Разворот проблемы с севера на юг

«Проблема северных территорий» — территориальный спор между Японией и Россией, который является неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны Курильские острова полностью были включены в состав СССР. Однако, принадлежность южной части островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи оспаривается Японией, которая считает их принадлежность к России юридически необоснованной. Россия утверждает обратное: суверенитет над южными Курильскими островами абсолютно законен и не подлежит сомнению и обсуждению, а сам факт присутствия территориального спора с Японией игнорирует. Эта проблема является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.

Позиция обеих стран по вопросу принадлежности островов. Россия считает весь Сахалин и Курилы своей территорией. Япония считает южные Курилы своей территорией, северные Курилы и Сахалин — территорией России.

Позиция Японии по данной проблеме формулируется в четырёх пунктах:

  1. «Северные территории» являются вековыми территориями Японии, продолжающими находиться под незаконной оккупацией России. Правительство Соединённых Штатов Америки также последовательно поддерживает позицию Японии.
  2. Для решения этого вопроса и быстрого заключения мирный договор с Россией, Япония энергично продолжает переговоры с Россией на основании уже достигнутых соглашений, таких, как Японско-советская совместная декларация 1956 года, Токийская декларация 1993 года, Иркутское заявление 2001 года и Японско-российский план действий 2003 года.
  3. Согласно японской позиции, в случае подтверждения принадлежности «северных территорий» к Японии, Япония готова гибко подойти ко времени и порядку их возврата. Кроме того, поскольку японские граждане, ранее проживавшие на «северных территориях», были насильственно выселены И.В. Сталиным, Япония готова прийти к соглашению с российским правительством с тем, чтобы проживающие там российские граждане не подверглись подобной трагедии. После возврата островов, Япония намерена уважать права, интересы и желания ныне проживающих на островах россиян.
  4. Правительство Японии призвало население Японии не посещать «северные территории» вне рамок безвизовой процедуры до разрешения территориального спора. Япония не может допустить никакой деятельности на островах, включая экономическую деятельность третьих сторон, которая могла бы рассматриваться как подчинение «юрисдикции» России, а также позволять деятельность, которая предполагала бы «юрисдикцию» России над «северными территориями». Япония придерживается политики принятия соответствующих мер, чтобы предотвратить такую деятельность.

Кроме сказанного, английская Financial Times 29.11.2018 опубликовала статью Генри Фоя (Henry Foy) и Робина Хардинга (Robin Harding) по данному вопросу, ключевая выдержка из статьи:

«Японо-российский саммит в Сингапуре открыл новую страницу в истории, — сказал бывший японский депутат Мунео Сузуки, который посвятил карьеру данному территориальному спору. — Я считаю, что этот вопрос могут решить только Синдзо Абэ и Владимир Путин. Если он не будет разрешен сейчас, то не будет разрешен никогда».

На встрече в Сингапуре в середине ноября премьер-министр Японии и президент России согласились «ускорить переговоры по мирному договору на основе советско-японской совместной декларации 1956 года».

Это важно, потому что декларация 1956 года обязывает Россию передать два небольших острова — Хабомаи и Шикотан — но не упоминает о двух гораздо более крупных островах, известных в России как Кунашир и Итуруп, а в Японии как Кунашири и Эторофу.

Для понимания этого спора предлагается вспомнить историю принадлежности Курил – спорные острова до 1945 г. России не принадлежали.

До прихода русских и японцев Курильские острова были населены айнами – народность, принадлежащая к австронезийским народам. Айны с точки зрения антропологии не являются монголоидами, как японцы, и родственны малайцам, филиппинцам и индонезийцам. Более того, именно айны являются коренными жителями японских островов, которые, начиная с 1 тыс. до н.э., были с островов либо вытеснены на Хоккайдо, Сахалин, Приморье и Курилы, либо ассимилированы пришельцами. На языке «куру» означало айн – «человек», откуда и пошло их второе название «курильцы», а затем и наименование архипелага.

Ремарка. Когда впервые японцы встретились с русскими людьми на Хоккайдо и Курильских островах, то они назвали их «рыжими айнами». Это связано со значительными европеоидными чертами самих айнов.

Первая информация о Курильских островах была получена японцами в ходе экспедиции на Хоккайдо и Сахалин в 1635 году. В 1644 году по итогам экспедиций 1635—1637 гг. на Хоккайдо была составлена первая японская карта Сахалина и Курильских островов.

Первое российское официальное упоминание о Курильских островах связано с экспедицией Ивана Юрьевича Москвитина и датируется 1646 годом. Отряд камчатских казаков под руководством Данилы Анциферова и Ивана Козыревского разбив отряд местных айнов впервые высадился на самом северном острове Шумшу в августе 1711 года, а немного позже на втором острове гряды — Парамушире.

В 1738—1739 годах состоялась научная экспедиция под руководством капитана русского флота Мартына Петровича Шпанберга. Эта экспедиция впервые нанесла на карту Малую Курильскую гряду (острова Шикотан и Хабомаи). По итогам экспедиции был составлен атлас «Генеральная карта России» с изображением 40 островов Курильского архипелага. На островах были установлены государственные знаки-кресты и медные доски с надписью «Земля российского владения». После публикаций в Европе в 1740-х годах известий об открытии русскими мореплавателями Курильских островов, для посещения своими кораблями островов этого района правительства других держав запрашивали разрешение у российских властей. Все нанесённые на карту острова императрица Екатерина II в 1786 году объявила как «земли, Российскими мореплавателями приобретённые», и велела передать их под управление императорского наместника на Камчатке. Данный указ был опубликован на многих иностранных языках. После публикации ни одно государство не оспорило права России на Курильские острова.

Позже, 7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах на Сахалине и Курильских островах. Документ устанавливал границу государств между островами Итуруп и Уруп. К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, а северная часть архипелага признавалась российским владением. Именно поэтому 7 февраля в Японии ежегодно, начиная с 1981 года, отмечается как День «северных территорий». При этом остались неурегулированными вопросы о статусе Сахалина (как совместное владение), что приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками.

7 мая 1875 года подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все Курильские острова в обмен на полное обладание Сахалином.

По результатам Русско-японской войны в 1905 году был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Россия уступила Японии южную часть Сахалина.

Но в 1920 году Япония вероломно оккупировала северную часть Сахалина, безжалостно эксплуатируя его ресурсы.

20 января 1925 года, после переговоров в Пекине, Япония и СССР установили дипломатические отношения, подписав договор, учитывающий возвращение СССР Северного Сахалина. СССР был вынужден признать положение, сложившееся в 1905 году в результате русско-японской войны, однако отказался признать «политическую ответственность» за Портсмутский договор.

В июне 1941 года страны гитлеровской коалиции, кроме Японии, которая соблюдала заключённый в апреле Пакт о нейтралитете, объявили войну СССР, а в том же году Япония напала на США, начав войну на Тихом океане.

В Каирской декларации от 27 ноября 1943 года указывалось, что цель союзных держав (США, Великобритании и Китая) заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов в Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны. В этом заявлении также говорилось, что Япония должна быть лишена территорий, захваченных ею посредством насилия (в частности, её колоний — Кореи и Тайваня).

11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли письменной договорённости о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов (Ялтинское соглашение глав правительств США, СССР и Великобритании по вопросам Дальнего Востока). По условиям договорённости, Советский Союз должен вступить в войну не позднее трёх месяцев после победы над Германией.

5 апреля 1945 года глава Правительства СССР В. М. Молотов принял посла Японии в СССР Наотакэ Сато и от имени Советского правительства сделал заявление о денонсации (в международном праве отказ одной из сторон международного договора от его выполнения) советско-японского пакта о нейтралитете.

В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорится, что условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми более мелкими островами, которые укажут союзники — без упоминания островов Курильской гряды. В Каирской декларации сказано, что Япония должна быть лишена тех территорий, которые она захватила силой в результате своей агрессии.

8 августа 1945 года, ровно через три месяца после капитуляции Германии, СССР официально объявил войну Японии и на следующий день начал боевые действия против неё. В августе-сентябре советские войска заняли Южные Курилы в ходе Курильской десантной операции. После подписания Акта о капитуляции Японии 2 сентября были высажены гарнизоны на острова Малой Курильской гряды (остров Шикотан был занят 1 сентября). Последняя высадка гарнизона в ходе десантной операции была проведена 4 сентября 1945 года на Лисьи острова. Десантная операция на Южных Курилах в целом представляла собой принятие капитуляций японских войск.

После капитуляции самой Япония (акт от 2 сентября 1945 г.) союзные войска полностью оккупировали японский архипелаг.

29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующего Союзных Держав американским генералом Дугласом Макартуром из территории Японии были исключены Курильские острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

2 февраля 1946 года в соответствии с Указом Президиума ВС СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско заключён мирный договор между Японией и союзниками, согласно которому Япония отказалась от прав на территории, суверенитет над которыми приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года.

Цитата из Сан-Францисского мирного договора (1951). Глава II. Территория.

(c) Japan renounces all right, title and claim to the Kurile Islands, and to that portion of Sakhalin and the islands adjacent to it over which Japan acquired sovereignty as a consequence of the Treaty of Portsmouth of 5 September 1905.

При этом, согласно официальной позиции Японии, Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов (островов Тисима) не входили, и от них Япония не отказывалась. Представители СССР предложили внести в договор поправку о признании суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, однако это и ещё ряд предложений учтены не были, поэтому СССР, Польша и Чехословакия договор не подписали.

19 октября 1956 года СССР и Япония приняли московскую декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Однако позже японская сторона отказалась от подписания мирного договора под давлением США, которые пригрозили, что в случае снятия Японией претензий на острова Кунашир и Итуруп, в состав Японии не будет возвращен архипелаг Рюкю с островом Окинава, который на основании Статьи 3 Сан-Францисского мирного договора тогда находился под управлением США.

19 января 1960 года был подписан Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией, продлив тем самым «Пакт безопасности», подписанный 8 сентября 1951 года, который являлся юридической базой для пребывания американских войск на японской территории. В свою очередь СССР 27 января 1960 года заявил, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и Китайской Народной Республики, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, разрешенной для дислокации американских войск.

Вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях всю вторую половину XX века. При этом до окончания «холодной войны» СССР не признавал существования территориального спора с Японией и всегда рассматривал южные Курильские острова как неотъемлемую часть своей территории.

К сожалению, существенный урон в этом вопросе Россия получила от российских чинов «постперестроечного периода». В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия — правопреемник СССР и все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны как Россией, так и Японией. Было также зафиксировано стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности четырёх южных островов Курильской гряды, что в Японии было расценено как успех и, в определённой степени, породило надежды на решение вопроса в пользу Токио.

При этом, тема исторических обоснований претензий японцев на Курильские острова относительно успешно разрабатывается разве что в самой Японии для “внутреннего пользования”. На международной арене Токио избегает исторических инсинуаций, которые явно могут обернуться против самой страны Восходящего солнца.

Японская дипломатия апеллирует к декларации 1956 года, в которой Москва выразила готовность в знак доброй воли передать Токио остров Шикотан и гряду Хабомаи после подписания мирного договора между двумя странами. Декларация, которая в сущности никого ни к чему не обязывает, но “иваны васильевичи” в лице М. Горбачева и Б. Ельцина едва не подарили острова японцам.

Руководителем этого «проекта» был некто Гео́ргий Фри́дрихович Куна́дзе (род. 21 декабря 1948), который с 20 марта 1991 по 30 декабря 1993 гг. являлся заместителем Министра иностранных дел России. Данный чиновник был глубоко посвящен в проблему «северных территорий». Он окончил Институт восточных языков при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (1971). В период 1971 — 1983 гг. — старший научно-технический, младший научный, старший научный сотрудник Института востоковедения АН СССР. На дипломатической работе с 1983 года и в 1983 — 1987 гг. был атташе по науке Посольства СССР в Японии. Кандидат исторических наук и японовед. Владеет японским и английским языками.

А вот награда медаль «Защитнику свободной России» (присвоена Г.Ф. Кунадзе 22 августа 2002 г.) — За исполнение гражданского долга при защите демократии и конституционного строя 19—21 августа 1991 года говорит о многом.

Передача южной гряды Курильских островов Японии имело для России катастрофические последствия, практически все граничащие с Россией страны имеют к ней территориальные претензии. Мог сработать «принцип домино», который стер бы Российскую Федерацию с политической карты мира. У той же Японии «аппетит» до Уральских гор.

Только благодаря напряженным усилиям настоящих российских дипломатов и политических деятелей страны ситуация коренным образом изменилась на благо российского народа.

14 ноября 2004 года в преддверии визита Президента России Владимира Путина в Япониюглава МИДа России Сергей Лавров заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договорённости готовы выполнять наши партнёры». Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов.

В 2005 году Президент России Владимир Путин выразил готовность разрешить территориальный спор в соответствии с положениями советско-японской декларации 1956 года, то есть с передачей Японии Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла на компромисс.

1 июля 2008 года. «… тема, по которой мы пока не смогли договориться, — это пограничный вопрос…» «Мы должны двигаться вперёд, обсуждать эту тему в соответствии с теми декларациями, которые были ранее сделаны, мы не должны пытаться достигнуть максимальных результатов за короткий период, потому что, скорее всего, они невозможны, но мы должны открыто обсуждать и те идеи, которые уже существуют, и те идеи, которые формируются» — заявил Президент РФ Д. А. Медведев перед открытием заседания «Большой восьмёрки».

21 мая 2009 года. Премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты парламента назвал южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и заявил, что ждёт от России предложений подходов к решению этой проблемы. Официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное».

11 июня 2009 года. Нижняя палата японского парламента одобрила поправки к закону «О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и подобных ему», в которых содержится положение о принадлежности Японии четырёх островов Южнокурильской гряды (комм. «… подобный ему» – это далеко-идущий вопрос). МИД России выступил с заявлением, в котором назвал подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми. 24 июня 2009 года было опубликовано заявление Государственной думы, в котором, в частности, было изложено мнение о том, что в сложившихся условиях усилия по решению проблемы мирного договора, утратили как политическую, так и практическую перспективу и будут иметь смысл только в случае дезавуирования принятых японскими парламентариями поправок. Но – 3 июля 2009 года поправки были одобрены Верхней палатой японского парламента.

В 2010 году премьер-министра Юкио ХатоямаХатояма сообщил, что Японию не устраивает возвращение только двух островов и что он приложит максимум усилий, чтобы вернуть все четыре острова при жизни нынешних поколений.

1 апреля 2010 года официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко выступил с комментарием, в котором сообщал об утверждении 1 апреля Правительством Японии изменений и дополнений к т. н. «Основному курсу по содействию решению проблемы северных территорий» и заявил, что повторение необоснованных территориальных притязаний к России не может пойти на пользу диалогу по вопросу о заключении российско-японского мирного договора, а также поддержанию нормальных контактов между южными Курильскими островами, входящими в состав Сахалинской области России, и Японией.

В 2010, 2012 и 2015 годах Дмитрий Медведев неоднократно посещал спорные острова. Японское правительство каждый раз выражало своё отрицательное отношению к таким визитам. Российский МИД, в свою очередь, подчёркивал, что Москва не будет учитывать позицию Токио по этому вопросу.

11 сентября 2011 года секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев посетил южные Курильские острова, где провёл совещание с руководством Сахалинской области, и побывал на погранзаставе на ближайшем к Японии острове Танфильева. На встрече в посёлке Южно-Курильске на острове Кунашир обсуждались вопросы обеспечения безопасности региона, ход строительства объектов гражданской и пограничной инфраструктуры, рассматривались вопросы безопасности при возведении и эксплуатации портового причального комплекса в Южно-Курильске и реконструкции аэропорта Менделеево. Генеральный секретарь правительства Японии Осаму Фудзимура заявил, что визит Николая Патрушева на южные Курильские острова вызывает глубокое сожаление у Японии.

Принципиальная и последовательная позиция руководителей и дипломатов России возымела заметные плоды. 2 марта 2012 года Правительство Японии на своём заседании приняло решение не использовать термин «незаконно оккупированные территории» в отношении четырёх островов южных Курил и заменить на более мягкий термин по отношению к России — «заняты без юридических оснований».

22 августа 2015 Премьер-министр России Дмитрий Медведев в связи со своим посещением острова Итуруп сформулировал позицию России, заявив, что Курильские острова «являются частью Российской Федерации, входят в субъект Российской Федерации под названием Сахалинская область, и поэтому мы посещали, посещаем и будем посещать Курилы».

Рассмотрев исторический ракурс территориальных споров между Россией и Японией, вернемся собственно к территориям. В частности к острову Хоккайдо, к префектуре которой японские власти «присоединяют» Южные Курилы.

В период формирования Японской империи с населявшими Хоккайдо айнами в лучшем случае японцы вели челночную торговлю. От них же немного узнали о других островах, где проживали эти аборигены. 1604 год японцами считается годом начала колонизации Хоккайдо, но фактически с этого года правящий сёгунат ввел выдачу купцам Хоккайдо лицензий на торговлю с зарубежными странами. Как уже отмечалось выше, японцы осуществили экспедицию на Хоккайдо только в 1635 году. Но эта территория не входила в Японскую империю, хотя и этот год считается японцами началом колонизации острова.

О том, что Хоккайдо, является независимой от Японии территорией, регулярно сообщали российские путешественники и чиновники уже в XVIII веке. С этого периода проследить всю историографию и источники гораздо проще. В 1711–1713 годах экспедиция казачьего есаула Ивана Козыревского побывала на островах Курильской гряды (в том числе и на Хоккайдо) и не обнаружила ни одного японца. Козыревкий доложил своему начальству, что японцы “далее Мацумаю (Хоккайдо) в северную сторону на иные острова не ходят, и живут здесь айны, которые, по собственному заявлению, живут самостоятельно и не в подданстве, а японцы зависят от них”… К слову, карта Козыревского всех Курильских островов (включая Хоккайдо), а также Камчатки и Сахалина была опубликована С.У. Ремезовым в Петербурге в 1719 году.

Об этом же свидетельствуют написанная в начале XVIII века японская книга “Дайннипонси” (“История Великой Японии”). Великой Японии посвящено целых 397 томов. Ознакомиться с островом Эдзо (Мацумаэ, Хоккайдо) авторы этого фундаментального труда предлагают в разделе “Иностранные государства”!? В XVIII веке Хоккайдо не находился под юрисдикцией Японии. В 1739–1742 годах русские экспедиции М. Шпанберга, В. Вальтона и А. Шельтинга буквально облазили все острова Курильской гряды, в том числе и Хоккайдо. Ими был установлен факт — на островах нет японских чиновников, а также японских временных или постоянных поселений. Более того, в ходе экспедиции М. Шпанберга 1739 год был беспрепятственно высажен десант и на северо-восточном побережье острова Хонсю (главный японский остров).

В 1761 году в докладной записке сибирского губернатора Ф.И. Соймонова в С.-Петербург говорится, что со слов опрошенных им японцев: “Курильские острова, включая Эдзо (т. е. Хоккайдо), не зависят от Японии”. В сохранившемся документе октября 1792 года тогдашний глава правительства Японии Мацудайра отмечал, что “район Нэмуро (северная часть острова Хоккайдо) не является японской землей”. Видимо, к этому времени японцы – доплыли только до южного полуострова Хоккайдо — Осима. Это важный момент, так как разговор о территориальном размежевании стал актуальным именно в 1792 году, когда с первым официальным визитом в Японию прибыла российская миссия под руководством Адама Лаксмана. Получается, что на тот момент остров Хоккайдо Японии не принадлежал.

А принадлежал он Российской империи. В 1778–1779 в ходе “спецоперации” команды дворянина Антипова в российское подданство было приведено более 1500 человек с Итурупа, Кунашира и Мацумая (о. Хоккайдо). В том же 1779-м Екатерина II указом освободила принявших русское подданство айнов ото всех податей. Только в 1869 году Хоккайдо был фактически захвачен Японией и вошел в ее состав в качестве отдельной административной единицы империи, причем как заморская колония. Руководство острова осуществлялось через “Управление по колонизации Хоккайдо”.

Еще одна важная страница истории по данному аспекту – это разгром милитаристской Японии во Второй мировой войне. И в частности – планировавшаяся высадка советских войск на остров Хоккайдо. Что же привело к отмене этой уже начавшейся операции?

Администрация США приступила к разработке плана оккупации Японии уже через 10 месяцев после нападения на Перл-Харбор. В Госдепартаменте США был создан “Комитет послевоенных программ” под руководством госсекретаря Хэлла. Одним из центральных вопросов довольно острой дискуссии среди членов комитета было отношение к императорской системе правления в Японии.

Жаркие споры шли долго. В мае 1944 г. комитет решил, что императорскую систему надо сохранить, территория Японии расчленяться не должна, японское правительство будет самостоятельно осуществлять руководство страной. Однако это было мнение дипломатов. У американских военных, усиливших свое влияние в годы войны, существовали собственные взгляды на будущую оккупационную политику в Японии.

Вскоре после капитуляции Германии этой проблемой заниматься американский Объединенный комитет начальников штабов. Для рассмотрения вопросов, связанных с оккупацией, была создана так называемая “Белая команда”. Назначенные в эту команду генералы и полковники были озабочены не столько проблемами будущего Японии, сколько текущими вопросами использования войск. Планируя высадку юге острова Кюсю в ноябре 1945 г., а затем в марте следующего года на восточном побережье главного японского острова Хонсю. Разработчики этих операций исходили из вероятной перспективы потери до одного миллиона американских и до полумиллиона британских солдат и офицеров.

Вместе с тем, согласно сделанным расчетам, после капитуляции Японии для её оккупации потребовалось бы 23 дивизии или 800 тыс. военнослужащих. Отвечая на вопрос, не много ли это, члены “Белой команды” приводили следующие аргументы: “Особенностью Японии является то, что даже после капитуляции центрального правительства может быть продолжено сопротивление на местах в различных районах страны. Поступает информация о том, что в Японии объявлена мобилизация добровольцев, а потому надо быть готовыми к худшей ситуации”. Без участия СССР война принимала затяжной характер и тянулась бы еще 2 года! Потери японцев могли составить до 10 миллионов человек.

Хотя уже в начале 1945 года союзное командование прочно удерживало инициативу на Тихоокеанском театре военных действий, Япония не помышляла о прекращении войны. Она развернула подготовку к отпору наступления американо-английских войск на японских островах, а также к обороне в Корее и на северо-востоке Китая, решив превратить этот район в “неприступную крепость”.

Вступление в войну Советского Союза было выгодно для Соединенных Штатов, Англии, Китая и других стран, воевавших против Японии.

С военной точки зрения, выделение 800 тыс. военнослужащих для оккупации Японии едва ли создавало большую проблему. Проблема состояла в другóм. После капитуляции Германии и завершения войны в Европе в общественном мнении Соединенных Штатов усилились желания скорейшего возвращения американских солдат на родину. Как воспримут американцы продолжение войны?

Заботясь об общественном мнении, ближайшее окружение президента США Трумэна стало высказываться в пользу того, чтобы оккупировать Японию совместно с государствами-союзниками. Адмирал Леги считал, что следует максимально сократить число американских оккупационных частей и США не должны брать на себя основную ответственность в управлении Японией. Надо полагать, что составленная Леги записка “О сокращении участия американских военных в оккупации Японии и скорейшей демобилизации военнослужащих” отражала настроение Трумэна.

Получив эту записку, штаб ускорил разработку плана расчленения Японии на оккупационные зоны. Его создатели исходили из того, что в войне против Японии, кроме США, должны участвовать Великобритания, Китай, Франция, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия, Филиппины и ряд других стран. Кроме Великобритании, которая как ближайший союзник США рассматривалась естественным участником оккупации Японии, предполагалось привлечь также Китай. Принималось во внимание, что Япония, оправдывая свою агрессию, вела пропаганду о борьбе желтой расы с “белым империализмом”. Занятие китайской армией части территории Японии подрывало бы эту пропаганду и ослабляло “расовый характер” оккупации.

Перспектива участия СССР в войне против Японии создавала предпосылки широкого использования советских соединений для последующей оккупации части территории Японских островов. Однако американских политиков волновало, что в этом случае Советский Союз получит большие права в управлении Японией.

Между тем соображения военного характера заставляли американское командование настаивать на обязательном привлечении СССР к разгрому Японии. Военный министр США Стимсон в записке Трумэну от 2 июля 1945 г писал: “Начав вторжение, нам придется, по моему мнению, завершать его даже еще более жестокими сражениями, чем те, которые имели место быть в Германии. В результате мы понесем огромные потери и будем вынуждены оставить Японию”. Поэтому в ходе Берлинской конференции, несмотря на полученную информацию об успешном испытании в Америке атомной бомбы, Трумэн особо подчеркивал, что “США ожидают помощи от СССР”. В ответ И.В. Сталин заверил, что “Советский Союз будет готов вступить в действие к середине августа и он сдержит свое слово”.

Планами советского командования на Дальнем Востоке предусматривалось проведения Манчжурской наступательной, Южно-Сахалинской наступательной и Курильской десантной операций, а также высадки крупного десанта на остров Хоккайдо.

Десантная операция на этот остров должна была начаться с территории Южного Сахалина после его освобождения.

Двадцатого августа 1945 года И.В. Сталин подтвердил указание подготовить 87-й стрелковый корпус для участия в десантной операции на остров Хоккайдо. Маршал А.М. Василевский, выполняя указания Ставки Верховного Главнокомандования, отдал приказ командующим войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, Тихоокеанским флотом и Военно-Воздушными Силами на Дальнем Востоке быть готовыми к проведению операции на Хоккайдо к исходу 23 августа 1945 года.

К этому времени руководство Соединенных Штатов уже имело конкретный план оккупации японской метрополии вооруженными силами четырех государств – США, Великобритании, СССР и Китая.

При определении зон оккупации американцы исходили из того, что центральный район главного японского острова Хонсю с развитой инфраструктурой должен контролироваться США. Остров Кюсю предполагалось выделить Великобритании. Отсталые аграрные районы острова Сикоку предназначались для китайских войск.

Предполагаемая советская зона оккупации по площади даже превышала американскую. СССР должен был разместить свои воинские части не только на всем острове Хоккайдо (втором по величине среди Японских островов), но и занять северную часть Хонсю.

Однако обладание атомной бомбой побудило Трумэна вовсе отказаться от плана выделения для СССР зоны оккупации на Японских островах. Трумэн признавал в мемуарах: “Хотя я горячо желал привлечь СССР к войне с Японией, затем, исходя из тяжелого опыта Потсдама, укрепился во мнении не позволять Советскому Союзу принимать участие в управлении Японией. В душе я решил, что после победы над Японией вся власть в этой стране будет передана генералу Макартуру”.

Более того, в направленном 15 августа И.В. Сталину “Общем приказе № 1” о капитуляции японских вооруженных сил, Трумэн “забыл” указать, что японские гарнизоны на Курильских островах должны сдаваться войскам СССР. Это явилось сигналом того, что Трумэн может нарушить ялтинскую договоренность о переходе Курил к Советскому Союзу.

И.В. Сталин ответил сдержанно, но твердо, предложив внести в “Общий приказ № 1” следующие поправки: “Включить в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам все Курильские острова, которые согласно решению трех держав в Крыму должны перейти во владение Советского Союза. Включить в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам северную половину острова Хоккайдо, примыкающего к проливу Лаперуза, находящемуся между островом Сахалин и Хоккайдо. Демаркационную линию между северной и южной половиной острова Хоккайдо провести по линии, идущей от города Кусиро по восточному берегу острова до города Румоэ на западном берегу острова, с включением указанных городов в северную половину острова”.

Русские моряки через сорок лет вновь в Порт-Артуре. 1945 год.
(Порт-Артур был оккупирован Японией в 1905 году.)

Объясняя желательность получения района оккупации на территории собственно Японии, И.В. Сталин указал, что “это… имеет особое значение для русского общественного мнения. Как известно, японцы в 1919-1921 годах держали под оккупацией своих войск весь Советский Дальний Восток. Русское общественное мнение было бы серьезно обижено, если бы русские войска не имели района оккупации в какой-либо части собственно японской территории”. Свои предложения Сталин назвал скромными и выразил надежду, что они не встретят возражений.

Трумэн согласился “включить все Курильские острова в район, который должен капитулировать перед советскими войсками на Дальнем Востоке”. Что касается второго предложения по поводу занятия северной части Хоккайдо, то оно было отвергнуто Трумэном. Более того, он от имени американского правительства выразил желание “располагать правами на авиационные базы для наземных и морских самолетов на одном из Курильских островов, желательно в центральной группе”.

Не скрывая своего неудовольствия ответом Трумэна, И.В. Сталин в довольно резкой форме отказался предоставить США базы на Курилах, указав, что “требования такого рода обычно предъявляются либо побежденному государству, либо такому союзному государству, которое само не в состоянии защитить часть своей территории”. Тем самым было дано понять, что в соответствии с ялтинскими договоренностями СССР обладает правом распоряжаться Курильскими островами по своему усмотрению.

Но все же, 22 августа 1945 года в первой половине дня И.В. Сталин приказал маршалу А.М. Василевскому приостановить подготовку к высадке на Хоккайдо. А 27 августа начальник штаба Главного командования советских войск на Дальнем Востоке генерал-полковник Иванов разослал советским войскам и флотам приказ Верховного главнокомандующего Вооруженных Сил СССР “Во избежание создания конфликтов и недоразумений по отношению союзников категорически запретить посылать какие бы то ни было корабли и самолеты в сторону острова Хоккайдо.”

Так было принято решение “сделать оккупацию Японии исключительно американским предприятием”. А зря!

У России есть основания не только демилитаризовать японский Хоккайдо, но разместить на острове российские военные базы или вообще присоединить его к нашей стране. Вопрос территориальных претензий к Японии («южных территорий» – Хоккайдо) у России вполне актуален.

Думаю, для Японии будет убедительны такие меры как рассмотрение в российском парламенте вопросов об оккупации Японией «южных территорий» и геноциде айнов. А также назначение Дня «южных территорий» с автопробегами в этот день по Москве на джипах «УАЗ-Патриот» и развевающимися российскими флагами. Окончание автопробегов – соответствующий митинг у японского посольства.

К.А. Колегов,
Председатель Правления РОО «Славянское братство»,
Действительный член ВОО «Русское географическое общество»

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *