О противодействии угрозам биотерроризма и мерах по обеспечению антитеррористической защищенности биологически опасных объектов

Среди различных видов международного терроризма наиболее высокой степенью общественной опасности характеризуется терроризм с применением оружия массового уничтожения, и в частности биологического – биотерроризм.

Биологическое оружие в силу присущих ему боевых характеристик, относительной простоты доступа к его получению со стороны террористических организаций террористов, легкости в применении, вариативности алгоритмов использования для совершения актов биологического терроризма и их возможных последствий выступает наиболее вероятным орудием совершения актов международного терроризма среди иных видов оружия массового поражения.

Происходящая в настоящее время революция в области биотехнологий способна создать биологическое оружие, по поражающим параметрам не уступающее ядерному оружию и обладающее при этом гибкостью в применении.

Масштабы поражений при использовании такого оружия значительно превосходят последствия ядерного взрыва. Их действие может носить скрытый, пролонгированный характер и вызывать в течение короткого периода времени массовые жертвы (например, в случае распыления спор сибирской язвы, вирусов оспы, чумы до 5 млн. человек за одну неделю). Наиболее уязвимыми участками являются метрополитен, торговые центры, стадионы и т.п.

События последнего времени свидетельствуют об участившихся попытках террористов получить доступ и использовать биологические компоненты для реализации своих целей.
Так, по данным Интерпола, имеются серьезные основания предполагать о готовности применять биологическое и химическое оружие международной террористической организацией «Аль-Каедой». Об этом, в частности, свидетельствует заявления её лидеров о «праве на убийство до четырех миллионов людей».

О работах над созданием биологического оружия заявили и задержанные боевики другой террористической организации — «Джемая Исламии». Обнаруженные на Филиппинах в 2003 году документы, указывают, что ее руководство интересовалось приобретением химического и биологического оружия для террористических нападений.
Попытка теракта с использованием биологических компонентов была пресечена ФСБ России в мае 2005 года на территории Северного Кавказа.

К этому следует добавить и массовый психоз в США в 2002 году, вызванный рассылкой писем со спорами сибирской язвы. Его следствием стала массовая скупка американцами антибиотиков и средств индивидуальной защиты. На грани паники находилось и население Великобритании в июле 2007 года, когда стало известно, что террористы, готовившие взрывы в Лондоне и Глазго, работали в системе здравоохранения. Каждый из них мог получить доступ к различным ядам и смертельным вирусам.

Все это свидетельствует о высокой степени реальности совершения актов биотерроризма. Как отмечает руководство Интерпола, биотеррористическая атака – это лишь вопрос времени1. При этом очевидно, что мир трагически неподготовлен к подобной биотеррористической атаке.

Аналогичная точка зрения содержится в исследовании «Проект 2020», Национального совета по разведке США, в котором отмечается «большая заинтересованность террористов в приобретении химического, биологического, радиологического и ядерного оружия»2. Наибольшую озабоченность авторов данного отчета вызывает возможность приобретения боевых биологических веществ, использование которых может привести к массовым жертвам.

Высокая вероятность совершения терактов с использованием биологического оружия обусловливается целым рядом факторов, среди которых:

  • гибкость в выборе целей террористических актов и степени воздействия устрашающего эффекта на население и органы власти;
  • относительная доступность биологического оружия по сравнению с другими видами оружия массового поражения;
  • легкость доставки биологических агентов к месту теракта и простоту применения биологического оружия;
  • большое разнообразие видов биологических агентов и токсинов, которые могут быть использованы в террористических целях;
  • скрытость факта применения биологического оружия;
  • возможность создания более совершенных видов биологического оружия с использованием методов генной инженерии.

По мнению специалистов, угроза биотерроризма может быть реализована через заражение систем водоснабжения, продуктов питания, распространение возбудителей инфекционных болезней.

Для поражения людей террористы могут использовать возбудителей бактериальных заболеваний (чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва, холера), возбудители вирусных заболеваний (натуральная оспа, желтая лихорадка, венесуэльский энцефаломиелит лошадей, лихорадка денге), возбудители риккетсиозов (сыпной тиф, пятнистая лихорадка Скалистых гор, Ку-лихорадка), возбудители грибковых заболеваний (кокцидиодомикоз, покардиоз, гистоплазмоз).

Для поражения животных могут быть применены возбудители ящура, чумы крупного рогатого скота, чумы свиней, сибирской язвы, сапа, африканской лихорадки свиней, ложного бешенства и других заболеваний.

Для уничтожения растений — возбудителей ржавчины хлебных злаков, фитофтороза картофеля, позднего увядания кукурузы и других культур, а также насекомых-вредителей сельскохозяйственных растений, Наконец, для растений опасны фитотоксиканты, дефолианты, гербициды и другие химические вещества.

Возможные последствия биотеррористической атаки:

  • медицинские – заболевание людей и животных и их смерть, нервно-психические расстройства, нарушение работы системы здравоохранения;
  • политические – подрыв легитимности государственной власти, дезорганизация работы государственного механизма, активизация протестных выступлений и деятельности политической оппозиции;
  • социальные – массовая паника и страх, нарушение традиционного уклада жизни населения или социальных групп, массовый голод, увеличение числа социальных конфликтов и массовых волнений в обществе, рост проявлений экстремизма, усиление миграционных перемещений населения;
  • экономические – уменьшение количества трудоспособного населения, остановка или сокращение объемов промышленного производства, ущерб агропромышленному комплексу страны, деградация иных отраслей экономики, перебои в продовольственном обеспечении страны, общее снижение экономического потенциала и мощи страны;
  • военные – вывод из строя живой силы противника, снижение боеготовности и боеспособности вооруженных сил, нарушение управления военной организации государства.

Таким образом, специфика биологического оружия и, прежде всего, его доступность и легкость применения, а также последствия, превосходящие по значимости результаты терактов с использованием других видов делают угрозу биотерроризма высоко вероятной.

По мнению ученых-специалистов в области инфекционных заболеваний и иммунологии «Биологическая атака может поставить на колени любую страну, даже самую развитую». При этом ни одна страна в мире, в том числе и Россия не готовы к отражению биотеррористической атаки.

Ситуация усугубляется тем, что кроме биотерроризма к основным источникам биологической опасности можно отнести:

  • природные и генетически модифицированные возбудители инфекционных заболеваний;
  • неконтролируемый трансграничный перенос и интродукция чужеродных видов, включая генно-модифицированные организмы и корма, полученные на их основе;
  • неконтролируемая генно-инженерная деятельность и генотерапия;
  • техногенная деятельность;
  • неконтролируемое клонирование человека и животных.

Всё это свидетельствует о том, что проблемы противодействия биотерроризму необходимо решать в едином комплексе с такими близкородственными проблемами, как биологическая безопасность и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Определенные шаги в этом направлении делаются как у нас в стране, так и за рубежом. Наиболее целенаправленно и последовательно реализуют меры по предупреждению биотероризма США.

В 2002 году здесь был принят закон «О биотерроризме», направленный на реализацию 10-летней программы «Биощит» общей стоимостью 5,6 млрд. долларов. В частности, планируется разработать вакцины от лихорадки Эбола и чумы, которые не предназначены для широкой продажи.

С 2003 года действует программа продовольственной безопасности США. Программа предусматривает создание системы контроля вспышек заболеваний домашних животных и сельскохозяйственных культур, а также разработку новых препаратов для лечения их болезней. Кроме того, американская администрация намерена подготовить программу действий по ликвидации последствий применения биологического оружия. Ежегодно положения данной программы уточняются в направлении увеличения ее финансирования.

Так, проектом бюджета США на 2008 год предусматривается увеличение ассигнований на борьбу с пандемией птичьего гриппа более чем на 80 млн. долларов. Это на 32 млн. долларов больше, чем в текущем году. Помимо этого проект бюджета предусматривает выделение 325 млн. долларов на программу защиты продовольствия и сельского хозяйства. Большая часть этой суммы должна пойти на улучшение безопасности и сохранности продовольственных ресурсов США. Остальные средства предлагается израсходовать на создание более эффективных вакцин для домашнего скота, совершенствование системы предупреждения о чрезвычайных ситуациях в сельском хозяйстве.

В 2003 году Министерством национальной безопасности США создана служба мониторинга биотеррористической угрозы, в рамках которой была осуществлена модификация значительной части станций наблюдения за уровнем загрязнения воздуха, с тем, чтобы они могли на раннем этапе обнаруживать присутствие в воздухе веществ, потенциально связанных с биотерроризмом.

Противодействие биотерроризму является также и частью военных программ. Так, с 2004 года Массачусетский технологический институт совместно с Министерством обороны разрабатывает систему раннего предупреждения. С этой целью предполагается использовать В основе этой системы лежит использование доплеровских радаров армии США не только для составления метеорологических карт, но и для раннего предупреждения о биологической или химической атаке с воздуха.

В 2007 году в США был обнародован уточненный план действий при биотерактах, предусматривающий закупку и разработку лекарств от сибирской язвы, оспы и острого лучевого синдрома. Планом предусматриваются приоритеты при закупках лекарств как в краткосрочном (2007-2008 годы), так и долгосрочном периодах (2009-2013 годы). Согласно плану, на вакцины от сибирской язвы и оспы будет затрачено более $100 млн. Стоимость препаратов для лечения острого лучевого синдрома, как ожидается, также превысит $100 млн. Помимо этого план предусматривает разработку антибиотиков для борьбы с чумой и туляремией, а также приобретение средств профилактики опасных заболеваний.

Следует также отметить, что США в нарушение Конвенции ООН 1972 года «О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении» еще в середине 90-х годов возобновили исследования в этой области. При этом настоящий ренессанс военной биологии произошел в 2000 году, когда страну возглавил нынешний президент Джордж Буш-младший – все работы в области биологии получили в США статус приоритетных3.

Возобновление военно-биологических работ руководство США объясняет необходимостью выработать вакцины на случай «биологической атаки со стороны международных террористов или государств-изгоев», хотя, по мнению экспертов, создаваемые запасы биологических агентов могут США успешно использоваться и для решения других политически значимых задач.

Таким образом, как показывает анализ, в США реализуется комплексная программа по предупреждению биотерроризму, в которую вовлечены все основные министерства и ведомства, а также научно-исследовательские институты и иные структуры данной страны.

Программа предупреждения биотерроризма и обеспечения биологической безопасности населения начинает реализовываться и в странах Европейского Союза.

Так, в апреле 2007 года Еврокомиссия приняла новый план борьбы с биотерроризмом – «Зеленую книгу по биоготовности и безопасному питанию». Согласно плану, в октябре 2007 года Евросоюз намерен провести общеевропейские консультации, чтобы выработать эффективные меры борьбы с биотеррористической угрозой. Помимо этого Еврокомиссия предложила создать на континенте так называемую «Единую биосеть», в рамках которой европейские спецслужбы, исследовательские институты и крупные компании будут работать вместе, чтобы бороться с биотерроризмом.

Таким образом, Европейский Союз фактически только начинает разработку и реализацию комплексной системы мер по противодействию угрозам биотерроризма, но при этом очевидно стремление решать эти задачи комплексно значительных сил и средств.

Для России проблема предупреждения биотеррористических атак и обеспечения биологической безопасности населения стоит в значительной мере более остро, чем для стран Евросоюза или США. При этом актуализировалась данная проблема еще в средине 90 годах XX столетия в связи с угрозами чеченских террористов совершить диверсионные акты на биологически опасных объектах.

Именно этим объясняется тот факт, что в конце прошлого столетия был выработан и реализовывался комплекс мер по обеспечению биологической безопасности населения, среди которых был и Федеральный закон от 5 июля 1996 года «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». В 1999 году была утверждена Концепция антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и здоровья населения (16 февраля 1999 года). Среди других мер следует отметить создание Федерального межведомственного центра подготовки специалистов, испытания средств и методов идентификации возбудителей особо опасных инфекций на базе Волгоградского научно-исследовательского противочумного института, также Центра специальной лабораторной диагностики и лечения на базе Вирусологического центра научно-исследовательского института микробиологии Минобороны России и ряд других мер.

Принятые меры, сыграв свою положительную роль в конце прошлого столетия, в настоящее время не в полной мере отвечают задачам обеспечения биологической безопасности населения России, в том числе и в плане предупреждения от атак биотерроризма.

Факторы, способствующие дестабилизации биологической обстановки в Российской Федерации:

  • социально-политическая нестабильность в ряде регионов страны;
  • ослабление централизованной государственной системы обеспечения биобезопасности;
  • ведомственная разрозненность;
  • криминогенная обстановка;
  • массовые миграционные процессы;
  • ухудшение экологической и санитарно-эпидемической обстановки; — лекарственная и продовольственная зависимость от других стран;
  • недостаточная обеспеченность населения страны лекарственными и диагностическими препаратами;
  • нарастающее отставание от мирового уровня в темпах развития научного и промышленного секторов обеспечения биобезопасности;
  • сокращение объема фундаментальных и прикладных биологических исследований.

Имеются серьезные проблемы в обеспечении физической безопасности биологически опасных объектов. Это прежде всего:

  • военно-биологические и промышленные объекты по разработке и производству средств защиты от биологического оружия;
  • объекты по хранению запасов и образцов средств защиты от биологического оружия;
  • научно-исследовательские и промышленные объекты, выпускающие и использующие в производственном цикле особо опасные биологические вещества и патогенные микроорганизмы;
  • специалисты-биологи, незаконно синтезирующие особо опасные биологически активные вещества и патогенные микроорганизмы по заказу криминальных структур террористической направленности. По оценкам ученых Российской академии наук в ближайшие 10 лет биологическая безопасность станет одной из наиболее значимых в системе национальной безопасности Российской Федерации.

Осознание значимости проблемы биологической безопасности руководством страны привело к разработке «Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (далее – Основы), утвержденных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в декабре 2003 года. Данным документом определены цели, основные принципы, приоритетные направления, задачи и меры государственной поддержки в области обеспечения химической и биологической безопасности в Российской Федерации, а также механизмы и этапы реализации государственной политики в этой области.

В целях повышения эффективности государственного регулирования в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации Постановлением Правительства России от 9 февраля 2005 г. № 64 образована Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации. В состав Комиссии включены ответственные представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, Российской академии наук, других организаций. Комиссию возглавляет Министр здравоохранения и социального развития России.

Таким образом, были созданы организационно-правовые основы для решения задач обеспечения биологической безопасности. Вместе с тем как показывает анализ, не все положения «Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» реализованы на практике.

Наиболее значимой проблемой в этой области является снижение эффективности государственного управления, сокращение ресурсного и кадрового потенциалов системы реагирования на чрезвычайные ситуации, деградация отечественной фармацевтической промышленности и ряд других факторов свидетельствуют о неготовности органов государственной власти России к отражению масштабной террористической атаки с применением биологического оружия. До сих пор не решены вопросы и законодательного регулирования обеспечения биологической безопасности.

Таким образом, с целью обеспечения мер по противодействию угрозам биотерроризма и обеспечению антитеррористической защищенности биологически опасных объектов, необходимо:

  1. Создать национальную единую автоматизированную систему наблюдения и контроля биологической обстановки. Этим занимаются крупные НИИ микробиологического, вирусологического и эпидемиологического профиля, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие практические санитарно-эпидемиологические и ветеринарно-санитарные учреждения Минобороны РФ, Минздрава РФ, Минсельхозпрода РФ.
  2. Перейти к унифицированной системе обеспечения безопасности на объектах, в том числе минимизировать число объектов, которым разрешено хранение микроорганизмов и вирусов.
  3. Разработать законодательную базу обеспечения биологической безопасности, соответствующую современным требованиям.
  4. Принять Федеральный закон «О биологической безопасности».
  5. Внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность за биотерроризм с использованием генно-инженерных модифицированных организмов.
  6. Обеспечить развитие и существенное увеличение государственной поддержки приоритетов фундаментальной науки, в первую очередь, тех лабораторий, которые способны прогнозировать развитие ситуации в области генной, клеточной и белковой инженерии, вести поиск эффективных способов защиты человека и животных от новых видов биологического оружия, обеспечивая их идентификацию и биологические характеристики.
  7. Активизировать международное сотрудничество в области биобезопасности и участие в международных программах нераспространения ОМУ и борьбы с терроризмом.
  8. Провести оценку отечественного биологического потенциала в стране и внести предложения по его реструктуризации.
  9. Обеспечить государственную санитарно-эпидемиологическую службу материально-финансовыми ресурсами.
  10. Наладить производство и оснастить центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с имеющимися потребностями, в первую очередь, портативными автоматическими средствами контроля состояния окружающей среды.
  11. Обеспечить финансирование программ и мероприятий по обеспечению биологической безопасности.
  12. Разработать и создать автоматизированные системы средств обнаружения и контроля содержания потенциальных биотеррористических агентов в окружающей среде.
  13. Разработать методики оценки источников, характера и тенденций развития микробиологических угроз, а также оценки уязвимости биологических объектов.
  14. Развивать и совершенствовать научно-технического потенциал по разработке средств и методов диагностики и защиты, в том числе производство антибиотиков, иммунобиологических и генно-инженерных препаратов.
  15. Пересмотреть в сторону ужесточения правила доступа на биологические объекты, работающие с опасными биологическими агентами и токсинами, и обеспечить физическую защиту этих объектов.
  16. В средствах массовой информации проводить просветительскую работу по биобезопасности.
  17. Организовать подготовку специалистов по новым направлениям биологии и биотехнологии в интересах национальной безопасности.

При этом ключевыми направлениями научно-исследовательской работы должны стать:

  • обоснование перечня биологических агентов, которые могут быть использованы для биотерроризма;
  • моделирование ситуаций, вызванных актами биотерроризма, и разработка системы мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • обоснование путей получения биологических материалов и мер предупреждения их возможного незаконного применения;
  • разработка новых и усовершенствование существующих средств профилактики и лечения.

Бочарников Игорь Валентинович


1 — Интерпол предупреждает о биотерроризме // Inopressa. 22 ноября 2005 г. http://www.inopressa.ru/jpost/ 2005/11/22/12:06:44/Interpol.

2 — Очертания будущего мира: Отчет по Проекту 2020 Национального совета по разведке (в переводе аналитического центра «Намакон») // http://www.namakon.ru/articles.php?list=0&id=134&p=1.

3 — Официальных данных о том, сколько денег Минобороны США тратит на биологические исследования, нет, однако эксперты предполагают, что эта сумма составляет порядка 80-100 млрд. долларов в год.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *