, дающие возможность увеличить количество избирателей. Но этому процессу предшествует долгий анализ и обозначение стратегии продвижения, агитации и укрепления позиций партии и кандидата. Именно методы проектирования и определение стратегии политической кампании представляют огромный интерес для изучения у специалистов со всего мира.

Для более глубокого анализа актуальных подходов, введем понятие «проектирование политической кампании». Проектирование политической кампании – процесс конструирования образа будущей кампании для достижения заданных целей.

Подходы к проектированию политических кампаний России и США имеют как схожие базовые принципы, так и отличия. Во первых, основное отличие — избирательная культура стран. Если в США подходы к проведению политических кампаний активно развивались более 100 лет, то в России данная тенденция активного развития молодая, ей не более 25 лет. Во вторых, электоральная культура государств диаметрально противоположная. Если в США мобилизация народных масс носит стихийный характер и на результат кандидата может повлиять даже заявление или инфоповод в СМИ, то в России избиратели гораздо более консервативны и выбирают политических лидеров, анализируя глобальную ситуацию в стране в период его правления. В основном, российская электоральная культура базируется на отрицании резкой смены политического курса страны.

На современном этапе можно выявить несколько базовых подходов и этапов (направлений) проектирования политических кампаний, которые используются как в России, так и в США.

Во первых, важный элемент — анализ политической обстановки. Этот пункт включает в себя анализ конкурентов, их опыта и трансформации политических лозунгов.

Во вторых, анализ электората по регионам. Как в США, так и в России в подготовительном этапе политической кампании анализируется экономическая и социальная ситуация в регионах и выявляются политические предпочтения. Опыт США показывает, что точечная ориентация на конкретные регионы — эффективный метод мобилизации народных масс и повышения лояльности старого и присоединения нового электората.

В третьих, определение основной концепции политической кампании и выявление отличительных точек давления. Пример в России — ориентация на увеличение роли политического лидера в МО, в США — решение проблем нелегальной иммиграции (пример — исход выборов и президент-республиканец Дональд Трамп с поддержавшим его «простым белым населением»).

В четвертых, увеличение роли политического PR в интернете. Не секрет, что ориентация на позиционирование в СМИ — классика проектирования кампании, но ключевая роль на данном этапе — интернет-ресурсы. С 2012 года партии США активно используют социальные сети и интернет для привлечения избирателей (так, команда Барака Обамы провела серию успешных шагов в интернете, увеличив прирост избирателей в возрасте от 22 до 27 лет). В России за последние 4 года тенденция также сместилась в сторону интернет-ресурсов. Специальные сайты, флешмобы, группы в социальных сетях — все это то, чем в будущем будут активно пользоваться не только на выборах президента, но и на региональном уровне.

Таким образом, можно выявить общие аспекты, сформировавшиеся за последние годы в ходе политических кампаний обоих стран. К ним относятся:

1) Персонализация коммуникации «кандидат-избиратель»

2) Повышение роли женской половины населения в участии в выборах

3) Частичное повышение роли молодежи в избирательном процессе

4) Огромный рост влияния интернет-ресурсов

5) Ориентирование на конкретные регионы в проектировании политической кампании

6) Уменьшение затрат штабами на позиционирование в классических видах СМИ

Ключевая отличительная особенность в США и России заключается в долгосрочном проектировании политической кампании. В политической науке долгосрочное политическое проектирование основывается на двух векторах: поисковом и нормативном прогнозировании. Поисковое прогнозирование определяет возможное или ожидаемое состояние какого-либо явления или объекта политической сферы при условии продолжения в будущее тенденций динамики изменения соответствующего явления или объекта. Нормативное прогнозирование определяет пути и сроки достижения возможного состояния явления или объекта, принимаемого в качестве цели. По мнению автора, основа прогнозирования как элемента проектирования политической кампании в России — нормативное прогнозирование, а в США — поисковое.

Таким образом, основной тренд проектирования как политических кампаний США и России — точечная ориентация на регионы, на выстраивание персонализированных отношений «лидер — избиратель» и на интернет-пространство (в основном посредством социальных сетей). Основное же отличие заключается в ориентации политиков США на мобилизацию народных масс, а в России — на поддержание и формирование стабильного электората и уменьшение уровня политического абсентеизма.

Литература

  1. Иванова С.В. О политическом проектировании и проектной деятельности в сфере политики. М, 2011.
  2. Докторов Б.З. Явление Барака Обамы: социологические наблюдения. М., 2013 г.
  3. Стрёмберг Д., Снайдер Дж. Влияние СМИ на государственную политику. Н.: Альпина Паблишерз, 2007
  4. Габдулова Д.C. Сми как инструмент политического маркетинга // Гуманитарные науки. 2014
  5. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М, 2002
  6. Северс А.В. Синергия микротаргетирования и социальных сетей в политических коммуникациях (роль социальных медиа в президентской предвыборной кампании США 2012 г.). Мб 2013
  7. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная политическая лингвистика. – Екатеринбург, 2006. – С. 92-119

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *