Жесткий вариант: «Разрушенный дом»

[1]

– Продолжение конфликта: поскольку прочного решения по урегулированию украинского конфликта не найдено, конфронтация между ЕС и Россией продолжается вплоть до 2030 года.

– Взаимной зависимости больше не существует: Относительный успех проведенной авторитарными методами модернизации в России и переход на альтернативные источники энергии в ЕС позволил обеим сторонам действовать независимо.

– Неустойчивая среда: Общие страны-соседи по-прежнему являются объектом острого соперничества между ЕС и Россией.

Состояние отношений в 2030 году

В 2030 году Россия и Запад находятся в состоянии длительной конфронтации. Для предотвращения этой конфронтации взаимозависимость экономик Европы и России оказывается недостаточным фактором. По сути, наблюдается процесс постепенного снижения этой взаимозависимости экономик, сформировавшейся после окончания Холодной войны, до уровня 1980-х годов. Прослеживается чёткая геополитическая линия раздела, проходящая от Балтийского до Черного моря, при этом страны бывшей программы «Восточное партнёрство» стали объектами конфронтации между ЕС и Россией. То пространство, которое ЕС называло своим «восточным соседством», а Россия – «ближним зарубежьем», превратилось в зону нестабильности, где вялотекущие конфликты подвержены постоянному риску перехода в горячую фазу.

Путь к 2030 году

Рост военной напряжённости

После присоединении Россией Крыма происходит стремительное ухудшение ситуации в Украине. ЕС обвиняет Россию в дестабилизации положения в Восточной Украине. Когда в июле 2014 года был сбит малазийский авиалайнер и погибли сотни граждан ЕС, вину за это ЕС и США возложили на Россию и пророссийских ополченцев. В результате этого события в ЕС сложилась консолидированная позиция по отношению к России. В частности, облегчился процесс принятия решений о введении новых санкций. Россия в ответ ввела санкции против ЕС и стран-членов ЕС.

В политическом плане Россия предпринимает попытки разрешения конфликта на своих условиях. Учитывая рост решимости Киева противостоять российской агрессии, а также его неспособность остановить пророссийское восстание в восточных регионах Украины военным путём, Запад начинает оказывать правительству Украины военную помощь. В свою очередь, такое развитие событий подталкивает восточноевропейские страны – члены НАТО, например Польшу и страны Балтии, опасающиеся, что Россия может начать против них «гибридную войну», к тому, чтобы получить дополнительные гарантии безопасности от НАТО.

В результате, в Восточной Европе начинается массированное наращивание военной мощи, запускающее спираль эскалации. Россия агрессивно реагирует на планы НАТО расширить свои обязательства по защите восточноевропейских стран – членов этой организации. Россия размещает военную технику, в частности ракетные комплексы «Искандер», в Калининградской области и других регионах, расположенных поблизости от западных границ. НАТО уточняет свою позицию по военным вопросам, а Россия публикует новую военную доктрину, в которой говорится о решимости использовать ядерное оружие в ответ на нападение с применением обычных вооружений[2].    К 2020 году гонка вооружений разворачивается в полную силу.

Демонтаж экономической взаимозависимости

Если в начале казалось, что в долгосрочной перспективе кризис не может продолжаться долго в силу того, что противоборствующие стороны не могли бы себе этого позволить, к 2020 году ситуация изменилась. Россия приступает к реализации мер по диверсификации торговых отношений с другими странами, в частности за счет привлечения инвестиций из стран Дальнего Востока и Азии. Происходит резкое увеличение объёма китайских инвестиций в российский сельскохозяйственный сектор, посредством чего удовлетворяется высокий спрос на мясо и молочные продукты среди растущего среднего класса Китая. В долгосрочной перспективе Россия смогла довольно успешно завершить свои планы авторитарной модернизации экономики. Со своей стороны, ЕС интенсивирует разработку новых технологий, что позволяет сократить энергетическую зависимость от России. Появление внешней угрозы также стимулирует развитие более тесного сотрудничества в сфере безопасности и укрепление общей внешней политики в области безопасности. У обеих сторон формируются новые идеологии, растет уровень враждебности. Каждая сторона конфликта рассматривает себя как державу «статус-кво», а другую сторону – как державу, стремящуюся изменить сложившееся положение. ЕС и Россия рассматривают ситуации со взаимоисключающих точек зрения, предлагая при этом неприемлемые условия урегулирования. Обе стороны воспринимают противную сторону как существующую угрозу, что становится основным обоснованием для продолжения конфронтации.

По мере снижения зависимости обеих сторон от экспорта/импорта углеводородов, перед экономическим сотрудничеством воздвигаются новые барьеры. Опасаясь обвинений в поддержке России, все больше западных компаний отказываются от инвестиций в Россию, а российским компаниям не разрешают инвестировать в ЕС. Кроме того, в условиях «авторитарной модернизации» в России входят в практику целевые репрессии, направленные, по сути – против тех компаний, которые хотят развивать экономические отношения с Западом.

Неустойчивая среда

Страны, расположенные между ЕС и Россией, становятся объектами конфронтации. Помимо своего военного присутствия, Россия постоянно использует различные приёмы в виде «пряника» (например, финансовую помощь) и «кнута» (например, отключение энергии и торговые ограничения). В самом начале процесса конфронтации, ЕС отреагировал тем, что предложил более широкие привилегии таким странам, как Молдова и Грузия, которые были готовы осуществить требуемые экономические и политические реформы. Однако ЕС не предложил им членство в ЕС даже в перспективе. Что еще более важно, из-за постоянной нестабильности и угроз сложилась ситуация, когда население пространства, которое одно время называлось «восточным добрососедством», хочет жить, главным образом, в условиях обычной безопасности, и не стремится к поддержке экономических реформ или геополитической ориентации своих слабых правительств.

Украина по-прежнему сильно разрознена а ее восточные регионы находятся под контролем пророссийских сепаратистов. Продолжается вялотекущий конфликт. Молдова сохраняет нейтралитет, опасаясь, что если бы она предприняла шаги по вступлению в НАТО, Россия могла бы прибегнуть к военной силе. Неизменным остается статус Приднестровья, равно как и положение в Грузии. Инициатива ЕС «Восточное добрососедство» сходит на нет. Единственная страна в регионе, способная использовать конфронтацию между Западом и Россией для своей собственной пользы – по примеру Югославии в годы Холодной войны – это Казахстан, искусно маневрирующий между двумя сторонами. Армения становится членом ЕАЭС и входит в сферу российского влияния.

Конфронтация между ЕС и Россией ограничена данным регионом. Китай не стремится быть втянутым в эту конфронтацию, занимая в основном, нейтральную позицию. Вместе с тем, руководству Китая ясно, что тонко выстроенное инвестиционное сотрудничество Китая с Россией способствует общему ослаблению западной экономики, позволяя, таким образом, Китаю занять более твердую позицию по отношению к США, проводя политику «Азия для стран Азии»[3].

Подберезкин Алексей Иванович

[1] ЕС и Восток в 2030 году / Сценарий 3: Разрушенный дом / http://library.fes.de/pdf-files/id-moe/11146–20150522.pdf
[2] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Взаимодействие официальной и публичной дипломатии в противодействии угрозам России. В кн.: Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. – С. 36–53.
[3] ЕС и Восток в 2030 году / Сценарий 3: Разрушенный дом / http://library.fes.de/pdf-files/id-moe/11146–20150522.pdf

Источник: “VIPERSON”.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *