Политика Европейского Союза и ведущих европейских государств по снижению уровня нелегальной миграции

Стрелец М. АСтрелец М. А.

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

студент кафедры «Ракетные двигатели»

Научный руководитель: Бочарников И.В.,

д.полит.н., профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии» МГТУ им. Н. Э. Баумана

 

Основные причины миграции

Процессы резкого роста миграции характерны в настоящее время для всего человечества, но в особенности для промышленно развитых стран, где темпы демографического роста коренного населения снижаются, прослеживается ощутимый спад рождаемости, и, как следствие, усиливается влияние старения населения на рынок труда. В условиях глобализации гонимые нуждой мигранты стремительно перемещаются из стран со слаборазвитой или кризисной экономикой в благополучные государства. Неудивительно, что миграция стала актуальной, трудно решаемой проблемой в первую очередь для стран Европейского Союза.

На сегодняшний день аналитики выделяют пять основных групп причин миграции населения:

Экономические причины миграции

Большинство мигрантов в качестве повода для перемены места жительства называют стремление повысить свой уровень жизни. Люди выезжают в поисках лучшей работы, которая бы приносила им больший доход. Этим обусловлено массовое переселение арабов из Африки в Германию и Францию.

У себя на родине они вынуждены работать за копейки, поэтому даже самая низкая зарплата в развитых странах для выходцев из черного континента — весомый капитал.

Социальные причины миграции

Довольно распространены и социальные причины международной миграции. Брак между гражданами разных государств неизбежно приводит к переезду одного из супругов в другую страну. Российские и украинские женщины все чаще ищут мужа за рубежом, желая выехать из страны с нестабильной общественно-политической ситуацией и улучшить свой уровень жизни.

Культурные причины миграции

Желание приобщиться к истории и культуре предков, вернувшись на свою историческую родину, тоже становится причиной миграции населения. Так, Израиль, желая вернуть домой своих сыновей и дочерей, чьи родители ранее эмигрировали из страны, предлагает им получение гражданства на льготных условиях.

Политические причины миграции

Есть отдельная категория беженцев-мигрантов, покидающих родную страну из-за политических убеждений или преследований. После гражданской войны с первой волной эмиграции за пределами России оказались десятки тысяч русских, чьи политические взгляды не совпадали с доктриной большевистской власти. Среди них были писатель Иван Бунин и певец Федор Шаляпин, композитор Сергей Рахманинов и авиаконструктор Игорь Сикорский.

Военные причины миграции

Когда люди, спасая свои жизни, бегут от войны, мы имеем дело с военной миграцией. Тысячи беженцев в результате военных конфликтов в Ираке и Афганистане оказались в странах Европы, а боевые действия на востоке Украины спровоцировали поток беженцев в соседнюю Россию.

Нелегальная миграция

Нелегальная иммиграция в последние десятилетия стала неотъемлемой чертой развития европейских стран, несмотря на принятие законов, запрещающих незаконное пребывание и занятость иностранцев. Сегодня ни для кого не секрет, что нелегальные мигранты представляют собой угрозу национальной безопасности принимающих и транзитных стран, поскольку они не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и социальной защиты государства. Именно нелегальная миграция питает теневой сектор экономики, провоцирует обострение в обществе конфликтов на этнической почве, несет в себе угрозу ухудшения криминогенной и эпидемиологической обстановки и является питательной средой для ксенофобии и радикального национализма. Ежегодно транснациональные преступные сообщества незаконно вывозят около 1 млн. нелегалов. По некоторым оценкам, мировые доходы от контрабанды людей составляют 6–7 млрд. долларов в год. Тем не менее, нелегалы готовы пойти на всё, чтобы поселиться в Европе и устроиться на любую работу. Почему же работодатель идет на риск, нанимая нелегального рабочего без документов? Не потому, что мигрант работает лучше, чем кто-то другой, а потому что его труд стоит дешевле, он всегда послушен, никогда не откажется от работы, а если работодателю что-то не понравится, он просто выбросит нелегального работника на улицу.

Недовольство арабскими мигрантами во Франции и Германии, вылившееся в народные волнения и приведшее к человеческим жертвам, заставило Евросоюз всерьез изучить причины роста миграции и попытаться выработать контрмеры. Однако пока эта проблема не решена.

Угрозы массовой миграции

Запад создал условия для возникновения угроз собственной безопасности после уничтожения авторитарных, но стабильных режимов в Ираке и Ливии, ослабления режимов в Тунисе и Египте, развязывания гражданской войны в Сирии и появления экстремистского “Исламского государства” (ИГ).

Необходимо также отметить, что массовая миграция сопровождается гибелью беженцев. По информации Международной организации по миграции, число погибших в Средиземном море с начала 2016 года при попытке добраться до Европы достигло по состоянию на 28 мая 2016 года 1475 человек.

К основным угрозам, возможным вследствие неконтролируемой массовой миграции, следует отнести:

  1. 1.Угроза территориальной целостности государств. Механизм экспансии через изменение этнического состава населения является необратимой тенденцией глобализации мировой экономики. При этом смена этнического состава населения за сравнительно короткий период обычно приводит к росту межэтнических проблем и сепаратизму. Примером может служить отторжение Косово у Сербии, противоречия с требованиями албанцев, проживающих в Македонии, превратить западную часть страны в самостоятельную территорию.
  2. Угроза распространения терроризма. Она возникает вследствие того, что мигранты часто выступают в роли перевозчиков “живого товара”, наркотиков, оружия и различной контрабанды. Так, согласно заявлению министра высшего образования Ливана Ильяса Бу Сааба, около 2 % беженцев из Сирии, которые направляются в страны Евросоюза, являются членами террористической группировки “Исламское государство”. Не исключено, что несколько тысяч боевиков этой организации целенаправленно едут в Европу для создания сети нелегальных резидентур и подготовки масштабных терактов на континенте. В свою очередь, угроза терроризма провоцирует социальные настроения ксенофобии, широкую общественную поддержку праворадикальных, националистических политических сил и движений.
  3. Угроза трансформации существующей системы международных отношений в Евросоюзе. В условиях массовой миграции ряд стран – участниц ЕС вопреки решениям Европарламента и Еврокомиссии предпринимают шаги по недопущению беженцев на собственную территорию. Так, Австрия и Словакия ввели в сентябре 2015 года погранконтроль на своих границах с Венгрией, что нарушает один из базовых принципов Шенгенской системы – открытость и прозрачность внутренних границ. Польша заявила, что она не готова принять беженцев с Ближнего Востока в рамках установленных квот, так как ожидает беженцев из Украины.

Таким образом, под угрозой оказалось само существование Евросоюза. Как заметил федеральный канцлер Австрии Вернер Файманн, “необходимы активные и скоординированные усилия для борьбы с проблемой беженцев, бездействие же грозит не только европейской идее, но и всему проекту под названием Европейский союз”.

  1. Политическая нестабильность. Неконтролируемая миграция оказывает влияние на политическую стабильность европейских стран, так как общественная и политическая активность мигрантов и этнический сепаратизм существенным образом ограничивают функциональность социальных, правовых и политических институтов. Политизация миграционных процессов выражается в стремлении переселенцев выдвигать и отстаивать собственные социально-экономические, политические и культурные интересы посредством создания политических партий и движений, в том числе и радикальных. Среди выдвигаемых ими требований – предоставление равных прав с коренным населением, в том числе права на самобытное этнокультурное развитие, участие в местных выборах, облегчение процедуры получения гражданства, и т. д.

Таким образом, политизация миграционных процессов в современной Европе несет в себе значительный конфликтный потенциал и угрожает европейской идентичности и стабильности на континенте.

  1. Рост экономической и социальной напряженности. Массовое неконтролируемое переселение иностранных граждан в благополучные европейские государства зачастую ухудшает там социальную обстановку, способствует развитию “теневой” экономики, создает неконтролируемую ситуацию и угрозу национальному рынку труда. В силу своей природы нелегальная миграция вступает в тесные связи с нелегальным бизнесом, а следовательно, смыкается с организованной преступностью, которая, в свою очередь, заинтересована в потоке мигрантов как в источнике существенных доходов.
  2. Деформация этнодемографической структуры населения. В условиях интенсивной миграции кардинально меняется этнический состав населения многих стран и крупных городов. Официально сейчас в странах ЕС проживают 18,4 млн. иммигрантов, или всего около 5 % населения. Однако с учетом нелегальных мигрантов и натурализовавшихся иностранцев их, по оценкам западных специалистов, намного больше – от 25 до 29 млн. человек.

Таким образом, изменение этнического состава населения крупных городов и стран – необратимая тенденция глобализации мировой экономики. Этот процесс приводит к росту межэтнических проблем. Так, косовский кризис, интерпретировавшийся в начале 80-х годов как внутриполитический и идеологический, быстро перерос в этнический конфликт между албанцами и сербами.

В целом национально-этнические конфликты, агрессивный национализм, принимающий вооруженные формы сепаратизм являются разрушительной силой для гражданского общества европейских стран.

  1. Угроза распространения эпидемий и заболеваний. Население континента опасается эпидемий холеры и других заболеваний, которые беженцы могут принести с собой. Даже Международный Красный Крест не в состоянии сейчас определить, сколько среди них больных и каков полный список возможных заболеваний, переносимых мигрантами. Ведь плотный поток нелегалов не позволяет регистрировать больных, тщательно проводить их медосмотр, так как медики не успевают делать анализы. В больницы попадают лишь люди с явными признаками заболевания.

Таким образом, в условиях геоэкономического кризиса фактор неконтролируемой нелегальной миграция остается серьезным вызовом европейской и международной безопасности. Он оказывает негативное влияние на экономическое и социальное благополучие стран Евросоюза, способствует росту контрабанды оружия, боеприпасов и ВВ, незаконному обороту наркотиков, террористическим и экстремистским проявлениям, росту преступности, расширению подпольного рынка труда, распространению опасных инфекционных заболеваний, деформации этнодемографической структуры обществ, оживлению сепаратистских настроений и нарастанию внутриполитической нестабильности.

Меры по снижению потоков нелегальных мигрантов

Власти Европейского Союза начали предпринимать ряд действий для снижения нелегальной миграции.

Проведение в Евросоюзе законодательных реформ, которые поставили бы заслон нелегальным мигрантам. Среди других путей премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предлагает оказание помощи странам, из которых прибывают иммигранты, ограничение потока экономических иммигрантов при действительной поддержке беженцев, спасающихся от войны. Кроме того, королевство готово направить в международные воды между Северной Африкой и побережьем Италии военный корабль для борьбы с перевозчиками, незаконно осуществляющими переправку экономических мигрантов и беженцев в страны ЕС.

Аналогичной позиции придерживается Германия, правительство которой приняло в сентябре 2015 года решение о расширении участия бундесвера в операции Евросоюза по борьбе с нелегальными перевозчиками беженцев в Средиземном море. В будущем в них планируется задействовать до 950 военнослужащих бундесвера, которые получат право останавливать и уничтожать суда нелегальных перевозчиков (до сих пор операции ЕС в Средиземном море ограничивались сбором информации и спасением беженцев с кораблей, потерпевших крушение).

Кроме того, руководитель Мюнхенской конференции по безопасности, известный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер призвал правительство ФРГ в свете миграционного кризиса созвать международную конференцию по Ближнему Востоку с участием России и Ирана с целью создания платформы для выстраивания новой архитектуры безопасности на Ближнем Востоке.

Мирное урегулирование конфликтов и создание в странах региона приемлемых для населения социально-экономических условий, что исключило бы масштабные миграционные потоки беженцев. В противном случае велика вероятность превращения Европы в Еврабию, источник нестабильности и даже вооруженных конфликтов.

Принято решение об открытии до конца ноября с. г. центров по приему и регистрации беженцев на внешних границах ЕС и об их усилении за счет значительного расширения ресурсов, имеющихся в распоряжении европейского агентства по контролю границ “Фронтекс”, а также агентства по координации действий полицейских структур – Европола. В центрах по предоставлению убежища, которые планируется создать в Греции и Италии, сотрудники и эксперты агентства “Фронтекс”, Европейского офиса по вопросам убежища и Европола будут помогать идентифицировать, регистрировать и снимать отпечатки пальцев мигрантов при их въезде в ЕС. Эти меры должны быть подкреплены созданием действенной системы возврата мигрантов, не имеющих права на получение убежища. К концу года Еврокомиссия должна также представить проект создания эффективной системы охраны границ ЕС.

Кроме этого, участники саммита пришли к пониманию необходимости урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Так, в итоговом заявлении отмечается, что требуется “предпринять новые международные усилия” для стабилизации ситуации в Сирии, которая является одной из основных стран-источников миграции, и Ливии, превратившейся в ключевой транзитный пункт для беженцев из Северной и Экваториальной Африки, направляющихся в ЕС. При этом президент Франции Олланд и канцлер Германии Меркель подчеркнули, что Евросоюз должен сотрудничать с Россией, Ираном и странами Персидского залива для проведения новой мирной конференции в женевском формате для прекращения войны в регионе.

Министры внутренних дел 28 стран Евросоюза путем голосования одобрили на экстренном заседании в Брюсселе предложение Еврокомиссии о распределении между европейскими странами дополнительных 120 тыс. мигрантов из числа прибывших в Грецию, Италию. Против такой системы квот выступили Чехия, Словакия, Венгрия и Румыния, а Финляндия воздержалась. Однако такое решение по квотам, согласно европейским юридическим нормам, является обязательным, и эти страны обязаны его выполнить. При этом Великобритания, Ирландия и Дания не обязаны участвовать в этой схеме, и берут на себя добровольные обязательства по приему беженцев (эти государства при вступлении в Евросоюз поставили условием не участвовать в общей миграционной политике).

Окончательную систему квот Еврокомиссия и Европарламент на законодательном уровне внесли на рассмотрение Евросоюза в 2016 году. Кроме того, Еврокомиссия должна сформулировать в ближайшей перспективе предложения по долгосрочному выходу из миграционного кризиса.

В заключении следует отметить, что в современных условиях миграция превратилась, пожалуй, в один из наиболее значимых структурных элементов экономики большинства стран, и в том числе стран Европейского Союза. Проживающие за рубежом сообщества мигрантов объединяются в хорошо организованные, устойчивые сети, соединяющие страны происхождения и страны приема. В рамках глобальных сетей осуществляется циркуляция финансового, культурного и человеческого капиталов, а также информации и идей. Миграция стала не только неотъемлемой частью современной системы европейского хозяйства, но также мощным источником его развития. Необходимо формировать такую миграционную политику, которая позволяла бы в полной мере воспользоваться потенциальными экономическими выгодами от миграции, параллельно решая связанные с нею социальные и политические проблемы. Легальная иммиграция играет важную роль в укреплении в Европе экономики, основанной на знаниях, и в экономическом развитии.

Список литературы:

  1. М.: Красная звезда. — 120 c. — ISSN 0134-921Х. Зарубежное военное обозрение — ежемесячный информационно-аналитический иллюстрированный журнал Министерства обороны России (издательство «Красная звезда»)
  2. Похищение Европы 12.04.2016 “Петровский мост”. Юрий Бакланов // Политика

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *