«Литвины» и «московиты» на исторических ростанях

Колегов К.А.

1. Белорусы

Восточнославянский народ общая численность более 10 млн. человек (2009 г.). Из белорусов идентифицируют субэтнос полешуки (жители Полесья), в который входят пинчуки (жители района г. Пинска). В религиозном плане 78% белорусов составляют православные, 20% католики, около 2% греко-католики (униаты), небольшие группы протестантов (баптисты, пятидесятники и др.) и мусульмане (потомки золотоордынцев). Белорусы пользуются языками славянской группы индоевропейской семьи: белорусский, русский и польский. Письменность – кириллица. Грамотность белорусов составляет 98%, а имеющие высшее образование – 55%. Бόльшая часть белорусов проживает в Республике Беларусь – 7,9046 млн. чел. Также они проживают: в России – 520,0 тыс. чел. (2010 г.); в Украине – 275,0 тыс. чел.; в Казахстане – 63,0 тыс. чел. (2012 г.); в Польше – 70,0 тыс. чел.; в Латвии – 68,2 тыс. чел. (2011 г.); в Литве – 35,9 тыс. чел. (2010 г.); в США – 780,0 тыс. чел.; в Канаде – 70,0 тыс. чел. (2011 г.); Австралии – 20,0 тыс. чел.; Эстонии –  12,4 тыс. чел. (2011 г.); Молдове – 10,0 тыс. чел.; Приднестровье – 3,8 тыс. чел.; Великобритании – 5,3 тыс. человек.

Для сравнения динамики проживания белорусов на территории СССР (всего белорусов было около 10,0 млн. человек) представлены данные о численности (перепись 1979 г.):

  1. Белоруссия – 7,568 млн. человек.
  2. Россия – 1,051 млн. человек.
  3. Украина – 406,1 тыс. человек.
  4. Казахстан – 181,5 тыс. человек.
  5. Латвия – 111,5 тыс. человек.
  6. Литва – 57,6 тыс. человек.
  7. Эстония – 23,5 тыс. человек.
  8. Молдавия – 13,8 тыс. человек.

В последние десятилетия в национальном составе Республики Беларусь произошло существенное увеличение доли белорусов (данные 1989/2009 г.):

  • Белорусы – 77,9 /83,7%;
  • Русские – 13,2 /8,3%;
  • Поляки – 4,1 /3,1%;
  • Украинцы – 2,9 /1,7%.

При этом доля русско-белорусских смешанных браков составила 48%.

Самоназвание – беларусы. Западная часть Древнерусского государства (13 – 14 вв.) в период феодальной раздробленности вошла в состав Великого княжества Литовского (другое название Великое княжество Литовское и Русское), в котором формировался белорусский этнос. При этом его специфика складывалась на региональном базисе древнерусской общности. Важными этнообразующими факторами были относительно высокий экономический и культурный уровни славянского населения в Великом княжестве Литовском (далее – ВКЛ) по отношению к литовцам, а также его бóльшая численность и однородное расселение. В этом процессе большую роль играл языковый фактор. Древнерусский (-белорусский) язык в ВКЛ являлся государственным языком, а с 16 в. на нем началось книгопечатание. Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский.

2. Этногенез

2.1. Белорусов

Этнической основой являются восточнославянские племена дреговичей, частично радимичей, кривичей, древлян и незначительной степени волынян и ятвягов (литовское племя).

Колонизация славянами территории современной Белоруссии в VIII – IX  вв. осуществлялась при активном развитии сельского хозяйства и ремесел, что способствовало формированию феодальных отношений, расширению торговли и возникновению городов. Древнейшим белорусским городом является Полоцк, к «ровесникам» которого относятся русские города Смоленск, Новгород, Муром, Ростов. Период возникновения большей части белорусских городов считается X – XI века.

Очаг этногенеза белорусов находился на территории Центральной Беларуси и белорусской части Поднепровья.

В настоящее время отсутствует единое мнения о хронологических рамках формирования белорусской народности. Некоторые исследователи (Г. В. Штыхов, М. А. Ткачёв) считают, что белорусский этнос существовал уже в XIII веке, а его формирование как народности происходил в XVII—XVIII веках. Историк и археолог В. В. Седов считал, что белорусское этническое сообщество сложилось в XIII—XIV веках, М. Я. Гринблат — в период с XIV по XVI век.

В настоящее время имеется несколько концепций этногенеза белорусов:

  • Ученые Е. Ф. Карский, М. Гринблат, М. В. Довнар-Запольский, В. И. Пичета относятся к «Племенной» концепции: этническая консолидации восточнославянских племён дреговичей, кривичей, радимичей, древлян, волынян способствовала общность социально-экономических, политических, военных и религиозных аспектов в X—XII веках.
  • Ученые С. А. Токарев, П. Н. Третьяков, Б. А. Рыбаков, Б. Н. Флоря приверженцы «Древнерусской»: белорусы образовались в результате распада древнерусской народности в XII—XIII веках.
  • Ученые В. В. Седов, М. Гумбитас сторонники «Балтийской» концепции: этническим субстратом (подосновой) белорусов являются балты, которые в результате смешивания и взаимоассимилирования с пришлыми славянами сформировали белорусский этнос (Балтроссия).
  • Ученый И. А. Ласков – «Финская»: предками белорусов были финно-угры.

Для анализа указанных концепций уместно обратить внимание, что с точки зрения ландшафта славяне являются народом лесостепей, у которых основными продуктами были на основе зерновых культур, в частности жито (рожь). По сравнению с балтийскими и финскими (лесными) народами славяне значительно превосходили по численности, что мотивировало их к миграции, в т.ч. на территории обитания балтов и финнов. В своем большинстве указанные народы под «давлением» славян сами начинали миграции, в частности балты вытеснили из Прибалтики финнов, частично ассимилировав последних.

Существовали также концепции, что белорусы это ополяченные русские или обрусевшие поляки.

2.2. Русских людей

Современные русские люди происходят от древних славянских племен: ильменьских словен, вятичей и частично кривичей и радимичей. Указанные племена изначально проживали на территории Восточной Польши, севернее Белой Хорватии, и по ряду причин в разные времена мигрировали на территорию современной России.

Первыми из них миграционный процесс возглавили словене (будущие «ильменьские словене»), которые во II веке н.э. мигрировали из северо-западного окончания «славянского эллипса» (район устья Вислы) в район озера Ильмень. Путь племени проходил через территорию современной Южной Литвы и Северной Беларуси. На место прежнего расселения словен приплыли с острова Готланд германские племена готы. Словене несколько столетий жили на Ильмене в отрыве от славянского мира, как на острове в окружении немногочисленных финских народов.

Карта 1. Первоначальное расселение славян в Европе I – II вв. н.э.

Вторым племенем, примкнувшим к «русскому» миграционному процессу, были кривичи, которых вероятно уже в III веке «подпирали» укоренившиеся на Висле готы. Причем с готами кривичи проживали достаточно мирно, о чем говорят многочисленные археологические находки и гидронимика районов их совместного проживания. Изначально кривичи жили на средней Висле южнее словен. Но за период с III по IX вв. их ареал расселения растянулся от Польши до верхнего течения Волги (вплоть до территории современной Костромы). На Псковщине они расселились в VI веке. Частично, кривичи участвовали в формировании белорусского этноса. Во многих летописях говорится о соседях кривичей: белых хорватах, сербах, хорутанянах. Миграционных путь кривичей прослеживается соответствующей топонимикой. В настоящее время в Польше, Беларуси и России существуют «города-близнецы»: Плоцк (Польша) – Полоцк (Беларусь), Быдгощ (Польша) – Будогощь (Ленинградская обл.), Бельск (Польша – на Висле) – Бельск-Подляски (Польша) – Белый (Тверская обл.), Щучин (Польша – Подляска) – Щучин (Беларусь), Ружан (Польша) – Ружаны (Беларусь). Кроме того, есть в Польше город Обша, а в Тверской области город Белый расположен на реке Обша.

Радимичи (родимые), которые упоминались в повести временных лет как «вышедшие из ляхов», на Висле проживали южнее кривичей и в VI веке компактно разместились между ареалами расселения других славянских племен: полян, кривичей, дреговичей, северян. Радимичи также приняли участие в этногенезе белорусов. «Города-близнецы»: Карчев (Польша) – Карачев (Брянская обл.), Браньск (Польша) – Брянск (Россия).

В VI-VII вв. вышли из Польши вятичи под руководством князя Вятко, но немного позже радимичей. На Висле вятичи проживали между радимичами и хорватами. Вятичи заняли земли восточнее радимичей вдоль Оки от ее истоков до рязанских земель. Города-близнецы: Серпц (Польша) – Серпейск (Калужская обл.) – Серпухов (Московская обл.).

3. Кто такие «литвины» и «московиты»?

Белорусская этническая общность складывалась в 14 – 16 вв., т.к. до этого периода славянские племена на территории Беларуси формировались в общую древнерусскую народность.  Название белорусы или белорусцы восходит к топониму Белая Русь, который в 14 – 16 вв. применялся по отношению к восточной части Центральной Беларуси, северо-востоку Могилевщины и Витебщине, а в 19 – нач. 20 вв. он охватывал почти всю современную территорию расселения белорусов. В 14 – 16 вв. западная часть будущих Минской и Витебской губерний, Гродненщина (исключая Брестчину) называлась Черной Русью, а южная болотистая и лесная равнина – Полесьем. Форма современного названия – Беларусь – возникла в 17 веке. В этот период появилось название для белорусско-украинского населения – полешуки. Одновременно названием белорусы применялись этнонимы руськие, русины, литвины, которые в качестве самоназвания употреблялись до XIX века. При этом этноним «литвины» использовался в Московском государстве для идентификации русского (русинского) населения ВКЛ и Речи Посполитой, также как в противоположном направлении русское население Московского государства именовалось «московитами». Только к концу XIX века термин «белорус» (либо «белорусс») закрепился за славянским населением всей территории Белоруссии. Как самоназвание этноним белорусы получил широкое распространение лишь после образования Белорусской ССР в 1919 году.

4. Происхождение названия «Беларусь»

Начиная со второй половины X века до середины XIII века на территории современной Белоруссии образовываются и функционируют крупнейшие княжества: Полоцкое, Турово-Пинское и Городенское. В этот период на белорусские земли приходит христианство, основываются Полоцкая и Туровская епархии. Развивается письменность на основе церковнославянского языка.

Существует несколько версий происхождения названия «Белая Русь»:

  1. В Центральной и Восточной Беларуси местность преобладает равнинная и болотистая с развитой речной сетью. В утреннее время эта территория часто окутана довольно теплым туманом, который и формирует наименование данной территории (Балтроссия; балт – «белый»; до прихода славян территорию населяли балтийские народы, которые мигрировали к Балтийскому морю под натиском славян).
  2. Земли Белой Руси назывались из-за принятия населением христианства, в отличии от Черной Руси, в которой долгое время сохранялось приверженность к язычеству (ятвяги).
  3. Население Белой Руси носило белые одежды и цвет волос преобладал белый (белые одежды преобладали у всех славян, белый цвет волос был даже более распространен на Севере Руси).
  4. Данные земли не подвергались нашествию и не зависели от монголо-татар (во времена Киевской Руси уже существовали термины Белая и Черная Руси).
  5. «Татарская» версия: «Ак-Урус» – Белая Русь, т.е. западная (у славян северная сторона ассоциировалась как белая).

В середине XIII—XIV веков литовские и белорусские земли стали основой формирования Великого княжества Литовского. С середины XIII века до 1569 года ВКЛ было отдельным от Польши государством, а после Люблинской унии 1569 года и до конца XVIII века оно входило в Речь Посполитую в качестве одной из двух составных частей этой конфедерации. Первоначальной столицей ВКЛ был Новгородок (ныне Гродненская область), который со времен создания Речи Посполитой стал звучать по-польски – Новогрудок. Государственным языком ВКЛ был старорусский (русинский), письменность – кириллица, государственная религия – православие. С приходом (конец XIII в.) к власти в ВКЛ династии Гедиминовичей (вторая по значимости на Руси княжеская династия) – основой государственной политики княжества стало сохранение древнерусских традиций. Сами литовцы стали активнее воспринимать культуру славян и переходить в православие. Даже Кревская династическая уния 1385 г. не изменила этот устой государства.

Татаро-монгольского нашествия на Белую Русь не было, не считая нескольких набегов на Могилев и Туров. Бояре ВКЛ, Московии и Новгорода часто меняли свое подданство в зависимости от отношения к ним глав государств.

На старорусском письменном языке просветитель из Полоцка Ф. Скорина в 1517 – 1525 гг. напечатал первые среди восточных славян книги (переводы Библии). Своды правовых документов – Статуты ВКЛ – являлись классическим образцом оформленного феодального права средневековой Европы.

С начала образования ВКЛ и вплоть до конца XV в. границы княжества постоянно расширялись, в основном, за счет территорий восточных славян в южном и восточном направлениях. Но по окончанию этого периода и результатам серии войн с Московским царством ВКЛ начало уступать свои восточные земли.

Важнейшим событием в развитии государственного строя ВКЛ стала Ливонская война 1558 – 1583 годов. В этой войне Московия преследовала цель устранения давних угроз со стороны Ливонского ордена и обеспечения беспрепятственного выхода к морю для развития торговых отношений с Европой. В ходе этой войны ВКЛ, вступившее в поддержку ордена (1561 год), через определенное время оказалось в тяжелом положении. Но и Московия в Ливонскую войну не меньше пострадала. Кроме того, во времена мощных набегов крымского хана в 1571 – 1572 гг. московское государство сохранилось только благодаря ратному таланту русского воинства, т.ч. выходцу из ВКЛ воеводе М.И. Воротыскому. Но оба государство были крайне истощены.

В создавшихся условиях ВКЛ обратилось за помощью к Королевству Польша. После подписания ВКЛ и Польшей в 1569 году Люблинской унии польские войска впервые выступили совместно с войсками ВКЛ и перевес сил стал намного больше московитов. Но условия данной унии фактически полностью подрывал государственные устои ВКЛ, заложенные великим князем Гедимином. Государственный язык становился польский, государственная религия – католицизм, аристократия должна говорить по-польски и быть католиками, польская шляхта получила право владеть землями в ВКЛ (ранее это было реализовано только на территории Украины), создана единая армия. При этом и Иван IV Грозный практически «весел на волоске» от краха в войне, но отряды Ермака, вовремя нанятые купцами-промышленниками Строгановыми, захватили Сибирское ханство и оседлали «пушные» торговые пути. Грозный был спасен, у него появился капитал для продолжения ведения войны. Наступление уже Речи Посполитой было остановлено. Тут же между противоборствующими сторонами было подписано мирное соглашение. При этом новых территорий воюющие стороны не приобрели, а людей и сил положили уйму.

Принятие Люблинской унии и последующая государственная внутренняя политика положили началу разложения Речи Посполитой по причине развития межконфессиональных, национальных и культурных противоречий. В конечном итоге это привело ее к разделам и ликвидации.

Последние годы противники укрепления российско-белорусской дружбы (в первую очередь украинские) муссируют тему о кровавых событиях в период русско-польской войны 1654 – 1667 гг. для населения Белоруссии. Якобы в этой войне Беларусь потеряла более половины населения. Предлагается подробнее разобрать данные события.

Сын Екатерины Ягеллонки – Сигизму́нд III Ва́за (1566  – 1632) являясь с 27 декабря 1587 года королем польским и великим князем литовским, а позже с 27 ноября 1592 по июль 1599 года королем шведским, свое правление в Речи Посполитой начал проводить государственную политику по ликвидации в государстве православия, в т.ч. подписание Брестская уния в 1596 году. Кроме того, в период великой Смуты 1598 – 1613 гг. он планировал искоренить оплот православия того времени – Московское царство, а сын Сигизмунда III – Владислав IV Ваза в период с 1610 – 1613 гг. был царем Московии. Последний, Ян II Казими́р Ваза (1609 – 1672) третий король польский и великий князь литовский из династии Ваза (правил в 1648—1668 годах) продолжил антиправославную и антирусскую политику своего отца Сигизмунда. К 1654 году вся аристократия стала полностью полонизирована. Эта политика привела Речь Посполитую к межконфессиональному и социальному взрыву. На территории государства с преобладанием православного населения повсеместно стали вспыхивать народные восстания, в первую очередь казачество Украины. При этом белорусская шляхта среднего и бедного достатка, оставаясь православной, не проявляла стремления в подавлении этих восстаний.

При переменных успехах военных действий между восставшими и польскими войсками, а также с учетом отсутствия в Белоруссии должного размаха восстания, руководство восстания на Украине во главе с Б. Хмельницким  обратилось к Московскому государю в оказании военной помощи. Собственно так и началась русско-польская война 1654 – 1667 годов.

Карта 2. компании 1654 г. русско-польской войны 1654 – 1667 гг.

Основными районами действия восставших казаков была Центральная Белоруссия и Украина,  Юго-восточная Польша (Малая Польша) и Западная Украина. В этих районах наибольшие жертвы понесло мирное население ,при этом оно страдало, как от польских карателей, так и от украинского казачества. Ситуация усугубилась еще тем, что король Польши принял ряд мер по ослаблению давления на православное население Речи Посполитой. При этих условиях белорусская шляхта полностью заняло позицию короля,  украинские гетманы «козацкого» войска частично предали Московского царя и перешли на сторону Речи Посполитой. Так поступили гетманы Иван Выговский  (гетман 1658 – 1659), Юрий Хмельницкий – сын Богдана Хмельницкого (гетман 1660 – 1663), Павел Тетеря, Пётр Дорошенко (гетман 1665—1666), Иван Богун. Так, казачество в 1654 – 1657 и 1659 – 1660 гг. воевало на стороне Московии, а с приходом к власти Ю. Хмельницкого в 1660 – 1663 гг. на стороне поляков. Правда после гибели этого ренегата-гетмана казаки разделились на левобережных (за Москву) и правобережных (за Варшаву). К сожалению, от этих «политических переходов» казаков страдало мирное население и шляхта Белоруссии – набеги никогда не прекращались, сопровождаемые убийствами, насилием, грабежами.

В этих условиях часть белорусского населения мигрировала в Московское царство, в т.ч. белорусские монахини основали в Москве Новодевичий монастырь.

В результате конфессиональной разобщенности, политики церкви и государства самосознание белорусов часто подменялось представлением о конфессиональной принадлежности. Нередко они называли себя «людьми польской веры» – католиками или «людьми русской веры» – православными, а зачастую «тутейшими», т.е. местными. Но в конце 19 в. усиливается процесс формирования национального самосознания белорусов.

В период гражданской войны в Российской империи белорусские земли пережили очередную польскую оккупацию 1918 – 1921 гг., которая сопровождалась грабежами, насилием и убийствами мирного населения. По окончании советско-польской войны (1919 – 1921 гг.) Рижским договором Белоруссия была поделена на Западную (польскую) и Восточную (советскую).

Карта 3. Раздел Белоруссии по Рижскому договору 1921 года. Территория, окрашенная в более насыщенный цвет, относилась к Польше, менее насыщенный – к РСФСР

При этом советская сторона согласилась возвратить Польше военные трофеи, а также все научные и культурные ценности, вывезенные Россией с польской территории начиная с 1 января 1772 г., уплатив при этом в течение года 30 млн. золотых рублей за вклад Польши в развитие экономики Российской империи. Кроме указанного, Польша освобождалась от долговых обязательств бывшей Российской империи и советская сторона обязалась передать имущество на сумму 18 млн. золотых рублей (фактически выплата репарации).

В сравнительно короткий период времени стало понятно, что Польша не выполняет Рижский договор в части прекращения поддержки антисоветских группировок, возвращения советских военнопленных и создания гуманного их содержания в соответствующих лагерях, польское правительство проводило политику дискриминации по отношению к восточнославянским народам, проживающим на территории Польши. Так в Западной Белоруссии в 1923 году из 400 белорусских школ осталось только 37, одновременно было открыто 3380 польских школ, а к 1939 году сохранилось 5 общеобразовательных белорусских школ. Тысяча триста православных храмов были преобразованы в католические, а на белорусские земли было переселено 300 тыс. польских «осадников». При этом белорусскому населению не оказывалась государственная помощь для социального развития (социальные институты сохранились на уровне периода гражданской войны 1918 – 1921 годов). В польском сейме в 1928 году от белорусов  заседало 10 депутатов и два сенатора, в 1930 – один депутат, а в 1935 и 1938 – ни одного. Варшавским режимом жестко подавлялось национально-освободительное движение белорусов. Так, в 1934 году в г. Береза-Картузская (ныне г. Береза Брестской обл.) был создан концентрационный лагерь как место внесудебного интернирования противников власти. Среди белорусов началась массовая эмиграция.

Иная картина была в Восточной Белоруссии, в которой развивалась индустриализация, формировались новые отрасли промышленности и сельского хозяйства. За три пятилетки промышленное производство в БССР выросло в 23 раза, шел высокий рост населения и его всеобщего образования, белорусский язык получил беспрецедентное развития со времен Люблинской унии. Неспроста, в белорусском гимне советского периода были слова: («Мы беларусы с братскою Русью…».

Важной исторической вехой для консолидации белоруской нации стало освобождение Западной Белоруссии, которое началось 17 сентября 1939 года. У восточных белорусов было негодование из-за гнета западных белорусов со стороны польских властей. Население Западной Беларуси восприняло это событие как вызволение из порабощения, а восточные собратья искренне помогали им для обеспечения достойного социального уровня жизни. В этих событиях Виленская область (в значительной степени населенную белорусами и поляками), которая входила в 1920 – 1939 гг. в состав Польши, была передана Литовской Республике.

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. русско-белорусская дружба подверглась самым жестким испытаниям на прочность и  прошла их с высочайшим достоинством. Белорусы проявили массовую преданность союзническим обязательствам, проявляя героизм и отвагу в боевых частях и в партизанском движении, которое считается самым массовым во Второй мировой войне – численность составляла около 374 тыс. человек. При этом германские оккупационные власти планировали создать на территории Белоруссии крупнейшую тыловую базу Групп армий «Центр» и «Север», т.к. тыловые коммуникации немецкой армии были разорваны действиями польских национально-освободительных сил. Белорусское население сорвало «тыловое сотрудничество» с оккупационными войсками, создав  мощное партизанское движение, для борьбы с которым нацисты направили многочисленные националистические карательные отряды из Украины, Литвы, Латвии и Эстонии.

Карта 4. Партизанская борьба в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Интересный исторический факт. В ходе войн Московского царства с Казанским ханством, в 1505 году при тяжелой тридцатидневной обороне Нижнего Новгорода, нижегородцам в бою с татарами помогали пленные воины ВКЛ численностью 300 человек. В кризисный момент обороны нижегородцы расконвоировали пленных и выдали им оружие, получив свежее пополнение. Во время штурма кремля Федор-литвинец попал из пищали в голову и убил ногайского хана, возглавлявшего передовую линию нападавших, состоящих из ногайцев. После этого между ногайцами и казанцами началась кровавая ссора, которая закончилась уходом степняков от Нижнего Новгорода.

5. Белорусский язык

С момента подписания ВКЛ и королевством Польша Люблинской унии 1569 г. началось вытеснение древнерусского языка из общественной жизни польским и к концу 17 в. этот процесс был завершен. Публикации на литературном белорусской языке, создававшемся на основе живой разговорной речи, появились лишь в 19 – нач. 20 веков.

После создания Белорусской ССР произошли радикальные изменения в функционировании белорусского языка, выработке литературных норм, всеобщего образования, белорусский язык получил беспрецедентное развитие со времен Люблинской унии.  Первая кодификация белорусского языка, более известная как «Тарашкевица», была проведена в 1918 году. В 1933 году белорусское правописание было реформировано – это приблизило белорусскую орфографию к русской и установило современную официальную и наиболее распространённую норму белорусского языка.

Однако, после Второй мировой войны его функции резко сократились, большая часть белорусов перешла на русский язык во всех сферах общественной жизни. Так, в 1988 году в школах на белорусском языке обучалось лишь 14% всех школьников. Произошли серьезные изменения не только в языковом отношении, но и в менталитете белорусов. Для некоторой части белорусского этноса стало характерно безразличие к национальной культуре. Начиная с 1991 года, в Республике Беларусь предпринимаются меры по возрождению белорусского языка и культуры. При этом необходимо отметить, что проводимый 17 марта 1991 г. в БССР референдум о сохранении СССР показал, что 82,7% населения высказались за его сохранение.

По данным переписи населения Белоруссии от 2009 года, родным белорусский язык указали 4 841 319 белорусов (60,84 %). Кроме того, 1 009 935 (12,69 %) белорусов указали белорусский как второй язык, которым они свободно владеют. Таким образом, в Белоруссии в 2009 году 5 851 254 (73,53 %) белорусов заявили о свободном владении белорусским языком. Тем не менее, лишь 2 073 853 (26,06 %) белорусов заявили, что дома обычно говорят по-белорусски. По сравнению с 1999 годом эти цифры отражают тенденцию к снижению использования белорусского языка. По результатам предыдущей переписи белорусский считали своим родным 85,6 % белорусов, а дома на нём общались 41,3 %. Для белорусов характерен русско-белорусский билингвизм, причём большинство, особенно в крупнейших городах, предпочитает пользоваться русским языком. Так, по данным переписи 2009 года, по всей стране 5 551 527 (69,77 %) белорусов заявили, что дома они обычно говорят по-русски, тогда как в Минске эта доля возрастает до 87,29 %. Степень владения русским языком среди белорусов высока. Так о том, что для них русский язык является родным, заявили 2 943 817 (37,00 %) белорусов, а о том, что свободно владеют русским языком как вторым, заявили 1 206 439 чел. (15,16 %). Численность белорусов, заявивших о свободном владении русским языком, составило 4 150 256 чел. (52,16 %), что на 1,4 млн. чел. меньше количества заявивших, что дома они обычно говорят по-русски.

По итогам исследования национальной идентичности выявлено, что 34 % белорусов заявляют о свободном владении ими белорусским языком, около 6 % белорусов говорят, что постоянно пользуются белорусским языком, почти 74 % постоянно пользуются русским языком. Среди белорусов также распространена трасянка (билингвизм).

Современный белорусский язык по отношении к русскому обладает большей инерционностью. Многие слова белорусского лексикона в русском языке относятся к устаревшим (росстани, чыгунка, вялики, тата, крыж и др.).

Колегов К.А.,
Председатель Правления Региональной общественной организации
«По содействию пропаганды и изучения истории и культуры славян «Славянское братство»
Действительный член ВОО «Русское географическое общество»

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *