Анализ нормандской встречи и её значение для России
Аннотация:
В настоящей статье посвященной встречи Президента России Владимира Путина с его украинским коллегой Петром Порошенко приводятся результаты анализа данной встречи, ключевых заявление по её итогам, а также событиям, последовавших после нее. Отмечается, что данная встреча вызвала непонимание и ощущения «сдачи Новороссии» со стороны России, что не соответствует действительности. В результате проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что встреча в Нормандии на самом деле лишь заранее спланированный ход со стороны российского руководства. Целью которого является демонстрация всему мировому сообществу и в частности европейским партнерам, что Российская Федерация готова к диалогу с любыми политическими силами на Украине, а также готова оказать и экономическую поддержку Украине. Этот маневр позволил расколоть монолитную позицию США и ЕС по украинской проблематике и вводе санкции против России, а также снизить градус напряженности.
Порошенко, а также возвращение и присутствие российского посла на инаугурации Президента Украины, ввела многих в недоумение.
Общественность заговорила о «сливе» ДНР и ЛНР и об отходе от заявленных принципов.
Чтобы понять причины и мотивы данных действий, необходимо проанализировать те заявления, которые были сделаны по результатам встречи, а так же, те события, которые произошли после неё.
Встречу Путина и Порошенко в Нормандии, а также возвращение посла России в Киев, следует воспринимать как подготовленный тактический маневр и дипломатическую победу России.
Еще до мероприятий в Нормандии на вопрос журналистов «Будет ли он встречаться с Порошенко», Путин заявил, что «не собирается ни от кого бегать»1.
В этой связи, необходимо выделить два ключевых заявления российского лидера по нормандской встрече:
- Путин заявил, что у Порошенко руки не в крови и у него есть уникальная возможность прекратить насилие.
- Также Президент России отметил, что настрой Порошенко ему понравился и он рассчитывает на мирное решение.
Стоит также отметить, что Путин нигде не признал результаты выборов на Украине и не поздравил Порошенко с избранием на пост Президента, но показал всему мирового сообществу, в частности, европейским партнерам, что Россия настроена на мирное урегулирование ситуации и готова сотрудничать со всеми, кто в этом заинтересован. Эта встреча позволила понизить градус напряженности в отношении России со стороны Вашингтона, они приветствовали встречу Путина и Порошенко.2
Последующие за этим события, показывают всем заинтересованным в мирном урегулировании конфликта, что Россия настроена на диалог, если таковой будет.
В этой связи стоит отметить несколько ключевых фактов:
- Переговоры по газу зашли в тупик, так как Украина сочла цену в 386 долларов несправедливой и отказалась платить по долгам. По мнению главы Еврокомиссии Эттингера «цена в 386 долларов за 1000 куб.м газа является справедивой».
- Премьер-министр Арсений Яценюк поручил перейти на план функционирования энергетической отрасли без поставок российского газа, что может говорить лишь о том, что Украина не намерена договариваться с Россией по газовой проблематике.
- Провокации со стороны украинских военных. Солдаты ВСУ дважды нарушили границу России, использую при этом бронетехнику и воспрепятствовали своему задержанию российскими пограничниками.
- Нападение на российское дипломатическое представительство в Киеве и очередной арест российский журналистов.
- Публичное нецензурное высказывание главы МИД Украины Дещицы в адрес Президента России. Необходимо упомнянуть , что посол США похвалил и.о главы МИД Украины и назвал его «умелым димломатом»3
- Неисполнение обещаний. Вступая на пост Президента Украины, Порошенко обещал прекратить насилие на Юго-Востоке страны и создать гуманитарные коридоры для выхода мирного населения из осаждаемых городов. Ни одно из этих обещаний не было выполнено.
- Wikileaks опубликовала данные о сотрудничество нынешнего президента Украина Петра Порошенко с государственным департаментом США в его бытность секретарем СНБОУ.
Все вышеперечисленные факты наталкивают лишь на мысли о том, что украинское руководство хочет всеми силами втянуть Россию в этот конфликт и эта инициатива исходит непосредственно от их «друзей из-за океана».
Это объяснимо следующими социальными и экономическими противоречиями сложившимися после государственного переворота на Украине:
- Экономика Украины находится в глубоком кризисе, она не выдерживает военное противостояние. Это хорошо иллюстрируют такие факты, как отсутствие нормального снабжения солдат, участвующих в АТО, а также отсутствие необходимой экипировки для них. Ситуация дошла до того, что Мин. Обороны Украины обратилось с просьбой к населению о пожертвовании 5 гривен с человека на нужды4. Страна не выдерживает конфликт. Деньги, которые были получены от МВФ, вместо решения экономических задач направляются на АТО.
- Среди населения Украины растет недовольство проводимой АТО, даже на Западе страны.
- Падение уровня жизни населения, вызванное глубоким политическим кризисом на Украине, принятием помощи МВФ, что в свою очередь спровацировало рост тарифов на газ и электроэнергию для населения и предприятий. Также гиперинфляция, в условиях сохранения уровня заработных плат на старом уровне.
В этой связи необходимо создание внешнего врага, которой консолидировал бы население и позволил не обращать внимание на экономические проблемы, военные неудачи, а также территориальные потери, которые обусловлены внутренним политическим кризисом и неумением находить компромиссы. Проблема заключается в том, что создание образа внешнего врага из России становится все более и более проблематичным. Сообщать во всех средствах СМИ на протяжении 3 месяцев, что со дня на день Россия нападет на Украину, что российские войска сконцентрированы на границе и другой пропагандистский бред достаточно сложно, потому что в реальности Россия отвела войска от границы, идет на диалог по разным вопросам, откладывала до последнего переход на режим предоплаты на газ.
Безусловно, украинская власть и её заокеанские кураторы хотят втянуть Россию в вооруженное противостояние. Тогда бы Украина получила финансовые средства на восстановление и поставку вооружения, в которых США им отказали. Это позволило бы консолидировать общество, списать ухудшения экономического положения граждан на Россию, оправдаться за свои провалы в АТО, за утрату территориальной целостности, а также сохранить и упрочить свою власть. Вооруженное вмешательство РФ на Украину позволило бы достичь следующих целей:
- Ввести против России 3 уровень санкций, причем совместно с ЕС. Действия Россия по дезэскалации конфликта, пока не дают достаточных оснований для ввода санкций.
- Консолидировать страны ЕС вокруг так называемой «российской угрозы» и для продвижения своих геополитических целей. На данный момент у США это не получается, так Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что собирается выполнять условия контракта с Россией по поставкам «Мистралей», на разрыве которого настаивали США.
- Ввод экономических санкций ухудшил бы экономическое положение населения России, что в свою очередь обусловило рост протестного настроения в самой России.
- Создание очага «управляемого хаоса» по типу Сирии на территории Украины и вмешательство в это Россию, обрекло бы Россию на длительное и сложное урегулирование этой проблемы, что повлекло за собой военные потери, экономические затраты на ведение боевых действий, восстановление инфраструктуры и экономики страны.
В этой связи позиция Россия и нормандская встреча Путина с Порошенко кажется абсолютной логичной, трезвой и взвешенной. Европа, как и Россия заинтересована в мирном разрешении конфликта, в стабильной и платежеспособной Украине по следующим причинам:
- Европе нужна сильная и стабильная Украины, так как транзит газа для Европы идет через нее. В случае нестабильности и боевых действий, возможно повреждение газопровода и срывы поставок газа. Тем более стоит вспомнить угрозы Яроша взорвать газопровод.
- Уже сейчас ширится поддержка Юго-Востока со стороны антифашистов разных стран мира, в том числе и Европы. Безусловно, потери среди европейских добровольцев не будут способствовать росту популярности действующих руководителей стран ЕС, особенно, учитывая недавний триумф «Национального Фронта» Марин Ле Пен, который на выборах в Европарламент набрал 25,4% голосов.
- Нестабильность на Украине, обусловила бы также рост беженцев в страны Европы, что потребует от Европы создания лагерей для беженцев, обеспечение их всем необходимым. Также в случае конфликта, Европа скорее всего тоже будет участвовать в восстановление инфраструктуры и экономики Украины.
Россия в данном конфликте заняла выжидающую позицию, так как время играет в данном случае на её стороне, но тем не менее следует отметить следующие её действия:
- СК РФ уже возбудил уголовные дела по факту военных преступлений, совершенных украинскими военнослужащими и Национальной гвардией в отношении мирных граждан и захвата российских журналистов на Украине.
- Также МИД РФ обвинил ВСУ в использование белого фосфора, что запрещено согласно Женевской Конвенции 2006 года.
- Стоит упомянуть о случаях использования военной техники с использованием символики ООН.
Позиция Путина и встреча в Нормандии, позволили достичь следующих целей:
- Путин продемонстрировал добрую волю и то, что он готов решать вопросы мирным путем.
- Также Президент России отметил, что это внутриукраинский кризис и что Россия к этому отношения не имеет и поэтому втягивать в Россию в решение конфликта некорректно.
- Помому этого Владимир Владимирович показал, что Россия готова оказать поддержку Украине. Цены на газ были снижены с 486 до 386 долларов за тысячу куб.м, тем самым оказывая поддержку украинской экономике.
- Удалось разбить единую позицию США И ЕС по Украине и России. В результате, это привело к тому, что Франция отказалась от идеи США не продавать «Мистрали» России.
На мой взгляд, рост провокаций в отношении России на Украине будет только расти. Украинская власть и её зарубежные кураторы будут «из шкуры вон лезть», чтобы втянуть Россию в данный конфликт.
Россия же продолжит не реагировать на провокации со стороны Украины, будет собирать данные о военных преступлениях, которые будут только расти.
Неконструктивная и провокационная позиция Киева будет вызывать все больше и больше недовольства и раздражения среди европейских лидеров, что приведет к утрате поддержки Киева с их стороны. В то же время, продолжение боевых действий против Юго-Востока Украины, использование запрещенных средств и методов войны, отказ от переговоров, обеспечит ввод российского миротворческого контингента, который будет аргументирован и обусловлен неспособностью украинской власти решить конфликт мирным путем. При этом, это найдет понимание у европейских коллег России, что не даст возможности США выстроить экономическую и политическую блокаду России со стороны Европы.
В свете вышесказанного, встречу российского Президента В.В Путина с его украинским коллегой стоит воспринимать, как заранее спланированный сценарий, который укладывается и в логику заявлений Владимира Путина «о защите соотечественников», и в концепцию российской внешней политики.
Бородинов Егор Николаевич
1 – Владимир Путин: «Не собираюсь ни от кого бегать». Невское время от 6 июня 2014 года.
2 – В Вашингтоне «воодушевлены» встречей Путина с Порошенко в Нормандии. Комсомольская правда от 9.06.2014.
3 – Посол США на Украине назвал матершинника Дещицу “умелым дипломатом”. Правду.ру от 15.06.2014.
4 – http://www.mil.gov.ua/
Список источников:
- Владимир Путин: «Не собираюсь ни от кого бегать». Невское время от 6.06.2014. Просмотрено 15.06.2014 в 13.54 http://www.nvspb.ru/tops/vladimir-putin-ne-sobirayus-ni-ot-kogo-begat-54625
- В Вашингтоне «воодушевлены» встречей Путина с Порошенко в Нормандии. Комсомольская правда от 9.06.2014. Просмотрено 15.06.2014 в 14.24 http://www.kp.ru/online/news/1757928/ъ
- Посол США на Украине назвал матершинника Дещицу “умелым дипломатом”. Правду.ру от 15.06.2014. Просмотрено 15.06.2014 в 15.11 http://www.pravda.ru/news/world/formerussr/ukraine/15-06-2014/1212097-posolstvo-0/
- Официальный сайт министерства обороны Украины. Просмотрено 15.06.2014 в 16.10 http://www.mil.gov.ua/
- Манойло А.В. Модель информационно-психологической операции в международных конфликтах. // Право и политика. 2008. №6. С.1387-1394.